Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 5 (119)'10 - Обновлённая библиотека
«Поэзия прекрасных зал…»

Галина Васильевна Михеева, ведущий научный сотрудник отдела истории библиотечного дела РНБ, профессор, доктор педагогических наук,  заслуженный работник культуры РФ

Людмила Борисовна Вольфцун, старший научный сотрудник отдела истории библиотечного дела РНБ, кандидат исторических наук


Императорская Публичная библиотека создавалась на протяжении многих лет. Это относится не только к её фондам, но и к самим зданиям и помещениям, предназначенным для их хранения.

Сознание того, что Библиотека является сокровищницей, диктовало и соответствующее отношение к залам и интерьерам, в которых читатель должен был чувствовать гармонию и красоту. В залах стояла специально изготовленная мебель, они были украшены скульптурами, картинами, старинными вазами, стенными и напольными часами. «Поэзия истоков науки, рукописей, книг, поэзия прекрасных зал (произведений искусства самих по себе), всего живого и вечного, … делало Библиотеку таким неповторимым организмом».1
Закладка здания Библиотеки по проекту знаменитого архитектора К. И. Росси состоялась 28 июня 1828 г. Детальную разработку проекта строительства по генеральному плану Росси осуществлял штатный архитектор Библиотеки А. Ф. Щедрин; 21 июля 1828 г. его проект получил полное одобрение Росси, который писал: «Расположение залов для помещения шкафов и их постановления сделано очень удобно, и притом для отправления библиотекарями их должностей будет сохранен красивый и величественный вид».2
В 1833 г. строительство корпуса Росси было окончено, к 1835 г. завершилась внутренняя отделка помещений. Щедриным были созданы обширные залы, не загромождённые колоннами или пилонами, с удобными проходами к шкафам. Деревянные винтовые лестницы вели на галерею верхнего этажа. Впоследствии специалисты чрезвычайно высоко оценили планировку внутренних помещений как с художественной стороны, так и с точки зрения функциональности и отметили, что эти помещения «составляют один из лучших в мире образцов библиотечных зал. Высокие, светлые, просторные, с лёгкими галереями вдоль уставленных шкафами стен, эти залы производят чарующее впечатление, тем более, что корешки книг, стоящих в открытых шкафах, превосходно использованы как элемент художественного оформления».3 Следует отчётливо осознавать, что в связи со структурой, существовавшей в Библиотеке в тот период, эти помещения, называемые залами, предназначались прежде всего для хранения фондов, и предусматривались только отдельные их посещения для учёных занятий.
Однако уже к началу 1850-х гг., по мере роста фондов, создания их каталогов, потребовались упорядочение построенных залов и приведение их в соответствие с их назначением. С 10 мая 1851 г. по 2 января 1852 г. Библиотека была закрыта для читателей в связи с ремонтом. По его завершении М. А. Корф писал министру Императорского Двора: «К концу минувшего года Императорская Публичная библиотека обновилась внутри и извне, от фундамента до крыши».4 Были заменены полы — вместо еловых дощатых был настелен паркет. Старые шкафы починили и покрыли краской под ясень и отлакировали; новую мебель изготовили из ясеневого дерева.
Зал XIII — зал барона Корфа. Ранее здесь находилось отделение «Россика». Недалеко от входа в почти квадратный зал находились специальные шкафы, украшенные сверху фигурами двуглавого орла, со стеклянными дверцами с обеих сторон. В одном из них хранились издания ИПБ и всё, что было напечатано о Библиотеке от её основания, включая период директорства М. А. Корфа. В другом находился каталог отделения. Вокруг стен шла лёгкая галерея, которая через внутренние двери соединялась с соседними XII и XIV залами. При ремонте 1851 г. на галерее была пробита дверь в XIV зал, что позволило уменьшить количество приставных лестниц и высвободить место.
В XII и XIV залах располагалось Историческое отделение. Зал XII с 1835 г. по повелению Николая I назывался Ларинским в честь московского купца первой гильдии П. Д. Ларина, завещавшего значительную сумму на нужды просвещения. В конце зала находился портрет основательницы ИПБ Екатерины II работы выдающего художника Д. Г. Левицкого, пожалованный императором.
В этом зале находилась основная часть Исторического отделения и значительное число роскошных изданий с эстампами. В отличие от принятых в западных библиотеках правил не выставлять подобные раритеты, ИПБ стала экспонировать их и открыла к ним доступ публики. В «Путеводителе…» по ИПБ за 1852 г. отмечалось: «… всему разложенному на столах есть тут же и особый рукописный каталог, и что по вторникам нелегко отвлечь посетителей от этих приманчивых столов, где находят пищу своему любопытству и учёный, и артист, и военный, и светский человек, и дама, и даже дети».5
С 1857 г. этот зал был отведён для художников. «На огромном столе, назначенном для специальных занятий, каждый с удобностию может раскладывать книги и портфели самого большого формата и рисовать с них, для чего сделаны и особые пюпитры».6
В симметрично ему расположенном зале XIV вдоль стен по левую сторону стояли шкафы с многотомными изданиями, мемуарами и уникальной коллекцией мазаринад. По правую — располагались ценнейшие инкунабулы, которые после создания в 1857 г. специального помещения — «готической комнаты» или «Кабинета Фауста», были перенесены туда. В XII и XIV залах были также устроены четыре витрины пирамидальной формы, украшенные сверху копиями с античных статуй. В XIV зале находились и первые карточные каталоги ИПБ — алфавитный и систематический Исторического отделения.
Такое назначение залов сохранялось до начала 1930-х гг. Резкий рост числа читателей, изменение их состава, профессиональной и общеобразовательной подготовки потребовали изменения структуры обслуживания и перехода к дифференцированной системе обслуживания. Отраслевое обслуживание научных работников и специалистов началось в Публичной библиотеке с 1939 г., когда были открыты научный и общий читальные залы. К этому времени основные фонды Исторического отделения и «Россики» были переданы в состав Отдела фондов и обслуживания, а в XII и XIV залах оставлены подсобные фонды Общих читальных залов (в одном — литературы гуманитарного профиля, в другом — естественно-научной, технической и медицинской литературы).
В связи с открытием в сентябре 1950 г. обслуживания в здании на наб. р. Фонтанки, д. 36, и переводом туда Общих читальных залов XII и XIV залы с 1951 г. стали функционировать как научные читальные залы соответствующих отраслевых профилей.

1 Люблинская А. Д. Письмо В. С. Люблинскому от 27 декабря 1942 г.
2 Китнер И. Здания Государственной Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде: (ист. справка). — Л., 1953. — С. 18.
3 Пащенко Ф. Н. Архитектура и строительство библиотечных зданий. — М., 1941. — С. 9.
4 Корф М. А. Десятилетие Императорской Публичной библиотеки (1849–1859). — СПб., 1859. —
С. 14.
5 Путеводитель по Императорской Публичной библиотеке. — СПб., 1852. — С. 104.
6 Путеводитель по Императорской Публичной библиотеке. — СПб., 1860. — С. 54.

С авторами можно связаться:
mikheeva@nlr.ru
shevtsov@nlr.ru


Историческая справка о комплексе зданий Российской национальной библиотеки.
Historical information about the buildings of the Russian National Library.
Российская национальная библиотека, история, архитектура
Russian National Library, history, architecture


Тема номера

№ 16 (370)'20
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы