Гульнара Сурхуновна Шосаидова, заведующая сектором искусств Крымского республиканского учреждения «Юношеская библиотека», г. Симферополь
Наталья Беляева, главный библиограф Крымского республиканского учреждения «Юношеская библиотека», г. Симферополь
Помните, у Грина в «Бегущей по волнам»: «человек хочет остаться собой и быть всем»? Это как раз про нашу целевую аудиторию — старших подростков и юношество. Умных, гибких, мобильных, неуспокоенных, прагматичных и …таких ранимых.
Что ещё отличает нынешних молодых? По мнению специалистов такой отличительной особенностью является их «клиповое сознание», воспитанное экранной культурой. Для него характерны фрагментарность восприятия, неумение сосредоточиться, осмыслить увиденное и услышанное.
Работать с такой аудиторией библиотекарю непросто, особенно если учесть наличие конкурентной среды, как информационной, так и досуговой. Библиотека должна быть гибкой, оперативно реагировать на изменения потребностей молодых, вовремя обновлять и модернизировать свои ресурсы. А продемонстрировать эти ресурсы нам, библиотекарям, помогают выставки литературы. На них-то мы и сделали главный акцент. Причём, помня о свойственных молодым людям особенностях восприятия, стараемся сделать эти выставки нетрадиционными, необычными, широко используем так называемые айс-стопперы.
Зачастую такими цепляющими глаз деталями становятся предметы, превращающие книжные выставки в выставки-инсталляции. Важно при этом помнить: в оформлении не должно быть ни одного случайного предмета, и все они вместе не должны заслонять собой книгу.
Например, книжно-музейные уголки. Занимая очень незначительное место в помещении библиотеки, они производят сильное впечатление. Вся смысловая нагрузка при оформлении такого уголка ложится на детали. Во время презентации книги В. Мельникова «Им не вручали повесток» таковыми предметами стали патроны, военный планшет, соседствующие с перьевой ручкой, чернильницей, пионерским галстуком и куклой. На выставке «Долгая дорога домой», посвящённой депортации народов Крыма, — колючая проволока, засохшее дерево, переписанный от руки в школьную тетрадку Коран, горсть риса, кусочек сахара. Немаловажное значение в оформлении имеет и цветовая гамма — рогожка, покрывающая стол; чёрная драпировка угла с ярко-красным вкраплением, символизирующим огонь домашнего очага ,огонь войны, вечный огонь в память о погибших.
Интересны такие уголки ещё и тем, что создавая их, мы обращаемся к нашим читателям, просим их предоставить для выставки письма, фотографии, предметы из их личных коллекций. Таким образом, молодые люди оказываются эмоционально вовлечены в процесс подготовки выставки, становятся нашими соавторами. Кроме того, на этих выставках размещаются читательские сочинения, анкеты, тесты, на которые можно тут же ответить.
Широко распространено заблуждение, что сделать выставку на хорошо известном, популярном материале не составляет труда. Мы убедились в обратном: попробуйте-ка удивить там, где удивляться, вроде бы, и нечему, где все уже сказано.
Выставка «Булгаковские лабиринты» — это как раз такой случай. Мы решили показать противостояние добра и зла, тьмы и света. Соответственно подбирался и предметный ряд. Размещались же эти предметы как на стеллаже, так и в рамках на стенах. Почему именно рамки? Они помогают отразить образ литературного героя, обрамляют «портрет» вещи, портрет эпохи. Так, для Маргариты была выбрана ярко-жёлтая рамка, в которой разместились знаменитые жёлтые цветы, бусы, баночка с волшебным кремом. Рамка Воланда — ярко-красная с беретом, плащом, портсигаром и тростью. Идею прощения символизирует рамка с Библией и «мучительным» платком. Выставка пользовалась таким успехом, что решено было расширить её, сделав «окно» в булгаковскую Москву с её «нехорошей квартирой». Это ещё раз доказывает, насколько мобильны и вариативны подобные нестандартные выставки.
Несмотря на не совсем обычную форму, все составляющие выставок — название, цитата, обращение к читателю — сохраняются в любом случае. Относится это и нашему «Осеннему ноктюрну», раскрывающему тему осени в живописи и литературе и тему женщину в осени. Символическое окно из рамок, иллюстрации на стенах, на осенних листьях — стихи молодых авторов, найденные в Интернете. На парковой скамье — оставленный плащ, рядом зонт с капельками дождя. Здесь же сборники стихов поэтов-классиков. А всё это вместе — светлая печаль и грусть. «И пока эта осень длится, есть надежда, что смерти нет». Такая вот выставка-настроение.
Совсем другое настроение у новогодней выставки. Теперь стёкла наших «окон», обрамлённых сосульками, покрывает морозный узор. Разбросанные по рамкам снежинки со стихами создают эффект падающего снега. За каждым «окном» — история жизни и любви, встреч и расставаний, да и просто зимней сказки. Выставка называлась «Очарованы зимою». Обращение к читателям было напечатано на смешных варежках. На усыпанной снегом скамье — еловая лапа, шапочка и шарф, а в мешке Деда-Мороза — книги о зиме, Рождестве, новогоднем празднике.
Выставку «Светло грустит романс» мы разместили… на пианино. Крышка открыта, и создаётся иллюзия, что последний аккорд только что затих. Слегка отодвинутый стул, небрежно брошенная шаль, а на клавишах — роза, как знак признательности восхищённого слушателя. Книги, ноты, диски, фотографии — всё это свидетельства одной большой истории любви. Сборник нот раскрыт на романсе «Я помню чудное мгновенье», а книги раскрыты на тех страницах, где рассказывается об истории создания романса, с фотографий смотрят лица А. Керн и её дочери,
А. С. Пушкина и М. Глинки. Выставка проиллюстрирована репродукциями картин как известных, так и совсем молодых художников.
Мы попробовали пойти на поводу у наших читателей и организовали выставку-презентацию сайта «Ромео и Джульетта». Мы полностью сохранили стилистику и цветовую гамму главной страницы сайта, «перенеся» его на стеллаж. Разделы выставки соответствовали разделам сайта: литература, музыка, кино, театр, музей. Но на нашей выставке книгу можно было взять в руки, посмотреть и полистать; можно было прочесть письмо Джульетты, обращенное к её ровесникам из ХХI века. Восставшие со страниц шекспировской трагедии герои (в буквальном смысле, ибо фигурки были вырезаны из бумаги) протягивали руки не только друг другу, но и нам, напоминая, что любовь неподвластна ни времени, ни пространству.
На Международной конференции в Судаке прозвучала фраза: «Выставка — это прежде всего фантазия». Полностью соглашаясь с ней, от себя добавим, что выставка — это способ общения библиотекаря с читателем. И насколько это общение будет глубоким и интересным, зависит только от нас.
С автором можно связаться:
info@kryub.in.ua
Статья о нестандартных библиотечных выставках, нацеленных на молодежную аудиторию.
Gulnara Shosaidova, NataliaBelyaeva. The article tells about the non-standard library exhibitions aimed at young people.
Выставочная деятельность библиотек, работа с молодежью, пропаганда чтения
Exhibition activity of libraries, work with youth, promoting reading