Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 4 (118)'10 - Пространство культуры
«Волшебное зеркало» Мариуса Петипа

Юлия Анатольевна Полубнева, заведующая сектором фотодокументов комплексного отдела иконографических материалов Российской государственной библиотеки по искусству, Москва


Семейство Петипа — сам великий артист и балетмейстер Мариус Иванович Петипа, его дети и внуки — внесли неоценимый вклад в национальную сокровищницу балетного и драматического искусства


Российская Государственная библиотека по искусству со дня своего основания в 1921 году является хранителем замечательной коллекции иконографических материалов. Основой фонда послужило собрание изобразительных документов из архива Императорского Малого театра. Затем фонд пополнялся частными коллекциями. Одной из частей этого собрания является коллекция фотографий.
Коллекцию составляют фотографии, попавшие в библиотеку из самых разных источников — в основном из частных собраний. Большая часть коллекции — это, конечно, театральные фотографии, так как первоначально РГБИ была Театральной библиотекой.

История коллекции
Хранителем этого специализированного фонда является Комплексный отдел иконографических материалов (отдел иконографии). Основателем этого отдела являлся П. П. Пашков — талантливый график и живописец, который начал собирать в библиотеке иллюстративные материалы, необходимые для оформления спектаклей. В отделе иконографии под руководством П. П. Пашкова работали талантливые и обладающие отличным художественным вкусом сотрудники. Одной из таких ярких личностей была Екатерина Свеновна Куликова (1918–1994). Отец её, Свен Владимирович Гро, инженер, после революции уехал в Швецию, дальнейшая его судьба на данный момент не известна. Мать, Елена Николаевна (в девичестве Кожина), вышла замуж во второй раз за присяжного поверенного Фрешкопа Ивана Абрамовича. Кожины — потомственные дворяне.
Очень интересна судьба брата Елены Николаевны — Кожина Сергея Николаевича, который был архитектором. Он родился в 1898 году. В РГБИ хранится свидетельство об окончании им дополнительного класса Московского Реального Училища (все оценки — «хорошо» и «отлично»). В 1921 г. Сергей Николаевич поступил во ВХУТЕМАС на Архитектурный факультет. В годы своего учения там он путешествовал по Европе, в частности по Италии. В РГАЛИ хранятся письма разным адресатам, рассказывающие о его впечатлениях об этом путешествии, и дающие представление о круге его общения, в который входили, например, А. Я. Таиров, А. Г. Ко­онен (одно её письмо, адресованное Сергею Николаевичу, хранится в РГБИ), актёр Камерного театра Н. М. Церетелли. Сергей Николаевич состоял на службе в Академии архитектуры заместителем руководителя кафедры архитектурного проектирования. В 1941 г. Сергей Николаевич был мобилизован на фронт, где попал в окружение, а затем в плен. Лагерь, в котором он находился, был освобождён американскими военными силами, и Сергей Николаевич оказался в Америке, где и жил до конца своих дней и работал в бюро архитектора Нейтра. В Россию он больше не вернулся. Обращаю особое внимание на этого человека, почему — станет ясно позже.
Екатерина Свеновна получила хорошее домашнее образование, она с детства знала французский язык, как и все члены её семьи. Она росла и воспитывалась в среде московской художественной интеллигенции, где, вероятно, и познакомилась с П. П. Пашковым, который привёл её в Театральную библиотеку.
В ГЦТ она работала с 1940 г. всю жизнь и сделала очень много для формирования, сохранения и научной атрибуции фонда отдела иконографии. Фонд бытовой фотографии XIX в. почти полностью атрибутирован ею.
Велик её вклад в библиографическое обслуживание читателей. Она работала с очень многими художниками, которые являются теперь признанными мастерами. Среди них — художники по костюму О. С. Кручинина, Л. Ю. Нови (с ней Екатерина Свеновна работала над фильмом «Андрей Рублёв», консультантом по костюму которого была М. Н. Мерцалова). Екатерина Свеновна помогала М. Н. Мер­цаловой в работе над её «Историей костюма всех времен и народов». Она успела сделать с ней только первый том, в котором есть благодарность Екатерине Свеновне за помощь и предоставление материала. М. Н. Мерцалова всегда говорила о ней с искренним восхищением. Совсем юным студентом пришёл в ГЦТБ Вячеслав Зайцев, которого Екатерина Свеновна взяла под свою опеку, и который до сих пор очень тепло о ней вспоминает. Екатерина Свеновна была консультантом многих спектаклей и фильмов.
В годы Великой Отечественной войны в ГЦТБ работали всего три человека, в их числе Екатерина Свеновна. Они трудились в очень тяжёлых условиях, но сумели сохранить фонд и предоставить возможность читателям пользоваться библиотекой.
По традиции фонд Театральной библиотеки пополнялся частными коллекциями и, с момента основания библиотеки, её сотрудники приносили сюда свои архивы. Екатерина Свеновна явилась продолжателем этой традиции и передала библиотеке много фотографий и других материалов из своего личного архива. В том числе — фотоархив семьи Петипа, который является очень интересной и мало изученной коллекцией театральных фотографий — это примерно 400 ед. хранения, хронологический охват которых составляет около ста лет — начиная с 1860-х гг. и заканчивая 1960-ми гг. Это не полный фотоархив, а та его часть, которая находилась у Ксении Константиновны Петипа-Чижовой, внучки М. И. Петипа.
Данный фотоархив включает в себя фотографии почти всех членов семьи Петипа, начиная с самого Мариуса Ивановича Петипа (1818–1910), русского артиста и балетмейстера, и заканчивая фотографиями их гувернантки и кормилицы. А между ними — многочисленные фотографии детей и внуков М. И. Петипа. У него было девять детей, и все они были артистами балета или драматическими актёрами.

Мариус Иванович Петипа
Начать свой рассказ в фотографиях о семействе Петипа необходимо, конечно же, с главы семьи Мариуса Ивановича Петипа, француза по происхождению, но русского по вкладу в национальную сокровищницу балетного искусства. В этом собрании есть несколько его фотографий в разные годы жизни.
Вторая половина XIX века в истории русского балета — это эпоха Петипа. Его балеты «Спящая красавица», «Раймонда», «Лебединое озеро» (в соавторстве с Л. Ивановым), «Баядерка», «Дон Кихот» (в хореографической версии А. Горского) танцевальные фрагменты из «Пахиты», «Корсара», «Эсмеральды», «Конька-Горбунка», танцы из «Царя Кандавла», «Арлекинады» и других балетов, им созданных, украшали репертуар многих театров.

Мариус Мариусович Петипа
Старший сын Мариуса Ивановича — Мариус Мариусович Петипа (1850–1919) (это его сын от Терезы Бурден), был также и старшим представителем театрально-драматической линии этой семьи. Почти полвека он выступал на драматической сцене. В 1870 г. он начал свои выступления в провинции, затем в 1875–1886 гг. был премьером Александринского театра. Но основная часть его творческой жизни прошла в провинции, хотя в 1890–1891 гг. он играл в Москве, в театре Е. Н. Горевой, а с 1914 по 1916 состоял в труппе Московского Камерного театра.
«Всё, что он играл, было блестяще — “Свадьба Фигаро”, “Сирано де Бержерак”, “Гувернёр” и фарсы “Маменькин сынок” и др., переведённые с французского, — всё это было легко, сверкало и пенилось. Он красиво носил костюм и умел одеваться. В пьесах, которые он ставил, давал интересные и не шаблонные мизансцены. Он сам делал рисунки костюмов для актеров и актрис», — пишет о нём С. Дурылин в своей монографии, посвящённой Н. М. Радину.1
Любимец нескольких театральных поколений, Мариус Мариусович Петипа всегда пользовался успехом и не знал старости. Здесь представлена фотооткрытка, на которой изображён Мариус Мариусович в роли Тартюфа. «Смех вне задачи Петипа в роли Тартюфа. Его Тартюф зол, потом умён, а эти два качества смеха не вызывают», — пишет Дурылин.

Мария Петипа
Далее следуют фотографии дочери Мариуса Ивановича Петипа от первого брака с Марией Суровщиковой — Марии Мариусовны Петипа (1857–1930).
К артистической деятельности Марию готовили с ранних лет, сначала с ней занималась мать, потом отец, затем она стала ходить в училище и систематически заниматься в классе Х. П. Иогансона. Она не была сильна в классических танцах, но в характерных танцах у неё не было соперниц. Семнадцатилетней балериной в 1875 г. она дебютировала в балете «Голубая георгина». Как пишет о ней в своей «Истории танца» Сергей Николаевич Худеков: «Она танцовала больше руками и преимущественно стреляла глазами. Весёлая по природе, красивая артистка с постоянно приятною и симпатичною улыбкою была всегда очень оживлена и энергична на сцене».2 Худеков пишет также о том, что среди балетных артисток Мария Петипа оставила после себя самое большое количество фотографий.
«Счастливая “сценическая судьба”, прекрасная фигура, поддержка знаменитого отца сделали её незаменимою исполнительницей характерных танцев, перворазрядною балериной, разнообразной в своём репертуаре. [….] То венгерка (“Лебединое озеро”, “Коппелия”), то бедуинка (“Зорайя”), то испанка (“Раймонда”), то итальянка (“Наяда и рыбак”), то полька (“Жизнь за царя”) – всегда очаровательная, темпераментная, красочная», — читаем мы в «Материалах по истории русского балета»
М. Борисоглебского.3
В 1926 г. она уехала в Париж, где умерла «после двух ударов паралича и буйного помешательства». Все авторы, писавшие о балете, отмечают очень привлекательную внешность, темперамент и пластичность Марии, её отличное исполнение характерных танцев. Мария Мариусовна прожила долгую сценическую жизнь — она прослужила вместо положенных 20, целых 30 лет и публика ей всегда рукоплескала, не только в России, но и за границей (так, в Париже она получила редкое отличие — Орден Академических пальм — награду Франции за заслуги в образовании, науке и культуре).

Любовь Савицкая
Второй женой М. И. Петипа была Любовь Леонидовна Савицкая (1854–1919), танцовщица московского и петербургского балета, дочь известного трагика Леонида Львовича Леонидова, служившего в Малом театре. Она обучалась в Москве в Театральной школе, после замужества была переведена в Петербург, где и вышла на пенсию в 1888г. Так пишет об этой паре дочь Вера Мариусовна: «Отец был значительно старше её: ему было пятьдесят пять лет, а ей — девятнадцать. Характеры у них были совершенно различные. Отец — очень подвижный, углублённый в свою работу, пунктуальный, весь в своём искусстве, которое он боготворил, без которого тосковал во время отдыха. Мама — очень живая, непосредственная, пунктуальности никакой, вся в настроениях, вне времени, очень рассеянная и с большим юмором. Их разговор часто вызывал у нас, детей, дружный смех — так они были противоположны, но это не помешало им прожить вместе много лет и любить друг друга. Мать вносила в нашу нервную и напряжённую театральную атмосферу струю освежающей непосредственности увлекательного юмора».
И очень хочется привести здесь ещё одну цитату: «…темперамент Любови Леонидовны был, несомненно, вулканического свойства. Она могла, когда спешила, в гневе треснуть зонтиком по спине любого невинного, попавшегося ей на дороге», — вспоминает Елизавета Павловна Гердт, балерина Мариинского театра. Вот такая своенравная девушка, затем уже дама и предстаёт перед нами на фотографиях.

Надежда Петипа
У Мариуса Ивановича и Любови Леонидовны было пятеро детей — Надежда, Виктор, Любовь, Евгения и Вера. Рассказ об их детях начнём со старшей дочери Надежды. И в этом месте моего повествования встречаются две большие семьи — семья Петипа и семья известного скульптора Матвея Афанасьевича Чижова (1838–1916).
Надежда Мариусовна Петипа (1874–1945), артистка балета Мариинского театра, вышла замуж за сына Матвея Афанасьевича — Константина Матвеевича Чижова. Обоим им было по 18 лет, и как для Мариуса Ивановича, так и для Матвея Афанасьевича это явилось большим сюрпризом. Но гармония была быстро восстановлена и, как вспоминает племянница Константина Матвеевича: «А затем Мариус Иванович и дед подружились, часто проводили время вместе в долгих беседах на ломаном русском (Мариус Иванович) и ломанном французском (дед) языках»
Читаем в Материалах по истории русского балета М. Борисоглебского: «Надежда Мариусовна окончила училище в 1892 г. и была определена в балетную труппу кордебалета. Танцовщицей она была посредственной, достойной по своим данным танцевать только в кордебалете, но так как отцом её был главный балетмейстер Петипа, то она систематически получала надлежащие “по штату” роли и повышение жалованья. В 1907 году, обидевшись на дирекцию, она подала заявление об отставке и была уволена до срока выслуги лет. В 1912 году получила от дирекции свидетельство на право преподавать танцы, уехала в Казань, где и открыла школу танцев».4
Вместе с фотоархивом в библиотеку были переданы некоторые документы, среди которых есть Свидетельство в том, что Надежде Мариусовне разрешается открыть школу хореографии, в которой будут преподаваться балетные танцы, пластика, мимика и бальные танцы.
Муж Надежды Мариусовны, Константин Матвеевич Чижов (1874–1946), «черноглазый брюнет, с крупными чертами лица, общительный, мягкосердечный, весёлый, с юмором, пользовался общим расположением — его называли “очаровательный Костя”», — так описывает его племянница Вера Матвеевна Беккер.5 До революции Константин Матвеевич состоял на службе в Техническом комитете Военного ведомства в качестве инженера для поручений. После революции участвовал в гражданской войне в Штабе 4-й Красной Армии, а затем был инспектором Высшей военной инспекции Реввоенсовет.6
В коллекции есть фотографии с забавными надписями, которые делали друг другу Константин Матвеевич и Надежда Мариусовна: «Дорогой Надюше от супруга и благодетеля Коти Чижова 20 сентября 1894 г.». «Скверному Котьке, который доводит, каждый раз, до слёз, своим упрямством, маленькую Надю. 1893,5 ноября». Племянница Константина Матвеевича, В. М. Беккер пишет, что «дядя и тётка прожили вместе долгую и далеко не безбурную жизнь. Оба они умерли почти одновременно…»7
У Константина Матвеевича и Надежды Мариусовны было пятеро детей. Архив много рассказывает нам о сёстрах Надежде и Ксении.
Надежда Константиновна Петипа-Чижова (1896–1977), драматическая артистка. И мать, и дед Петипа хотели, конечно, чтобы Надежда стала балериной. Но вслед за отцом, который получил перевод по службе, вся семья переехала в Казань. Балетной школы там не было. Она окончила Казанское музыкальное училище по классу рояля, Надежда обладала превосходным слухом, но голоса не было и стало ясно, что она посвятит себя драматическому театру. Надежда Константиновна окончила Московское Филармоническое училище (ныне РАТИ) по классу драмы. Она училась у таких мастеров Малого театра как Николай Капитонович Яковлев, Иван Андреевич Рыжов, Иван Степанович Платон, Мария Петровна Юдина. В 1916 г., ещё будучи студенткой второго курса Филармонического училища, она уже служила «по найму» в летнем театре в Малаховке (станция под Москвой). Затем были театр Суходольского, театр, возглавляемый Я. Д. Южиным, театр Корша и провинциальные театры.
В Москву она больше не возвращалась, хотя много раз имела такую возможность. Она пересекает всю страну — служит в Красноярске, Владивостоке, Хабаровске, Чите. В 1931–1954 гг. она — актриса Свердловского драматического театра, где сыграла множество ролей: Вероника («Утопия»), Пошлепкина («Ревизор»), Марселина («Женитьба Фигаро»), Варвара («Егор Булычёв») и многие, многие другие. Её роли отличает «внешняя характерность, лиричность», умение «живописать словом и движением — и в работах над ролями русской классики, и в образах пьес зарубежных драматургов.», — пишет А. Пан­филов в книге «Театральное искусство Урала».8
В 1943 г. Надежда Константиновна пробыла два с половиной месяца на фронте с бригадой актёров «для обслуживания частей Красной Армии».
В 1955 г. Надежде Константиновне было присвоено звание Народной артистки РСФСР.
Её сестра Ксения Константиновна Петипа-Чижова (1905–1975), артистка балета Большого театра. С 1914 по 1921 гг. Ксения Константиновна училась в Московском театральном училище (впоследствии Московское хореографическое училище), после окончания которого была зачислена в труппу ГАБТа. Артистка кордебалета, она участвовала во всех массовых сценах в операх и балетах. Сольные номера она исполняла в балетах «Красный мак», «Петрушка», «Комедианты», «Иосиф Прекрасный», «Щелкунчик», «Тарас Бульба» и др. В Большом театре она служила до 1946 г. После войны Ксения Константиновна переехала в Свердловск, а затем опять вернулась в Москву, где преподавала ритмику в школе.
В начале своего рассказа я говорила о Сергее Николаевиче Кожине, дяде Екатерины Свеновны Куликовой. Ксения Константиновна Петипа-Чижова вышла замуж за Сергея Николаевича в 1934 г. В семье и в театре её называли Кисой. Просматриваешь её фотографии, которых сохранилось много, и складывается привлекательной, изящной и лёгкой женщины. «Обаятельный человек, всеми нами любимая “Киска”, всеми, кто знал её», — читаем мы в некрологе А. Радунского в газете «Советский артист».9 Обе сестры свои последние годы провели в Московском доме ветеранов сцены, где и скончались.
Всего у М. А. Чижова было трое детей — два сына и дочь. Старший брат Константина Матвеевича — Матвей Матвеевич Чижов (1865–?), был архитектором. В 1896 г. он окончил Академию художеств в С. Петербурге с серебряной медалью. Его дочь Вера Матвеевна Беккер (урожд. Чижова) (1902 –?) написала замечательные воспоминания о Матвее Афанасьевиче — «Рассказ о моем дедушке», ныне хранящиеся в РГАЛИ.10 Информации о семье скульптора Чижова очень мало, так что очень приятно было обнаружить, что в фонде РГБИ есть фотографии членов этой семьи — самого Матвея Афанасьевича, его жены Эмили Романовны Бринкман, его детей и внуков.
В своих воспоминаниях Вера Матвеевна описывает годы учения Матвея Афанасьевича в Риме, его работу и жизнь его семьи; рассказывает о своём отце и детстве, проведенном рядом со своим дедом. Эти воспоминания являются ценным источником сведений, и замечательным художественным произведением. Это портрет Матвея Афанасьевича и его жены, родители Веры и она сама.

Виктор Мариусович Петипа
Необходимо сказать несколько слов и о младших детях Мариуса Ивановича.
Виктор Мариусович Петипа (1879–1932), драматический актёр, «достойный представитель этой семьи», как вспоминала актриса Е. Сатина в своих воспоминаниях.11
Виктор Петипа играл, в основном, в провинции. В монографии С. Дурылина, посвящённой Н. М. Радину, мы можем прочитать: «Известность Виктор Петипа приобрел главным образом на юге — в Харькове, Киеве, Одессе. Его Хлестаков, князь Мышкин, герцог Рейхштадский, Фердинанд были любимыми образами южного зрителя из круга интеллигенции. Художественная палитра В. Петипа изобиловала нежными, лёгкими красками. Его “Орлёнок” и “Идиот” привлекали своей чистейшей искренностью: они светились юностью и сердечной свежестью».12
В коллекции есть изображения Виктора в жизни и в ролях — лёгкий и подвижный, искромётный и порхающий: «Мне двадцать лет — я сын Наполеона. Орлёнок. Виктор Петипа 1904 год» — гласит надпись на фотооткрытке.
В архиве есть редкие фотографии двух спектаклей Украинского драматического театра имени И. Я. Франко — «Каменный властелин» Леси Украинки и «Коронный вор» по Харольду Бергстеду, поставленные украинским актёром и режиссёром Гнатом Юрой в 1925 г.
В этом театре некоторое время играл Виктор Петипа, и эти фотографии имеют особую ценность для нашей библиотеки (бывшей театральной), которая располагает большим фондом фотографий театральных постановок.

Вера Мариусовна Петипа
В архиве множество изображений младшей дочери М. И. Петипа — Веры Мариусовны (1885–1961). Она, как и все дочери Мариуса Ивановича, обучалась балетному искусству и прослужила в Мариинском театре с 1903 по 1907 гг. Поняв, что её техническая подготовка недостаточно высока, она удвоила свои старания. Но, к сожалению, у неё было слабое здоровье; ещё будучи совсем молодой, Вера заболела туберкулезом и не смогла продолжить карьеру балерины.
Вера вместе с отцом подолгу жили в Крыму, в Гурзуфе. В этот период Вера начала играть в драматическом театре вместе со своим братом Виктором. Смерть отца, болезнь и личная жизнь оторвали Веру от театра на несколько лет. С 1921 по 1924 гг. она обучалась в Мастерской бывшей артистки Художественного театра Веры Всеволодовны Барановской, что подтверждает свидетельство, которое хранится в фонде РГБИ. К сожалению, по состоянию здоровья Вере Мариусновне пришлось оставить сцену. С Верой Мариусовной особенно тесно общались сестры Надежда Константиновна и Ксения Константиновна.

Дыхание прошлого
Фотоархив семьи Петипа, который хранится в РГБИ — это не просто коллекция фотодокументов, которая помогает восстановить историю этой многочисленной и богатой талантами театральной семьи. Это также история костюма в фотографиях, интерьер, типаж, жанровые сцены и, наконец, даже история театра. В РГБИ такое собрание выступает не только как исторический, но и как художественный и документальный материал, необходимый художникам для создания ярких образов.
Я бегло просматриваю фотографии первый раз — лица, лица, лица — незнакомые и неизвестные. Я знакомлюсь с историей семьи, с детьми и внуками.
Я рассматриваю их в который уже раз — и с каждым разом узнаю всё больше подробностей жизни всех вместе и каждого по отдельности, сопоставляя факты и изображения, документы и рассказы живых свидетелей. Вот фотооткрытка, на которой изображен М. М. Петипа. На обороте мы можем прочитать послание сыну Николаю (знаменитому драматическому актёру и режиссёру Николаю Мариусовичу Радину): «Примите, дорогой мой эту мою карточку на память моего пребывания в г. Ростове… Присоедини, дорогой Николушка и эту мою открытку к коллекции моих карточек. Целую тебя крепко, твой отец М. Петипа» Вот два брата — Мариус и Виктор — в фойе театра; вот Виктор Петипа в спектакле «Соломенная шляпка»; Первая мировая война — К. М. Чижов со своими товарищами в офицерской столовой. На следующей фотографии Надежда Мариусовна — молодая и красивая мать пятерых детей, вместе со своими детьми. Следующий снимок — Надежда Константиновна в роли. Две сестры, вероятно, имели обыкновение дарить друг другу фотографии с забавными комментариями. «Ольга — “Хлеб” Киршона. Тихая грусть! Глаза как плошки!»; «Как всегда смешны мы с тобой! Я что-то рассказываю Капитану — он же смеётся, но что за морда у меня — умора!..» Эти простые, неофициальные и очень живые фотографии лучше всего могут создать образы, показать характеры и повседневную жизнь героев этой статьи.
Перед нами предстаёт череда имён не только артистов Петипа, но и известных мастеров фотографии; в основном это фотографы, которые работали в Санкт-Петербурге, так как Мариус Иванович и все его дочери жили в этом городе и служили в Мариинском театре. Это Шарль Бергамаско, Елена Мрозовская, Александр Семененко, Анаклет Альфред Пазетти, Конст. Шапиро. Много фотографий, сделанных в фотоателье провинциальных городов (например, на юге России, где постоянно выступали братья Петипа; в Крыму (Гурзуф), где провёл свои последние годы Мариус Иванович и где долго жила Вера Мариусовна).
Необходимо отметить, что при передаче архива в библиотеку Е. С. Куликова атрибутировала почти все фотографии, благодаря чему мы имеем возможность проследить историю этой семьи.
Я хочу поблагодарить всех, кто помог мне в моей работе. Это сотрудники отдела иконографии, особенно, Н. А. Ездина и Е. Г. Хапланова; РГАЛИ и главный хранитель Наталья Николаевна Штевнина; сына Екатерины Свеновны — Сергей Георгиевич Куликов, а также сотрудники справочного отдела РГБИ.

1 Дурылин С. Н. М. Радин. — М.-Л., 1941. — С. 12.
2 Худеков С. Н. История танцев. Т. 4. — М., 2008. — С. 136.
3 Борисоглебский М. Материалы по истории русского балета. Т. 1. — Л., 1939. — С. 279.
4 Там же. Т. 2. — Л., 1939. — С. 71.
5 РГАЛИ, ф. 1337, ед. хр. 4.
6 РГАЛИ, ф. 648, ед. хр. 1000.
7 РГАЛИ, ф. 1337, ед. хр. 4.
8 Панфилов А. Театральное искусство Урала. — Свердловск, 1962. — С. 276.
9 Радунский А. Некролог // Советский артист. — 1975. — 31 января.
10 РГАЛИ, ф. 1337, ед. хр. 4.
11 Сатина Е. Воспоминания. — Тбилиси, 1965. — С. 124.
12 Дурылин С. Н. М. Радин.

С автором можно связаться:
blackandwhite-78@mail.ru


В статье рассказывается о фотоархиве семьи Петипа, хранящемся в фондах  Российской Государственной библиотеки по искусству.
Julia Polubneva. The article tells about the family photo archive Petipa, stored in the collections of Russia State Library for the arts.
Мариус Петипа, искусство, семейные фотоархивы
Marius Petipa, art, family photo archives





Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы