Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 24 (138)'10 - Современный читатель
Между обществом и наукой

Игорь Александрович Харичев, генеральный директор журнала «Знание — сила», Москва

Какую функцию выполняют научно-популярные журналы? Чем они так притягательны для своих читателей и не утратили ли они своих позиций в век Интернета и всеобщего свободного доступа к информации? Зачем и кому сегодня нужны научно-популярные журналы?

Тем, кто ещё в советские времена был хорошо знаком с научно-популярным журналом «Знание-сила» напомню, что выходит он более 80 лет — с 1926 года. В трудные девяностые годы его выпуск не прекращался ни на месяц, пусть даже и упал тираж, как и у большинства известных прежде научно-популярных (да и литературных) периодических изданий.
Журнал верен традициям: ведёт серьёзный разговор с читателем о проблемах науки, экономики, общества, о путях развития научной мысли, поиске решений наиболее важных проблем в самых разных сферах исследований. Публикует материалы о научных сенсациях, достижениях  в физике, астрономии, космологии, биологии. Не забывает и гуманитарные сферы знания: историю, археологию, экономику, философию, психологию, социологию.
Подавляющая часть статей написана учёными-авторами журнала, что гарантирует высокое качество публикаций. Да и редакторы журнала, имеющие научное образование, всегда готовы сделать статьи доступными для широкой аудитории, рассказать о сложном так, чтобы было понятно неспециалистам.
Читательский адрес журнала широк. Он полезен учёным, инженерам, техническим работникам, менеджерам, студентам — всем, кто интересуется состоянием современной науки, кто в эпоху глобализации воспринимает науку и научное знание как действенный инструмент преодоления экономических и социальных проблем. «Знание-сила» помогает учителям быть в курсе событий в разных отраслях знаний. Способствует развитию кругозора у школьников старших классов.
Одну из своих основных целей редакция журнала видит в поднятии престижа науки и учёного в российском обществе.

У современного человека имеются огромные возможности — Интернет, мобильная связь, телевидение, возможность путешествовать по всему миру. Правомочен вопрос: а зачем сейчас нужны научно-популярные журналы?
Для того чтобы дать ответ на этот вопрос, придётся начать издалека. Слова о том, что России необходима инновационная экономика, воспринимаются уже как банальность. Но это жизненная необходимость. Стать экономически процветающим государством Россия может только превратившись в страну, зарабатывающую инновациями: принципиально новыми технологиями, товарами, имеющими новые качества, и т. д. Такая экономика целиком зиждется на науке.
Это наука создала современный мир. То, что мы летаем на самолётах, осваиваем космос, пользуемся компьютерами и мобильными телефонами, лечимся с использованием лазеров и томографов, живём в комфортных условиях, стало возможным только благодаря развитию науки. Это развитие началось в XVII веке в Западной Европе. И продолжается нарастающими темпами. Зависимость экономики от науки растёт. Лидируют страны более успешные в научных исследованиях. Но высокий уровень научных исследований обеспечивается постоянным притоком новых учёных и поддержкой науки не только со стороны государства, но и со стороны общества.
Наука не стоит отдельным небоскрёбом на пустыре. Она вырастает на мощном основании — научных школах, которые пополняются талантливыми студентами, аспирантами, людьми, со школьного возраста проявляющими к науке интерес. Отсюда — значимость научно-просветительской деятельности: она позволяет талантливым ученикам и добросовестным учителям быть в курсе того, что происходит в науке сейчас и что, может быть, попадёт в школьные учебники через десяток лет. Так что научно-популярные журналы наряду с научно-популярными фильмами и телепередачами становятся средством воспитания интереса к науке. Для кого-то этот интерес оборачивается выбором профессии, нахождением своего призвания. Это инструмент, обеспечивающий широкий кругозор, мостик между наукой и любознательными людьми, которые либо далеки от науки, либо стали учёными в другой сфере знаний. Наконец, это механизм, который помогает учителям быть в курсе научных событий, сохранять высокий уровень знаний, поскольку в школьные учебники и в пособия для учителей информация о новых открытиях попадает ой как нескоро.
С другой стороны, наука — это то, что интересно любому любознательному человеку, вне зависимости от его профессии или образовательного уровня. Строение Вселенной, Большой взрыв, давший ей рождение, «чёрные дыры», кварки (из которых состоят, в частности, протоны и нейтроны), имеющие «ароматы» и «цвет», движение материков и строение ДНК, находки археологов и законы развития общества — мир науки увлекателен. Тайны природы, как и любые другие, способны захватить воображение, доставить удовольствие от знакомства с ними. Правда, при условии, что о них расскажут понятным языком, ибо язык современной науки требует особых знаний, узкоспециализированных. Можно говорить о множестве научных языков, причём в каждой из наук. Конкретное направление научных исследований использует свой понятийный аппарат, свой язык формул, понятный подчас только тем, кто занимается этим направлением.
Как же узнать о сути научных открытий людям, далёким от науки, или специалистам других сфер знания? Кто переведёт сложный язык науки на общедоступный? Эту функцию давно уже выполняют научно-популярные издания: журналы и книги. Роль периодических изданий при этом более значительна — они оперативнее снабжают общество информацией о том, что происходит в разных направлениях науки, каково значение тех или иных исследований. Наконец, они куда доступнее отдельных изданий, тиражи которых исчисляются всего несколькими сотнями.

Интернет превыше всего?
И всё-таки, не являются ли научно-популярные журналы анахронизмом в нынешнюю пору, когда так легко найти в Сети любую информацию? Каждый подросток, умеющий выходить в Интернет, с лёгкостью отыщет информацию по любому научному вопросу.
Но не всё так просто. В настоящее время возможность пользоваться Интернетом имеют прежде всего жители крупных городов. Что касается средних и малых населённых пунктов, не говоря уж о сельской местности, он доступен далеко не всем. Население, живущее за пределами больших городов, как правило, бедно. Есть и более серьёзная проблема. По данным социологов, подростки и молодые люди, имеющие возможность пользоваться Интернетом и с лёгкостью научившиеся находить любую информацию, не умеют её анализировать, систематизировать, синтезировать, то есть не приучены использовать найденную информацию творчески. Вот почему важно, чтобы кто-то учил их быть не только потребителями, но и созидателями, творцами.
Научно-популярные журналы нужны. И в старом, бумажном виде, и в новом, электронном. Это издания, которые подготовлены профессиональным коллективом — людьми, умеющими о сложном рассказывать просто и грамотно; способными отбирать материал и затрагивать актуальные проблемы.
Научно-популярные издания нужны российской науке и учёным. Стоит напомнить, что когда в 1990-х годах происходило активное разрушение отечественной науки, закрывались один за другим отраслевые институты, принадлежащие им здания скупались за бесценок сомнительными людьми, когда безвозвратно теряли ценных сотрудников научные заведения, занимавшиеся фундаментальными исследования, общество ничуть этим не озаботилось. Общество не понимало и не понимает роли науки в современной экономике, в нашей повседневной жизни. Можно без конца твердить о важности науки, и эффективность этих рассказов будет минимальна. А можно рассказывать о научных открытиях доступным языком, объяснять, как эти открытия входят в нашу жизнь полезными технологиями, новыми товарами и услугами, делающими наше существование более комфортным и безопасным. В этом и заключается функция научно-популярной журналистики. Научно-популярных журналов не так-то много — с десяток, и подавляющее их число ведёт свою историю с советских времен: «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Юный техник»…

О чём пишет «Знание-сила»?
Переживаем ли мы, живущие в начале XXI века, закат фундаментальной науки? На эту тему рассуждали в своих статьях в №8 за 2009 год доктор философских наук Александр Крушанов, академики РАН Валерий Рубаков, Эрик Галимов и Андрей Славнов. Итог обстоятельного разговора: точку в перечне великих открытий ставить рано. Хотя следует признать: определённый кризис в естественных науках наблюдается. Делать открытия всё труднее и труднее. Академик В. Рубаков подчёркивает в своей статье: «Проблема в том, что временной масштаб, необходимый для того, чтобы эти открытия были сделаны, становится всё более и более протяженными. Экстраполируя, можно предположить, что со временем он растянется на несколько поколений, а потом и ещё больше. Выдвигать первоначальные гипотезы и проектировать эксперимент будут учёные одного поколения, развивать теорию и создавать установку — другого, получать результаты — третьего».
Тем не менее академик Э. Галимов, возглавляющий Институт геохимии и аналитической химии им. Вернадского РАН, высказывает такое мнение: «Конец науки наступит вместе с концом человечества, потому что научное познание является человеческой потребностью…» Дискуссия вызвала живейший интерес и была продолжена в №1 за 2010 год в статьях доктора экономических наук Михаила Делягина, магистра МГУ Артёма Коваленко, доктора философских наук Бориса Савина. В частности, М. Делягин указывает на серьёзную проблему: «Новые технологии добывания и освоения знаний в своё время, вероятно, исправят положение. Но пока мы погружаемся в новое варварство: социальный успех, а значит, и власть становятся уделом людей, которые последовательно пренебрегают знаниями».
К 150-летию со дня рождения Антона Павловича Чехова в №1 и 2 за 2010 года опубликована статья исследователя биографии великого писателя Дмитрия Капустина «Ад и рай Антона Чехова», рассказывающая о малоизвестных событиях в жизни писателя. Д. Капустин отмечает: «Цейлон занимает особое место в биографии Антона Павловича Чехова. Он посетил его в ноябре 1890 года, возвращаясь в Одессу “кружным путём” — вокруг Азии — из своей знаменитой поездки на Сахалин. Посещение тропического острова оказалось самым ярким событием в 52-дневном морском путешествии, и чеховские воспоминания об этом неизменно наполнены радостью, светом и юмором. Может быть, из-за тропической экзотики, а может быть, из-за подъёма духа, который испытывал 30-летний писатель, завершив свои дела в каторжном “аду”. “Какие бабочки, букашки, какие мушки, таракашки!” — рефреном повторяется крыловский парафраз в нескольких письмах Чехова». Маршрут был уникальный даже по нынешним временам: Нагасаки —Шанхай — Ханькоу — Манила — Сингапур — Мадрас —  Коломбо (на Цейлоне) — Аден — Порт-Сайд — Константинополь — Одесса. Сколько ярких, необычных мест. Но более всего восхитил Чехова Цейлон. Как он писал Суворину: «… Цейлон — место, где был рай. Здесь, в раю, я сделал больше 100 верст по железной дороге и по самое горло насытился пальмовыми лесами и бронзовыми женщинами...» В советское время эта часть письма неизменно опускалась. Но Чехова она ничуть не умаляет.
В №4 за 2010 год опубликован разговор редактора отдела философии и психологии журнала Ольги Балла с доктором медицинских наук, психотерапевтом и поэтом Виктором Коганом, который последние 10 лет работает в США. В частности, В. Коган высказывает мнение: «Жизнь ставит проблемы, и с ними надо справляться. Наверно, лучше сказать — не “бороться” с жизнью, а “совладать” с ней. В принципе, что такое жизнь? — Цепочка решения проблем, изменений, принятия новизны. Ты в ней — одно из звеньев. Твоя жизнь остается твоей, но на неё всё время нижется что-то другое. И часто с этим надо поработать». «То есть вы помогаете человеку распутывать узлы таких связей?» (О. Балла). «Я ничего не распутываю. Человек всё делает сам, и ко мне он приходит не потому, что не знает, что делать. Знает — но не может или не решается сделать. Моя задача — помочь ему придти к точке, где это станет ясно. Я никогда не знаю, что в этой точке будет. Если приходит консультироваться семейная пара с плохими отношениями, моя задача — не сохранить брак и не развести их, а привести их к той точке, в которой они сами примут решение. Каким оно будет — я не знаю, это будет их решение… Для меня главное — не помешать. Это трудно: возникает, во-первых, риск вмешаться, когда видишь, что человек идёт, как тебе кажется, не туда. Во-вторых, искушение подумать, что ты понимаешь, в чём дело — хотя на самом деле не понимаешь. У меня есть порог: если я говорю больше, чем 10 минут за сессию, я должен потом сесть и разобраться, что я сделал не так? Пациент приходит для того, чтобы говорил он, а я — слушал» (В. Коган).
Редакция уделяет серьёзное внимание проблемам культуры как феномена, определяющего менталитет того или иного народа, формирующего экономику и политику. Экономическое процветание стран Западной Европы и Северной Америки напрямую связано с западноевропейской культурой. Процветание Японии после Второй мировой войны началось после того, как японцами были восприняты ключевые ценности западноевропейской культуры, прежде всего уважение к Закону, к частной собственности, к правам человека, опора на инициативу граждан. (При этом важно подчеркнуть, что японцы не утратили национальной самобытности.) Этот опыт помог стать экономически развитой страной Южной Корее, а сейчас он успешно используется Китаем. В номерах 5 и 6 публикуется заочная дискуссия о роли культуры в экономике и политике, в которой приняли участие: известный экономист, научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин; философ, доктор философских наук Вадим Межуев; культуролог, доктор философских наук Игорь Яковенко; востоковед, доктор исторических наук Леонид Васильев; известный психолог Александр Сосланд.
Журнал публикует много исторических материалов. В каждом номере в рубрике «Маленькие трагедии великих потрясений» выходят статьи историка Елены Съяновой. В последние полгода были опубликованы рассказы о тяж`лой судьбе российского императора Иоанна Шестого; об Иване Евстафьевиче Свешникове — жившем в XVIII веке крестьянине, который был полиглотом, философом и математиком; о Гае Валерии Катулле, поэте, пользовавшемся огромным уважением в древнем Риме в последний год перед новой эрой. Журнал регулярно публикует статьи доктора исторических наук, профессора РГГУ Натальи Басовской (в №4 за 2010 года напечатан рассказ об императоре Юстиниане); доктора исторических наук Юлии Кудриной; исследователя истории российского флота Юрия Кирпичева, исследователя истории советской науки, кандидата физико-математических наук Геннадия Горелика и других. Готовятся к печати статьи докторов исторических наук Андрея Левандовского, Вадим Парсамова, Оксаны Киянской, Виктора Безотосного.
Не забываем мы и о естественных науках. Из номера в номер переходит рубрика «Космос: разговоры с продолжением». В ней рассказывалось о новых результатах исследований планет Солнечной системы Венеры, Юпитера, Сатурна, спутника Юпитера Титана и Луны; об оценках вероятности падения астероида Апофиса на Землю; о попытках косвенного доказательства существования темной материи. Главная тема апрельского номера (№4) была посвящена внеземной жизни: каковы шансы обнаружить её следы на ближайших соседях в Солнечной системе? Готовятся к публикации статья космолога, академика РАН Валерия Рубакова о темной энергии, играющей основополагающую роль в современной Вселенной; статьи кандидата физико-математических наук Бориса Булюбаша, посвящённые наиболее интересным исследованиям в физике и астрофизике, и многие другие статьи.
Октябрьский номер журнала (№10) целиком был посвящён теме «Модернизация России. XXI век». Модернизация потребует отказа от многих наших прежних стереотипов; она потребует других жизненных поведенческих установок, направленных на интенсивный образ жизни, на выработку способности к самореализации, созданию долгосрочных программ и энергии для их реализации. Глубокого понимания гражданами жизненной важности модернизации и самого активного их включения в долгий марафон, требующий полной отдачи творческих и физических усилий. А эту задачу нельзя решить без обновления социальной сферы, сферы образования, сферы культуры и науки. Вот почему можно говорить о необходимости модернизации всех слоев, всех сфер российского общества. Этому были посвящены материалы номера.

«Знание-сила» и новые реалии
«Знание-сила» прежде всего «бумажный» журнал. Но мы стараемся учитывать новые реалии. Теперь у нас есть электронная версия журнала в Интернете, она может приобретаться читателями на специализированном портале (www.park.ru). Кроме того, недавно журнал обзавёлся новым сайтом (www.znanie-sila.su). К сожалению, там доступны только отдельные статьи — журнал живёт исключительно за счёт реализации тиража, и мы не можем терять подписчиков и покупателей в розницу. Но на сайте мы размещаем статьи, подготовленные специально для его посетителей, научно-популярные видеоматериалы, есть там и форум, позволяющий вести дискуссию. А ещё мы издаём научно-популярные мультимедийные диски, электронные архивы журнала, тематические звуковые книги по нашим публикациям.
Журнал живёт, развивается, поддерживает интерес давних почитателей и находит новых читателей. Хочется верить, что в публичных библиотеках России, чья задача — продвигать знание, журнал занимает достойное место не только на стеллажах и ярких выставочных экспозициях — посетители его читают и перечитывают, каждый раз совершая для себя новые открытия.

Тема номера

№ 16 (394)'21
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы