Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 22 (136)'10 - Даешь молодежь!
В поисках идеальной модели

Елена Сергеевна Тюрми, главный библиотекарь МУК «Центральная Городская Библиотека А. Аалто», автор проекта «Познавая мир и себя: библиотека и социализация личности на современном этапе», г. Выборг 

Программа «Библиотека А. Аалто для молодёжи: поиск идеальной модели» является частью социально-культурного проекта «Познавая мир и себя: библиотека и социализация личности на современном этапе» и нацелена на поиск новых подходов к библиотечному обслуживанию молодёжи, развития у них навыков заинтересованного вдумчивого чтения, осмысления прочитанного.

В середине 1990-х-начале 2000-х годов в Библиотеке А. Аалто наблюдался «молодёжный бум». В Выборге открылись филиалы вузов, Интернет ещё только начал развиваться, многие стремились получить новую профессию, студенты искали книги и для саморазвития, и для досуга. Мы могли влиять на читательский выбор и думали, что так будет всегда.
Сегодня учебную информацию молодёжь свободно получает из других источников, сформированы вузовские библиотеки, Интернет доступен всем. Библиотечные залы пустели. Да и молодой читатель 2010 года значительно отличается от молодого читателя 1990-х года. Он более свободен в выборе жизненных ориентиров, способов проведения досуга, в своих читательских предпочтениях, ему предоставлены для этого все возможности. Мир стал более открыт и динамичен. В то же время современный молодой человек сталкивается с целым  комплексом проблем, связанных с общением, самореализацией, адаптацией к взрослой жизни, условия вхождения в которую стали более жёсткими. И нам кажется, что древнее латинское крылатое выражение: «Vitae, non scholae discimus» / «Для жизни, не для школы учимся», сегодня как нельзя лучше характеризует значение библиотеки для молодёжи.
Нам хотелось выяснить, какое место занимает библиотека в жизни молодых выборжан. Кроме того, в Выборге планируется строительство новой библиотеки, и мы хотели узнать, какой молодёжь видит современную библиотеку.
Основными акциями Программы «Библиотека Аалто для молодёжи: поиск идеальной модели» стали социологическое исследование, конкурс на Лучший видеоролик о библиотеке и чтении, Дни стажёра, День дублёра и программа организации летней занятости молодёжи на базе библиотеки.

Глас молодёжи
Установлению тесных контактов с молодёжной аудиторией способствовали встречи с молодёжными группами, прежде всего с Молодёжным советом города Выборга. Выборгская молодёжь нам подкинула множество интересных идей. Так, мы получили дельный совет — активнее использовать социальные сети, в том числе — библиотечный сайт и сайт «В Контакте». «Без Контакта информацию до современной молодёжи не донесёте! Информация должна быть подана в стиле рекламы — слоганы, призывы, картинки! Больше информации о мероприятиях!» Мы также выяснили, что привлекательность библиотечных мероприятий напрямую зависит от интерактивных и игровых элементов, использования в них музыки, света и т.д.
Представители молодёжного совета предложили совместить зоны отдыха, общения и информации в библиотеке — в зону молодёжи: «Место, где можно передохнуть, выпить кофе, встретиться с друзьями, получить информацию о том, что, где и когда в библиотеке происходит. Пробежаться по отделам, где-то посидеть подольше, поучаствовать в каких-то интерактивных мероприятиях». Это предложение свидетельствует о том, что молодёжь хотела бы видеть библиотеку центром общения, местом рекреации и интересного досуга, и по итогам социологического опроса уже сейчас 5% молодых людей рассматривают библиотечное пространство как место общения.
В течение 6 месяцев мы проводили социологическое исследование «Библиотека Аалто для молодёжи: поиск идеальной модели».
Для молодых горожан в возрасте от 15 до 24 лет библиотека — это, прежде всего «источник учебной информации», «источник знаний для расширения кругозора и самообразования». Более половины респондентов (60%) «читают часто». При этом книги читают 100% респондентов, журналы и газеты — 20%, интернет-сайты — 80%. Предпочтение молодые читатели отдают учебной литературе, беллетристике, интересуются также литературой по философии, психологии, праву, искусству, спорту.
По мнению 2/3 опрошенных в библиотеке необходимы новые книги, причём на разных носителях информации, нетрадиционные виды специализированных отделов (летний читальный зал, кинозал для просмотра фильмов «не формат»). Привлекательны такие формы интеллектуального досуга, как литературные игры, викторины, конкурсы, ток-шоу, клубов по интересам, зоны отдыха и релаксации.
Комфорт в библиотеке молодые читатели связывают с наличием удобной системой поиска информации, оперативностью обслуживания и профессионализмом библиотекаря, рекламой о мероприятиях, фондах и услугах. Кроме того, 43% респондентов отметили, что в библиотеке необходимы киоск, где можно было бы приобрести канцелярские принадлежности, и кафе.
О модели идеальной библиотеки респонденты не только писали (так деликатно!) «Надо чуть-чуть отремонтировать её внутри и чуть-чуть добавить современного и одновременно классического стиля»), но и рисовали её в анкетах.
Почти половина респондентов получает информацию о библиотечных событиях из передач Выборгского TV, одна треть — из газет, на интернет-сайтах, в учебных заведениях. Радует, что около 40% узнают о них от друзей и знакомых.

Конкурс на «Лучший видеоролик о библиотеке и чтении»
Конкурс проводился по трём номинациям: «Человек читающий», «Идеальная модель библиотеки», «Литературный герой на все времена».
Мы пошли навстречу пожеланиям молодёжи и расширили условия конкурса: рассмотрели электронные презентации слайд-шоу. Реклама о Конкурсе была распространена в учебных заведениях, размещена в СМИ, в Контакте, на сайте библиотеки. Был заключён договор с «Учебно-вычислительного центра г. Выборга», студенты которого представили на конкурс электронные презентации по архитектурным моделям идеальной библиотеки в рамках освоения компьютерных технологий в формате 3-D.
Оригинальные идеи конкурсантов по достоинству оценил бы и сам Алвар Аалто. Молодое поколение предложило свои решения библиотечного пространства: от «библиотеки-сада» и «библиотеки-ранчо» до «библиотеки-грааля в мегаполисе»! Большое внимание авторы конкурсных работ уделили внутреннему дизайну.
Победителей определило компетентное жюри, в которое вошли библиотекари, профессиональный психолог, архитектор и специалисты в области компьютерных технологий.
В номинация: «Идеальная модель библиотеки» первое место занял 18-летний Кирилл Савчук с проектом «Библиотека — грааль в Мегаполисе». По мнению жюри, в нём «обозначено место библиотеки в обществе, прослеживается связь времён». Архитектор отметил, что проект разработан «грамотно с технической точки зрения».
Ещё одним призёром стала 18-летняя Диана Хрипта с работой «Красный ковёр», в которой «отчётливо прослеживается зонирование библиотечного пространства, использованы яркие краски, не противоречащие общепринятой концепции приглушённых тонов».
Третье место досталось 17-летнему Андрею Иванову и его проекту «Молодёжная библиотека». По мнению жюри, в его работе «отчётливо прослеживается современный подход к созданию модели молодёжной библиотеки как месту межличностного общения и досуга, а также нестандартное дизайнерское решение “прозрачного” пола, создающего иллюзию невесомости».
Особый приз Совета жюри был присуждён Артёму Пастухову, 25-летнему аспиранту. Этот молодой человек из Выборга стажировался в университете Канзаса и снял видеоролик на материале местной библиотеки. Жюри отметило, что его проект «В память о…» демонстрирует «связь культур через библиотеку, философский взгляд на роль библиотеки как хранилища памяти Человечества и отдельной личности, как социализирующего общественного института».
В номинации «Литературный герой на все времена» победу одержал 13-летний Павел Чирков с проектом «Горящие сердца», в котором жюри отметило «искренность, яркое выражение собственной точки зрения, личностный неформальный подход».

Библиотека изнутри
Проведение акций Дни стажёра и День дублёра обусловлено тем, что ребята знают о библиотеке только с внешней стороны. Мы хотели показать жизнь библиотеки изнутри, дать возможность читателям побыть в роли библиотекаря, чтобы затем они могли рассказать друзьям о библиотеке Аалто.
Наиболее удачным стало сотрудничество с учащимися Гавриловской школы и преподавателем русского языка и литературы Натальей Ивановной Мальковой. Ребята проявили наибольший интерес к участию в Акциях проекта.
Проведению акции предшествовала разработка целого пакета документов. Были разработаны Положения о Дне стажёра, программы, примерный план «Установочной консультации для стажёров в структурных подразделениях Библиотеки А. Аалто» с распределением должностей в отделах, выявлением предпочтений и выбором директора-дублёра, список контрольных заданий для стажёров. Также была определена тема Дня дублёра, разработаны литературные игры, электронные презентации, проведён обзор литературы для подготовки к диспуту, разработана экскурсия по библиотеке, которую провели дублёры.
По итогам стажировки участники акции организовали яркий праздник книги и чтения для своих товарищей. Ученики 7–8-х классов провели экскурсии по библиотеке, обзоры литературы, диспут на тему «Что такое счастье?», подготовили литературно-музыкальную композицию о Родине, литературные игры и электронные презентации.
После такого детального знакомства с разными аспектами деятельности библиотеки ребята выразили желание поработать у нас летом в рамках программы летней занятости. Из впечатлений библиотекарей-дублёров: «…Это очень ответственно. Необходимо не только хорошо знать библиотечное дело, но и заинтересовать читателей».
Именно по просьбе участников Дня дублёра из Гавриловской школы, библиотека включилась в региональную Программу летней занятости молодёжи.

Программы летней занятости
молодёжи
Реализация этой программы стала возможна в рамках социального партнёрства с Межпоселенческой библиотекой Выборгского района Ленинградской области, Центром занятости населения города Выборга, Молодёжным центром города Выборга, районной администрацией.
На подготовительном этапе был разработан целый пакет документов:
• сводная таблица Сведений об участниках «Программы летней занятости» в МУК «ЦГБ А. Аалто» в 2010 г. (ИНН, заявления, в том числе от родителей, страховое свидетельство, адрес, место учёбы, контактные телефоны);
• график индивидуальной занятости практикантов;
• должностные инструкции на практикантов;
• график работы участников «Программы летней занятости молодёжи» в структурных подразделениях библиотеки.
В июне и июле 2010 г. 16 старшеклассников Выборга и района работали в библиотеке А. Аалто в качестве библиотекарей отделов обслуживания, организации и использования единого фонда.
Команда молодых сотрудников была с восторгом встречены постоянными читателями абонемента и внесла весомый вклад в работу библиотеки. Было расставлено по алфавиту и влито в фонд около 6000 книг; внесены в электронную базу данных сведения о 1000 читателей абонемента; проведена сверка 1345 книжных формуляров с алфавитным каталогом; изъято из топографического каталога около 1200 карточек; внесены в акты на списание сведения о 600 книгах. Заключительным мероприятием июня стала экскурсия по библиотеке А. Аалто, подготовленная самими практикантами для жителей и гостей Выборга. Акцию серьёзно подготовили: разработали маршрут экскурсии, распространили около 200 пригласительных билетов на улицах города, предусмотрели викторину для экскурсантов в конце маршрута — на крыше.
Итоговое анкетирование участников практики на тему: «Работа в Библиотеке А. Аалто: перспективы для меня» показало, что для большинства  библиотека — это «источник знаний и расширения кругозора», «источник литературы и информации», «место досуга». Впечатления от практики были самыми положительными. Среди наиболее привлекательных видов библиотечной деятельности назывались «обслуживание читателей», «работа с каталогами», «работа с компьютером». Библиотечную работу практиканты оценили как «интересную, творческую», «серьёзную» и «спокойную». По их мнению, библиотеке необходимы «современная мебель и оборудование», «разнообразный и современный фонд» и «реклама». Большинство участников практики рассматривают работу в библиотеке только как «отличное место работы на лето», четверо — как «место работы на период учёбы в вузе», двое — серьёзно размышляют о библиотечной профессии.
Стратегическая цель Акции — привлечение молодых кадров и создание положительного имиджа Библиотеки Аалто в молодёжной городской среде. Молодые люди понимают, что это место, где каждый день происходит что-то интересное, а библиотечная специальность — современная и творческая профессия. Для участников практики в июне был организован семинар на тему: «Библиотечная специальность: приближение к профессии».
Всё познаётся в сравнении, поэтому мы с практикантами посетили обновлённую межпоселенческую детскую библиотеку. Интересно, что июльская группа практикантов была очарована её атмосферой, а на команду июня большее впечатление произвела Библиотека Аалто — «похожая на средневековый замок с кучей секретных путей», «с огромным книгохранилищем». В своих отчётах-эссе практиканты писали: «Для многих людей является счастьем возможность порыться на книжных полках, ощутить пальцами шероховатость переплётов»; «я предпочитаю приятный запах книжной пыли, шершавость страниц». Новые технологии для этой группы практикантов — «это совсем изменённый образ исторической библиотеки».

Итоги
Молодые читатели нас многому научили, щедро поделились своими идеями, многие из которых мы уже реализовали.
1). Выявлена Идеальная модель библиотеки для молодёжи.
2). читатели и горожане могут узнать о событиях в жизни Библиотеки А. Аалто на нашем сайте: http://aalto.vbgcity.ru/
3). На сайте существует молодёжная страница, которую ведёт молодой сотрудник библиотеки, и мы продолжаем поиск молодых читателей, которым будет интересна репортёрская работа.
4). В социальной сети «В Контакте» мы создали персональную страницу «Библиотека для молодёжи: поиск идеальной модели»: http://vkontakte.ru/ club15320629
5). Студенты «Учебно-вычислительного центра г. Выборга» в рамках конкурса «Лучший видеоролик о библиотеке и чтении» разработали несколько архитектурно-дизайнерских моделей библиотеки XXI века. Их были учтены при разработке проекта реставрации читального зала и абонемента, найдут воплощение в эскизном проекте новой библиотеки в Южном микрорайоне.
6). Опыт проведения Дней стажёра и Дублёра, а также «Программы летней занятости молодёжи» позволил молодёжи получить представление о том, как библиотека устроена, чем она живёт.
7). Ребята, которые участвовали в Проекте, стали больше читать, посещать наши мероприятия, интересоваться жизнью библиотеки.
8). Представляются актуальными советы молодых людей по реорганизации библиотечного пространства, выделению «молодёжной «зоны. Оригинальная архитектура здания позволяет разместить разнообразные зоны рекреации. Первой подобной зоной можно считать пространство холла, где размещён обновлённый интернет-центр.
9). Мы нашли много единомышленников в деле приобщения выборгской молодёжи книге и чтению.
10). Участница Программы летней занятости молодёжи стала сотрудником нашей библиотеки.


Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы