Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 22 (136)'10 - Даешь молодежь!
На пути к неизведанному

Надежда Борисовна Маркова, ведущий библиотекарь МУК «Подпорожская
центральная районная библиотека», Ленинградская область

«Прочитать, истолковать, передать» — таков наш девиз в работе с молодёжью. Своей миссией мы считаем духовно-просветительскую деятельность, развитие личности читателя через книгу.

Подпорожская библиотека обслуживала 4579 читателей. Из них читателей в возрасте от 15 до 24 лет — 1293 человека. Огорчает тот факт, что за последние 10 лет количество читающей молодёжи сократилось вдвое. Это связано и с оттоком подпорожских студентов в вузовские библиотеки, и с демографической ситуацией: общая численность населения за последние пять лет сократилась на 5%, а численность молодёжи от 14 до 30 лет — на 17%. Среди молодёжи как никогда сильно выражена ориентация на получение хорошего образования, которое в дальнейшем позволит стать более востребованным в профессиональной деятельности и независимым в жизни. Молодые люди уезжают учиться и работать в Санкт-Петербург, Петрозаводск и другие крупные города, так как не видят в родном Подпорожье перспектив для дальнейшей жизни. После окончания вузов возвращаются единицы. В местных СМИ появился термин: постшкольная миграция.
Книжный фонд нашей библиотеки пополняется с учётом запросов юных читателей. Молодое поколение читает большей частью с практическими целями (школьная, студенческая программа). При выборе художественной литературы отдаёт предпочтение таким авторам, как Х. Мураками, П. Коэльо,
Д. Браун, А. Гавальда, Ст. Майер, Ч. Паланик, М. Леви, Я. Вишневский, Д. Глуховский, З. Прилепин, И. Стогофф,
П. Санаев, А. Слаповский и другие. Вызывает у них интерес популярная психология (Зигмунд Фрейд, Николай Козлов, Вадим Зеланд), философская литература (Ф. Ницше, А. Камю, И. Кант, Платон).
На протяжении многих лет мы сотрудничаем с педагогами учебных заведений и учащимися. Нашими библиотекарями разработано более 50 мероприятий, посвящённых творчеству писателей, поэтов, художников. Каждый год разрабатываются новые лекции (часто по заявкам педагогов). Востребова цикл бесед о культуре речи «Язык — одежда мысли», историко-патриотические, экологические и краеведческие занятия. Литературные уроки проводятся в рамках циклов: «Музыка чтения», «Драмы великих сердец», «Медальоны», Писатели нашего времени».
Подавляющее большинство мероприятий проводит заведующая отделом обслуживания Марина Анатольевна Радионова — умный, эрудированный, читающий библиотекарь, обладающий удивительным даром рассказчика, умеющего передать своё видение литературного произведения, эпохи. Ей удаётся увлечь своим рассказом старшеклассников и студентов, донести до них ценность русского слова, русской речи. Марина Анатольевна старается дать им возможность услышать Слово, удивиться его гармонии и безмерности, найти в произведении мысли, созвучные их собственным размышлениям и переживаниям, побудить к раздумью, переоценке своих поступков и ценностей. По словам библиотекаря, «встречи со школьной аудиторией, со студентами продолжают оставаться интересными и необходимыми. Мы за эти годы профессионально выросли. Школьники слушают увлечённо, ведут записи, даже аплодируют. Мы видим результаты своей работы». Десятиклассница Анна Тихомирова после вечера «Иван Тургенев и Полина Виардо» написала в книге отзывов: «Библиотекарь умело передаёт нам те чувства и мысли, каким наполнен исторический и литературный материал, как будто сама становится тем человеком, о котором идёт речь, и словно рассказывает о своей жизни».
Ежегодно проводится до 30 уроков. Организуются они бесплатно, по интересующей педагогов теме, списки тем рассылаются во все учебные заведения с началом занятий. Одни образовательные учреждения бывают у нас редко, другие сотрудничают очень активно. Всё зависит в первую очередь от педагогов. Более 10 лет библиотека плодотворно сотрудничает с филологами
В. А. Яковлевой, В. А. Шпоровой, Е. Э. Тик­ко (городская школа №4), Л. Н. Ермоловой (городская школа №8).
Важнейшим компонентом культуры является язык. А хорошо ли знают родной язык юные подпорожцы? Много впечатлений у старшеклассников, педагогов и библиотекарей осталось от турнира знатоков русского языка  «Грамотное поколение». Команды городских школ соревновались в конкурсах пословиц, знании правил речевого этикета, скороговорок, фразеологизмов; крылатых фраз, показали домашнее задание. Мнение жюри и учителей было едино: турниры русского языка должны стать доброй традицией. Старшеклассники от этого только выиграют, расширят и закрепят знания по русскому языку.
В прошлом году для городских школьников проводился поэтический конкурс  «Отечество моё — Подпорожская земля». В исполнении учащихся прозвучали стихи местных авторов. Почётными гостями этого творческого соревнования стали подпорожские поэты Пётр Иванюк, Галина Фаликова, Владимир Михайлов. Мы уверены, что подобные творческие встречи прививают любовь не только к поэтической книге, чтению, родным местам, но и развивают у школьников навыки декламации, учит их слушать друг друга, слышать музыку слова.
Большой интерес у молодёжи района вызвал конкурс «С любовью к Подпорожскому краю». Мы получили более 100 работ, выполненных в самых разных жанрах (сочинение, эссе, письмо, стихотворение, экскурсия, размышление, признание в любви и др.), но объединённых знанием своей малой родины. Молодые люди рассказали о любимых уголках нашего города, известных земляках, героях войны и труда, достопримечательностях, природе.
Хочется упомянуть о самых необычных работах. Так, учащиеся школы №4 (преподаватель Шпорова Валентина Александровна) представили на конкурс альбом «В диалоге с ветеранами Подпорожья», посвящённый подпорожской святыне — Братскому кладбищу. Это очень серьёзный, основательный труд, созданный классом с большим трепетом и уважением.
Учащиеся 10 класса той же школы №4 под руководством Веры Александровны Яковлевой представили проект «Золотые запасы Подпорожья». Как сложилась судьба «золотых» медалистов после окончания школы? Куда уходит «золото» района? В местной прессе нет информации о судьбах успешных выпускников, поэтому авторы проекта предприняли собственное расследование.
Проект посвящён золотым медалистам подпорожских школ: Дмитрию Яковлеву, Роману Щербакову и Степану Головину. Эти ребята достигли выдающихся успехов в жизни, и мы по праву можем ими гордиться.
Яковлев Дмитрий закончил с красным дипломом химический факультет СПбГУ, защитил кандидатскую диссертацию, уехал в Англию по приглашению одной из лабораторий Кембриджа для участия в научных исследованиях и сейчас работает старшим аналитиком в компании, занимающейся разработкой программного обеспечения. Щербаков Роман закончил Московский физико-технологический институт, стажировался в США и стал учёным. Головин Степан с отличием окончил МГИМО, хорошо владеет тайским, английским и лаосским языками, является помощником посла России в Таиланде. Подпорожской молодёжи есть на кого равняться. Приятно, что наши выпускники продолжают.радовать своими успехами В этом году наша читательница Анна Рябчук поступила в престижный университет г. Хельсинки. Мы следим за судьбой наших читателей, и смеем надеяться, что в их успехах есть и заслуга библиотеки, её сотрудников.
В этом году мы предложили молодёжи районный творческий конкурс «Память о войне — в моей семье», основная цель которого — изучение беспримерного подвига советского народа в Великой Отечественной войне, познание и уважение семейных традиций. Лучшие работы, присланные на конкурс, вошли в сборник, изданный в местной типографии. Творческие сочинения трогают до глубины души, вызывают чувство благодарности за уважение к истории нашей страны и её героям. Учащийся политехнического техникума Алексей Маяков, получивший диплом I степени, заканчивает свою работу такими словами: «Ветераны войны уходят из жизни. И я чувствую ответственность, которая ложится на меня и других молодых людей нашего времени, за сохранение памяти о военном лихолетье, ведь скоро настанет время, когда знать об этом будем только мы, рождённые уже после той войны».
Главным же для нас по-прежнему является популяризация книги и чтения. Без молодых читателей у библиотеки нет будущего. Как же привлечь нечитающую молодёжь в библиотеку?
На библиотечном сайте регулярно размещается информация, предназначенная для молодёжи на сайте библиотеки. Молодые люди знают наш сайт, охотно откликаются на наши предложения.
Мы мечтаем провести «Неделю молодёжной книги», устраивать мероприятия с использованием современных технологий, в тёплое время года устроить на площадке перед библиотекой летний читальный зал, принять участие в городских и районных праздниках, устраивать с молодёжью обсуждение экранизированных произведений. На абонементе планируется создание молодёжного сектора, фонд которого будет состоять из популярной художественной и отраслевой литературы. Заинтересовал нас и опыт Челябинской областной юношеской библиотеки, о котором рассказала Татьяна Елисеева в статье «Расширяя пространство общения» («Библиотека», 2010, №7), в частности проект «Знакомьтесь: профессионал», в рамках которого происходят встречи с известными людьми города. Немаловажно то, что, общаясь со школьниками, именитые гости рассказывают о роли книг в их судьбе.
У Иосифа Бродского есть стихотворение «От окраины к центру». В нём говорится о том, что, уходя на окраину, ты отдаляешься от всего на свете и выходишь в настоящий мир. Это конец привычного мира и начало непривычного. Мы живём на окраине Ленинградской области, но это отнюдь не умаляет достижений наших земляков, а наша библиотека ведёт молодых граждан по тропинке знаний из привычного мира в мир высокой поэзии, прекрасной прозы, нравственных начал и надежды.


Тема номера

№ 8 (482)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы