Светлана Алексеевна Гасилова, заведующая детским абонементом МУК «КИЦ им. А.С.Пушкина», г.Волхов
Изменения, происходящие в современном обществе, отражаются на формировании личности современных подростков. Цинизм, неверие в нравственные идеалы, подмена их материальными и подчас призрачными ценностями — противостоять проявлениям аморальности и душевной чёрствости может помочь настоящая литература.
Сегодня молодого человека проще представить с ноутбуком в руках, нежели с книгой. Бытует мнение, что сегодняшнюю молодёжь отличает прагматичность, «клиповое» сознание. Всё это способствует развитию интеллекта, но никак не души. В своей статье «Взгляд со стороны» Е. Мурашова пишет: «Современные подростки — они другие, у них физиологически по-другому устроено восприятие. Они видят и воспринимают быстрее, чем старшее поколение. У них прекратился процесс акселерации, под знаком которого выросло предыдущее поколение. Это значит, что приблизительно 80% сегодняшних подростков не может прочесть роман Гюго “Труженики моря”. Они не прорвутся через вязкий и затянутый на их взгляд текст, но те же самые подростки почти на год “подсядут” на драматургию того же Гюго, облечённую в форму мюзикла». Современный читатель-подросток находится в другом культурном поле. Это культурное поле может оппонировать, возмущать, раздражать, но оно необыкновенно интересно. Культурный опыт современной молодёжи должен стать предметом изучения, а не осуждения.
Уверена, что библиотека должна и может стать местом для диалога, общения с юношеством. Мы, взрослые, должны стать им интересны. Читать книги, слушать музыку вместе с ними, обмениваться мнениями в Интернете — одним словом, быть рядом, не критиковать и поучать, а вести диалог.
Так родился цикл этических диалогов. Передо мной стояла задача обозначить круг литературы, который не оставит равнодушными, заставит задуматься юных читателей и найти интересную форму заботы.
Для урока-размышления по рассказу В. Токаревой «Центровка» вопросы для обсуждения разрабатываются заранее. После чтения текста — длительная пауза, затем звучат неуверенные высказывания ребят. Мнения самые разные, и чувствуется, что «зацепило». Многие просто удивлены. Кто-то впервые задумался над словами: «Нельзя думать только о себе… Только себя любить. Только себя жалеть. Иначе нарушится центровка».
Поводом для рождения иллюстративной беседы-обзора «О красоте человеческих лиц» послужили строчки из стихотворения В. Бокова: «… Не называйте стариков стариками… называйте по имени по отчеству, обращаясь как к своему предку…» В ходе обзора мы говорим о рассказах Е. Носова «Яблочный спас», А. Солженицына «Матрёнин двор», В. Астафьева «Гусь пролётный». «Какой я? Какая? Красивый? Некрасивый?» — задумываются молодые люди в этом возрасте. Хотелось побудить их задуматься и о красоте внутренней, которая с возрастом проявляется и на лице (вспомним русские народные сказки о лучезарной и безобразной старости).
Автором проекта видео-лектория «Уроки нравственности» является
А. Лиханов. Диалог с ребятами вели известные люди (С. Безруков, Патриарх Алексий).
В ходе книжного обзора «Острова одиночества» обсуждаются произведения А. Лиханова («Никто»), Н. Катерли («Сломанная кукла»), Е. Мурашовой («Гвардия тревоги»).
На творческом собеседовании о выставке «Город, в котором я живу» библиотекарь может попросить участников написать о том, какие самые важные дела сделал бы молодой человек, заняв пост мэра. Удивительно, что все ребята пишут о чистоте и порядке на улицах, возникает вопрос: откуда же появляется мусор?
Для выставки-диалога «Путь к станции «Я»» и «Герой, которого я выбираю» произведения подбираются с учётом аудитории. Хотелось бы обратить внимание на рассказы В. Дектева, опубликованные в №12 журнала «Уроки литературы» за 2008 год.
Приоритетным направлением работы с молодёжью в нашей библиотеке является работа по программе «Здоровье». Неоднократно в течение года проходят декады здоровья. Мы сотрудничаем с обществом анонимных алкоголиков, фондом «Наследие», врачами, психологами. Регулярно проходят встречи с членами общества анонимных алкоголиков. Такие мероприятия вызывают большой интерес у ребят. Им рассказывают подлинные истории, дают практические рекомендации, как не оказаться в сложной ситуации, как помочь другу, принимающему наркотики. В рамках программы проводятся лекции-диспуты «Я выбираю жизнь» (совместно с врачами), акции (совместно с фондом «Наследие») «Мы — против», «Письмо курящей девушки», классные часы на тему пропаганды здорового образа жизни, книжные выставки об экстремальных видах спорта.
Одним из направлений работы является тема «Библиотека как центр толерантности». Направление призвано объединить идеей толерантности сообщество читателей, создать систему, в которой понятие «толерантность» станет звеном в цепочке отношений, и в конечном итоге одним из принципов межличностных отношений. В цикл мероприятий по этой теме вошли интерактивная выставка «Я и другой», диспут «Житель многонационального города», круглый стол «Религии мира».