Пожалуй, ни одна проблема не способна взбудоражить наше сообщество так, как обсуждение этических аспектов библиотечного дела, включая изданный более десяти лет назад Кодекс профессиональной этики библиотекаря. До сих пор в печати, в том числе и в нашем журнале, появляются отголоски давней дискуссии о целесообразности его создания, о смысле и духе его основных положений.
Но вот подготовлена новая редакция Кодекса — и дискуссии вспыхнули с новой силой. Прежде всего, нужен ли сам этот документ, коль скоро он носит не жёстко-обязательный, но рекомендательный характер? Известно, что у нас и законы-то не всегда выполняют. Надо ли было брать при разработке Кодекса за основу аналогичные зарубежные документы? Не свидетельствует ли данное обстоятельство о недооценке профессионального менталитета российских библиотекарей? Приводятся и другие аргументы «за» и «против».
Убеждена, что документ, в котором были бы зафиксированы «неписаные» этические нормы, необходим, хотя пренебрегающие ими люди нечасто в него заглядывают. И всё же Кодекс реально институализирует профессиональные взаимоотношения, а значит, оказывает влияние на уровень библиотечного самосознания.
Одну из глубинных сторон дискуссии проанализировал в давней статье профессор А. В. Соколов («НТБ», 2004, №2). Конфликт между участниками дискуссии, по его мнению, во многом носит идеологический характер. Либерально-демократический взгляд на профессиональную этику библиотекаря восходит к приоритету ценностей отдельной Личности, идёт ли речь об отношении к читателю, коллеге, партнёру по работе. Как следствие, провозглашённый в первом варианте Кодекса тезис о свободном доступе к информации в смягчённой форме (вспомним 4-ю часть Гражданского кодекса) присутствует и в новой редакции.
Гуманистическо-патриотическая (по Соколову) позиция делает акцент на государственные интересы, которым служит библиотека, на особой ответственности последней за ту информацию, которую она предоставляет пользователю. За данной позицией стоят отечественные традиции аксиологического подхода к библиотечной рекомендации, особый пиетет перед просвещенческой Миссией библиотек, в первую очередь публичных, детских.
Принято считать, что истина находится посередине. В практической жизни библиотекарям приходится искать её самостоятельно, исходя из конкретных, напрямую не связанных с этическими нормами условий: слабо обновляющихся фондов, недостаточной технологической оснащённости, тесноты и прочих хронических болезней. Реальные конфликты возникают также из-за трудностей освоения инноваций, объективно существующих в коллективах межпоколенческих конфликтов, элементарной невоспитанности отдельных коллег, отсутствия у них простейших коммуникативных навыков. Такого рода типизированные, этически осмысленные ситуации неоднократно анализировала в своих работах С. А. Езова и другие авторы.
Поможет ли новый Кодекс разрешить эти ситуации? На этот вопрос нет однозначного ответа, но уже сам факт существования документа, позволяющего экспертам опереться на важнейшие этические нормы и ценности, позволяет смотреть в будущее с надеждой.
Cлава Матлина,
ответственный редактор журнала «Библиотечное Дело»