Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 20 (134)'10 - Обсуждаем Кодекс этики российского библиотекаря
Хранители православной культуры

Владимир Евгеньевич Колупаев, ФГУ «Российская государственная библиотека», кандидат исторических наук, Москва


«Основанное как религиозно-просветительский центр, издательство “Жизнь с Богом” было ориентировано на бывших граждан “атеистического государства”»1



На популярном интернет-портале «Православная книга России» («Правкнига»), начавшем свою работу по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и призванном способствовать распространению среди русскоязычных читателей изданий, одобренных церковью, в разделе «Издательства, выпускающие православные книги и книги о Православии», издательству «Жизнь с Богом» дана следующая характеристика: «Издательство “Жизнь с Богом” вызвано к жизни трагическими событиями Второй мировой войны, когда в странах Западной Европы оказались сотни тысяч бывших граждан Советского Союза. В их лице Запад, включая русских эмигрантов, встретился с “советским народом” — людьми, воспитанными в безрелигиозной среде».2
Сегодня книги «Жизни с Богом» многотысячными тиражами переиздаются в переводах на различные языки, однако о самом издательстве и его судьбе известно не так уж много. Автор статьи в январе-феврале 2009 г. работал в Италии с книгами и архивным фондом, оставшимися от брюссельского центра.

Из истории издательства
Основатель, бессменный директор и главный редактор издательства Поснова Ирина Михайловна (1914–1997) родилась в Киеве в семье известного историка профессора М. Э. Поснова (1873–1931). После революционных событий 1917 г., Гражданской войны и обострения сепаратистских настроений на Украине семья оказалась в эмиграции в Болгарии. Ирина окончила классическую гимназию в Софии. В 1938 г. она поступила в Лувенский университет (Бельгия), где изучала романскую и классическую филологию, там же в 1947 г. защитила диссертацию на докторскую степень по теме «Пророки в христианском синтезе св. Иустина». В 1945 г. совместно с профессором Л. Мореном основала “Comité belge de documentation religieuse pour l’Orient”.
В 1951 г. ею был создан центр “Foyer Oriental Chretien” («Восточно-христианский очаг»), располагавшийся по адресу: 206, avenue de la Couronne à Bruxelles. При нём было открыто издательство «Жизнь с Богом», выпускавшее книги и периодику на русском языке, работала библиотека им. Владимира Соловьёва.
В 1991 г. И. Поснова доставила в СССР несколько грузовиков книг, которые пополнили отечественные книжные собрания.3 В ходе этого визита она также организовала выставку продукции издательства за предшествующие годы; экспозиции были устроены в Государственной библиотеке иностранной литературы им. М. И. Рудомино (ВГБИЛ) в Москве и Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге.
Ближайшим помощником главного редактора с 1955 г. был словенский священник Антоний Ильц (1923–1998), он же с 1962 г. был цензором издаваемой литературы и служил настоятелем домового храма (Nommé Recteur de l’Église Catholique russe de Belgique à Bruxelles). С 1981 г. он регулярно посещал СССР.
Его коллега и земляк священник Кирилл Козина (Kozine) (1925–2004), имевший опыт работы среди русских эмигрантов во Франции, бывший прежде воспитателем в интернате для русских детей св. Георгия в Медоне и затем  среди «Ди-Пи» (Displaced Persons (англ.) — перемещённые лица) в Лионе (Франция), в 1962 г. был переведён в Брюссель. В издательстве он вёл переписку и заведовал книжной экспедицией, в 1990 г. он стал директором ассоциации «Жизнь с Богом». После его кончины центр и издательство прекратили своё существование.

Архивный фонд
Коллекция архивных документов и книжный фонд библиотеки им. В. Соловьёва в 2000 г. после ликвидации издательства «Жизнь с Богом» были перевезены в штаб-квартиру организации «Христианская Россия» («Fondazione Russia Cristiana») — на виллу Амбивери (Villa Ambiveri) в городе Сериате (via Tasca 36, Seriate) провинция Бергамо (BG).
Вилла Амбивери —усадьба, включающая архитектурный и садово-парковый ансамбль XVII–XIX вв. — была предоставлена в распоряжение исследовательского центра «Христианская Россия» (принадлежащего движению “Comunione e Liberazione”) последней её владелицей, графиней Елизоветой Амбивери. Графиня, бывшая узница фашистских концлагерей, посвятила себя социальному и религиозному служению.
Устав центра был утверждён в 1989 г. миланским кардиналом К. М. Мартини. Центр имеет свою штаб-кавартиру, несколько офисов, В него входят редакция журнала италоязычного “La Nuova Europa” (издаётся с 1960) и его русскоязычной версии «Новая Европа», издательство “La Casa di Matriona” («Матрёнин двор»), библиотека «Бетти Амбивери», архив, иконописная школа Associazione “Scuola di Seriate” (c 1978), домовый храм Преображения Господня византийско-славянского обряда с хором “Ars Nova” и резиденция “Memoris”.
Архив издательства был доставлен в центр Романом Скальфи (Romano Scalfi), основателем и действующим ныне президентом фонда «Христианская Россия» (1957). Он родился в 1923 г. в Тионе, провинция Тренто, стал священником в 1948 г., с 1951 г. обучался в «Руссикуме» и изучал социологию в Папском Григорианском университете в Риме. В доставке архива ему помогала  научный сотрудник центра «Христианская Россия» Джованна Валенти (Giovanna Valenti).
Архивный фонд, поступивший из Брюсселя, содержит рукописи произведений, как изданных, так и готовившихся к изданию, с автографами, пометками в тексте и на полях, маргиналями, а также личные бумаги, черновики и переписку. Дополнительные сведения об архиве приводит Г. Л. Андреев, сотрудник БГБИЛ, участвовавший в организации выставки «Жизнь с Богом» в Москве. Он работал с архивом в Брюсселе, и в своей неопубликованной работе, хранящейся в машинописном виде в библиотеке «Бетти Амбивери»4, пишет следующее: «Собственно, этот архив является личным архивом И. М. Посновой… Документы, имеющие отношение к издательству, оседали в личных архивах в зависимости от того, от кого они исходили или кому предназначены, а какой-либо видимой работы по аккумуляции, по созданию единого архива издательства никогда не проводилось. Поэтому архив И. М. Посновой можно считать архивом и издательским до начала 60-х годов, когда в издательские дела активно включился о. А. Ильц, а затем приехал в Брюссель и о. К. Козина. Архив И. М. Посновой включает: собственно издательский архив 45-начала 1960-х годов… деловую переписку и личную переписку И. М. Посновой за период 1940-90-х годов… отдельные рукописи и корректуры присyrствуют только за период 1970-90-х годов».4
В личном письме от 15.01.2009 г. автору этих строк, свидетель событий В. Магдин сообщает дополнительные сведения: «… Бумаги были упакованы в ящик и отнесены в подвал. В 1999 г. издательство прекратило своё существование. Дом, где оно находилось более 50 лет, должен был быть продан, а все вещи, находящиеся в доме, должны были быть выброшены на свалку. Совершенно случайно, среди разных бумаг и коробок, которые выбрасывались, меня заинтересовали пачки писем и я их не сберёг…».5

Особенности описания
и систематизации
Всего в фонде 30 описанных и пронумерованных коробок: Фонд: I «La Vita con Dio». Опись: I .1. Scàtola (box , коробка). Дело: I .1.1. Cartèlla (папка) или: 1.1.1. Cartelletta. Лист: в зависимости от наличия или отсутствия нумерации (в большинстве случаев материал не пронумерован).
В зависимости от особенностей изначального комплектования внутри папок применяется также более дробная классификация: используются либо буквы латинского алфавита (например, a) b), c) и т. д.), либо арабские цифры со скобкой (например, 1), 2), 3) и т. д.).
С отдельными фрагмента фонда работал московский историк А. В. Юдин, преподаватель РГГУ, член Редакционного совета Католической энциклопедии. Данные материалы включены в опись с соответствующей пометкой в графе «Примечания».
Столичный исследователь Г. Л. Андреев также изучал архив «Жизни с Богом», однако он работал с другими документами. Папки, описанные А. Юдиным (французская часть архива) составляют особый раздел. Документы на французском, итальянском, немецком, голландском, польском и других языках остались в составе тех папок, где находились ранее. В соответствии с принципом неделимости коллекции бумаги на иностранных языках остаются в русском фонде, если изначально находились среди русскоязычных материалов. Требуется работа по более детальному описанию документов внутри дел фонда.

Библиотека
Книги, поступившие из Брюсселя (около 3 тысяч единиц хранения, не включая периодический изданий, обработка которых ещё не завершена), были распределены следующим образом. Издания по истории церкви, богословию, литургике поступили в соответствующие разделы, остальные книги составили в библиотеке Сериате отдельный фонд и представляют собой обособленную коллекцию. Все документы обработаны и отражены в основных каталогах. Электронная версия генерального каталога размещена в разделе «Biblioteca Betty Ambiveri» на веб-сайте «Russia Cristiana» (www.russiacristiana.org/RussiaCristianaBiblio.htm)
Брюссельская коллекция состоит из 1903 книг и брошюр, каждая из которых имеет свой шифр («Brux») и порядковый номер хранения.
Из Брюсселя были привезены также такие книги, которые входили в состав библиотеки «Бетти Амбивери». Всего таких дубликатов оказалось около 1000 экземпляров, часть из них в 2008 г. была передана в центр, занимающийся изучением русской культуры в испанском городе Гранада, по просьбе местного епископа, инициировавшего создание этого центра.
Среди брюссельских книг имеются как книги, принадлежавшие сотрудникам центра «Жизнь с Богом», так и издания, поступившие от частных лиц и организаций, связанных с Русским Зарубежьем. Большая часть книг — это издания «Жизни с Богом». Кроме того, представлены практически все издания, выпущенные издательством имени Чехова (178 наименований, 129 авторов).* Издательство имени Чехова (“Chekhov Publishing House”) работало в 1951–56 гг. в Нью-Йорке и выпускало печатную продукцию универсального содержания на русском языке. Оно было создано и финансировалось Фондом Форда (Ford Foundation). Некоторые из этих изданий были подарены фонду Александрой Львовной Толстой (1884–1979), младшей дочерью великого писателя, с 1929 г. жившей в эмиграции. Она создала в США Толстовский фонд, возглавляла Общественный совет издательства имени Чехова, вместе с И. Посновой в 1950–60-е гг. вела работу с русскими беженцами в лагерях Западной Европы.
Следующая часть фонда — издания Русской православной церкви за границей: книги, выпущенные братством преподобного Иова Почаевского в Восточной Словакии (1923–1944 гг.) и филиалами в Мюнхене и Гамбурге (Германия), издания Св.-Троицкого монастыря в Джорданвилле (США).
Представлены в фонде также книги «ИМКА-Пресс» (Париж) и других зарубежных издательских центров. Они достаточно хорошо сохранились, на многих из них имеются владельческие записи, маргиналии, автографы, штампы и печати. Между страницами многих из этих изданий находились открытки, записки, закладки и т. д. Все подобные материалы фиксируются, собираются и хранятся в отдельных папках, по мере изучения снабжаются дополнительная информация, когда её удаётся привлечь. Раскрытие и введение в научный оборот этих материалов освещается в специальном разделе журнала «Новая Европа» (“La Nouva Evropa”).6

1 http://www.pravkniga.ru/izd_prav.html?id=572
2 Там же.
3 Pouchkova S. V. La Bibliothèque d’État de littérature étrangère pan-russe à Moscou. Bulletin des Bibliotheques de France. — Paris. — 2003. — №5. — P. 3.
4 Архив «Христианская Россия», коллекция «Жизнь с Богом». — Фонд I. — Опись 30. — Дело 1.
5 Издательство «Жизнь с Богом»: Воспоминания, библиография, архивные материалы / Г. Л. Андреев составитель. — М. 2000. — Машинопись. Библиотека «Бетти Амбивери». Фонд «Христианская Россия». Сериате, (Бергамо).
6 Архив «Христианская Россия», коллекция «Жизнь с Богом». — Фонд I. — Опись 21. — Дело 4.
7 Frugando negli archivi di RC // La Nouva Evropa. — 2008. — № 6(342). — P. 67–69.

Тема номера

№ 20 (326)'18
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы