Галина Фёдоровна Дайнеко, главный библиотекарь методического отдела МУК «ЦБС» г. Ангарска
Новостные каналы твердят о решающей роли молодых в проведении социально-экономических преобразований в стране. Но почему-то забывают о возрождении духовности молодёжи. А ведь именно чтение всегда способствовало становлению духовности, развитию личности молодых людей, и эти задачи всегда были главными для всех библиотек.
По данным годовых статистических отчётов доля молодых читателей в МУК «ЦБС» г. Ангарска составляет 52,1% от общего количества взрослых читателей. Существует мнение, что молодые книг не читают, а если и читают, то только те, что включены в учебную программу, художественная литература их интересует мало. Так ли это? Мы решили проверить это при помощи социологического исследования. Конечно, для серьёзных выводов количество респондентов невелико, но картину чтения молодых в наших библиотеках отражает.
В апреле–мае 2009 года методическим отделом МУК «ЦБС» г Ангарска в связи с Годом молодёжи было проведено социологическое исследование «Художественная литература в чтении юношества». Цель нашего исследования — выяснить, как относится молодёжь, посещающая наши библиотеки, к чтению художественной литературы. На основании результатов исследования предполагалось наметить основные направления работы библиотек города по привлечению молодёжи к чтению. Методом исследования стало анкетирование, в проведении опроса участвовали все библиотеки ЦБС (ЦГБ, ЦДБ, 15 библиотек-филиалов).
Всего в исследовании приняли участие 308 читателей. Возраст опрошенных от 14 до 30 лет (16 человек из заполнивших анкеты были 11-13-летнего возраста).
Из диаграммы видно, что 82% от числа опрошенных составили 14–20-летние. Это читатели, которые учатся в различных учебных заведениях и обращаются в библиотеки за литературой в помощь учебному процессу. Читатели старшего молодёжного возраста (21–30 лет) реже посещают библиотеки, поэтому процент опрошенных данного возраста невелик. Таким образом, библиотекарям надо обратить большее внимание на привлечение в библиотеки людей 21–30 лет.
Большая разница среди опрошенных наблюдалась и по полу: в опросе участвовало 229 лиц женского пола (74%) и 77 лиц мужского пола (25%); 2 человека (1%) не решились указать свой пол. Эти данные соответствуют данным итоговых отчётов ЦБС: среди читателей ЦБС женщин почти в три раза больше, чем мужчин.
Привлечение лиц мужского пола в библиотеки остаётся значимой и трудно решаемой задачей, но искать пути решения этой проблемы необходимо.
Художественная литература
как пережиток?
На вопрос: «Нужно ли читать художественную литературу?», ответили утвердительно 273 человека, отрицательно — 9 человек, 26 человек затруднились ответить. Все читатели 11–13 лет и 21–30 лет считают, что читать художественную литературу нужно обязательно. Затруднились ответить или дали отрицательные ответы только читатели 14–20 лет. Возможно, это связано с тем, что в этом возрасте превалируют другие интересы.
Чтение художественной литературы признали необходимостью 89% наших читателей. Только 3 молодых человека и 6 девушек из опрошенных считают, что художественную литературу читать не нужно.
Следующий, 4-й вопрос помог нам выявить главный источник знаний для наших читателей. Так, главным источником знаний об окружающем мире для 126 опрошенных (40,9%) является «телевидение и радио»; на втором месте по значимости оказались «окружающие люди (семья, друзья, школа)» — 124 ответа (40,3%); третье место занимает «компьютер» — 104 ответа, (33,8%); за ним следует «энциклопедическая и учебная литература» — 101 ответ (32,8%); на последнем месте оказались «газеты и журналы» и «художественная литература» — соответственно по 73 и 69 ответов (23,7% и 22,4%).
Юноши и девушки расходятся во мнениях относительно того, что является основным источником знаний. Так, если девушки в качестве главного источника знаний выбирают «телевидение, радио» — 109 ответов (35,3%), то юноши чаще всего упоминают «компьютер» — 35 ответов (11,4%), и только затем следуют «телевидение, радио» — 34 ответа (11%).
Из опрошенных 158 человек (51,3%) отметили несколько источников знаний. Остальные 150 (48,7%) выбрали только один источник знаний. Здесь лидируют «телевидение, радио» — 39 ответов (12,7%) и «окружающие люди» — 37 ответов (12%).
Художественную литературу считают для себя единственным источником знаний 11 человек (3,6%). Меньше голосов набрали только «газеты, журналы» — 6 (1,9%).
Таким образом, видно, что конкуренцию художественной литературе составляют телевидение, компьютер, Интернет и общение с людьми. Грамотное использование этих источников информации и ссылок на них в рекламе библиотеки и в различных формах библиотечной работы, возможно, привлечёт внимание молодёжи к библиотекам и художественным произведениям.
Пятый вопрос «Как часто вы читаете художественную литературу?», был ключевым в опросе. «Читаю много и с удовольствием» ответили 86 человек (27,9%); 134 человека (43,5%) «читают иногда»; 80 человек (25,9%) — «только в пределах школьной программы» и 10 (3,2%) «вообще не любят читать». Не ответил на этот вопрос 1 человек. Среди анкет с ответами «читаю иногда» встречались пометки «к сожалению, нет времени». Ответы на этот вопрос порадовали нас тем, что все-таки читающих художественную литературу всё же большинство. Различий в ответах юношей и девушек не наблюдалось.
Можно сделать вывод, что интерес к художественной литературе у молодого поколения есть — и довольно устойчивый. Необходимо только поддерживать и развивать его. А если учесть ответы на 4-й вопрос, то становится ясно, что для привлечения к чтению художественной литературы необходимо использовать медиа-ресурсы, компьютерные технологии. Именно так и сделали на абонементе ЦГБ, когда готовили вечер-портрет к 150-летию со дня рождения А. Конан Дойла «Мистификатор №1» для членов клуба «КЛюЧ» (Клуб любителей чтения). Разговор об истории детективного жанра, о жизни и творчестве сэра Артура Конан Дойла и его известных мистификациях сопровождался видеоконкурсами и электронными презентациями «Фоторобот», «Работа над рукописью», «Описание подозреваемых». Читатели увидели портреты писателя в разные годы жизни, побывали в музее Ш. Холмса, ответили на вопросы викторины. Члены клуба отметили, что такие встречи намного увлекательнее и дают более обширное представление об авторе и его эпохе.
…И что-нибудь «про любовь»
При ответе на 6-й вопрос: «Какую художественную литературу вы любите читать?», мнения респондентов разделись. Наибольшее количество опрошенных назвали «приключенческую литературу» — 129 (41,9%). Следом по популярности идёт литература «про любовь и отношения» — 98 (31,8) и «детективы» — 97 (31,5%). Дальше «классика» — 84 (27,3%) и «историческая» — 83 (26,9%). Завершают список «кинороманы» — 17 (5,5%). Ещё 5 человек (1,6%) упомянули «фантастику и фэнтази».
Чаще всего отвечали «про любовь и отношения», конечно, девушки — 92 ответа (29,9% от общего числа опрошенных и 40,1% — от числа девушек). Эта литература по популярности у девушек на первом месте. Юноши этот вариант ответа выбирали значительно реже — 6 человек (1,9% от числа опрошенных и 7,8% от числа юношей), такие книги по популярности оказались на пятом, предпоследнем месте, реже юноши читают только «кинороманы». Зато, как и следовало ожидать, «приключенческая литература» у них на первом месте — 42 ответа (13,6% и 54,4%). Радует стойкий интерес к классике: её любят читать 73 девушки (23,7% и 31,9%) и 11 юношей (3,6% и 14,2%), по популярности она оказалась соответственно на третьем и четвёртом местах.
В седьмом вопросе мы попросили наших читателей назвать свои любимые книги. Дали ответ на этот вопрос 224 человека (72,7%), не смогли назвать свою любимую книгу или указали, что такой нет, 84 человека (27,3%).
Вывод: Как видно из списков, в качестве любимых книг большинство упоминают классику. Хотелось бы в это верить, но, скорее всего, такая популярность классики связана с изучением школьной программы. Как и следовало ожидать, юноши чаще называют книги приключенческой тематики, фантастику и фэнтази. У девушек чаще встречается современная беллетристика, женские детективы.
Среди любимых книг упоминались:
Модные: К. Кастаньеда, Б. Вербер,
А. Говальда, М. Глуховский, С. Фрай,
Х. Мураками
Русская литература: Э. Асадов,
В. Приставкин, И. Солженицын, С. Довлатов, Е. Замятин, Ильф и Петров,
А. Рыбаков, Б. Васильев, В. Пикуль,
В. Ян, Н. Кун, В. Проскурин, А. Грин,
И. Акимушкин, В. Железняков
Зарубежная литература: Дж. Остен, А. Дюма, М. Рид, М. Сервантес, У. Шекспир, В. Скотт, А. Сент-Экзюпери, О' Генри, Дж. Лондон, Э. Распэ, Дж. Свифт, Ж. Верн, С. Кинг, К. Льюис, Л. Кэрролл, А. Кристи, А. Конан-Дойл, Дж. Байрон, Данте, Х. Ли, Гёте, К. Маккалоу.
Фантастика и фэнтази: братья Стругацкие, П. Андерсон, Г. Гаррисон, К. Саймак, К. Кларк, С. Лем, А. Беляев, И. Ефремов, Г. Уэллс, С. Лукьяненко,
М. Семёнова, Ф. Пулман, А. Бушков
Классика: А. Грибоедов, А. Чехов, И. Бунин, А. Куприн, М. Шолохов, И. Гончаров, А. Блок, А. Толстой, Н. Некрасов, Н. Чернышевский, Н. Гумилев
Современная беллетристика: Т. Устинова, Л. Улицкая, Н. Нестерова,
Ю. Шилова, М. Маринина, Г. Куликова, «Star Wars», «Сталкер», «Вампирские хроники» Э. Райс и т. д.
Практически не упоминается в анкетах современная литература для молодых (например, книги серии «Роман поколения Next», серии книг зарубежных писателей «На пороге»). Молодые люди, видимо, её не знают и не читают. Одной из причин своего нежелания читать художественную литературу опрошенные считают оторванность литературы от реалий их жизни («проблемы, раскрываемые в произведениях молодёжи не понятны, не интересны, не осознаются»), но с литературой для своего возраста, раскрывающей понятные и близкие им проблемы, молодые, как видно, не знакомы. Следовательно, при работе с данной аудиторией библиотекарям следует обратиться к современной литературе для молодёжи, помочь им не только прочитать эти произведения, но и разобраться в поднимаемых там проблемах (проводить не только обзоры новых книг, но и обсуждения, читательские конференции и т. д.)
Подобный опыт у нас в ЦБС уже есть. В течение года в рамках литературного факультатива «Читающий Ангарск» в ЦГБ прошли обсуждения: «Легко ли быть молодым?» (обзор художественной литературы о современной молодёжи с обсуждением); «Человек на войне» (размышления о прочитанном и обсуждение романа В. Маканина «Асан»). Серия обзоров литературы о молодёжи «Как верно сказано не мною обо мне» состоялась на абонементе ЦГБ. В ходе этих обзоров молодые читатели имели возможность высказать свою точку зрения на проблему, поднимаемую в той или иной книге, оценить значимость поднимаемой проблемы для себя лично. К каждому обзору были подготовлены аннотированные рекомендательные списки «Книги, открывающие нас» и закладки. После проведения обзоров с обсуждением сотрудники заметили всплеск интереса к данной литературе, образовалась очередь на книги.
Самый популярный подарок?
Нас интересовало, осталась ли книга ценным подарком в современном обществе. Об этом мы спросили своих читателей. На восьмой вопрос: «Обрадуетесь ли вы, если на день рождения вам подарят книгу?», «нет» ответили 81 человек (26,2%). Один из опрошенных сделал пометку: «удивлюсь»; «да» ответили 197 человек (63,9%); «смотря какую» — 29 (9,4%), 1 человек не стал отвечать на этот вопрос.
Более 90% опрошенных будут рады книге как подарку. Большинство ответов «да» дали не только те, у кого есть любимая книга, но и те, у которых её нет или они её не назвали. Из тех, кто «читает много и с удовольствием», только 5 человек не обрадуются книге как подарку. Соответственно из тех, кто не любит читать, 3 «обрадуется книге как подарку». В процентном соотношений различий среди ответов юношей и девушек не наблюдалось.
На 9-й вопрос: «Какую информацию вы ищете в художественной литературе?», большинство ответили: «знания о внутреннем мире людей и их проблемах» — 122 ответа (39,6%). Ищут в художественной литературе «ответы на свои личные вопросы» 90 человек (29,2%): «просто проводят свободной время» — 87 (28,25), получают «знания об окружающем мире, истории» — 82 (26,6%). Свой вариант ответа на этот вопрос дали 19 человек (6,1%). Среди них 6 человек ищут в книгах «что-то новое, разгадки тайн и секретов»; 3 человека получают «удовольствие от чтения»; 2 — «психологию отношений», 3 — ищут «что нужно», остальные (по 1) ищут «хороший сюжет», «интересную информацию», «просто читают», «ничего», «расширяют кругозор и словарный запас».
У мужчин на первом месте оказался ответ «просто провожу свободное время» — 29 (37,6%), у девушек — «внутренний мир людей и их проблемы» — 120 (52,4%). Остальные ответы, как у юношей, так и девушек распределились практически поровну.
Есть проблема? Загляни в книгу!
На 10-й вопрос: «Помогают ли вам книги в разрешении конфликтной ситуации?», 72 человека (23,4%) ответили «да», 61 человек (19,8%) — «нет», 174 (56,5%) — «иногда». Не стал отвечать на этот вопрос 1 человек. Как юноши, так и девушки на первое место ставят ответ «иногда» — соответственно 40 (51,9%) и 133 (58%) ответа. На второе место у юношей выходит ответ «нет» — 26 (33,8%) ответов, а у девушек ответ «да» — 68 ответов (29,7%).
Таким образом, девушки более склонны искать ответы на проблемные жизненные ситуации в художественной литературе. Одна четвёртая часть всех опрошенных юношей предпочитает решать свои проблемы сама, не прибегая к помощи художественных произведений. Среди девушек таких всего лишь 34 (14,8%).
Вывод: для привития интереса к художественной литературе в библиотечной практике необходимо проводить мероприятия, основанные на произведениях социально-нравственной тематики, показывать молодым людям, что произведения художественной литературы могут и должны помочь в разрешении самых разных проблемных ситуаций.
Выявить, каких писателей российских или зарубежных предпочитают наши читатели, нам помог 11-й вопрос. Анализ анкет показал, что большая часть читателей предпочитает российских писателей — 162 ответа (52,6%); всего лишь 65 читателей (21,1%) предпочитают зарубежных, а 69 (22,4%) — читают и тех, и других («главное, чтобы книга была интересной», «по настроению») 12 читателей (3,9%) не ответили на этот вопрос.
В 12 вопросе мы попросили читателей назвать самого популярного с точки зрения читателей автора. Всего было названо 120 писателей; 59 читателей (19,1%) не смогли назвать такого автора. Самым популярным автором назван А. С. Пушкин. Его назвали 90 человек. На втором месте по популярности среди наших читателей Д. Донцова (29 человек); на третьем Л. Толстой (20 человек).
На 13-й вопрос: «Назовите самую популярную книгу», не смогли дать ответа 118 человек (38,3%); 190 человек (61,9%) назвали 111 популярных, по их мнению, книг.
Популярными были названы романы Д. Донцовой — 4 упоминания, Шиловой — 3 упоминания, С. Лукьяненко — 5 упоминаний.
Конечно, как и следовало ожидать, большая часть опрашиваемых называет произведения, входившие в школьную программу. Другие произведения и авторы упоминаются реже. И здесь на первое место с большим отрывом выходит книга Дж. Роуллинг «Гарри Поттер», которую указали как юноши, так и девушки всех возрастов. Современная литература для молодёжи практически не упоминается, что, естественно, говорит о том, что большая часть молодёжи с ней не знакома.
Художественная литература
и личность
В завершающей части анкеты мы попросили наших читателей задуматься над тем, «Какую оценку они сами поставили себе за знание художественной литературы» (14-й вопрос). В результате оценку «отлично» себе поставили лишь 19 человек (6,2%) читателей. Но и этот результат можно назвать субъективным, так как при оценке «отлично» некоторые опрашиваемые указывают в качестве любимых и популярных книг произведения Донцовой, Шиловой и др. авторов современной беллетристики, что никак не указывает на отличное знание классической и современной литературы. Оценку «плохо» поставили себе 37 человек (12%). Остальные разделились на тех, кто знает литературу «хорошо» — 124 (40,3%) и «удовлетворительно» — 127 (41,2%). Не ответил на этот вопрос 1 человек.
Также мы попросили наших читателей в 15 вопросе определить культурный уровень современной молодёжи. Определили его как «средний» 152 человека (49,4%); 132 человека (42,9%) посчитали его «низким»; только 4 человека считают, что культурный уровень современной молодёжи «высокий». Свой вариант предложили 18 человек (5,8%): 6 человек — «между средним и низким», 3 — «у всех по-разному», 3 — «не знаю», 3 — «менее, чем низкий», так как «хорошо знают о культуре улиц, а не о художественной литературе», 2 — «высокий, но только молодёжь скрывает его» и «высокий среди людей моего круга».
Вывод: молодые люди сами оценивают свой культурный уровень как «средний и низкий», а знание художественной литературы как «хороший и удовлетворительный». Поэтому задача библиотекарей — помочь молодым углубить знание художественной литературы. И здесь большое значение играет роль библиотек в предоставление информации молодым о современной литературе (составление рекомендательных списков, закладок, создание виртуальных выставок с возможностью оставить отзыв, организация интерактивных выставок современной литературы и т. д.)
На 16-й вопрос: «Влияет ли художественная литература на формирование личности», абсолютное большинство ответили: «да, влияет» — 235 человек, (76,3%); «затруднились ответить» — 57 человек (18,5%); и 15 человек (4,9%) считают, что не влияет. Не ответил на этот вопрос 1 человек.
Но при этом на 17-й вопрос: «Как вы думаете, интересуется ли современная молодёжь художественной литературой?», 183 человек (59,4%) ответили: «нет». И только 108 (35%) ответили: «да». Свой вариант ответа предложили 11 человек (3,6%): «не все» — 3; «иногда» — 6; «всему свое время» — 1; «это зависит от воспитания, желания» — 1. Не смогли ответить на этот вопрос 6 человек (1,9 %)
В 18 вопросе наши опрашиваемые объяснили «Почему они считают, что молёдежь не интересуется художественной литературой». Не ответили на этот вопрос 59 человек (19,2%) из числа тех, кто считает, что современная молодёжь интересуется художественной литературой. Считают, что молодёжь не интересуется художественной литературой, потому что «не любят читать» — 106 человек (34,4%). Вторым по популярности стал ответ «неинтересно» — 75 человек (24,3%). «Отсутствие свободного времени» назвали 45 человек (14,6%).
И 41 человек (13,3%) предложили свои варианты ответа. Среди них «Другие интересы» назвали 23 человека; это «Интернет и ПК – 10; телефон, телевизор, др. способы отдохнуть (погулять, выпить), друзья». Считают, что «нет культуры чтения» — 8 человек, при этом среди ответов встречаются такие: «нет желания», «художественная литература - устаревшая», «родители не воспитали любовь к чтению», «постороннее влияние», «литературу преподают в отрыве от жизни», «проблемы раскрываемые в художественной. Литературе, неинтересны для молодёжи, не понятны, не осознаются», «не модно», и даже такие «начитались не понять чего и испортили себе вкус», «засыпаю». Как видно, большинство опрашиваемых в отсутствие интереса к чтению у молодёжи обвиняют кого-то другого (родителей, педагогов, друзей, окружающих), но только не себя. Читать художественную литературу «не считают нужным, нет желания» 6 человек.
Таким образом, хотя 76% ответили, что «художественная литература влияет на формирование личности», а 89% что «художественную литературу читать нужно», большинство молодых считает, что культурный уровень молодёжи «средний» (49,4%) и «низкий» (42,9%); 60% считают, что молодёжь «не интересуется художественной литературой», а причина этому «не любят читать» 34,4% и «неинтересно» 24,3%. Процент ответов одинаковый как у юношей, так и у девушек.
Общие выводы
1. Анализ анкет показал, что библиотекарям надо обратить большее внимание на привлечение в библиотеки возрастной группы 21-30 лет и лиц мужского пола.
2. Грамотное использование медиа-ресурсов и ссылок на них в рекламе библиотеки привлечет внимание молодёжи к библиотекам.
3. Интерес к художественной литературе у молодого поколения есть — и довольно устойчивый. Необходимо поддерживать и развивать его, используя библиотечные формы работы с использованием компьютерных технологий и медиасредств.
4. Для привития интереса к художественной литературе в библиотечной практике необходимо проводить мероприятия, основанные на произведениях социально-нравственной тематики, показывать молодым людям, что произведения художественной литературы могут и должны помочь в разрешении самых разных проблемных ситуаций.
5. Главная задача каждого библиотекаря — показать молодёжи, что чтение художественной литературы — это насущная необходимость, влияющая на формирование и становление личности молодого человека.
6. Современная литература для молодых практически не упоминается в ответах опрошенных. Библиотекарям следует обратиться к современной литературе для молодёжи, помочь им не только прочитать данные произведения, но и разобраться в поднимаемых там проблемах. Этому способствует организация интерактивных выставок современной литературы (выставка-обсуждение, выставка-диалог, выставка-рекомендация читателя), проведение не только обзоров новых книг и литературно-художественных журналов, но и обсуждений, читательских конференций и т. д.
7. Задача библиотекарей — дать возможность молодым углубить знание художественной литературы и поднять его на более высокий качественный уровень, способствовать повышению и развитию культурного уровня юношества.
Наши данные совпадают с данными опроса «Чтение-2008», проведённым Аналитическим центром Юрия Левады в сентябре 2008 года (Книжное дело. — 2008. — №3. — с. 70–75). По их данным «среди читающих книги существенно сократилась доля людей, не читающих художественную литературу», «по собственным оценкам, больше за последние 10–15 лет стали читать прежде всего самые молодые образованные россияне» (с. 72). Также они отмечают, «что профиль массового чтения сегодня имеет скорее женские черты, при этом речь идёт в большей степени о молодых женщинах» (с. 73), «читательская культура в России становилась на протяжении последних 10-15 лет всё более развлекательной, молодёжной и женской» (с. 76).
Выводы социологического исследования для нас не оказались неожиданными или шокирующими. Примерно те же данные дают ежегодные групповые и индивидуальные анализы формуляров группы «Юношество». Ответы ребят дают надежду, что не все так мрачно, и свет в конце тоннеля под названием «Нежелание читать» есть. Дело за малым — привлечь молодых читателей и нечитателей в библиотеки и показать им, что время, проведённое за хорошей книгой, не менее увлекательно, но более полезно для души и сердца, чем время, потраченное на «другие интересы».