Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 19 (133)'10 - Библиотеки и образование
Шаги навстречу

Ольга Валерьевна Анишина, ведущий библиотекарь Могилёвской  городской библиотеки-филиала им. А. С. Пушкина, Беларусь


Могилёвская семейная библиотека им. А. С. Пушкина стремится сформировать новую 
модель обслуживания, быть полезной своим читателям и своему городу. С этой целью 
и была разработана программа «Библиотека ПЛЮС».


Основой для реализации целевой программы «Библиотека ПЛЮС» стали проекты, которые были успешно претворены в жизнь в последнее десятилетие. Они не только позволили опробовать эффективные приёмы продвижения чтения, но и заложили базу для прочных контактов с учащимися и педагогами близлежащих школ. Среди этих проектов можно выделить создание центра знаний «Пушкиниана», организацию библиотечных образовательных объединений (курса уроков по внеклассному чтению «Книгочей», библиолектория «Умники и умницы», эколого-краеведческого факультатива «Я, ты и всё вокруг» и др.), проведение марафона, информационно-рекламного десанта в девяти школах зоны обслуживания.

В помощь мамам
Мы стараемся создавать проекты, которые нацелены на решение самых актуальных социальных проблем. Так, например, современные мамы, воспитывающие детей до 3-х лет, не всегда могут купить необходимую литературу или выписать журналы в помощь воспитанию и развитию ребёнка, получить в одном месте все необходимые сведения об ассортименте товаров для малышей в детских магазинах и аптеках, о школах развития детей и другую социально-важную информацию.
В библиотеке был разработан мини-проект по созданию информационно-консультативного сервиса «Супер МАМА». Основные задачи проекта — оказание информационной помощи молодым мамам, а также женщинам, ожидающим ребёнка. Партнёрами в реализации проекта выступили женская консультация №4 г. Могилёва, детская поликлиника №8, одна из городских крупных аптек, магазины детского питания, детской одежды и игрушек.
Работа началась с создания специализированного книжного фонда «Мамина библиотека», фонда литературы для маленьких детей и фонда так называемой материнской периодики. Пришлось скорректировать политику комплектования: библиотека приобрела  современные красочные книги о развитии, воспитании и здоровье детей, были выписаны такие периодические издания, как «Baby boom!», «Жду малыша», «Мамочкина школа», «Мой кроха и я», «Мой ребёнок», «Растём вместе», «Счастливые родители» и др.
Изменения претерпела и концепция выставочной работы. Были оформлены  выставка-просмотр «Супер МАМА» с разделами «Девять таинственных месяцев», «Год за годом», «Здоровье ребёнка в маминых руках», «Детская кухня без секретов», «Новые журналы», «Почитаем вместе с мамой», выставка-совет «Читаем вместе с мамой» с разделами «Чтение до рождения», «Сказки на ночь», «Растим энциклопедиста». Появились «Странички рекламных советов», были разработаны информационные и рекомендательные списки литературы «От зачатия до 3-х лет», «Воспитание без принуждения», «Развивающие игры для самых маленьких», «Если ребёнок заболел» и др. На наших выставках, кроме книг и журналов, обычно экспонируются закладки, библиографические листовки, информационные списки. Библиотечную продукцию дополняют рекламные буклеты и листовки специализированных магазинов, женских консультаций, детских поликлиник, календарь-реклама. В ходе консультаций с молодыми мамами и нашими партнёрами появилась идея создать «Детскую карту г. Могилёва» со сведениями об организациях и учреждениях города, ориентированных на детей и их родителей, «Справочник для мам», специализированный фонд изданий на нетрадиционных носителях. Почему эту обязанность взяла на себя библиотека, а не какое-либо другое учреждение? Наверное, потому, что мы считаем себя социально-культурным информационным центром, который наиболее оперативно реагирует на соответствующие нужды и запросы населения, имеет прочные традиции помощи молодым родителям и их детям, обладает должной ресурсной базой для реализации этой непростой задачи.
Сегодня библиотека им. А. С. Пушкина предлагает мамочкам целый комплекс информационно-сервисных услуг. Сюда входит: обслуживание на абонементе, в читальном зале, на дому (наши сотрудники посещают тех читателей, у кого маленький ребёнок, и которые из-зи этого не могут посещать библиотеку); предоставление социальной информации о работе женских и детских лечебных учреждений; информирование о товарах для детей, реклама специализированных магазинов, аптек; распространение информационных изданий как среди читателей библиотеки, так и среди посетителей поликлиник и женских консультаций.
Символично, что презентация «Супер МАМЫ» состоялась 14 октября 2009 года в День матери. В программу праздника вошли: литературная композиция «Прекрасна женщина с ребёнком на руках»; презентация информационно-консультативного сервиса «Супер МАМА»; выступления гостей (представителей редакции журналов «Супер МАМА», «Наша кухня», «Народный доктор», аптеки, компаний «Bubchen» и «NUK», «Oriflame»); вручение подарков и сувениров от спонсоров, игры и кофе-брейк.
Первая встреча с мамами состоялась в будний день в 17.00, поэтому сотрудники волновались: а смогут ли родители совсем маленьких грудных детей прийти в библиотеку? Но праздник удался, около 30 мам нашли время на встречу с нами и нашими гостями. Некоторые мамочки приехали с колясками. В результате встречи многие из них стали активными читателями библиотеки и пользователями библиотечно-сервисных услуг.
Следующим этапом реализации проекта было установление контактов с женской консультацией №4. Для будущих мам была разработана серия информационных буклетов, рекламирующих услуги библиотеки и литературу из специализированного фонда «Мамина библиотека». Сотрудники библиотеки подключились к работе «Школы подготовки семьи к рождению ребёнка», которая сформирована при женской консультации. Один раз в неделю библиотекари приходят на занятие школы с рекламой сервиса «Супер МАМА», обзорами книг и журналов, проводят анкетирование, изучают информационные запросы будущих мам.
Мы проводим среди будущих мам мини-опросы, направленные на уточнение их информационных потребностей. Благодаря этому многие молодые женщины изъявили желание стать нашими читателями, стали активно использовать наши ресурсы. Некоторые ответили положительно на вопрос анкеты: «Необходима ли Вам в будущем такая услуга библиотеки, как обслуживание на дому?»
Следующим объектом нашей деятельности стал родильный дом. В День семьи в роддоме городской больницы №1 сотрудники библиотеки провели акцию «Здравствуй, малыш!» Её цель — знакомство женщин, только что ставших мамами, с работой информационно-консультативного сервиса «Супер МАМА», привлечение родителей к чтению специальной литературы, приучение малышей к книге с самого раннего возраста. Молодые мамы получили подарочные пакеты с открыткой-поздравлением, буклетом «Информационно-консультативный сервис “Супер МАМА” приглашает», рекомендательными списками литературы по уходу и воспитанию малышей, информационным списком материнской периодики и  детской книжкой. К акции присоединились аптеки, детские магазины, журнал «Супер МАМА».
У нас есть много других интересных задумок: установление контактов с детскими поликлиниками и детскими садами, индивидуальное информирование, встречи со специалистами, конкурсы любительских фотографий, кулинарных рецептов «Мамины секреты» и др. В настоящее время услугами информационно-консультативного сервиса пользуется около 100 молодых женщин.
Подростки в библиотеке
Другим общественно ориентированным проектом стал проект «Год вместе с библиотекой». Актуальность его не вызывает сомнения: подростки остаются одной из самых больших групп посетителей библиотеки, но читают мало, относятся к книге иначе, чем их сверстники два десятилетия тому назад. Многим юным читателям угрожает опасность отторжения от книжной культуры, а то и функциональная неграмотность.
В связи с этим особенно важным является индивидуальная работа с читателем, что мы и попытались сделать, выбрав для эксперимента 7-й класс средней школы №37. Понимая, что стимулировать чтение подростков непросто, мы попытались решить эту задачу совместно с родителями и педагогами. К тому же нам было интересно проверить уровень взаимовлияния взрослых и детей в области привлечения к чтению. Участники эксперимента были распределены по группам: «Ученики», «Родители», «Учителя».
Предполагалось изучить интересы подростков, в том числе, читательские, разработать рекомендации по определению круга чтения для каждого учащегося, провести мероприятия с целью популяризации чтения, научить ребят выбирать литературу, вести дневники чтения, рекламировать понравившиеся книги. Ребята должны были также принять участие в акциях «Запиши родителей в библиотеку» и «Почитай книгу малышу» (волонтёрское движение в детском доме»).
Группе «Родители» были адресованы презентации «Семейное чтение как совместная душевная работа». Планировалось также привлечь родителей к чтению в библиотеке, приучить их поощрять детей за активное чтение.
Учителя стали абонентами индивидуальной информации библиотеки. Им также оказывали помощь в проведении различных мероприятий, так или иначе связанных с чтением.
Каждый ученик получил карту участника эксперимента, где отражалась интенсивность чтения и посещения библиотеки до проведения эксперимента и после него, что позволило проанализировать эффекты работы. Ежемесячно подводились итоги чтения класса, вручался переходящий вымпел «Лучший читатель месяца». В проведение эксперимента были вовлечены библиографы, сотрудники абонемента и читального зала, что способствовало повышению читательской компетентности подростков. Увеличился рост читательской активности. Каждый учащийся стал читателем библиотеки; для 65% участников эксперимента было характерно активное чтение (в других 7-х классах — 35%). Подростки брали произведения русской и зарубежной классики, фантастику и приключения, книги о дружбе и любви, школьной жизни, периодические издания. Чтение могло бы быть более активным, если бы фонд библиотеки был лучше укомплектован хорошей современной  литературой.
Учащиеся получили определённые знания по информационной культуре, приняли участие в мероприятиях по популяризации чтения, ознакомились с творчеством многих замечательных писателей. Библиотека также оказывала информационную помощь родителям в решении проблем, связанных с воспитанием. На протяжении года наблюдалось сближение родителей и детей в организации чтения, что способствовало дальнейшему формированию и социализации личности подростка, укреплению межпоколенческих связей в семье.
Второй дом
Библиотека старается не забывать и другие категории читателей, например, пожилых и в первую очередь одиноко проживающих  людях. Для них уже несколько лет работает клуб «Хозяюшка».
Библиотека для этих читателей стала вторым домом. Здесь каждая женщина может отдохнуть, поделиться своими радостями и проблемами и просто пообщаться с библиотекарями. Сотрудники библиотеки стараются оказать посетителям посильную помощь в реализации их культурных интересов, раскрытии их творческого потенциала, развитии читательского вкуса. Темы заседаний клуба разнообразны: «На огонёк к землякам (Цикл творческих встреч с талантливыми людьми города), «Год вместе с «Толокой» (цикл встреч с сотрудниками редакций журналов «Народный доктор», «Цветок», «Наша кухня», «Делай сам») и др.
Нам не раз задавали вопрос: под силу ли библиотеке осуществлять проекты прямого социального действия? Наш опыт позволяет ответить на этот вопрос положительно: да, это вполне реально, хотя и требует последовательных усилий всего коллектива, серьёзной предварительной подготовки, дополнительных книжных ресурсов, помощи со стороны методического центра. Но их видимые преимущества и ощутимые эффекты убеждают: всё возможно, если есть  желание и высокий профессионализм.



Тема номера

№ 8 (458)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы