|
Про душегрейку, кичкуи… разбитое корыто
Наталья Григорьевна Малахова, заведующая отделом психологической поддержки читателей Российской государственной детской библиотеки, Москва
Дети и классическая литература… Тема болезненная, актуальная, вызывающая горячие споры. Как же убрать барьеры, отделяющие ребёнка от произведений классической литературы?
Наибольшее влияние на формирование круга чтения ребёнка, его читательских вкусов и предпочтений оказывают родители. Именно они, их представления о роли детского чтения и стали предметом одного из опросов, проведённых РГДБ.
Больше, быстрее, практичнее Участие в опросе приняли те родители, которые, по их собственному признанию, активно читают сами, желают привить любовь к чтению своим детям и приводят их в библиотеку. Что же показали результаты опроса? Во-первых, у большинства родителей наблюдается установка на интеллектуальное чтение и формирование у детей полезных навыков. Это ведёт к преобладанию в репертуаре чтения развивающей, познавательной литературы, всевозможных азбук, детских энциклопедий. Во-вторых, родители, видящие в чтении исключительно средство интеллектуального развития, и читают ребёнку по-особому. Их девиз чтения: «Больше и быстрее». Они исключают из жизни ребёнка радость узнавания героев и событий, боль и счастье сопереживания — ведь для этого нужно время, внимательное и неоднократное прочтение. В-третьих, семейное чтение как эмоционально привлекательное для ребёнка занятие заменяется дидактическим чтением, псевдоучебной деятельностью. Вот характерный пример такого чтения и его последствий. Пятилетнюю Машу мама привела с жалобами на то, что ребёнок не любит читать. «Может быть, ей ещё рано читать самостоятельно или книги не соответствуют её возрасту и интересам? — Нет, я читаю ей сама, лучшие детские сказки». Девочка с удовольствием рассказывает о Незнайке и Карлсоне, любимой сказкой называет «Дюймовочку». «Машенька, а почему же мама говорит, что ты не любишь, когда тебе читают?» И тут вмешивается мама: «Нет, пока я читаю, она слушает, но вот когда мы начинаем отрабатывать прочитанный материал, отвечать на вопросы по содержанию, она плачет и убегает». Понятно, что такое чтение вызывает только страх и желание любой ценой избежать «отработки материала». Нельзя не сказать и о процедуре замеров скорости чтения в 1–2-х классах, о массовых изменениях в психическом развитии детей (нарушение внимания, неразвитость фонематического слуха, нарушения оптического восприятия, недостаточный словарный запас). Всё это осложняет процесс овладения чтением. Современные подростки читают в основном литературу по школьной программе и литературу для отдыха. Интересы ребят в возрасте 12–13-ти лет перемещаются от учёбы к общению со сверстниками, серьёзное чтение в их кругу не считается чем-то престижным, увеличиваются объёмы материала, которую нужно прочитать по школьной программе. А вот ещё ответ пятнадцатилетних учениц гуманитарной гимназии на предложение прочитать «для себя» «Воскресение» Л. Толстого: «Не можем читать классику, ведь там надо переживать, а ни сил, ни времени на это нет». Неужели так избыточно перегружены наши дети, что у них нет сил на дополнительные переживания, или же, воспитанные на дидактическом чтении, не испытывают они потребности в постоянной душевной работе? Они не умеют любить и ненавидеть литературных героев, страдать и восхищаться вместе с ними, литературные персонажи остаются для них всего лишь единицами информации.
Страшная толстая книжка… В подростковом читательском репертуаре ведущее место занимает литература по школьной программе, главным образом классическая. Читают по принуждению, по необходимости 24% опрошенных нами подростков, то есть каждый четвёртый подросток по доброй воле никогда бы не прочитал Пушкина, Гоголя, Толстого. Для того чтобы прочитать произведений «неинтересных», «трудных» Гоголя, Достоевского и других классиков, ребёнок должен «встать на цыпочки», совершить эмоциональное, нравственное, эстетическое усилие. Это тяжёлый труд. У 15-летнего подростка отсутствует опыт, требующийся для понимания Толстого и Достоевского, но если в какой-то момент такое усилие не будет произведено, этого опыта у него и не появится. И будут наши дети жить в счастливом неведении относительно «последних вопросов бытия» Достоевского и нравственных исканий Толстого… Подростку очень трудно сделать первый шаг — «заставить себя прочесть». Да и классические произведения — в большинстве своём повести и романы, а наши дети боятся «толстых» книжек. Кроме того, и школа, и родители приучают детей читать быстро, «глотать» информацию. Классическая литература изобилует описаниями природы, рефлексией героев, авторскими отступлениями, действие в произведении может развиваться очень неспешно. Воспитанные на динамичных мультфильмах, на компьютерных играх, на телерекламе и боевиках, дети вязнут в лирических отступлениях, не понимают их смысла. Если же ребёнок и берёт в руки произведение русской классики, то чаще всего не понимает прочитанного: многие слова давно вышли из обихода. Представьте, как слушают 6–7-летние дети строчки Пушкина про старуху, стоящую на крыльце «В дорогой собольей душегрейке, / Парчовая на маковке кичка» (на этом месте у детей округляются глаза: единственное знакомое им слово — «дорогая»). На конкурсе рисунков по сказкам Пушкина дети рисуют море, старика, старуху, а между ними — не то гробик, не то скворечник; они не представляют, как выглядит корыто, для чего оно. И, наконец, дети не понимают особенностей культурной, социальной жизни другого времени, принятых в обществе норм, традиций, быта. Как следствие, они не могут понять взгляды, чувства, переживания героев, причины их поступков. Так, нам сегодня трудно понять дуэлянтов века XIX, готовых рисковать жизнью, чтобы защитить нечто абстрактное, неведомое, скрывающееся за словом «честь».
Комментированное чтение Мы попадаем в замкнутый круг: «не знают, не понимают — трудно, неинтересно, не хотят читать — не узнают и не поймут другое время, других людей». Как разорвать этот круг? Решить эту проблему помогают акции, проводимые библиотеками (выход на улицу, в школы, детские дома), такие традиционные формы работы как встречи с писателями, литературные конкурсы и викторины. Новое слово в этой работе — создание электронных путеводителей по книжному фонду, привлекающих читателей интересным оформлением и нетривиальными текстами (Свердловская детско-юношеская областная библиотека). Хочется упомянуть об уникальном опыте Нижегородской ОДБ, проводящей электронные презентации книг. Здесь на выставках и кафедрах выдачи стоят мониторы, работающие в режиме нон-стоп. Редкий ребёнок пройдёт мимо светящегося дисплея — обязательно остановится, посмотрит картинки, прочитает названия книг, а уж потом и информацию о них, об их авторах, а книги-то — вот они, тут же рядом стоят на полочке, и не собирался вроде, а возьмёшь почитать. Это помогает ребёнку сделать первый шага. А дальше — работа по преодолению возникающих в процессе чтения трудностей. Опыт такой работы был продемонстрирован на мастер-классе НГОДБ «Живое слово Пушкина» с использованием методики Ю. Фроловой и О. Громовой. (Семинар проходил в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Классическая художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у детей».) Для разбора был выбран знакомый каждому с детства отрывок из «Евгения Онегина»: «Зима! Крестьянин торжествуя…» Суть методики в том, что чтение предельно затормаживается, почти каждое слово переосмысливается — выясняется, что оно означает, какие чувства и образы вызывает. Часть вопросов направлены на уточнение значения слов, часть касается истории, быта того времени. Другие вопросы призваны помочь читателю «увидеть» героев: «Каким вы представляете себе ямщика? Что выражает его лицо, что чувствует в данный момент персонаж?», «Что бы вы ощущали, едучи в кибитке?». Такие «затормаживающие» вопросы прорывают поверхность читаемого произведения, по которой читатель скользит, не проникая глубоко в его суть. Важно сложить по-новому понятые детали в целостную картинку. Такая работа предполагает прочтение текста целиком перед началом его разбора. Это помогает читателю-слушателю воспринять произведение целиком, получить его целостный образ, уловить его ритм, рифму, аллитерации, интонации. Необходимо и прочтение текста после комментированного чтения — это помогает вновь собрать разрозненные детали воедино, но уже на совершенно ином уровне понимания и чувствования. Очень важно при этом не впасть в расчленение художественного текста, не уклониться в бытовую или естественно-научную трактовки. Иначе может получиться как в рассказе В. Драгунского, где учительница географии учит Дениску Кораблёва понимать Пушкина: «В словах: “Тиха украинская ночь», удивительно тонко подмечено, что Украина находится в стороне от центра перемещения континентальных масс воздуха, а в словах “Прозрачно небо”, Пушкин рассказал нам, что количество выпадающих осадков в этом районе весьма незначительно». Комментированное чтение поможет ребёнку, подростку «встать на цыпочки» и дотянуться до «трудных» классиков, найти в их «толстых» книгах созвучие своей душе.
С автором можно связаться: nmalaxova@mail.ru
|
|