Светлана Николаевна Павидис, заведующая отделом библиотечного маркетинга Библиотеки Автограда, г. Тольятти.
Автобусные поездки — испытание не из лёгких, но посещение скандинавских стран стало для нас настоящим отдыхом. Хорошо продуманная программа, гид, которая старалась дать нам максимум информации, новые впечатления, интересный опыт наших скандинавских коллег — всё это сделало поездку незабываемой.
В декабре 2009 года участникам II Всероссийского форума публичных библиотек представилась возможность продолжить знакомство с библиотеками Скандинавских стран. Если в 2007 году это были библиотеки Финляндии, то в этот раз мы посетили Швецию и Данию. Программа была построена таким образом, что группа побывала в библиотеках разного типа: в Центральной городской библиотеке г. Гётеборга (Швеция), муниципальной библиотеке Hvidovre г. Копенгагена (Дания) и Национальной библиотеке Дании. Это позволило получить более целостную картину библиотечного обслуживания в этих странах. И хотя время визита было ограничено, нам удалось узнать о правовом поле, в котором работают библиотеки, об организации обслуживания и его особенностях.
Что сразу бросается в глаза, так это большое количество посетителей. Так, например, количество посещений Центральной библиотеки Гётеборга — 1 млн 400 тыс. в год (население города — 500 тыс. жителей).
«Закон о библиотечном обслуживании» Швеции предписывает каждому муниципальному округу иметь публичную библиотеку. Именно муниципальные власти несут ответственность за наличие библиотеки на их территории; если предпримут попытку закрыть библиотеки, то это может быть только филиал. Согласно закону библиотеки финансируются при долевом участии государства и муниципалитета. Выделяя средства, муниципальные власти придерживаются политики «на расстоянии вытянутой руки»: они могут лишь высказать своё мнение по поводу работы библиотеки, но не вправе вмешиваться в её деятельность, библиотека сама решает, какие издания и какое программное обеспечение она приобретает. Это сформулировано в законе.
Также Закон уделяет большое внимание библиотечному обслуживанию людей с ограниченными возможностями, иммигрантов, национальных меньшинств, которые имеют право на библиотечное обслуживание и доступ к информации, как и любой житель Швеции. И этот пункт закона выполняется как со стороны муниципальных властей, которые финансируют издание специальных книг, издания на нетрадиционных носителях и обеспечивают их регулярное поступление в фонды библиотек.
Издание адаптированной литературы не облагается налогом. Центральная библиотека Гётеборга очень активно работает с данной категорией пользователей. В детском отделе имеется специальный раздел литературы для детей с ограниченными возможностями: «Яблочная полка». Известная американская корпорация, производитель компьютеров Apple Inc, которая разработала линейку персональных компьютеров широко известную под названием «Macintosh», в 1993 году поддержала библиотечный проект по обслуживанию людей с ограниченными возможностями. Символ корпорации — яблоко, отсюда и такое название. В фонде собраны издания на специальных носителях, формируются комплекты «книга + говорящая книга», которую можно прослушивать с разной скоростью. Тактильные книги для слабовидящих детей и издания адаптированные для лёгкого чтения. В отделах художественной и отраслевой литературы имеются специализированные компьютеры с укрупнённой клавиатурой, брайлем, программой увеличения текста, синтеза речи. Размещение специализированных фондов и оборудования в различных отделах библиотеки уравнивает права данной категории читателей.
Библиотечное обслуживание полностью автоматизировано. Получение и возврат книг осуществляется самими пользователями с помощью специальных автоматов, которые считывают код читательского билета и код издания, регистрируют выданную или возвращённую книгу и выдают чек. На чеке указаны данные читателя, дата выполнения операции и информация о сданных или полученных изданиях. Автоматы по возврату книг находятся только на первом этаже в холе при входе, автоматы для записи книг размещены во всех залах библиотеки, что очень удобно. Сданные книги попадают на специальный конвейер, который размещён на первом этаже. Продвигаясь по конвейеру, книги сортируются по разделам. Так как в городе действует единая система (единый читательский билет), также отсортировываются книги, сданные из других библиотек. После этого они помещаются в специальные тележки-контейнеры, которые в дальнейшем доставляются библиотекарем в соответствующий отдел для их расстановки.
Если читатель самостоятельно работает с фондами, самостоятельно регистрирует взятые книги и возвращает их, то чем же занимаются библиотекари? Они записывают читателя при первом посещении, выдают читательский билет, выполняют функции консультанта. В библиотеке есть интересная услуга: «Библиотекарь на час». Читатель может пригласить библиотекаря для общения, обучения, получения консультации по ресурсам Интернета или для ознакомления со специализированными фондами. Штат библиотеки составляет 90 человек, включая административных работников. Многие сотрудники работают неполный рабочий день. Читательские билеты во всех библиотеках, которые мы посетили, бесплатны, плата взимается только при восстановлении утрачённого билета. Бесплатными являются и все остальные услуги библиотеки, в том числе доступ в Интернет. Заплатить придётся только за ксерокопирование и распечатку.
Фонд Центральной городской библиотеки Гётеборга составляет 320 тыс. единиц. По нашим меркам это немного, но если учесть, что ежегодно выделяется 7 млн крон (примерно 31 млн руб.) на комплектование, то не удивительно, что на полках есть самые новые издания. Из этой суммы более 1 млн крон тратятся на издания на языках эмигрантов и на адаптированные медиа-ресурсы. В фондах библиотеки большое количество изданий на CD и DVD, которые также выдаются на дом. Как отметила сотрудница библиотеки: «У нас нет запасных фондов, все издания предоставлены в распоряжение читателей, а в хранилищах находятся малоспрашиваемые издания». Пространство библиотеки разбито на зоны: молодёжная, детская, зона художественной литературы, периодики, зона по специальному обслуживанию людей с ограниченными возможностями и т. п. Много компьютерных мест для самостоятельной работы, удобно расположенных во всех зонах.
Безусловно, посетителей привлекает своевременное пополнение фондов, комфортная организация пространства, бесплатность библиотечных услуг, доступ к интернет-ресурсам, автоматизированное обслуживание, — всё это играет не последнюю роль. Но, как мне кажется, секрет в самом подходе к понятию «посетитель библиотеки». Дело в том, что зайти в библиотеку, взять книгу, воспользоваться компьютером может любой, для этого не обязательно записываться, предоставлять документ. Достаточно просто войти и заняться своим делом — работать в Интернете, искать информацию по каталогу, делать уроки, играть с ребенком в игровой зоне и т. п. И только если ты захочешь взять издание на дом, тебе необходимо будет записаться и получить читательский билет. В библиотеках полностью доверяют своим посетителям. Когда мы задали вопрос:
«А если читатель всё-таки пронесёт через электронные ворота, защищающие от несанкционированного выноса, незаписанную книгу — это же воровство?», нам ответили с непониманием: «Но ведь он вернёт её в следующий раз». Я не идеализирую, но минимум формальностей и максимум доверия и свободы приносят свой результат. Причём такой подход практикуется не только в городских библиотеках, но и в Национальной библиотеке Дании. Различие только в том, что там есть читальные залы, где работают с изданиями, которые нельзя выносить из библиотеки. Но и в эту библиотеку приходят студенты, которые довольно свободно себя там чувствуют.
Библиотеки, которые мы посетили — это «библиотеки без преград». Важно постараться понять, какие шаги нам нужно сделать, чтобы наши библиотеки были столь же востребованы, чтобы жители наших городов знали: публичная библиотека — это прежде всего дружественное пространство, где каждый чувствует себя комфортно.
С автором можно связаться:
pavisvetlana@yandex.ru