Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 1 (115)'10 - Библиотека и закон
Публичная библиотека:

Светлана Фёдоровна Бартова, член Совета РБА,  директор МУК «Центральная публичная библиотека» Новоуральского городского округа, заслуженный работник культуры РФ

Наверное, многим из вас знакомы эти строки:«И я иду в библиотеку и там сижу до десяти.Порядочному человеку в России есть куда пойти!»


Какой же должна быть современная библиотека, чтобы стать привлекательной для «порядочного человека»? Готова ли она ответить на вызовы нового времени?
Сегодня библиотеке, много столетий являвшейся «монополистом» в мире знаний и информации, приходится вступать в жёсткую конкурентную борьбу со многими социальными и коммерческими учреждениями. Разумеется, каждая библиотека сама определяет для себя стратегию и тактику ведения «боя» за читателя, упрочения своего имиджа и престижа. У одних это получается лучше, у других — хуже. Но очень важно, чтобы опыт, накопленный нашими коллегами, стал общим достоянием и был использован для достижения общих целей.

«Проблему нельзя держать
в одной позе»
В. С. Черномырдин
Сейчас в регионах страны ситуация очень разная, а проблемы библиотек, обозначенные на первом Форуме ПБ, не только не разрешились, но и обострились из-за кризиса. Но все понимают, что именно в этой ситуации нельзя сидеть сложа руки и рассчитывать, что всё само пройдёт. Во все времена именно кризис являлся мощным толчком к обновлению, к поиску новых идей и решений, реализации творческих проектов. Анализ деятельности публичных библиотек показал, что в сложных экономических условиях они не просто выживают, а живут полноценной жизнью.
Стало очевидно, что в условиях кризиса первыми страдают те библиотеки, в которых отсутствует механизм управления, в частности, стратегия управления. В связи с этим многие библиотеки внедрили систему антикризисного управления, главная особенность которой — способность быстро «подстраиваться» под меняющуюся среду и создавать возможности для стабилизации, улучшения позиций библиотеки, устранения слабых сторон, которые могут способствовать усугублению кризисной ситуации.
Антикризисная команда библиотеки осуществляет действия по исключению рисков, которые могут иметь место в процессе работы, а именно:
• риск утраты престижа библиотеки;
• риск падения эффективности и качества работы;
• риск потери кадрового потенциала;
• риск снижения управляемости.
Что же сегодня происходит в библиотеках, и как библиотеки избегают этих рисков?

Риск первый — утрата библиотекой престижа.
Чтобы понять, как позиционируется сегодня библиотека в обществе, я выписала все определения современной библиотеки, которые мне встретились в профессиональной прессе. Среди них — «культурный центр», «информационный центр», «интеллектуальный центр», «социальный центр», «мультикультурный центр», «мультимедийный центр». «Мобильный центр (библиобус, библиомобиль)», «общедоступное учреждение», «открытое пространство», «виртуальное пространство» (сайт — структура библиотеки), «место для встреч», «учреждение сферы обслуживания», «организация библиотечного характера», «заведение».
С чем-то можно согласиться, что-то вызовёт улыбку или даже возмущение (ведь для многих из нас библиотека по-прежнему — «храм»). Мы понимаем, что если библиотеку называть «заведением», это не прибавит ей авторитета.
В перечисленных определениях отсутствует такое: «Библиотека как развивающийся механизм» — учреждение, которое всегда требует расширения своего пространства. Не случайно тема ежегодного совещания руководителей федеральных и центральных региональных библиотек в этом году звучала как «Библиотечное строительство на современном этапе».
Открывая совещание, заместитель министра культуры РФ Андрей Евгеньевич Бусыгин отметил, что из 46 тысяч общедоступных библиотек 8,4% требуют капитального ремонта и находятся в аварийном состоянии. Несмотря на то что доля таких библиотек постепенно сокращается, число их всё же значительно — 3 857.
В 2010 году Министерство культуры РФ выделит 470 млн рублей на строительство библиотек по всей стране (для 16 библиотек субъектов РФ).
Уже в следующем году заканчивается реконструкция Оренбургской, Рязанской областных библиотек и НБ Республики Карелия.
В сентябре после ремонта открылась Тюменская областная библиотека с региональным центром Президентской библиотеки.
После принятия в прошлом году городской целевой программы «Развитие культуры городского округа Самара на 2008–2012 гг» около 100 млн рублей из городского бюджета заложено на ремонт объектов культуры, в том числе библиотек. Руководитель Управления культуры администрации Самары Александр Дорофеев сообщил, что «средства, выделяемые на отрасль культуры, увеличились более чем на 30%».
Согласно городской целевой программе «Культура Кубани. Библиотеки города Сочи 2008-2010 годов» на развитие библиотечной системы выделено 2,7 миллиона рублей.
В 2009–2010 годах планируется компьютеризация всех 17 филиалов Централизованной библиотечной системы Сочи. Что касается пополнения книжных фондов, в этом году на приобретение литературы для ЦБС выделено порядка 700 тыс. рублей, в планах увеличение суммы до 1,5 млн.
В ближайших планах — ремонт четырёх библиотек.
Как отметил директор Центральной библиотечной системы города-курорта Валентин Волков, это приятные для библиотекарей новости, хотя ремонтировать четыре объекта одновременно достаточно хлопотно, к тому же важен контроль за качеством выполняемых работ.
Ремонт остальных филиалов Центральной библиотечной системы запланировано провести к 2013 году.
Бесспорным и долговременным лидером в вопросе укрепления материально-технической базы библиотек является Ханты-Мансийский округ, где ежегодно реконструируются более 10 библиотек. И это не случайно, потому что губернатор ХМАО Александр Филиппенко убеждён: «Чтение — самый достойный способ сохранить в себе человека».
Логическое продолжение тема библиостроительства получила и на втором Форуме публичных библиотек. Многие годы спрос на проекты реконструкции, а тем более строительства новых зданий был отложен, и это привело к определённому информационному вакууму. Возникла потребность обсуждения этих проблем внутри профессионального сообщества, появились публикации в печати. В рамках секции публичных библиотек более года назад был создан круглый стол «Библиотечные здания, архитектура, дизайн, организация пространства». Участники круглого стола в библиотеках Василеостровского района Санкт-Петербурга провели заседание на тему «Организация библиотечного пространства: поиск смысла и формы», где состоялся обстоятельный разговор о мировых тенденциях в современном библиостроительстве, новых принципах организации пространства, о взаимодействии библиотек и проектно-архитектурных организаций и многом другом.
Участники форума не обошли своим вниманием и проблемы сельских библиотек. Напомню, что из 46 тысяч муниципальных библиотек России, 36 тысяч — сельские библиотеки. Ситуация во многих из них более сложная, чем в городе, поэтому столь важны два проекта Министерства культуры, вошедшие в программу «Культура России». Это создание модельных сельских библиотек и создание мобильной системы обслуживания населённых пунктов, не имеющих библиотек.
Программа «Создание модельных сельских библиотек» реализуется с 2006 года. За это время создано более 180 модельных библиотек в 46 субъектах РФ. Реализация этой программы не останавливается: только за последний месяц были открыты модельные библиотеки в Псковской, Новосибирской, Ивановской областях, три — в Республике Башкортостан.
На Первом съезде сельских библиотекарей, который недавно состоялся в Брянске, его участникам был представлен библиобус, который разработчики назвали КИБО (комплекс информационно-библиотечного обслуживания). Это — современная мобильная библиотека: помимо полутора тысяч книг, КИБО компьютеризирован, имеет на крыше антенну для двухстороннего доступа к Интернету из любой точки и автономную систему питания. Реализацию проекта осуществляет Фонд «Пушкинская библиотека». Появление КИБО на российских дорогах позволит решить проблему библиотечного обслуживания небольших посёлков и деревень, населённых пунктов, расположенных в труднодоступных местах. Ведь одно из его преимуществ то, что в отличие от традиционных библиобусов, его можно устанавливать на любую платформу, вплоть до гусеничной.
В последнее время проявилась ещё одна тенденция в библиотечном обслуживании — стали открываться так называемые частные библиотеки.
В конце октября известный финноугровед Петер Домокош (профессор Будапештского университета, патриарх финноугроведения) открыл в Сыктывкаре (Республика Коми) библиотеку имени себя, передав в её фонды 4,5 тысячи книг, которые он собирал в течение полувека. «Было немало претендентов на его уникальную коллекцию книг, но Петер Домокош выбрал Россию, а в России — Коми. Мы не будем здесь держать его книги под замком: уже начата работа по переводу изданий в электронный вид, чтобы любой желающий в любой точке мира смог воспользоваться книжными сокровищами», — отметил на презентации библиотеки экс-глава республики Коми Владимир Торлопов.
В Череповце (Вологодская область) в одном из торговых комплексов появилась библиотека, созданная целиком и полностью на частной основе. Идейным вдохновителем её создания стал известный в Череповце человек — проректор по экономическим и внешним связям ЧГУ Василий Черняков.
Библиотека в основном цифровая (более 30 тысяч наименований электронных книг, научных статей), хотя в фонде есть и 4 тысячи печатных изданий. Кроме того, эта библиотека заключила договор с РГБ на предоставление доступа к банку диссертаций, чего не могут себе позволить другие библиотеки Череповца.
Несмотря на то, что библиотека коммерческая, книги горожанам будут выдаваться бесплатно (в режиме читального зала). Новая библиотека направит свои усилия в первую очередь на помощь студентам и научным работникам
В планах хозяев библиотеки — создание единой базы данных книг совместно со всеми библиотеками города, а затем — включение в российские корпоративные проекты.
Сотрудники муниципальной библиотеки Череповца уверены, что государственные и частные интересы не будут сталкиваться. Библиотеки будут не конкурентами, а партнёрами.
А в Калуге открылась первая в России губернаторская библиотека, в которой пока только три тысячи книг, подаренных губернатору А. Д. Артамонову высшими должностными лицами, творческими союзами, предприятиями, друзьями. Как оказалось, Анатолий Дмитриевич имеет к библиотечному делу самое непосредственное отношение: в своё время он три года работал библиотекарем в читальном зале и сохранил об этой работе самые приятные воспоминания. Пока планируется, что губернаторская библиотека будет обеспечивать информационные потребности администрации города. А в будущем её планируют сделать общедоступной. «Я очень рад, что в областной администрации появилась своя библиотека, — сказал губернатор на торжественной церемонии открытия. — Количество госслужащих постоянно сокращается, появляются свободные кабинеты. Думаю, что в ближайшее время площади, отведённые под библиотеку, увеличатся». В заключении Анатолий Дмитриевич Артамонов выразил уверенность, что в ближайшее время библиотеки будут открыты и при администрациях многих районов области.
Эти и многие другие примеры свидетельствуют об укреплении позиций библиотек в регионах, признании их значения и властными структурами, и местным сообществом. Но вместе с тем очевидно, что главной составляющей престижа библиотеки является состояние её фонда, его регулярноеобновление и пополнение современной литературой и периодикой. С другой стороны, достойное комплектование — «один из базовых показателей эффективной деятельности органов государственной власти субъектов федерации». Эти слова принадлежат министру культуры и национальной политики Республики Башкортостан Ильдусу Илишеву. Что же происходит сегодня на самом деле?
Ситуация с комплектованием у всех библиотек разная: кто-то комплектуется только за счёт федерального бюджета, кто-то имеет приличные деньги на комплектование, но сталкивается с проблемами, связанными с ФЗ №94, а кто-то не может освоить средства из-за скудности книжного рынка в регионе.

«Что не убьёт — сделает сильнее»
Ф. Ницше
Проект «Содействие в повышении комплектования книжных фондов библиотек» реализуется Министерством культуры РФ с 2008 года. Тогда впервые на комплектование муниципальных библиотек из федерального бюджетабыли выделены средства в объёме 300 млн рублей. В 2009 году было выделено 450 млн руб., в 2010 году министерство культуры выделит 300 млн рублей на комплектование. Кроме этого, правительство выделит не менее 50 млн рублей на приобретение ведущими библиотеками «толстых» литературных журналов. Речь идёт о приобретении журналов местными, районными и городскими библиотеками.
На коллегии Министерства культуры и национальной политики Республики Башкортостан комплектование библиотечного фонда было названо особой проблемой. В 2008 uоду по этим показателям Республика занимала 19-е место и израсходовала более 70 млн рублей.
В этом году ситуация значительно ухудшилась: на приобретение книг для библиотек муниципальных образований выделено всего 13 млн рублей.
В Свердловской областной универсальной научной библиотеке им. Белинского под угрозой срыва из-за нехватки денег в 2010 году оказалось получение периодики. Стоимость подписки на одно полугодие — 3,5 млн рублей. Обычно деньги выделял областной бюджет. Кстати, в 2009 из-за отсутствия средств библиотека не закупила ни одной новой книги.
Свои проблемы в Республике Дагестан. Фонды библиотек Хасавюрта пополняются новыми книгами по краеведению — даром республиканского министерства по национальной политике, информации и внешним связям. Однако приобретение необходимых книг из российских издательств на деньги федерального бюджета (380 тыс. рублей) затруднено «из-за отсутствия предложений местных книготорговцев», — сообщает директор муниципального учреждения «Хасавюртовская городская централизованная библиотечная система» Эльмир Якубов. «Чтобы полнее представить репертуар новинок российских издателей, мы хотим брать три-четыре экземпляра одного названия. Нам же навязывают не менее пяти УПАКОВОК».
Достаточно много денег на комплектование в этом году у Централизованной библиотечной системы Липецка: это 3 млн рублей, причём, коллеги надеются получить ещё и областную поддержку. «Не скажу, что слишком жирно, но в современных условиях я довольна», — пишет директор ЦБС Виктория Якимович.
В течение пяти лет (с 2004 по 2009) на территории Норильска замечательно работал Некоммерческий фонд культурных инициатив Михаила Прохорова. Ежегодно в городе проводилась книжная ярмарка, на которой книги продавались по издательским ценам (то есть в 2-3 раза дешевле, чем в Красноярском крае), так как М. Прохоров полностью компенсировал доставку книг самолётом в Норильск.
В настоящее время ЦБС Норильска, получив губернаторскую субсидию, реализует новый проект: «Организация информационного обслуживания слабовидящих в библиотеке»; 536 тыс. рублей они получили на специализированное оборудование и аудиокниги.

Риск второй — падение эффективности и качества работы.
Чтобы избежать этого риска, библиотекари продумывают новые формы и направления деятельности.
«Как пройти в библиотеку?» — теперь можно спросить и в 2 часа ночи. Областная универсальная научная библиотека им. Тимирязева г. Винницы открыла информационную линию по номеру (0432) 50-00-92, которая будет работать 24 часа на сутки, 7 дней в неделю в автоматическом режиме.
Голосовое меню включает такие пункты, как информация о местонахождении библиотеки, её структурных подразделениях, истории и настоящем, о том, как стать читателем библиотеки и воспользоваться услугами, которые она предоставляет.
Пункт меню, который информирует об акциях и мероприятиях, проходящих в библиотеке, будет обновляться ежемесячно. Уникальная услуга — возможность оставить работникам библиотеки сообщение или вопрос.
Библиотеки начали активно использовать в своей работе сервис мгновенных онлайн - сообщений ICQ.
В Астраханской областной детской библиотеке появилась иакая услуга, как общение с читателями в режиме //онлайн//. Теперь у всех библиотекарей на компьютерах установлена электронная почта и ICQ. А значит, необходимые сведения о наличии книг в фонде читатели могут получить мгновенно, не тратя время на поход в библиотеку.
Читатели могут не только получитьинформацию о наличии в фондах библиотеки интересующего издания, но и уточнить годы жизни писателей, общественно-политических деятелей, даты исторических событий. Срок обработки Интернет-запросов — до 1 дня.
К «виртуальному библиографу» по номеру ICQ 583—386-586 можно обратиться и в Централизованной библиотечной системе Братска. Он даст ответ о наличии книги в фондах. Есть ещё «виртуальный библиотекарь» — он обрабатывает тематические запросы на определённую тему. Служба принимает запросы от всех горожан, независимо от возраста, уровня образования и места проживания.
Проект «Мобильная справочная служба “Я ищу ответ” начал работать в ЦПБ Новоуральска в феврале 2009 г.
Для занятых и современных тинейджеров мобильный телефон — это средство не только связи, но и повышения самооценки: звонки и смс-сообщения являются показателем востребованности подростка. Желание ребят всегда быть «на связи» натолкнуло на мысль использовать мобильный телефон для привлечения их к пользованию услугами библиотеки. Нам показалось, что эта современная коммуникационная технология и электронная почта сделают библиотеку для подростка более доступной.
Если в России речь идёт о создании инновационной экономики и общества знания, то и библиотеки надо позиционировать как информационные центры. Наверное, поэтому в настоящее время вновь столь велико внимание к ПЦПИ.
Напомню, что МК России совместно с Федеральным агентством Правительственной связи и информации при Президенте РФ (в настоящее время с ФСО России) и Российским Фондом правовых реформ в 1998 году начало работу по созданию публичных центров правовой информации (ПЦПИ) на базе общедоступных библиотек. За эти годы в стране создано около 3800 ПЦПИ. В них сосредоточена и предоставляется правовая информация в электронном и традиционном виде.
В 2009 году на базе региональных и муниципальных библиотек планировалось создание 300 публичных центров правовой, деловой и социально-значимой информации.
Разработан порядок информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Сформирован перечень нормативных правовых актов, направленных на регулирование вопросов оказания государственных и муниципальных услуг, в том числе вопросов оказания таких услуг в электронном виде.
Определён перечень государственных услуг, требующих первоочередного перевода их оказания в электронный вид к 2010 году.
На основе ПЦПИ развёрнута огромная работа по правовому информированию и правовому просвещению населения. Во многом благодаря открытию центров происходит переосмысление и подтверждение новой роли библиотек в жизни местных сообществ.
Например, в 23-х муниципальных библиотеках Республики Чувашия в этом году открылись бесплатные консультационные пункты по социально-правовой помощи и просвещению населения.
В Рязанской областной универсальной научной библиотеке имени Горького открылось отделение центра правовой помощи населению Рязанского филиала Московского университета МВД России.
В Грозном состоялось открытие публичного центра правовой информации (ПЦПИ) на базе Центральной городской библиотеки.
С марта 2009 года центрам правовой информации Спецсвязь ФСО России и Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» выдают свидетельства нового образца.

Риск третий — потеря
кадрового потенциала
«Аванс! Как мало в этом слове!»
Одной из проблем, которая была затронута на первом Форуме ПБ в обращении к предыдущему президенту Российской Федерации В. В. Путину, была названа низкая заработная плата работников библиотек: «Низкая заработная плата приводит к оттоку из библиотек квалифицированных кадров и молодёжи». Очень обидно, когда уходят профессионалы, но ещё обиднее — видеть, как мало молодёжи, выпускников вузов приходит на работу в библиотеки. Проблему удаётся решить лишь там, где для молодых находят новые мотивации — перспективы творческого и карьерного роста, участие в интересных проектах.
Для развития библиотеки нужны новые идеи и проекты. Энергия, мобильность, энтузиазм, здоровые амбиции и честолюбие молодых специалистов позволяют воплощать инновации. Так считают молодые библиотекари Новоалтайска.
В Центральной городской библиотеке г. Новоалтайска работает более 50 человек. Средний возраст библиотекарей — 36 лет. Самому старшему — 53 года, самому молодому — 19 лет. Сотрудников в возрасте от 19 до 30 лет — 28%. Наличие довольно большого количества молодых специалистов (1/3 часть коллектива), желание быстрее адаптироваться в профессиональной сфере, придать учреждению достойный, престижный вид и подвигло молодёжь в 2004 году объединиться и создать Молодёжный творческий Совет.
Цель объединения: способствовать утверждению профессии в инфраструктуре Новоалтайска, иметь фактическую возможность влияния на библиотечную политику города. Это добровольное объединение молодых библиотекарей, в структуре которого несколько секций: инноватики, журналистики, связей с общественностью и досуга.
«На собственном опыте мы убеждаемся, что социальная активность молодых библиотекарей даёт реальные результаты, а, значит, это начинаниенеобходимо развивать», — пишет руководитель Молодёжного творческого совета библиотекарей Новоалтайска Наталья Маликова.
На протяжении семи лет Молодёжный совет работает в ЦСМБ города Омска. Успешность его деятельности доказывает тот факт, что второй раз за время своего существования он стал лауреатом молодёжной премии Мэра города Омска (2004г., 2009г.).

Риск четвёртый —
снижение управляемости
Хочется ещё раз напомнить о важности создания системы антикризисного управления библиотекой, когда администрация библиотеки может быстро «подстраиваться» под меняющуюся среду и тем самым создаёт возможности для укрепления позиций библиотеки. Это помогает нам работать более собранно и эффективно. Одним из современных инструментов управления библиотекой следует рассматривать менеджмент качества, который в настоящее время всё более внедряется в практику библиотек.
Секция ПБ проводила большое анкетирование, один из вопросов которого звучал так: Планируете ли Вы внедрять в библиотеке систему менеджмента качества?
Треть библиотек, принявших участие в анкетировании, ответила положительно. Но в целом, внедрение менеджмента качества в библиотеках находится на разных этапах: от теоретической проработки вопроса до конкретных результатов.
С 2005 г. одно из определяющих направлений стратегии развития ЦБС Рязани — стратегия внедрения менеджмента качества.
Начинали они, как и все, с определения миссии библиотеки, проведения социологических исследований. За эти годы была проведена большая аналитическая работа деятельности ЦБС (оценка эффективности работы библиотек ЦБС, эффективности основных направлений деятельности библиотек ЦБС, анализ охвата библиотечным обслуживание населения города Рязани и др.). Были разработаны документы базового уровня: с 2000 года разработано и отредактировано свыше 115 регламентирующих библиотечную деятельность документов, более 160 должностных инструкций на библиотечных работников.
Эта документация легла в основу разработки «Концепции развития МУК «ЦБС г. Рязани» и «Программы развития МУК “ЦБС г. Рязани” на 2006-2010 годы».
Для определения эффективности и качества работы учреждения в рамках ежегодного муниципального задания на оказание муниципальной услуги Централизованной библиотечной системой г. Ноябрьска были разработаны показатели социальной эффективности деятельности учреждения, дающие всестороннее представление о качестве работы ЦБС.
В связи с актуальностью проблемы качества в деятельности библиотек в современных условиях, с целью координации работы структурных подразделений и необходимостью методического содействия им в решении задач менеджмента качества, в 2008 году в МУ «Муниципальная информационная библиотечная система» г. Томска была введена дополнительная штатная единица заместителя директора для руководства данным направлением.
Централизованная библиотечная система г. Сургута в 2008 году приняла участие в I окружном конкурсе «Внутрибиблиотечные системы менеджмента качества деятельности и услуг» и заняла 1 место!
В некоторых территориях эта работа носит систематический характер, и уже стала хорошо известна коллегам. Первопроходцем является, пожалуй, Псковская область. С 2004 года здесь проходит Зональная школа качества для библиотек области. И на протяжении нескольких лет именно Псковская ОУНБ проводит Международную Школу качества для руководителей и ведущих специалистов библиотек РФ.
Региональные Школы менеджмента качества проходят в Республике Чувашии и Свердловской области.
Признанным лидером в работе по внедрению менеджмента качества в деятельность библиотеки и в обучении коллег является Центральная городская публичная библиотека им.
В. В. Маяковского (Санкт-Петербург). Показательно проведение ЦГПБ в октябре 2009 года Второй международной научно-практической конференции «Менеджмент качества и деятельность библиотек». Напомню, что первая НПК «Менеджмент качества путь к успешной библиотеке» состоялась в 2007 году и была посвящена, в основном, теоретическим аспектам данного вопроса. Она, по сути, усилила интерес библиотек к этой теме, что позволило вторую конференцию сделать более «практической»

Нет — кризису, да — развитию
Таким образом, сам по себе кризис даёт нам новые возможности развития, переход на новый качественный уровень деятельности, когда мы не просто выживаем, но и развиваемся.
Сегодня можно сформулировать следующие стратегические направления развития публичной библиотеки:
• усиление позиций в региональной библиотечной политике, интеграция в единое информационное пространство региона и России;
• модернизация библиотечного обслуживания пользователей;
• внедрение новых моделей и форм обслуживания, образовательных и коммуникативных технологий.

С автором можно связаться:
bartova@foramail.ru


 




Тема номера

№ 8 (482)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы