Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 1 (115)'10 - Библиотека и закон
Задачи интеграции ресурсов

Елена Борисовна Грузнова, начальник отдела формирования и обработки информационных ресурсов Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина, Санкт-Петербург



Президентская библиотека призвана представить историю и внутреннюю структуру российской государственности, отразив при этом уникальность каждой отдельной территории, и сделать это без широкого привлечения региональных ресурсов и региональных кадров невозможно.


Концепция Президентской библиотеки предполагает создание национального электронного ресурса по вопросам теории и истории российской государственности. Осуществление данной задачи видится в привлечении к работе широкого круга библиотек, архивов, музеев, научных институтов и обществ, занимающихся собиранием, хранением и предоставлением в общедоступное пользование национального культурного достояния. Все эти организации Президентская библиотека рассматривает как своих партнёров. Их активное участие в проекте позволит вывести информационное развитие российского общества на качественно новый уровень. Самой Президентской библиотеке в этом процессе отводится роль организатора и координатора, который будет заниматься разработкой проектов и планированием и распределением работ с учётом планов финансирования и пропорционального участия организаций в подготовке национального ресурса.

Региональная составляющая
Необходимость создания национального ресурса объясняется не только внутренними потребностями российского общества. Безусловно, наши граждане должны иметь доступ к достоверной информации о собственном государстве, независимо от того, в каком уголке нашей необъятной Родины (или даже за её пределами) они живут. Однако не в меньшей степени национальный электронный ресурс должен способствовать созданию благоприятного имиджа России в глазах международного сообщества. Это возможно сделать лишь в том случае, если с помощью нашего проекта мы сумеем показать не только фасад российского государства, но и его внутреннее содержание, в значительной степени определяемое региональным контекстом.
Следует обратить внимание на то, что наши зарубежные коллеги крайне заинтересованы в российском цифровом сегменте именно с точки зрения развития его региональной составляющей. Во всех странах развитие национальных электронных ресурсов идёт путём интеграции ресурсов локальных. Ведь наибольший интерес с общечеловеческой точки зрения представляет тот вклад, который внесла в сокровищницу мировой культуры каждая конкретная территория. В России таких территорий много, каждая по своему уникальна, и мы должны донести эту уникальность как до собственных граждан, так и до мировой общественности. Совершенно очевидно, что сделать это без широкого привлечения региональных ресурсов и региональных кадров невозможно., поэтому предполагается, что региональные филиалы Президентской библиотеки должны принимать участие не только в подготовке собственно цифрового контента, но и в организационно-методическом обеспечении этой работы. Для этого им могут быть делегированы особые полномочия по отдельным конкретным вопросам осуществления проекта. Какое именно направление будет закреплено за каждым конкретным филиалом, будет зависеть, в первую очередь, от кадрового потенциала регионального подразделения и от его готовности выполнять определённые функции. Ясно одно: без активной позиции регионов, без их заинтересованности в достижении конечного результата мы не сможем выполнить главную задачу — включение региональных информационных ресурсов в национальный, а затем и в международный контекст.

Инвентаризация
потенциальных источников
На первом этапе осуществления проекта главной задачей является инвентаризация имеющихся в наличии ресурсов по тематическим направлениям, поддерживаемым Президентской библиотекой. Только имея полное представление о том, чем владеет каждый конкретный регион, каждая конкретная региональная организация, можно составить долговременные планы и грамотно распределить работу по подготовке контента между участниками. И именно региональным филиалам отводится большая роль в плане инвентаризации потенциально привлекательных для проекта ресурсов по своим регионам. Совершенно очевидно, что головное подразделение Президентской библиотеки не сможет охватить всё разнообразие местных организаций и систематизировать информацию об имеющихся у них ресурсах в масштабах всей страны, если не будет опираться на филиалы и их специалистов. Только специалисты на местах способны проанализировать, в какой степени имеющиеся ресурсы могут быть использованы при изготовлении полноценных электронных копий для национального контента, насколько уже созданные в регионе электронные ресурсы соответствуют техническим требованиям Президентской библиотеки, что потребуется для их включения в контент. Наконец, в ходе обеспечения доступа к единому ресурсу именно сотрудникам филиалов предстоит анализировать мнение местного потребителя о качестве предлагаемого ресурса, выяснять ожидания пользователей и доносить результаты этих исследований до организаторов и координаторов проекта, чтобы можно было своевременно скорректировать ход работ по оцифровке.
Работа на местах предстоит огромная. Несмотря на то что региональные филиалы Президентской библиотеки предполагается создавать в первую очередь на базе универсальных областных, краевых и национальных библиотек, проводить анализ ресурсов им придётся на основе не только библиотечных фондов своего региона. Филиалы Президентской библиотеки являются библиотеками с точки зрения обработки и способа предоставления информации пользователям, но спектр ресурсов, которые им предстоит проанализировать на предмет соответствия целям и задачам Президентской библиотеки, гораздо шире, чем фонды традиционной библиотеки. В зону внимания филиалов должны войти, помимо библиотек, архивы, музеи, научно-исследовательские учреждения, научные общества, местные издательства, средства массовой информации и любые другие организации и лица, деятельность которых может дать материал для создания контента Президентской библиотеки. Это значит, что специалисты филиалов должны стать своего рода универсалами, готовыми донести идею проекта до каждого, кого они посчитают нужным привлечь к его осуществлению. Разъяснительная работа будет одним из основных направлений деятельности региональных филиалов. И очень важно, чтобы их специалисты сами осознавали возможности проекта, а на первом этапе — необходимость инвентаризации потенциальных источников оцифровки.
Зачем нужна инвентаризация? На основе региональных регистров профильных для Президентской библиотеки документов и объектов можно вести краткосрочное и долгосрочное планирование работ по оцифровке. При наличии нескольких версий предназначенного для оцифровки документа или объекта можно будет выбрать для национального ресурса наиболее полноценную версию. Не стоит говорить, насколько это важно с точки зрения качества ресурса. Кроме того, благодаря сводному регистру, составленному на основе региональных, можно будет обеспечить экономию времени, средств и сил за счёт отказа от неоправданного дублирования уже оцифрованных ресурсов.
В этом плане интересны данные, собранные нашими европейскими коллегами в результате анализа работы над проектом оцифровки фондов европейских библиотек NUMERIC. Они показывают, что даже в музейных собраниях оцифровке подлежат далеко не все единицы хранения — 12,4% материалов являются дублетами, а в публичных библиотеках эта цифра превышает 67%. Вряд ли эта картина имеет существенные отличия в России, но лишь инвентаризация позволит увидеть, с чем мы имеем дело в реальности, и каков объём предстоящих работ.
Наконец, занимаясь подготовкой контента Президентской библиотеки, следует иметь в виду, что планы развития библиотек, архивов, музеев могут быть весьма далеки от потребностей этого проекта. Проведение инвентаризации даже в рамках одного региона позволит этим организациям понять, почему реализация данного проекта является насущной необходимостью и для их региона, и для всего российского общества. Реальная картина того, чем владеет каждое учреждение, каждый регион и страна в целом будет способствовать формированию гражданского подхода к средствам и способам информатизации общества.

К единым стандартам
Решение главной задачи проекта — интеграции ресурсов, соответствующих деятельности Президентской библиотеки, — должно стать шагом к новым возможностям в сфере информационной деятельности. Помимо качественного и количественного наращивания национального электронного ресурса за счёт распределения работы между участниками проекта, формирования современного регистра документов и объектов регионального и национального значения, проект будет способствовать выработке единых национальных стандартов и правил в сфере оцифровки и совершенствованию и развитию метаданных как основы для улучшения поисковых возможностей.
Создание электронного фонда Президентской библиотеки предполагает развитие средств, которые позволяют не только обеспечить единую точку доступа к разнородным материалам, будь то архивный документ, книга, кинофильм или изображение трёхмерного объекта, но и способствуют новому пониманию возможностей предоставления пользователю информации об этих материалах. Так, например, создание национального формата представления данных для архивных документов актуально не только для архивов, но и для библиотек, в которых, помимо отдельных единиц хранения, имеются коллекции. Каждая коллекция представляет собой единое целое, также как единым целым является отдельный архивный фонд, а значит такая коллекция может и должна быть учтена и описана в национальном информационном пространстве.

Критерии отбора ресурсов
Какие же именно ресурсы планируется сосредоточить в Президентской библиотеке? На этот вопрос поможет дать ответ Профиль комплектования, который в настоящий момент находится в стадии разработки. Для того чтобы отсутствие Профиля не могло помешать ведению работ на данном этапе, подготовлены основные критерии отбора документов и объектов для формирования контента Президентской библиотеки. При отборе предлагается учитывать научную, общественную, историко-культурную значимость материалов и их соответствие основным тематическим направлениям, поддерживаемым Президентской библиотекой:
• государственная территория России: становление, развитие, ресурсы;
• народ как движущая сила создания и развития российского государства;
• формирование, развитие и современное состояние российских властных структур;
• теория и история российского права;
• русский язык как государственный;
• российская культура как основа российской государственности.
При планировании деятельности по формирования контента на 2010 г. в качестве приоритетных выбраны тематические направления, связанные с государственной территорией. Особое внимание обращено на такой источник информации о развитии российского государства, как официальная пресса. Также предполагается пополнить разделы, посвящённые государственным деятелям России. Наконец, планируется подготовить проект к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Практика ежегодного объявления тематических проектов планируется в качестве основного средства пополнения контента Президентской библиотеки и в будущем. Это не значит, что наши партнёры не могут предлагать свои проекты, в том числе и не укладывающиеся в предложенную на год тематику. Любые предложения приветствуются. Эксперты будут анализировать подготовленные партнёрами предварительные списки и утверждать их с учётом таких факторов, как выбор наилучшего экземпляра, равномерное распределение работы между участниками процесса, отсутствие дублирования. Главное, чтобы каждый мог внести свою посильную лепту в общее дело.

С автором можно связаться:
gruznova@prlib.ru

Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы