Мария Александровна Черняк, доктор филологических наук, профессор кафедры новейшей русской литературы Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург
Многочисленные варианты «старых песен о главном», псевдодокументальные телефильмы, ощущающаяся в форматах телевизионных проектов «тоска по советскому» порождают естественный вопрос: можно ли обнаружить эти тенденции в современной литературе? Актуальность его была доказана и недавними дискуссиями о «подкрашивании» нашей истории в связи с колорированием легендарных чёрно-белых кинокартин «Семнадцать мгновений весны» и «В бой идут одни “старики”».
События, о которых я хочу рассказать, произошли не в один день. Началось всё ещё летом 2007 года, когда в рамках программы «Духовная защита» Российским детским фондом был инициирован проект «Мир детства: грамотность, нравственность, творчество», направленный на развитие интеллектуального и творческого потенциала детей и подростков.
Подобный проект реализуется в России впервые, и Белгородская область была выбрана не случайно; уже на протяжении 20 лет на её территории реализуются многие инициативы Российского детского фонда. В рамках данного проекта в 20 центральных районных детских библиотеках области созданы все предпосылки для того, чтобы эти библиотеки стали культурно-интеллектуальными центрами для детей. Функции регионального координатора возложены на государственную детскую библиотеку А. Лиханова.
Как известно, в последнее время библиотека понимается как информационный центр, оснащённый по последнему слову техники, имеющий выход в Интернет. Проект Российского детского фонда является прорывом в вопросе оснащения детских библиотек современными техническими средствами, способствующими трансляции образовательных и самообразовательных программ.
Идея проекта заключается в сочетании накопленных культурных традиций и современных цифровых технологий, внедрение которых в деятельность детских библиотек будет способствовать максимальному удовлетворению читательских потребностей. Нетрадиционная форма подачи информации, сочетание текста, звука, видеоинформации, делает процесс познания более продуктивным, усиливает эмоциональное воздействие, благодаря чему увиденное лучше запоминается. Использование мультимедиа способствует расширению кругозора ребёнка, формированию его мировоззрения. Мультимедийные и информационные технологии — это эффективный ресурс в деятельности детских библиотек, который пока ещё практически не используется.
Презентация нового проекта Российского детского фонда состоялась 12 июля в Белгородской государственной детской библиотеке Альберта Лиханова. Это событие было приурочено к официальному визиту в регион Председателя Совета Федерации Российской Федерации Сергея Миронова, который вместе с губернатором области Евгением Савченко, председателем Российского детского фонда Альбертом Лихановым и президентом РБОФ «Планета детей» Мариной Смирновой принял участие в презентации.
За время реализации проекта каждая библиотека была оснащена техникой (по 2 комплекта компьютерного оборудования, мультимедийное оборудование, многофункциональное устройство). Получены и распределены между библиотеками – участницами проекта комплекты литературы, периодических изданий, видеокассеты, диски, прикладные электронные программы по русскому языку. Для детских библиотекарей области проведены обучающие семинары.
За счёт средств местных бюджетов были произведены ремонтные работы, приобретались лицензионные программные продукты, мебель, дополнительные технические средства, было завершено подключение к сети Интернет. Техническое оснащение детских библиотек и пополнение их фондов прикладными развивающими и обучающими программами, видеокассетами с художественными фильмами для детей, сказками и интеллектуальными мультфильмами стало толчком к открытию медиагостинной в ЦРДБ Краснояружского района, созданию информационно-мультимедийного зала в ЦРДБ Грайворонского района.
В рамках реализации проекта детской библиотекой А. А. Лиханова разработаны и распространены библиотечные программы по продвижению современной художественной литературы «Книги детства»; по популяризации грамотности «Слова, дарующие силу»; даны методические рекомендации по проведению уроков нравственности; объявлен областной конкурс творческих работ «История моей семьи в истории моего края».
Тысячи сочинений, тысячи рассказов о своих близких, о своём крае. Все они уникальны, интересны, а главное, полны искренней любви к своей родине, к своим корням.
«Здравствуй, мой Белый город! Эти слова радостно рождаются у меня каждое утро как доброе приветствие», — так начинает своё сочинение ученица 10 класса школы №16 Белгорода Юлия Хороших, — «Я очень счастлива, что родилась здесь. Здесь я впервые произнесла слово “мама”, узнала вкус хлеба и запах полыни, летала по меловым кручам, раскинув руки, любовалась прекрасными жёлтыми кувшинками и белыми водяными лилиями, устилавшими Северский Донец. Город — древний, город — прекрасный, город — белый. Видал ты и защитников, и поработителей. Видал ты и шлемы игоревых дружин, и шапки татарской орды, и стальные каски неметчины. Многое ты пережил, испытал, но выстоял».
Связывая историю своей семьи с историей нашей страны, многие участники конкурса обращались к теме Великой Отечественной войны. И это не случайно. Не было в России такой семьи, которая не проводила бы на войну своих родных. И сегодня по всей России трудно найти дом, в котором не хранили бы память о той войне…
Подрастает новое поколение, но эти ребята помнят, гордятся и трогательно рассказывают о подвигах своих дедов и прадедов. Например, Андрей Пересыпкин из села Кустовое в своём сочинении проследил героический путь своего прадедушки Дмитрия Савельевича Пересыпкина, прошедшего всю войну, с её первого дня до последнего, от Смоленска до Берлина. Героем эссе Светланы Соколовой из села Завидовка стал родной дедушка Алексей Иванович Соколов, который испытал на себе все тяготы военного лихолетья — «от боевых огненных сражений, до изнуряющего пребывания в концлагере под номером 1 12 265».
Ужасы и тяготы войны испытывали не только солдаты, сражавшиеся на передовой, но и те, кто ковал нелегкую победу в тылу — женщины и дети. Рассказ Валентина Питькова из села Калиновка о своей бабушке Марии Черняковой «Наперекор врагу» повествует об ужасных днях в тылу, врезавшихся в память тогда совсем юной девушки Маши. Но, как пишет в своём сочинении Валентин: «Благодаря таким людям, как моя бабушка, страна не сдалась, выстояла, и победила!».
Герои-воины, герои-спортсмены, герои-строители, их уникальные судьбы, биографии с большой любовью и гордостью вписаны в детские сочинения. «История любой земли складывается из отдельных человеческих жизней, отданных на её благо и процветание», — пишет ученик 9 класса Камызинской средней школы Красненского района Алексей Жигулин.
История жизни заслуженного строителя России Бориса Григорьевича Зайцева, написанная внуком Павлом Труфановым, учеником 10 класса школы
№ 27 города Старый Оскол, прочно связана с историей нашей страны, которую поколение Бориса Григорьевича восстанавливало и отстраивало заново после войны. Много жизненно важных объектов было построено Борисом Григорьевичем по всей Белгородской области и не одно поколение строителей воспитано под его началом. «Я хочу быть похожим на своего деда, продолжить его дело, стать лучшим среди остальных, ведь его жизнь — пример для меня и для всех», — пишет его внук Павел Труфанов.
Но «историю делают не только герои», — справедливо отмечает Юлия Хороших. «Я горжусь, что в процветание твоё, мой город, внесли свою лепту и мои предки. Горжусь тем, что имею любящую семью и любимую Родину», — пишет она. «Я знаю и верю, что мой дом, моя семья, моя родная Белгородчина будут мне опорой в жизни всегда. И ни за что на свете я не смогу поменять своё малое Отечество, давшее мне такую судьбу. Как сложится моя жизнь, не знаю. Но твёрдо уверена в том, что буду спешить к тебе, мой Белый город, мой родной дом, ставший для меня началом всех начал».
Проведение областного конкурса «История моей семьи в истории моего края» стало одной из ярких страниц проекта. Конкурс, объявленный в Год семьи, был направлен на укрепление связей поколений, повышение статуса семьи, формирование у подрастающего поколения патриотических чувств. У каждого жителя нашей планеты есть кусочек земли, который он называет своей Родиной. Но каждый ли знает, кто вспахивал эту землю и защищал её от врагов, кто строил на ней дома и растил детей, кто совершал открытия, создавал произведения искусства? Юным белгородцам была предоставлена возможность исследовать свои родовые корни, рассказать о ратных подвигах и трудовых буднях своих родственников, о себе, и, конечно же, о своём любимом крае. Огромное количество юных белгородцев в возрасте от 10 до 15 лет приняли участие в конкурсе. Работы поступали как их маленьких хуторков, так и из крупных городов области, и только сорок из них были удостоены награды. Торжественное награждение лауреатов конкурса состоялось 13 мая 2008 года при участии губернатора Белгородской области Е .С. Савченко и председателя Российского детского фонда А. А. Лиханова. Помимо комплектов серии «Заветное» и дипломов ребят ждал ещё один сюрприз — поездка в Москву в реабилитационный центр Российского детского фонда. Встречи с выдающимися людьми России (героем России, полковником Владимиром Бочаровым, путешественником Дмитрием Шпаро, художником Павлом Рыженко, писателем Альбертом Лихановым), путешествия по Москве, посещение музеев и исторических мест, катания на лошадях и коньках, спортивно-игровые мероприятия — и это всё за одну неделю!
Помимо отдыха и развлечений ребятам была предоставлена возможность проявить свои творческие способности и написать сочинение по повести Альберта Лиханова «Последние холода». И снова самых талантливых, а ими стали Олеся Шкреба (г. Белгород), Юлия Кальницкая (г. Грайворон), Алексей Чефонов
(г. Строитель Яковлевского района), ждал подарок — комплекты видеоцикла «Уроки нравственности», изданные Российским детским фондом. За время пребывания в Центре ребята подружились, а самое главное они ещё раз подтвердили, что на Белгородчине растёт замечательное молодое поколение, которое продолжит славные дела своих предков.
Подводя итог, необходимо отметить, что будущее за теми библиотеками, которые творчески сочетают традиционные формы общения с книгой и возможности новых технологий.
С автором можно связаться
bgdb@intbel.ru