Ирина Александровна Жарова, главный библиограф ЦБ №36 им. Н. А. Добролюбова ЦБС №3 ЦАО г. Москвы
Что предпринять, чтобы повысить престиж библиотечной профессии, и какие шаги в этом направлении уже сделаны, смогли узнать участники круглого стола, посвящённого этой непростой проблеме.
Так остро вопрос о будущем нашей профессии ещё не стоял никогда. Почему молодёжь, активно пополнявшая ряды московских библиотекарей в 1970-е и 1980-е гг., сегодня отказывается идти работать в библиотеки, в чём причина отсутствия притока молодых кадров? В этих и многих других вопросах пытались разобраться участники круглого стола, прошедшего в Центральной библиотеке №36 им. Н. А. Добролюбова.
В ходе дискуссии собравшиеся пришли к единому мнению о необходимости тесного сотрудничества между Московским государственным университетом культуры и искусства, Московским библиотечным колледжем и сообществом московских публичных библиотек.
С основным докладом «Профессиональная подготовка кадров для современных библиотек разных типов: от профессии массовой к профессии редкой» выступил профессор
МГУКИ, декан факультета информационных ресурсов, доктор педагогических наук Александр Михайлович Мазурицкий.
Основное внимание в своём докладе Александр Михайлович сосредоточил на методах привлечения молодёжи к профессии библиотекаря и повышения её социального статуса. Он постарался объяснить плюсы и минусы участия России в Болонском процессе; Болонский процесс предусматривает подготовку узко-профильных специалистов, тогда как в России образование всегда отличалось своей широтой и многосторонностью.
Живой отклик аудитории вызвали и размышления А. М. Мазурицкого на тему потерь, которые понесло российское высшее образование в последние десятилетия. В Московском государственном университете культуры и искусства появились новые специальности, такие как библиотекарь-библиограф (преподаватель), референт-аналитик, технолог, менеджер. Возникновение новых специальностей в библиотечном деле диктуется жёсткой конкуренцией, в том числе и среди различных столичных вузов. Однако в ходе конкурентной борьбы МГУКИ понёс и ощутимые потери. Так, пришлось распрощаться с кафедрой подготовки библиотекарей для детских библиотек. Один из положительных моментов сегодняшнего высшего образования — это возможность ежегодной смены профиля подготовки специалистов.
В докладе А. М. Мазурицкого прозвучала интересная статистика.
МГУКИ ежегодно выпускает всего лишь 50 молодых специалистов для библиотек России. В основном, они уходят в федеральные библиотеки, где проходят практику. Для такого огромного мегаполиса, как Москва, 50 — цифра мизерная. Остановился
А. М. Мазурицкий и на качестве библиотечного образования. Оно весьма пострадало в связи с сокращением преподавания гуманитарных дисциплин, а также из-за отсутствия среди преподавательского состава тех «звёзд», которые блистали в 1960–1980-е гг.
Вопрос о качестве библиотечного образования поднимался в ходе обсуждения ещё не раз. Так, например, руководство библиотечного колледжа непосредственно констатировало факт снижения уровня подготовки своих студентов. Как можно говорить о качестве образования, когда количество часов на преподавание литературы уравняли с количеством часов по физкультуре?
В настоящее время стоит вопрос о создании нового высшего учебного заведения в Москве — Московского библиотечного института. Но любой хороший вуз должен иметь научно-методическую базу, постоянный профессорско-преподавательский состав. Формирование подобной основы потребует не менее 10 лет. А новое учебное заведение-«однодневка», которых сегодня огромное количество в Москве, нам не нужно.
Руководство МГУКИ пришло к выводу, что сейчас гораздо выгоднее готовить будущих специалистов библиотечного дела на вечернем и заочном отделениях. На подготовку студента вечернего отделения затрачивается примерно 40 тысяч рублей в год. Это перспективные кадры: такие студенты хорошо знают практическую работу, а самое главное — после окончания вуза чаще всего остаются в библиотеке. Уход выпускников МГУКИ в другие профес-
сии — ещё одна большая проблема сегодняшнего дня; организации расхватывают их, как свежие пирожки.
Многие из вопросов, адресованных А. М. Мазурицкому, а также представителям Московского библиотечного колледжа — преподавателям Е. А. Петровой, С. А. Аксёновой и директору
О. В. Толкушкиной, касались ориентации школьников на профессию библиотекаря и довузовской подготовки будущих абитуриентов. Большой интерес вызвал опыт Владимирского библиотечного колледжа, организующего летние библиотечные лагеря.
Сотрудники ЦБС №3 с интересом узнали, что ранее в 5-ти школах Москвы существовали профильные библиотечные классы, в которых молодёжь ориентировали целенаправленно на профессию библиотекаря.
На заседании круглого стола прозвучала очень интересная мысль о необходимости создания благоприятных условий для лиц, которые не смогли поступить в МГУКИ с первого раза. Им предлагалось первоначальное библиотечное образование получить в библиотечном колледже, а затем на льготных условиях продолжать его в МГУКИ.
В ходе обсуждения было рассказано об интересных примерах привлечения юных читателей в библиотечную профессию в библиотеке-филиале семейного чтения ЦБС №3 ЦАО. В течение нескольких лет библиотека формирует из состава продвинутых читателей волонтёров. Эти активные ребята с удовольствием овладевают на практике азами профессии и во многом помогают библиотекарям. Имеется интересный проект ЦГЮБ им. М. А. Светлова «Молодые учат молодых». Студенты библиотечного колледжа, проходящие практику в этой библиотеке, увлекательно рассказывают школьникам о библиотечной профессии. Ведь сверстникам легче найти общий язык. Другой любопытный пример — студенты, работающие на практике в ЦБС №2 ЦАО г. Москвы самостоятельно создают имиджевые продукты, рассказывающие о библиотечном колледже.
Участники круглого стола обсуждали самые разнообразные вопросы и проблемы. Одна из деликатных проблем — обучение библиотечной профессии инвалидов и дальнейшее их трудоустройство. 2009 год объявлен в нашей стране Годом равных возможностей. Но действительно ли равными возможностями обладают физически здоровые люди и инвалиды? Стоит ли продолжать набор студентов в коррекционные группы? Свои аргументы в этом споре имеют обе стороны.
Слушатели задавали А. М. Мазурицкому и Е. А. Петровой множество вопросов. Среди них были следующие:
«Сложился стереотипный образ библиотекаря-“серой мышки”. Не следует ли ввести в вузе спецкурс “библиотечный имидж”?» «В библиотечном колледже введена система переподготовки библиотекарей. Какие программы и новые дисциплины при этом предусмотрены, на какие сроки они рассчитаны, будут ли они платными?» «Пользуется ли сейчас аспирантура МГУКИ такой же популярностью как в 1980–1990-е гг.? Готовят ли научные кадры для преподавания в МГУКИ из сегодняшних аспирантов?»
Точка в обсуждении не была поставлена. Многие вопросы остались открытыми и требуют дальнейшего рассмотрения и решения. Самое главное — мы получили ответ на животрепещущий вопрос о необходимости своей профессии. Да, предстоит ещё многое сделать для самоутверждения в обществе, но уже сегодня мы понимаем, в каком направлении нам предстоит продвигаться вперёд.
С автором можно связаться:
jarova56@mail.ru