Татьяна Борисовна Вопилова, начальник отдела культурно-досуговой работы Восточно-Казахстанской областной детско-юношеской библиотеки, г. Усть-Каменогорск
Современный ребёнок, вкусивший прелести электронной среды, уже не хочет оставаться пассивным созерцателем. Ему необходим экшн, действие, поэтому приходится в первую очередь придумывать интерактивные формы общения.
В какую форму облечь библиотечное мероприятие, как сделать его захватывающим, эффективным и нетривиальным? Сотрудники Восточно-Казахстанской областной детско-юношеской библиотеки без устали разрабатывают новые сценарии и ищут нестандартные ходы и решения.
Например, успех у читателей имеют литературные, библиотечные, музыкальные бродилки: их участники делятся на команды, получают маршрутный лист и в соответствии с ним выполняют задания, отыскивают ответы на поставленные вопросы. В форме бродилок проходят, например, библиотечные уроки по теме «Знакомство с библиотекой».
В той же форме прошёл семинар-практикуме «Информационная культура личности: вызовы информационного общества» с участием библиотекарей школьных, детских и детско-юношеских библиотек-филиалов нашего региона. Разделив коллектив на группы, модератор раздал индивидуальные маршрутные листы со схемой библиотеки и с условными обозначениями. Двигаясь по указанному маршруту, «следопыты» знакомились с расположением залов, искали указанные на схеме пункты-отделы. Каждая команда познакомилась с деятельностью двух структурных подразделений, выполнила задания, специально подготовленные сотрудниками отделов для «путешественников». Например, нужно было дать определения тех или иных понятий, используя энциклопедии (отдел обслуживания); пройти тест-викторину по страноведению (отдел иностранной литературы); подобрать названия журналов по темам (организационно-методический отдел). В итоге каждая команда ознакомилась с библиотекой и с её структурными подразделениями, презентовала посещённые отделы
Сотрудники отдела культурно-досуговой работы практикуют такую форму работы, как видеосессии. Каждая группа ребят получает задания, определённое время на их подготовку, ведущий следит за их выполнением и консультирует участников. Затем происходит демонстрация выполненных заданий, каждое выступление снимается на видеокамеру. По окончании всех выступлений начинается видеосессия, во время которой выбирают победителей.
Отличным инcтрументом при проведении массовых мероприятий является электронная презентация. Наибольшей популярностью у школьников пользуются слайд-путешествие, слайд-шоу, видео- и фоторандеву, аудиовидео презентация, шоу-гид, слайд-лекция, слайд-вопрос, слайд-викторина.
Фоторандеву — это эффективный способ для знакомства участников различных конкурсов, диалогов, семинаров, тренингов, конференций. Фотографии участников мероприятия обрабатываются с помощью программы Photoshop. В Power Point подготавливаются слайды, подбирается музыкальное оформление. С помощью видеорандеву можно проводить заочные экскурсии, знакомить читателей с библиотекой, деятельностью её структурных подразделений. Для этого необходимо заранее провести видеосъёмку, монтаж фрагментов, подбор музыкального сопровождения.
В период школьных каникул проходят конкурсы летнего чтения «Лето — Радуга и Книга», «Улыбка лета», «Нам все это подарило лето!» и т.д. Остановимся подробнее на конкурсе «Клёп-тур-2009». Летним гидом для ребят стала солнечная девочка Клёпа — персонаж познавательного и развлекательного журнала. Обязательные условия конкурса: посещение библиотеки летом, чтение книг и журналов, наличие визитной карточки участника, выполнение заданий конкурса, заполнение всех блоков визитной карточки, изготовление «очумелой» поделки. Победителем становятся: лидер летних посещений, лидер чтения (наибольшее количество прочитанной за лето литературы), знаток, правильно выполнивший задания конкурса и заполнивший все блоки визитной карточки, лучший мастер «очумелой» поделки. Ребята участвуют в викторине по произведениям В. Бианки, вспоминают пословицы о лете, рецепты летних блюд мастерят поделки из шишек, жёлудей, ракушек и других природных материалов.
Неотъемлемой частью работы библиотеки стали различные интернет-акции. С целью воспитания патриотизма в рамках Дня Независимости проводится интернет-акция «Давайте учиться в Интернете». На Международный день защиты детей проводятся акции «Листая страницы Интернет», «Сокровища Интернета детям», а в День борьбы со СПИДом — «Интернет за чашкой кофе». Впервые акция стартовала в 2003 году; 30 минут бесплатного Интернета, чашка горячего кофе, сладости, консультации, веб-серфинг — всё это библиоофициант предлагает каждому участнику акции. Сегодня это самая популярная среди наших читателей акция. Её постоянный куратор — компьютерная компания ТОО «VT-com» — предоставляет неограниченный доступ в Интернет уже на протяжении 6 лет. Однодневные интернет-акции проходят при поддержке компьютерных фирм: «Рейтинг», «Фирма Компас», «Сигма».
В рамках Недели детской и юношеской книги для детей среднего и старшего школьного возрастов ежегодно организуются интернет-конкурсы: «Путешествие в стиле WEB», «Всё обо всем в Интернет». В течение трёх часов участники конкурса проходят 4 тура: «Интернет-викторина», «Поиск информации online», «Online тестирование», «Интернет шарада».
С автором можно связаться:
childrenlibrary@mail.ru