История учит, что попытки запретительными методами решить общественные проблемы всегда заканчиваются поражением. Запретили игровые автоматы и казино — получили покерные клубы, Brandy
Casino, лотерею и прочие затеи от организаторов игорного бизнеса.
Запрет на оцифровку и размещение в Сети произведений современной литературы привёл к созданию известной пиратской библиотеки в дебрях экзотического Эквадора, где новинки появляются даже раньше, чем на полках магазинов.
Шарль Монтескье как-то заметил, что «бесполезные законы лишают силы законы необходимые», создавая препоны правопослушным гражданам и стимулируя флибустьеров подпольного бизнеса.
Очевидно, что вступление в силу пресловутой 4-й части ГК РФ никак не способствовало росту тиражей и повышению благосостояния правообладателей, особенно авторов, зато создало множество проблем (и значительных материальных трат) для библиотек и читателей. В западном обществе тоже сильна диктатура копирайта, но там всё же в издательском деле давно происходит конвергенция Сети и бумаги. И это — процесс неизбежный и необратимый.
В Сети развивается и набирает силу «цифровой литературный процесс», который является самодостаточным. Сетература, блогосфера, ЖЖ, wiki-знание — это лишь малая толика того, что породил Интернет для чтения, общения и развлечения. На этом необозримом пространстве выросли свои знаменитости: сетевой писатель Лёха Андреев, сетевой редактор Антон Носик, сетевой библиотекарь Максим Мошков и многие другие. Они на своём опыте убедились, что Сеть не является конкурентом традиционной литературе, а, напротив, становится инструментом её продвижения и популяризации.
Ужесточение же авторско-правовой защиты привело к изменению баланса интересов общества и правообладателей в сторону последних и выразилось в ограничении оцифровки и размещения в Сети книг, возможности представления библиотеками электронных документов на своих сайтах.
Известный борец с диктатурой копирайта Лоуренс Лессиг справедливо говорит о том, что запретительная политика порождает хаос и грандиозный самозахват: «Право и технологии подстраивают под владельцев копирайтов таким образом, чтобы нашу культуру передать им под доселе невиданный контроль. И в этой крайности мы потеряем массу возможностей для новаторства и дальнейшего творчества».
Профессор права Лессиг разработал проект Creative Commons, в основе которого лежит идеология
copyleft’а, предполагающего «использование законов авторского права для обеспечения невозможности ограничить любому человеку право использовать, изменять и распространять как исходное произведение, так и произведения, производные от него».
Участники проекта разработали несколько десятков публичных лицензий, и каждой из этих лицензий предполагается делать ещё «национальную адаптацию» для десятков стран.
Однако наши юристы утверждают, что в России эти лицензии работать не будут, так как «вылезут проблемы и противоречия, которые имеются в нашем законодательстве».
Так что, если вам очень захочется почитать, скажем, Полину Дашкову с экрана, придётся кликнуть на далёкий эквадорский сайт.
С любовью, Татьяна Филиппова,
главный редактор журнала «Библиотечное Дело»