Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 12 (102)'09 - СЛОВО РЕДАКТОРА
«Дружественный интерфейс» библиотеки

Когда говорят о преимуществах той или иной операционной системы, непременно упоминают «дружественный интерфейс»,
т. е. систему взаимодействия человека и машины. Он должен быть красивым, лаконичным, простым, логичным, интуитивным и т. д. Словом, располагать к себе, делать работу удобной и приятной.
Библиотека — это тоже своеобразная «операционная система», предполагающая «ввод и вывод» информации, предоставляющая доступ к книгам и иным ресурсам, возможность самореализации и самовыражения и всякие другие условия для личностного роста. Пока библиотека была практически монополистом на рынке информационных услуг и организации досуга, вопрос о её привлекательности был второстепенным. Другое дело сейчас, когда она окружена мобильными и «состоятельными» конкурентами. Изменилась и визуальная культура — то, что прежде было невзрачным, но привычным, сегодня кажется убогим и архаичным. Наше видение эволюционирует под влиянием как собственно культурных факторов, так и ряда причин «технологического характера». Кардинально изменились подходы к архитектуре, убранству интерьеров, цветовым решениям, выбору материалов, и многое другое. Дизайн-проекты заменили типовые решения,
а скромные фасады зданий украсились агрессивной и яркой рекламой.
Старая добрая библиотека с тишиной своих читальных залов и тюлевыми занавесками на окнах стала теряться в новом мире огней и рекламных постеров. Основными преимуществами «библиотечного интерфейса» оставались лишь бесплатность и доступность.
Но конкуренты и здесь не дремлют — сетевые книжные магазины гостеприимно распахнули свои двери, открыли доступ к книжным полкам, расставили удобные кресла и столики, разместили кафетерии и компьютеры — садись, читай и наслаждайся. В интернет-кафе появились дополнительные бесплатные сервисы. Есть магазины и кафе, работающие круглосуточно, в то время как часы работы библиотеки практически совпадает с рабочим режимом читателей. Бизнес вообще активно использует библиотечные символы и бренды. Слово «библиотека» часто можно встретить в названиях гостиниц, ресторанов, клубов, а книга как символ используется в архитектурных и ландшафтных проектах.
На выставке в Базеле, к примеру, был представлен проект амфитеатра в виде книги, названный его автором «Buch mit Amphitheatralischer Einrichtung», что гласит — «Книга с обстановкой амфитеатра». А дизайнер Rob Matthews сделал табурет из… напечатанной Википедии. Предмет получился весьма функциональным — можно и посидеть, и почитать. Существуют дезодоранты, которыми опрыскивают электронные книги, чтобы они пахли как настоящие…
Всё это заставляет библиотеку задуматься о привлекательности
и дружелюбии своего «интерфейса» для читателя.

С любовью, Татьяна Филиппова,
главный редактор журнала «Библиотечное Дело»

Тема номера

№ 15 (465)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы