Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 12 (102)'09 - Привлекательная библиотека
«А здесь прикольно!..»,

Софья Шноль, психолог Благотворительного фонда «Детская больница» при ДГКБ им. Сперанского, Москва


Устроить очередное мероприятие «для детей» или просто дать детям быть собой? Сыграть на их «взрослости» или дать больше свободы?

Удивительно, сколь многое в человеке принято определять через его круг чтения. Будь ты хоть компьютерным гением, хоть отличным танцором или превосходным поваром, всё это будет выглядеть лишь прикладными талантами, если человек не читает книг. Нечто высокоморальное приписывается читающему человеку и самому чтению. Ни одно занятие не придаёт индивиду такой значимости, как привычка читать.
Парадокс состоит в том, что чтение, при всей его невероятной значимости, кажется, перестаёт быть потребностью. Вроде бы это необыкновенно важное дело, но почему тогда приходится тратить столько усилий, чтобы уговорить детей и подростков читать? Или на самом деле читающих детей не стало меньше?
Прежде чем объявить эту ценность утерянной, стоит посмотреть, что нового появилось по сравнению с прежними временами. Ни для кого не секрет, что сейчас у детей гораздо больше возможностей и развлекаться, и добывать информацию. Книга перестала быть единственной возможностью! Если тебе кажется, что ты не единственная, бросай в бой все силы, привлекай, конкурируй, но не теряй достоинства. Стало быть, в бой за привлекательность! Как книги могут выиграть в конкурентной борьбе за детскую любовь у таких соперников, как мобильные и компьютерные игры и Интернет (который, помимо всего прочего, и впрямь незаменимый источник полезных знаний)? И как в этом могут помочь библиотеки?
Итак, козырь первый. В библиотеке есть то, чего нет дома. И это можно взять. Причём бесплатно! Когда я спросила своего старшего сына, что могло бы привести его в библиотеку, он первым делом ответил: «Халява!» (извините, звучит немного неприлично, зато честно).
Кстати, о неприличном. Думается, что в библиотеках очень уж многое считается неприличным. В ближайшей к моему дому библиотеке нельзя разговаривать в полный голос не только в читальном зале, но и на абонементе, и уж тем более нельзя смеяться. Кажется, придя в библиотеку, человек должен замереть, затаиться и вести себя по-взрослому. Если бы пространство библиотеки стало более детским (разрешили бы двигаться, переговариваться, делиться впечатлениями), детям было бы уютнее и интереснее. Представляете, как приятно устроиться в читальном зале с книгой не за столом, как в школе, а на диване, подобрав под себя ноги, а то и укрывшись пледом? Или, обнаружив интересную книжку на полке, закричать приятелю: «Смотри, смотри скорее, как прикольно!» Ох, опять неприлично вышло. В библиотеке ведь надо культурно выражаться. Может быть, если впустить детскую культуру в библиотеки, у детей появится возможность оставаться собой, читая? Тогда им не придётся противопоставлять «культурность» и «свободу», не нужно будет выбирать между чтением и принадлежностью к десткому или подростковому сообществу. Только я бы не кокетничала с детьми, устраивая всевозможные конкурсы, а просто делала бы им меньше замечаний.
Чем ещё может быть привлекательна библиотека? Как ни странно, можно «сыграть» и на отличии от привычной детской жизни. Новые правила, непривычный порядок, вся эта очаровательная возня с карточками, формулярами, поиск нужной книги... Прямо как в кино про секретных агентов. И если подросткам важно, чтобы им позволили просто быть собой, то детям помладше весь этот антураж «солидности» может очень понравиться. Особенно если они сами станут расписываться (настоящей «взрослой» подписью с закорючками), получив книжки. Или ещё как-то участвовать в таинственной жизни библиотеки. Что скажете, привлекательно?
А ещё я бы стала в библиотеках читать детям вслух. Это очень полезное занятие. Ведь прежде чем научиться делать что-то самостоятельно, человек должен проделать это с чьей-то помощью. Следовать за текстом, «продираться» через описания природы, украшать диалоги выразительными интонациями — всему этому нужно научиться, чтобы получать истинное удовольствие от процесса чтения. Этому учат взрослые, когда читают детям вслух.
Я представляю себе специальную комнату в библиотеке, где устраивались бы «чтения». Каждый может присоединиться к ним в любой момент, уютно устроиться в кресле или на диванчике… А ещё там были бы чай и печенье. Ну и за окном этой комнаты должен всегда идти душистый летний дождь.
Представила себе всё это, и мне показалось, что ходить в библиотеку — одно удовольствие.

С автором можно связаться:
sonia_schnoll@pochta.ru

Тема номера

№ 8 (482)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы