Марина Борисовна Рыжанкова, главный библиотекарь библиотеки
п. Коммунистический Межпоселенческой библиотеки Советского района, победитель
в номинации «Идеи по организации пространства для детей»
Прийти пообщаться с черепахой и остаться, чтобы почитать? Ничего удивительного. Именно так и происходит в библиотеке посёлка Коммунистический.
Не секрет, что каждая библиотека пытается привлечь наибольшее количество читателей. Задача привлечения детей-читателей особенно сложна, но результаты превзойдут все ожидания, если показать детям, что библиотека — это не просто место хранения книг и журналов, что в ней можно найти занятие по душе.
Для жителей посёлка Коммунистический библиотека стала социокультурным центром. Она является «зелёной библиотекой», то есть пропагандирует экологическую культуру и здоровый образ жизни.
До 2004 г. Коммунистическая библиотека находилась в здании администрации поселения и занимала 150 кв.м при фонде в 25 тыс. экземпляров. Помещения были настолько малы для обслуживания, что казалось, о внедрении новых идей говорить не приходится. Но уже в 2000 г. в библиотеке начали создавать комфортную и привлекательную среду для детей, были созданы небольшой живой уголок и краеведческая панорама, впоследствии переросшая в «Музей истории посёлка».
Идею создания библиотечно-досуговой среды для детей подсказала сама жизнь. Наш поселок отдалён от больших и маленьких городов, кружки в вечернее время не работают, дети вечером предоставлены сами себе. Наша библиотека должна была стать тем местом, куда ребёнок может прийти отдохнуть, поиграть, почитать, понаблюдать (пришёл поиграть — ушёл читателем библиотеки). Мы привлекали их небольшим живым уголком и настольными играми. Стоит отметить, что в результате в библиотеку пришли не только дети, но и их родители. В 2003 г. руководство посёлка приняло решение реконструировать бывшее здание магазина и отдать его библиотеке. В период реконструкции у нас возникало много вопросов. Как рациональнее использовать большое помещение, которое казалось угрюмым и тяжёлым из-за колонн и арок? Как сделать его уютным, светлым, комфортным для читателей и библиотекарей? Где оборудовать детский абонемент: в глубине помещения, чтобы дети не мешали взрослым, или поближе ко входу? Где разместить живой уголок — на взрослом абонементе или детском?
Было решено, что детский абонемент разместиться посередине помещения — так читателям-родителям, приходящим с маленькими детьми, легче было присматривать за ними, а библиотекари могут следить за порядком.
Детский абонемент расположен на
80 кв.м и разделён на детский игровой зал для детей от 1 до 10 лет с игрушками, играми, литературой для данного возраста; отдел экологии и живой природы и детский сектор с книгами для детей от 11 до 15 лет. Так как дети активны и любознательны, было решено отдел экологии и живой природы перенести на детский абонемент. Для детей в возрасте от года до 10 лет был создан игровой зал.
Поскольку помещение, выбранное для детского абонемента, было проходным, узким и длинным, придумали подиумы: один в игровом зале, второй для живого уголка. Отделённая аркой ниша создаёт иллюзию уединения. Здесь среди разноцветных подушек можно полежать, почитать книгу, поиграть в развивающие игры.
Цвет детского абонемента и игрового зала — пастельно-сиреневый. Все детали оформления детского игрового зала — палатка, игрушки, ковровое покрытие — выполняют определённую функцию: например, на ковровых покрытиях изображены дороги со знаками дорожного движения, мягкие кресла в виде животных, детские табуретки, большие игрушки, картины, созданные подопечными филиала реабилитационного центра «Солнышко» и другими читателями-детьми, создают уют. Благодаря индивидуальному гранту, полученному в 2007 г. от губернатора Ханты-Мансийского автономного круга-Югры на реализацию проекта «Экологический дворовый летний клуб “Патруль”», на детском абонементе был установлен спортивный комплекс «Лидер».
Отдел экологии и живой природы, расположенный на детском абонементе, имеет фонд экологической литературы и живой уголок с птицами, рептилиями, декоративными рыбками и грызунами. Знакомство с жизнью животных, их повадками помогает детям познавать окружающий мир. Некоторые дети впервые берут в руки книгу именно после общения с животными. Отдел оформлен комнатными растениями, экологической филателией, природными материалами: этнологической коллекцией насекомых, камнями. В фонде отдела есть информационные листовки со списками литературы о животных, папки-досье с информацией о содержании домашних животных, уходе за ними, о комнатных растениях. В планах библиотеки: художественная роспись оформление стен игрового зала, а также оформление стеллажей персонажами из произведений. Роспись будут делать дети из кружка «Изостудия».
Начиная эту работу, мы сделали ставку на детское любопытство и азарт, и не ошиблись. Я не разделяю мнения, что в библиотеке должно быть тихо и спокойно; пусть в нашей библиотеке раздаётся детский смех, пусть дети играют, читают, наблюдают за жизнью животных в отделе экологии и живой природы, знакомятся с прошлым в «Музее истории посёлка». Пусть библиотека будет для детей местом, где кипит жизнь.
С автором можно связаться:
marina_r69@mail.ru