Светлана Фёдоровна Бартова, директор муниципального учреждения культуры «Центральная публичная библиотека» Новоуральского городского округа Свердловской области, член Совета, председатель секции публичных библиотек РБА, заслуженный работник культуры РФ
Как много времени требуется на то, чтобы воплотить задуманное? Центральная публичная библиотека Новоуральского городского округа шаг за шагом приближалась к своей цели семнадцать лет.
как в номере, посвящённом теме «Привлекательная библиотека», не рассказать о Центральной публичной библиотеке Новоуральского городского округа? Посудите сами: она построена всего 17 лет назад по специальному проекту, в оформлении библиотеки принимала участие группа лучших художников города. Один только зимний сад чего стоит! А наши книгохранилища, которые своей чистотой, просторами и светом, неизменно удивляют коллег? А «зенитные» фонари над головой, через которые льётся солнце? Все минувшие годы коллектив библиотеки и её читатели дорожат, гордятся и берегут это замечательное здание.
От зимнего сада до читального зала на крыше
Изначально, как только в середине 80-х годов прошлого века начались разговоры о строительстве библиотеки, речь шла об отдельном здании. Оно должно было стать культурным центром города. Проектные работы вело Уральское отделение ВНИИПИЭТ (Всесоюзного научно-исследовательского института комплексной энергетической технологии), г. Челябинск-65 (сегодня это г. Озёрск). Было предложено несколько вариантов проекта. Все они исходили из особых градостроительных условий — наклонного рельефа местности. Строительство библиотеки проектной мощностью в 470 тыс. томов, общей площадью 6 тыс. кв.м началось в 1990 г. и продолжалось 18 месяцев. Библиотека открыла свои двери для жителей города 13 марта 1992 года.
Первые изменения, продиктованные концептуальным подходом к работе будущего учреждения, мы начали вносить в проект уже во время строительства.
В результате библиотеку отличал ряд нетипичных для того времени особенностей: она была общедоступна, компьютеризирована и, наконец, долгие годы оставалась самой молодой в стране.
Библиотека построена на горе, и благодаря перепаду высотных отметок здание находится на нескольких уровнях, то есть имеет цокольный этаж. Мы называем его первым этажом библиотеки. Здесь размещаются отделы для детей.
И именно здесь в 1995 году мы сломали первую внутреннюю стену, увеличив тем самым площадь детского абонемента. И здесь же мы начали творчески относиться к нашим стенам: вентиляционная шахта, оставленная нам строителями чисто выбеленной, стараниями нашего художника превратилась в русскую печь, рядом есть закуток, в котором ребёнок может уединиться, поиграть, полистать книгу.
Из просторного холла второго этажа открывается перспектива части третьего этажа, на который ведёт широкая лестница. Лекционный зал, расположенный в холле второго этажа, до сих пор является самым удобным местом для мероприятий и ценится горожанами. Возможность проводить в нём различные встречи мы предусмотрели ещё на этапе строительства, приняв решение не крепить к полу ряды уже закупленных кресел.
Третий этаж здания представляет собой открытое пространство, которое мы преобразовываем в соответствии с встающими перед нами задачами. Так, на месте старого, хотя и любимого «Абитуриента» мы открыли Отдел редких книг. Архитекторы не предполагали, что у библиотеки нет достаточного фонда под проектную мощность; третий этаж остался пустым. Именно тогда главный художник строительства нашего города Ю. С. Никешин предложил разбить там зимний сад: «Временно, всё равно у вас книг нет». Сегодня зимний сад — одна из изюминок нашей библиотеки. Основную часть растений для него мы приобрели в 1991 г. в дендропарках и Ботаническом саду Екатеринбурга, многие цветы нам подарены читателями. В первое же штатное расписание библиотеки был включена должность агронома. В зимнем саду мы проводим экскурсии, выставки, встречи. Это любимое место отдыха наших читателей. Бесспорно, украшают третий этаж здания и зенитные фонари в потолке, которые проектируют там, где нет возможности осветить всё огромное пространство помещения через окна.
И опять — про стены нашей библиотеки. Это отдельный разговор: на них размещаются детские рисунки, объявления, реклама, художественные выставки — раздолье для художников и маркетологов.
Эта своеобразная экскурсия, надеюсь, продемонстрировала вам, как можно гибко менять пространство, придумывая что-то самостоятельно и используя идеи коллег для улучшения организации библиотечного пространства.
В нашем багаже есть несколько идей, воплощение которых нам ещё только предстоит. Верхняя (двухэтажная) часть здания стоит на опорах (колоннах), поэтому внизу есть две свободные симметрично расположенные площадки. Летом здесь можно было бы открыть кафе.
Поскольку библиотека стоит на горе, то её хорошо видно, а крыша библиотеки хорошо просматривается с высоких зданий. Архитекторы называют нашу крышу «пятым фасадом» библиотеки. Она представляет собой белый прямоугольник, усыпанный мраморной крошкой, с пузырьками зенитных фонарей. Нам бы хотелось открыть здесь своеобразный читальный зал…
Изменения как стиль жизни
Однако здание остаётся, а времена меняются. И вот уже те проекты, которыми мы гордились, кажутся нам не актуальными: медиацентр «Абитуриент» легко заменил Интернет, потребовалось изменить методы работы Зала делового чтения, не состоялся в нашей библиотеке Публичный центр правовой информации…
Сначала мы стали открывать новые структурные подразделения. В начале 2008 года появился Отдел редких книг, были образованы Служба библиотечного обслуживания людей с ограниченными физическими возможностями «Милосердие» и Отдел культурных проектов и внешних связей. Каждый из них — новый этап в истории библиотеки. Но эти отделы дополнили, но не изменили систему библиотечного обслуживания. А уже хотелось других перемен! И они начались в ноябре 2008 года.
Основным толчком к реформам стал сравнительный анализ показателей деятельности библиотеки — количества читателей, посещаемости, пополнения фонда, выделения финансовых средств, ежедневной посещаемости (реальной и виртуальной). Из всех показателей стабильно росло только количество виртуальных пользователей. Было сделано два главных вывода.
Первый касался материально-технической базы библиотеки и состояния фонда. В последние годы у нас остро ощущается проблема недокомплектования. Повышение стоимости книг и периодических изданий не компенсируется выделением дополнительных финансовых средств. Результат — приобретение ограниченного ассортимента наименований, старение фонда, увеличение процента ветхих книг. Ещё одна проблема — катастрофическое устаревание компьютерного парка библиотеки. Не удивительно, что количество читателей уменьшается.
Второй вывод: на сегодня наиболее перспективной тенденцией развития российских библиотек является организация открытого доступа к документам. Чем хороша концепция открытого доступа? Она подразумевает оптимизацию деятельности структуры: упрощение функций, уменьшение затрат и обеспечение удобства для читателей на основе перевода деятельности библиотеки из масштаба «гастроном» в масштаб «супермаркет».
Цели проведения модернизации ЦПБ и оптимизации её деятельности:
• организация эффективного использования библиотечных ресурсов;
• обеспечение активизации библиотечной, информационной и культурно-досуговой деятельности;
• совершенствование библиотечного обслуживания населения города в соответствии с задачами современной культурной политики.
Нет барьерам!
Все изменения проходили под знаком максимального раскрытия фонда библиотеки. Мы ставили перед собой следующие задачи:
• Расширить пространство свободного доступа: изменить структуру, приблизить книгу к читателю.
• Разнообразить возможности получения информации.
• Провести актуализацию фондов: по интересам, тематике, формату.
• Сделать обслуживание более комфортным.
Создавая свою Концепцию модернизации библиотечного обслуживания, мы постарались учесть рекомендации ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области информационно-библиотечного обслуживания, определили нормативно-правовую базу.* Нужно отметить, что практически во всех документах, касающихся деятельности библиотек, в большей или меньшей степени говорится о необходимости обеспечения максимального доступа к информации.
Модернизация библиотечного
обслуживания
Модернизация шла по двум направлениям: рациональное изменение местоположения отделов, создание новых структур и изменение идеологии работы. Какие же конкретно изменения произошли в Центральной публичной библиотеке?
Прежде всего, мы постарались сделать так, чтобы между книгой и читателем осталось как можно меньше барьеров. Все отделы работают и как абонемент, и как читальный зал. У читателей появилось больше возможностей для выбора и использования библиотечных ресурсов.
Самым большим отделом библиотеки стал Зал универсальных фондов с полностью открытым доступом к документам. Он объединил абонемент, читальный зал, отдел медицинской литературы и медиацентр «Абитуриент». Сейчас в нём выделены несколько секторов: естественнонаучной и медицинской литературы; социально-политической литературы; периодики; сектор художественной литературы.
Ещё в середине 1990-х годов в нашей библиотеке остро встала необходимость перепрофилирования двух детских читальных залов (изначально это были зоны для детей младшего школьного возраста и учеников 5–9-х классов). Первые изменения состояли в том, что мы создали два функционально различных читальных зала и назвали их: Отдел интеллектуального отдыха и Зал делового чтения для детей и подростков. Кроме них у нас был Детский абонемент. Сейчас осталось два отдела, названия которых пока остались прежними. В Отделе интеллектуального отдыха для юных читателей собрана вся художественная литература и литература, которая помогает организовать досуг, поэтому здесь всегда можно увидеть взрослых читателей. В Зале делового чтения для детей и подростков находится отраслевая литература, её можно взять домой, а можно почитать в библиотеке.
Кардинальные изменения произошли и с Отделом регистрации читателей, где бесплатно выдаётся единый читательский билет: теперь на первом этаже желающих записаться в библиотеку ждёт «Справочная служба и регистрация читателей».
Весной 2009 года мы открыли два новых отдела: Центр краеведения и Центр толерантности (в рамках программы «Открытие Центров толерантности в учреждениях культуры РФ»).
Моделирование отделов и определение сферы их деятельности помогло выделить приоритеты при организации работы. Перед специалистами отделов встали такие задачи, как освоение новых территорий и разработка стратегий деятельности отделов.
Уже сегодня заметны первые результаты: модернизация структуры позволяет библиотеке оперативно реагировать на современные потребности населения. Созданы служба «Тинейджер», мобильная информационная справка для детей и подростков «Я ищу ответ…», проведено несколько значимых городских акций. В качестве примера можно назвать дискуссионное литературно-судебное заседание по роману Харпер Ли «Убить пересмешника» и создание городского дискуссионного клуба. Новоуральск получил современную библиотеку, способную предоставить горожанам свободный доступ к информации и достойно представляющую культуру нашего города.
По сути, только сейчас, спустя почти 17 лет после открытия библиотеки, мы приблизились к тому, что было задумано при планировании здания. Открытое пространство — открытая библиотека. И наш девиз сегодня: «Открытая библиотека — это здорово!»
*Среди документов, которые легли в основу Концепции:
• Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках (утвержден 60-й Генеральной конференцией ИФЛА, 1994 г.);
• Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек (2001);
• Александрийский манифест о библиотеках. Информационное общество в действии (принят генеральной конференцией ИФЛА 11.11.05 г.);
• Федеральный закон «О библиотечном деле» (29.12.94 г. № 78-ФЗ);
• Предложения по развитию системы саморегулирования в библиотечном деле (принят Коллегией Минкультуры РФ 10.04.06 г.);
• Основные направления и приоритеты государственной библиотечной политики (принят Коллегией Минкультуры РФ 28.03.05 г.);
• Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки (принят на XIII Конференции РБА, 2008 г.);
• Манифест РБА о публичной библиотеке (принят на VIII Конференции РБА, 2003 г.);
• Базовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований (проект РБА, 2007 г.);
• Концепция библиотечного обслуживания детей в России (принята на VIII Конференции РБА, 2003 г.);
• Руководство по краеведческой деятельности муниципальных публичных библиотек ЦБС (принято X Конференцией РБА, 2005 г.);
• Национальная программа поддержки и развития чтения (проект Федерального агентства по культуре и кинематографии, 2007 г.);
• Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря (принят IV Конференцией РБА, 1999 г.);
• Закон «О библиотеках и библиотечных фондах в Свердловской области» (№ 25-ОЗ от 21.04.1997, ред. от 25.11.2004 № 183-ОЗ);
• Модельный стандарт деятельности муниципальной общедоступной библиотеки Свердловской области (утвержден постановлением коллегии МК СО, 2006 г.).
Сайт библиотеки: www.publiclibrary.ru
С авторами можно связаться:
bartova@foramail.ru, adm_lib@foramail.ru