Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 11 (101)'09 - Наши дети в интернете
«Продвижение книги и чтения средствами визуальной культуры»

Конкурс проводится Российской библиотечной ассоциацией (секция по чтению РБА) совместно с Российской национальной библиотекой (Центр чтения РНБ). Партнёрами конкурса выступают: Некоммерческий Фонд «Пушкинская библиотека», Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, Издательская группа «ГРАНД-ФАИР», Псковская областная универсальная научная библиотека, Библиотечная ассоциация республики Карелия, Центр книги ВГБИЛ имени М. И. Рудомино, ЦГПБ имени В. В. Маяковского Санкт-Петербурга, журнал «Библиотечное Дело».
Секция по чтению РБА совместно с Центром чтения РНБ при участии партнёров создают Оргкомитет (май 2009 г.), который осуществляет комплекс работ по проведению Конкурса. Оргкомитет Конкурса действует на базе Центра чтения РНБ.
Для оценки представленных работ и подведения итогов Конкурса Оргкомитет формирует Жюри, в которое включаются специалисты библиотечного дела и представители партнёрских организаций.

Цель Конкурса
Популяризация книги и чтения с помощью средств визуальной культуры.

Задачи Конкурса
• активизация деятельности библиотек в сфере визуальной культуры;
• раскрытие творческого потенциала библиотечных специалистов;
• обмен опытом работы;
•  развитие социального партнёрства библиотек в продвижении книги и чтения.
Условия Конкурса
К участию в Конкурсе допускаются работы, созданные библиотеками всех типов и видов, библиотечными обществами и ассоциациями, в том числе в партнёрстве с другими учреждениями и организациями, а также работы, созданные сторонними организациями при участии библиотек или библиотечных специалистов.
Работы на Конкурс представляются от имени библиотек, библиотечных обществ или ассоциаций.

Номинации Конкурса
1. Видеофильмы.
2. Видеореклама (рекламные ролики и видеопрезентации).
3. Телевизионные передачи (отдельные передачи или циклы, подготовленные при участии библиотек).
4. Слайд-фильмы.

Критерии оценки работ:
• ориентация на продвижение книги и чтения (к Конкурсу допускаются работы, посвящённые деятельности библиотеки по продвижению книги и чтения, а также отражающие значимость чтения для личности и общества);
• позитивный опыт использования популяризации чтения на местном и региональном уровнях в практической работе библиотек;
• оригинальность художественного решения;
• партнёрство с местными учреждениями культуры и образования, общественными организациями, СМИ, деловыми кругами и органами власти.
Требования к работам, представляемым на Конкурс:
• краткое описание продукции, в котором должны быть обозначены цель и задачи её создания, целевые группы, партнёрские организации, сроки создания, направления использования;
• сведения о руководителе, авторе или авторском коллективе (фамилия, имя, отчество, год рождения, образование, должность, место работы, контактная информация: номер телефона, факса, адрес электронной почты);
• сведения об организации-заявителе (название, юридический адрес; фамилия, имя отчество руководителя; контактная информация: номера телефона, факса, адрес электронной почты);
• информация о практическом использовании работы, присланной на конкурс;
• конкурсная работа представляется на CD, DVD в 2-х экземплярах.

Сроки проведения Конкурса
Конкурс проводится с июня 2009 года по май 2010 года в четыре этапа:
1-й этап — представление материалов на конкурс (с 1 сентября 2009 г. по
31 декабря 2009 г.)
2-й этап — подведение итогов (январь–март 2010 г.)
3-й этап — специальная церемония награждения победителей конкурса (май 2010 г., Всероссийский библиотечный конгресс РБА).
4-й этап — участие победителей в фестивале «Осень в Михайловском» на тему «Медиапродукция библиотек по продвижению чтения» (сентябрь 2010 г.,
п. Пушкинские Горы Псковской обл.).
Подведение итогов Конкурса. Награды победителям
• итоги Конкурса объявляются на Всероссийском библиотечном конгрессе РБА – 2010;
• три лучшие работы в каждой номинации награждаются ценными призами;
• авторы лучших работ примут участие в Фестивале «Осень в Михайловском» за счёт организаторов и партнёров Конкурса;
• партнёры Конкурса вправе присуждать специальные призы работам, представленным на Конкурс.

Методическое обеспечение
Конкурса

Организационно-методическая поддержка Конкурса на всех этапах его проведения обеспечивается Центром чтения РНБ.
Работы принимаются по адресу: 191069, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д.18, Центр чтения РНБ с пометкой «На конкурс “Визуальная культура”».
Работы не возвращаются и не рецензируются.
Оргкомитет размещает информацию о ходе проведения Конкурса на web-страницах секции по чтению РБА www.rba.ru/or/comitet/30/index.html, Центра чтения РНБ www.nlr.ru/prof/
reader и партнёров Конкурса.
Контактный телефон: (812) 710-57-85, факс (812) 310-80-39,
e-mail: consult@nlr.ru

Продвижение книги и чтения
средствами визуальной культуры
Вера Викторовна Ялышева, председатель секции по чтению РБА, Санкт-Петербург
Секция по чтению Российской библиотечной ассоциации совместно с Центром чтения Российской национальной библиотеки в содружестве с партнёрскими организациями объявляет о проведении Всероссийского конкурса «Продвижение книги и чтения средствами визуальной культуры».
Визуальные образы имеют сильное воздействие на новое поколение, которое наиболее подвержено влиянию внешней среды, остро ощущает на себе последствия глубокого проникновения видеокультуры в современную жизнь. Развитие мультимедийных средств во многом меняет подход библиотекарей к продвижению чтения. Средства визуальной культуры всё более уверенно используются в деле привлечения читателей к книге.
В последние годы возникли проекты, направленные на создание собственной видеопродукции. Так, в 2006 г. МЦБС имени М. Ю. Лермонтова г. Санкт-Петербурга создала фильм-репортаж «Время читать! или Следствие ведут библиотекари». Этот фильм получил широкое распространение в профессиональной среде, демонстрировался на многих крупных совещаниях и конференциях, используется как учебное и информационное пособие. Он вызвал целую волну подобных проектов. Фильмы были созданы в рамках проекта «Год библиотек» в Курской области, по итогам Года чтения в Челябинской области («Челябинск читающий»), по итогам акции «Большое чтение» в Саратовской области. Ведётся работа над видеофильмом «Читающая Орловщина». Ряд фильмов, посвящённых продвижению чтения, созданы библиотеками Москвы.
Появились видеоролики о библиотеках. Например, мультимедийный видеоролик «Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина», созданный в 2007 г., подчёркивает масштабность проекта, говорит о «Библиотеке Президента» как о национальном информационном портале. В последние годы библиотеки не только заказывают, но и создают видеоролики самостоятельно. Роликов, посвящённых разным аспектам библиотечной деятельности, создано уже довольно много. Они разнятся по тематике и целевому назначению.
Весомый блок составляют и видеоролики, посвящённые продвижению книги и чтения. В них отражаются как комплексные проекты и акции, так и отдельные мероприятия; растёт количество рекламных видеороликов. Например, ещё в 2006 г. Кемеровская ОНБ создала видеоролик, посвящённый кузбасской акции «Подари книгу сельской библиотеке». Видеоролики выставлены в библиотечных блогах, например, в блоге «Библиотекари Беларуси» есть раздел «Видеоролики о любви к библиотеке». Появились статьи и материалы, в которых даются методические и практические рекомендации по их созданию. Демонстрация фильмов и роликов входит в практику проведения профессиональных библиотечных мероприятий различного уровня.
Мультимедийные презентации (созданные с использованием технологии Flash или при помощи Microsoft Power Point) один из наиболее актуальных на сегодняшний день способов представления информации. Это продукт, который может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, диаграммы, звуковое оформление, видеофрагменты. Благодаря тому, что презентации очень просты для восприятия, они являются особенно эффективными в деле пропаганде книги и чтения.
Таких продуктов разработано уже немало. Среди наиболее ярких примеров  презентация, созданная Мурманским региональным центром чтения «Открытая книга» совместно с мурманской рэп-группой «Dam-k-rad». По итогам фестиваля «Арсеньев читает “Дерсу Узала”», прошедшего в 2008 г. в г. Арсеньеве Приморского края, создана одноименная слайд-презентация. В ЦБС Сормовского района г. Нижнего Новгорода проведён хит-парад мультимедийных презентаций «Модные книги читаемых авторов».
Активно используют мультимедийные презентации литературного характера в своей работе педагоги, прежде всего, учителя-словесники. Воспользоваться этими разработками библиотекари могут, например, обратившись к интернет-порталу «Открытый класс» (режим доступа: http://www.openclass.ru/node/ 24480). Более того, педагоги сами инициируют контакты с библиотеками, предлагая им свои услуги и разработки. Симптоматично, что на Всероссийском библиотечном конгрессе РБА-2009 в Вологде на секции школьных библиотек был прочитан доклад доцента Вологодского института развития образования О. А. Мар­кевич «Мультимедийная презентация как способ продвижения чтения». Ознакомиться с ним можно на странице секции по чтению на сайте РБА.
Важным направлением деятельности библиотек является проведение среди населения конкурсов творческих работ, направленных на создание видеопродукции в поддержку чтения. Так, в 2006 г. Новосибирская ОЮБ провела областной конкурс социальной рекламы чтения «Читать престижно!». Организаторы конкурса стремились привлечь молодых людей к продвижению чтения в молодёжной среде. Участникам конкурса в возрасте от 14 до 30 лет было предложено создать видеоролик, сценарий аудиоролика, макет баннера, электронную видеопрезентацию, создающие привлекательный имидж чтения и «человека читающего» и обращённые к молодёжной аудитории. В 2007 г. в Чувашской Республике (Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека) был проведён Республиканский конкурс на лучшую мультимедийную презентацию «Любимые книги моей семьи».
В 2009 г. Самарская областная универсальная научная библиотека проводит конкурсе социальной рекламы «Время читать»; одна из номинаций  сценарий видеоролика.
Накоплен уже достаточный опыт, а значит, библиотеки оказались перед необходимостью осмысления достигнутого, выбора ориентиров и определения тенденций дальнейшего развития. Организаторы конкурса приглашают библиотеки всех типов и видов, библиотечные общества и ассоциации принять в нём участие, представив уже созданные продукты, так и создав новые.
Организаторы приглашают к сотрудничеству в качестве партнёров конкурса центральные библиотеки субъектов РФ, региональные библиотечные общества и ассоциации. Мы хотели бы с помощью партнёров активизировать библиотечное сообщество в деле создания и представления визуальной продукции на конкурс; региональные партнёры могут проводить собственные локальные конкурсы по выявлению лучших работ и направлять их на всероссийский конкурс. Организаторы будут рады, если в качестве спонсоров выступят и другие организации. Информационную поддержку конкурсу оказывает журнал «Библиотечное дело».
Лучшие конкурсные работы будут представлены участникам библиотечного конгресса XV ежегодной конференции РБА в Томске. В сентябре 2010 года фестиваль библиотечных проектов «Осень в Михайловском» будет посвящён теме «Медиапродукция библиотек по продвижению чтения», куда приглашаются участники и победители конкурса.

Тема номера

№ 8 (482)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы