Светлана Валентиновна Олефир, заместитель директора МУК «Централизованная система школьных библиотек» г. Озёрска Челябинской области
Электронные ресурсы уже прочно вошли в нашу жизнь и заняли своё место в фондах библиотек, в том числе и детских.
Развитие информационного общества требует обеспечения адекватности образования, его соответствия динамичным изменениям окружающей человека информационной среды, возросшему объёму информации, стремительному развитию информационных технологий. Противоречие между темпами роста знаний в мире и ограниченными возможностями их усвоения человеком требует формирования умений учиться, добывать информацию, извлекать из неё необходимые знания.
Переход к парадигме непрерывного образования существенно влияет на деятельность библиотек для детей и юношества. Обеспечение реальных прав детей и подростков на информацию и образование и одновременно формирование духовно-нравственных основ личности — основная задача наших библиотек; она соотносится с новой концепцией устойчивого развития общества, признающей уникальность каждой личности, её право выбирать себе судьбу в соответствии с представлениями об общепринятой и собственной культуре. Условиями успешного решения обозначенной задачи являются: привлечение к чтению путём использования возможностей новых информационных технологий; разнообразие форм информационной и документальной поддержки общего образования; поддержка самообразования, познавательной активности, поэтапность включения ребёнка в культурное, информационное, образовательное пространство библиотеки; гармонизация влияния информационной макросреды общества.
В ЦСДШБ электронные ресурсы используются для работы с читателями во всех отделах библиотеки. В ЦГДБ функционирует отдел «Медиацентр», в котором хранятся обязательные экземпляры электронных изданий. Во всех отделах ЦГДБ и ряде школьных библиотек предоставляется доступ к ресурсам Интернета. В 5-ти школьных библиотеках-медиатеках оборудованы компьютерные рабочие места для читателей, предоставляется доступ к сети Интернет; ещё 17 школьных библиотек осуществляют доступ к ресурсам на АРМ’е библиотекаря.
Электронные ресурсы предоставляются как для проведения школьных уроков (обучение и тестирование), так и для занятий по программам дополнительного образования, разработанными в нашей библиотеке, а также для индивидуальной работы учащегося.
Известны различные системы классификации электронных образовательных ресурсов. Так, выделяют электронные энциклопедии, обучающие и развивающие программы, электронные учебники и т. д. Основные классификации:
• по содержанию информации: универсальные (по всем предметам), предметные (общепредметные, специализированные или тематические);
• по возрастной ориентации: для дошкольников, младших школьников, основной и старшей школы;
• по уровням и профилю образования: общеобразовательные, профильные (для основных курсов, для элективных курсов);
• по структуре представления информации: алфавитные, систематические и др.;
• по формам представления информации: электронные копии печатных изданий, мультимедийные издания;
• по исполнению: локальные информационные ресурсы (на CD, DVD ресурсы сети Интернет);
• по степени активности виртуальной среды: пассивные (ориентированные только на предъявление информации); интерактивные (опирающиеся на использование «обратной связи»).
Учитываются и качественные характеристики дидактического аппарата:
• способы представления информации (статичные, такие как символы, рисунки, графики, таблицы, фотоснимки; гипертекст как средство нелинейной архитектуры изложения учебного материала; аудиоинформация; видеосюжеты; элементы «виртуальной реальности»);
• система ориентирования в представленной информации (тематический план, указатели: систематические, алфавитные, библиографические; словник; навигаторы и поисковые системы различных видов);
• дополнительные возможности усвоения учебного материала (наличие визуального отображения структуры знания: схемы, таблицы, диаграммы, классификации, опорные сигналы и пр.; система заданий для самостоятельной работы с материалами электронного издания);
• наличие аппарата обработки учебной информации (стандартные и учебные инструментальные программы, поддерживающие процессы отбора, сортировки, систематизации информации, её статистической обработки, редактирования, представления в других знаковых системах; экспертные системы, предназначенные для решения задач различной сложности из определённой предметной области и обеспечивающие ответ на конкретный запрос пользователя);
• наличие системы проверки усвоения знаний (тесты, кроссворды и т.д.).
Например, электронная обучающая игра для дошкольников «Артур: Строим домик на дереве» из серии «Играйте и учитесь вместе с Артуром» — это универсальное электронное издание, предназначенное для дошкольников и учащихся младших классов, мультимедийное, локальное, интерактивное. В игре используются навигаторы различных типов, присутствуют текст и гипертекст, а также анимация и аудиоинформация (Артур и другие герои разговаривают), создаётся виртуальная реальность (действие происходит в вымышленном городе Большие Вязники).
Для обучения и чтения дошкольников и младших школьников, помимо развивающих и обучающих игр, используются следующие ЭР:
• мультфильмы по литературным сюжетам (с бегущей строкой для формирования техники чтения, навыков логического мышления);
• рекомендательные библиографические пособия («Моя первая библиотека»);
• электронные энциклопедии («Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»);
• интернет-ресурсы (тексты произведений, сказок, детские периодические издания).
Для учащихся 5–9-х классов представлен более широкий спектр электронных ресурсов:
• игровые программы-квесты, развивающие логическое мышление (на литературной основе);
• игры и головоломки («Вперёд, вундеркинды»);
• учебники и электронные энциклопедии («Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия», учебники и репетиторы по предметам);
• мультимедийные средства обучения иностранным языкам.
Для педагогов в рамках Программы информатизации образования формируется государственная коллекция Цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).
Особо надо отметить электронные издания на CD и DVD в помощь чтению. Мы подразделяем их на следующие:
• хрестоматии;
• информация о писателях; их собрания сочинений;
• интерактивные обучающие программы и мультфильмы по сказкам (с бегущей строкой);
• рекомендательные библиографические пособия.
Обучению и продвижению чтения способствуют краеведческие ресурсы, ресурсы, посвящённые писателям и поэтам. Так в МУК «ЦСДШБ» подготовлены: энциклопедия «Открыто об Озёрске», «Школа юного краеведа», «Путешествие с верблюжонком по Челябинской области», «Надо радоваться!» по Э. Мошковской, совместно с ЧОДБ готовится диск «Писатели земли уральской».
Особую роль играют ресурсы Интернет в поддержку чтения. Доклад на эту тему был представлен нами на фестивале «Осень в Михайловском». В работе мы используем: сайты детских библиотек, библиотеки электронных текстов для детей, детские сетевые издания, сайты детских писателей, сайты литературных героев. Для проведения массовых мероприятий нами была подготовлена презентация «Что читать детям в Интернете», в помощь индивидуальной работе на сайте ЦСДШБ представлена тематическая коллекция ссылок.
Чтение электронных текстов, работа с электронными изданиями, интернет-ресурсами часто противопоставляется чтению книг. На наш взгляд, неплохо, что ребёнок, в отличие от многих взрослых, легко воспринимает электронный текст, ведь сегодня существует очень много электронных ресурсов, предназначенных для детей. Мы, жители маленького провинциального города, в «доинтернетовскую» эпоху не обладали такими богатствами в области специальной и художественной литературы, поэтому считаем, что нужно активно осваивать новые технологии, стремиться догнать молодое поколение. Библиотека для детей должна быть проводником не только в мире книг, но и в мире электронной информации, дабы создать оптимальные условия для развития личности ребёнка.
Существует немало критериев, позволяющих оценивать эффективность усвоения образовательной информации. Например, релевантность образовательной технологии (комплекса, пособия) тем больше, чем более значимые знания и умения с её помощью самостоятельно получат учащиеся за меньший промежуток времени с меньшей долей участия преподавателя.
Отбор электронных ресурсов для библиотек осуществляется на основе целого ряда критериев (возрастная ориентация ресурса, общественная оценка и т. д.).
По словам И. И. Тихомировой, «чтение может быть рациональным и эмоциональным, быстрым и медленным, но как ценность культуры только тогда раскроет свою мощь, когда станет моментом созидания». Эта фраза отражает суть феномена чтения, его разнообразие и богатые возможности. Нельзя забывать о важности личностного общения библиотекаря с ребёнком; это один из наиболее мощных факторов формирования интереса к чтению. Подобное общение открывает ребёнку путь к культуре, даёт ему мотивацию к чтению, в том числе к чтению в электронной среде.
В принятой «Концепции библиотечного обслуживания детей в России» миссия детских библиотек определяется следующим образом: «используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям наиболее оптимальные условия для культурного развития, удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей». Это достаточно точно отражает задачи и возможности библиотек в образовании и продвижении чтения .
С автором можно связаться:
osv@ch-lib.ozersk.ru