Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 11 (101)'09 - Наши дети в интернете
Маленькие жители большой Сети

Елена Валентиновна Стрелкова, заместитель директора Фундаментальной библиотеки Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, ведущий специалист по информатизации Ленинградской областной детской библиотеки

Уже сегодня многие родители могут сказать, что знают о компьютерах с детства, а их дети получают представление о возможностях современной техники с рождения и готовы психологически к «цифровым сервисам».

Больше десяти лет назад, в 90-е годы прошлого века, предоставление электронных ресурсов в детских библиотеках Ленинградской области позволяло параллельно с Ленинградской областной детской библиотекой (ЛОДБ) использовать методы по формированию информационной культуры у младших школьников, сопоставлять эффективность работы детей с печатными и электронными изданиями. Например, первоклассникам Тихвина предлагали соревнование в нахождении значений старинных слов из словаря В. И. Даля. Одной группе предоставлялось в распоряжение четырёхтомное печатное издание, а другой — переданный из ЛОДБ по межбиблиотечному абонементу CD-ROM, повторяющий источник на бумажном носителе. Проведённые игры показали, что вид носителя информации никакого влияния на успех работы неподготовленных пользователей не оказывал. Использовать алфавит детей научили в школе, но практики работы со словарями у них не было. В зависимости от читательских навыков, знаний и умений, полученных в классе, дети с одинаковым результатом работали с электронной копией словаря и его оригиналом.

Первые встречи с компьютером
Летом, когда в ЛОДБ приходили группы детей из городских лагерей отдыха, в программе предлагаемых мероприятий был день встречи с компьютером: его в те времена было нелегко приобрести и в Санкт-Петербурге. Подросткам младшего возраста рассказывали об истории создания электронно-вычислительных машин, раскрывали значение новых терминов, объясняли причины появления компьютерной техники в библиотеке, а затем приглашали в читальный зал. Гости могли обратиться к последним поступлениям печатных изданий, компьютеру с электронным каталогом и компьютеру, на котором можно было играть.
У библиотеки тогда было меньше десяти ЭВМ, а установка техники в зале обслуживания стала первым опытом организации пользовательских рабочих мест для детей-читателей в регионе.
В читальный зал дети входили, не зная, что им разрешат пользоваться компьютерной техникой. Никто не влиял на их предпочтения, посетители сами делились на три группы: какая-то часть ребят бросались к экрану с компьютерной игрой, сопоставимое с ними число посетителей размещались вокруг стола с новыми детскими журналами. И всегда находилось некоторое число посетителей, которые начинали работать с электронным каталогом, правда, многие тогда воспринимали его как один из видов игры. Случаи, когда дети, взявшие журналы, оставляли их и переходили к компьютерам, были редкостью.

Электронные ресурсы детских
библиотек: начало истории
В 1998 году, через год после заключения договора на подключение ЛОДБ к Интернету, при поддержке библиотек для детей, принимавших участие в региональных проектах по информатизации, стал создаваться «Региональный сайт детских библиотек»1 — первое электронное издание ЛОДБ в системе доступа к сетевым электронным ресурсам для детей. После выпуска CD-ROM «Радий Петрович Погодин» библиотека подготовила и поддерживает сайт
Р. П. Погодина2, а позже был разработан интерактивный комплекс «Наш книжный круг».3
К работе над страницами библиотечных сайтов привлекаются взрослые и дети. Например, в 2002 году в Пикалёво ученики средней образовательной школы №2 готовили материалы для именного раздела Л. Н. Толстого на «Региональном сайте». Вместе со школьным библиотекарем они отбирали материал для сканирования, представили в электронном виде тексты и иллюстрации, а потом были приглашены в ЛОДБ, чтобы увидеть, как происходит формирование гипертекстовых страниц на основе переданного материала. Продемонстрировать товарищам результаты своей работы они смогли в школьном интернет-классе.
Действующим законом об авторском праве4 такая технология создания сетевых ресурсов допускалась при условии, что за правообладателем оставалось право в любой момент времени запретить использование своего произведения или выдвинуть какие-либо требования в случае размещения авторских материалов в электронной среде. На страницах «Регионального сайта» стали отражаться авторские работы детей-участников конкурсов, размещались ссылки на сайты других библиотек, иные авторитетные источники. Уровень освоения сетевого пространства чаще всего предполагал предоставление ресурсов без ограничений в доступе и использовании. Достаточно было указать источник заимствования и сообщить о готовности выполнить условия автора или иного правообладателя. В российском сегменте Интернета появились примеры электронных библиотек, формирование которых выполнялось совместно с агентствами по коллективному управлению авторскими правами. В публичных библиотеках и библиотеках высших учебных заведений по всей стране начали размещаться виртуальные читальные залы. Детские библиотеки получили возможность, изучая этот опыт, определять статус и назначение своих электронных ресурсов. Уже в этот период со стороны ЛОДБ в договорах, например, передачи неимущественных прав на интеллектуальную собственность, выраженную в произведениях живописи, указывалось: «Автор передаёт ЛОДБ свои неимущественные права на интеллектуальную собственность, а именно: неисключительные права на хранение копий живописных произведений Автора и экспонирование их в печатном варианте, воспроизведение и распространение произведений в электронной среде — на небумажных носителях, по электронной почте и на сайте «Региональный сайт детских библиотек» в соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах».5
В библиотеках, не имеющих выхода в Интернет, для обслуживания детей предоставлялись ресурсы мультимедиа, средств на местах на них не хватало. Широкому распространению этих услуг в Ленинградской области препятствовало отсутствие компьютерной техники и слабые каналы связи. Разрыв в информационном неравенстве детей в Санкт-Петербурге и на периферии сокращался медленнее, чем хотелось библиотечным специалистам. Статистика востребованности сетевых ресурсов и сейчас показывает высокую активность пользователей Москвы и Санкт-Петербурга. Эти города находятся в ощутимом отрыве по развитию инфраструктуры информационной сферы по сравнению с другими регионами страны. И сегодня доля посетителей «Регионального сайта» из Ленинградской области меньше, чем сектор посещений из зарубежных стран.
В условиях «бюджетирования, ориентированного на результат» нелегко доказывать обоснованность затрат на развитие совокупных электронных ресурсов для детей региона, а в это время проекты по созданию «Дома будущего»6 на лексиконе сотрудников корпорации Microsoft носят название «черепные чернила».

Юридические айсберги
Восприятие компьютера в детской библиотеке прошло эволюцию от интереса к дорогостоящему прибору до удивления подростков тому факту, что не все книги в библиотеке оцифрованы. На этом витке для многих стало ясно, что начинать информатизацию значительно проще, чем поддерживать заявленный уровень. К началу XXI века было установлено на практике, что пользовательские места для библиотекарей и читателей будут постоянно модернизироваться, а ресурсы требуется создавать так, чтобы они сохранялись на любой технике и в любом програм­мном обеспечении. Фонд электронных изданий появился во многих школьных и детских библиотеках, домашний компьютер стал использоваться взрослыми и детьми. Библиотечные фонды, с одной стороны, позволили сократить семейные расходы на приобретение CD и DVD, а с другой — воспринимаются пользователями как ориентир при выборе предлагаемых на рынке мультимедийных ресурсов.
В настоящее время библиотечное обслуживание не должно включать в себя выдачу электронных изданий на дом, если правообладатель не разрешил библиотеке это делать на основании заключенного договора: «…выраженные в цифровой форме экземпляры произведений, предоставляемые библиотеками во временное безвозмездное пользование, в том числе в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме».7 И теперь со стороны библиотек требуется предложить читателям такие условия использования электронных документов, которые обеспечат сохранение достигнутых ранее показателей книговыдачи. В отношении уже сформированных фондов электронных изданий необходимо оперативно изменить инфраструктуру пользовательских мест. Их количество во многом зависит от доли электронных документов в составе объектов хранения: нельзя предоставить только на одном компьютере сотни CD-ROM и DVD с учётом того, что одновременно с самостоятельными электронными изданиями фонды библиотек получают всё больше печатных материалов с электронными приложениями. У детских библиотек, где время работы детей за компьютером ограничено и «пропускная способность» пользовательских мест выше, появляется очевидный стимул для координации работ по созданию распределённых фондов электронных изданий на сепаратных носителях, отбора лучших из них по качественным характеристикам и внедрения методов эффективного использования сервисов межбиблиотечного абонемента.
Приходится учитывать, что в настоящее время у детской библиотеки нет уверенности в полноте юридической очистки документов, которые приобретаются ею в ходе комплектования. Для социально незащищённых групп пользователей, к которым относятся и дети, библиотечная услуга по предоставлению доступа к электронным ресурсам необходима. Но она сейчас не так весома для воспитания правового сознания, как могла быть в случае абсолютных гарантий в том, что библиотечные фонды не содержат нелегально выпущенных электронных материалов. Получая доступ к электронным ресурсам, дети-читатели довольно часто предполагают, что из соображений экономии библиотекой сознательно покупаются нелицензионные программные продукты и базы данных, и с недоверием относятся к заверениям о правомочности предоставляемых им услуг. Покупка библиотекой персонального компьютера с целью организации автоматизированного рабочего места должна сопровождаться комплексом мер по формированию его программного оснащения в соответствии с функциональным назначением и правами пользователей.
К сожалению, электронные ресурсы библиотеки (составляющие их данные, программы для ЭВМ, их различные сочетания) не удаётся признать безупречными с правовой точки зрения. Многолетний опыт показывает, что в любой библиотеке в каждый момент времени или ещё не удалось продлить действие ранее приобретенных лицензий, или используется неоплаченный программный продукт, или принят в подарок электронный материал, легитимность которого проверить не удалось. И пока остаётся вероятность использования контрафакта при обращении к библиотечным фондам, читатели решают: купить для личного использования возможно «пиратскую» версию требуемого издания или обращаться к услугам библиотеки в часы её работы без уверенности в том, что на экране они увидят качественно другой ресурс.
Исправлять ситуацию помогают издательские программы по формированию электронных коллекций «под ключ»8, инициативные проекты по созданию модельных ресурсных комплексов9, использование детскими библиотеками опыта крупных информационных центров в формировании медиатек.

Детские библиотеки и распределённый фонд электронных изданий
В фондах детских библиотек всегда был широкий спектр документов на различных видах носителей. Текстовые иллюстрированные издания и периодика вместе с нотными изданиями сочетались с кино-, фото- и аудиоматериалами, поэтому мультимедийные документы служат им дополнением или технологической заменой. Среди них есть материалы, актуальные по содержанию, но требующие сохранения программно-технических средств прошлых лет с нарушением принципа универсальности в представлении данных для пользователей или решения проблемы «миграции» электронных документов. Иными словами, требуется или сохранять устаревшую технику для просмотра ранее приобретённых электронных изданий (как патефон для пластинок), или принимать решение о преобразовании имеющегося материала, приспосабливая его к новой технике.
Международная практика показывает, что «миграция» электронных ресурсов неизбежно происходит с периодичностью в пять лет. Например, Институтом коррекционной педагогики РАН ещё на дискетах издавалась развивающая программа «Мир за твоим окном» для детей с замедленным развитием. Первые выпуски программы распространялись в сети детских библиотек и поставлены на учет как единицы хранения фонда. Модернизация техники и эволюция операционных систем привели к тому, что этот специальный материал по техническим причинам не может предоставляться пользователям, а более современные его версии распространяются только на платной основе.
В целях обеспечения сохранности библиотечных фондов в настоящее время сочетаются сохранение оригинальных документов и культурного цифрового наследия. В работе с технологиями копирования вместе с микрофильмированием ведутся работы по созданию страховых копий или формируются фонды электронных документов10. Библиотека, стремясь к полноте своих фондов, должна решать вопрос о списании морально устаревших с технической точки зрения материалов, принимая во внимание их сохранность в депозитарных центрах.
Для изданий, которые в своё время были переданы в национальные депозитарные центры11, есть вероятность адекватного воспроизведения после выполнения необходимых преобразований и без нарушений законов. В законе «Об обязательном экземпляре документов» появился новый получатель обязательного экземпляра электронных изданий12 — Президентская библиотека имени
Б. Н. Ельцина. Ранее производители доставляли в Научно-технический центр «Информрегистр» четыре обязательных экземпляра электронных изданий. Один экземпляр оставался в Депозитарии НТЦ «Информрегистр», три экземпляра передавались в Российскую государственную библиотеку, Российскую национальную библиотеку и Государственную научно-техническую библиотеку Сибирского отделения РАН. Теперь пятый экземпляр будет передаваться в Парламентскую библиотеку, а депозитарным центром всех видов электронных изданий федерального уровня стала Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина — одна из трёх национальных библиотек Российской Федерации.13
На основе локальных нормативных актов библиотеки могут вести работу по созданию собственных депозитарных хранилищ, которые будут дополнять депозитарные коллекции федерального, регионального и муниципального уровня. Для этого необходимы практика взаимодействия с каталогами электронных изданий и проведение последовательной политики комплектования фонда электронными ресурсами профильного содержания. Перспектива сотрудничества с депозитарными центрами может помочь восстановить доступность ресурсов, сохраненных в соответствии с законом об обязательном экземпляре, обеспечить библиотекам целостность коллекций адресного назначения.
Координация детских библиотек в создании и взаимоиспользовании распределённого фонда электронных изданий может быть элементом развития принципов селективного подхода в формировании библиотечных фондов, так как всё обо всём собирать не позволяет себе никто. Частью этой работы объективно должно стать ведение сводного каталога электронных изданий для детей, которые учтены в Депозитарии НТЦ «Информрегистр» и отвечают требованиям к электронным образовательным ресурсам: «благоприятность визуальной среды; организация интерактивного диалога; адекватность технологических решений представления тестовой информации, аудиоинформации, видеоинформации, графической информации, требованиям санитарно-гигиенических норм».14 В 2009 году прошла ежегодная конференция Российской библиотечной ассоциации.15 В докладах Дискуссионной группы «Электронные издания» отмечалось, что по читательскому назначению произведения художественной литературы представлены в Депозитарии НТЦ «Информрегистр» изданиями, ориентированными на маленьких читателей, младших школьников и пользователей, которые должны иметь подготовку для самостоятельного чтения электронных изданий. К художественным электронным изданиям по целевому назначению относятся электронные издания, содержащие «произведения художественной литературы, изобразительного искусства, театрального, эстрадного и циркового творчества, произведения кино, музейную и другую информацию, относящуюся к сфере культуры и не являющуюся содержанием научных исследований».16 В 2008 году на депозитарное хранение поступило больше полутора сотен таких произведений. Вместе с тем отмечались общие недостатки электронных изданий. Среди них — недостаточный уровень издательской обработки, неэффективный поиск, специальные требования по условиям инсталляции, недостаток функциональности. Для оценки функциональности принято рассматривать возможности поиска и оперативного доступа к большим массивам информации и другие качества информационной системы по обеспечению взаимодействия пользователя с содержательными составляющими электронного издания, например, установка с паролем и возможность запуска с диска без загрузки в память компьютера. Для обеспечения сохранности депозитарного фонда проводится систематическая работа, которая показала, что физическая утрата отдельных экземпляров тиражируемых ресурсов представляет собой меньшую угрозу, чем их «миграция» с течением времени. Всё более актуальной и осознаваемой становится задача сохранения краеведческих ресурсов, представленных в электронной форме, но с учётом требований по обеспечению их воспроизводимости на длительный период времени.
Использование информационных технологий привело к расширению спектра услуг в библиотеке за счёт видов обслуживания, которые нельзя строго отнести к собственно библиотечной деятельности. Вместе с информатизацией общества в детских библиотеках создавались в последние 15 лет компьютерные классы, интернет-кабинеты, зоны дорегистрационного обслуживания. Структура пользовательских мест в библиотеке корректируется дополнительными сервисами локальных баз данных, интерфейс которых ориентирован на самостоятельную работу читателей. Ксерокопирование стало дополняться сканированием и сохранением электронных материалов на небумажных носителях. Новые технологии снизили угрозу нанесения ущерба библиотечным фондам. В читальных залах уменьшилось число испорченных книг. Возможность сделать копию повысила дисциплину пользователей абонементного обслуживания.
Но лёгкости цифрового копирования и электронной передачи данных противопоставлена правовая защита: «под репродуцированием (репрографическим воспроизведением) понимается факсимильное воспроизведение произведения с помощью любых технических средств, осуществляемое не в целях издания. Репродуцирование не включает воспроизведение произведения или хранение его копий в электронной (в том числе в цифровой), оптической или иной машиночитаемой форме, кроме случаев создания с помощью технических средств временных копий, предназначенных для осуществления репродуцирования».17
Одна из проблем ведения иллюстрированных каталогов состоит сейчас в том, что сканирование обложек изданий, охраняемых авторским правом, и представление их вместе с библиографическими описаниями возможно только после получения разрешения у правообладателей на такое использование правомерно опубликованных произведений. Ведение каталогов для детей связано с деятельностью по созданию собственных электронных ресурсов, среди которых — коллекции, архивы и библиотеки документов сетевого доступа (документов, не имеющих сепаратного носителя). Специфика требований к лингвистическому обеспечению и пользовательскому интерфейсу информационных систем позволяют поддержать ребёнка в освоении информационно-библиотечного пространства, предоставить ему возможность выбора между специальным обслуживанием и универсальными формами взаимодействия с библиотечными системами.
Выступая в роли изготовителя баз данных, библиотека может сделать шаги к защите своей интеллектуальной собственности, определив внутри организации порядок регистрации библиографических и полнотекстовых материалов18, на основании которых осуществляется выпуск её электронных изданий, формируются локальные и удалённые сетевые ресурсы. Изготовители баз данных имеют исключительные права распоряжения ими в ходе своей деятельности.19 Необходимое условие — легитимность всех процессов по их созданию и ведению. Например, каталог электронных изданий, приобретённых изначально как ядро тематической коллекции, в отношении новых элементов фонда с 2008 года не может оставаться иллюстрированным без заключения лицензионных договоров с правообладателями. Для сводных каталогов регионального и федерального уровня при объединении усилий детских библиотек и координации их с работой депозитарных центров будет легче на правовой основе управлять процессами включения нетекстовых элементов в библиотечные базы данных, так как постепенно будут выделяться потоки цифровых ресурсов, созданных с гарантией легитимности их представления в электронной среде.
Услуги телекоммуникационного доступа всегда ставили библиотеки перед необходимостью получать лицензию на предоставление интернет-ресурсов третьим лицам (читателям), даже если библиотека — юридическое лицо, и ею заключен договор на подключение к глобальной сети. На сегодняшний день использование библиотекой электронных документов на условиях лицензионного договора должно определять и права её пользователей в указанных этим договором пределах.
Об этом библиотека для детей может и должна предоставлять информацию своим читателям, открывая новые направления работ:
• поддержку пользователей в правомочном доступе к ресурсам электронной среды и получении навыков их корректного использования;
• освещение вопросов интернет-безопасности, связанной с глобальным характером информатизации и развитием всевозможных каналов связи для поддержания режимов единого сопряжения.
Интернет-безопасность
В Международный день безопасного Интернета (10 февраля 2009 года) в Ленинградской областной библиотеке состоялся круглый стол на тему «Библиотечные электронные ресурсы, как фактор безопасной среды для детей». Встреча была посвящена теме размещения в электронных сетях информации для детей. В обсуждении принимали участие психологи, библиотекари, специалисты сферы образования, технические специалисты, представители общественных организаций и органов власти.20
Само понятие «Безопасный Интернет» и спектр опасностей в электронных сетях обсуждались в противоречивости терминов междисциплинарного использования, что проиллюстрировало новизну поднимаемых вопросов для российского общества и их нарастающую актуальность. В отношении Интернета нельзя предложить радикального средства защиты, и каждый должен самостоятельно взвешивать риски и преимущества взаимодействия с этим видом коммуникативной среды. Но объективная необходимость совместных действий в защите детей от всех видов неблагоприятного, вредоносного и опасного для здоровья и жизни воздействия интернет-пространства становится очевидной только с появлением опыта и предполагает достаточную квалификацию компьютерного пользователя, который осознает возможные последствия пренебрежительного отношения к потенциальным сетевым угрозам. Формирование навыков компьютерной грамотности, как необходимого элемента знаний для работы с электронными ресурсами, довольно долго выполнялось и в школе, и в библиотеке. Сейчас, когда электронные образовательные ресурсы внедряются в школьное обучение вместе с информатизацией школ и школьных библиотек21, нагрузка детских библиотек перемещается в сторону правовых аспектов деятельности, связанной с использованием и созданием электронных ресурсов не только пользователями, но и самими специалистами библиотечной отрасли.
Оказание помощи со стороны библиотекаря в поиске материалов, размещённых в Интернете, оправдано в залах обслуживания детей младшего возраста. Если это фактографические, справочные сведения, изображение, на которое достаточно посмотреть, чтобы получить ответ на запрос, то сохранения информации из сетевого пространства не требуется. В «докомпьютерную» эпоху такого рода справочные услуги предоставлялись (и предоставляются сейчас) по телефону.
Для более взрослых, самостоятельно работающих пользователей, которые нуждаются в услугах электронного копирования, продуктивным решением стало создание библиотеками собственных интернет-ресурсов, которые одновременно могут быть предоставлены пользователям локальной сети. В предыдущие годы библиотеки для детей, сочетая информационно-библиографическое обслуживание и расширяя «зоны информационной экологии», предоставляли по ссылке доступ со страниц своих сайтов к ресурсам электронных библиотек, создаваемых юридическими и физическими лицами на различной правовой основе. Теперь необходимость в строгом подходе при выборе источника22 стимулирует библиотеки к формированию совместных электронных коллекций. Если записи в каталоге позволяют переходить от библиографического описания к искомым документам, библиотека становится перед выбором объектов, которые она в сетевом доступе предлагает пользователям в качестве достоверного, полного, актуального источника. Этот переход предполагает указание вариантов дальнейшего использования, например, с правом распечатки, копирования и переработки в электронной форме, включения в другие издания. Для оперативного обслуживания пользователей документы в электронной форме должны быть предоставлены на условиях лицензионного договора с авторами о праве использования произведения или права должны обоснованно принадлежать самим библиотекам и их корпорациям. Современное законодательство в области автор­ского права направлено на достижение качественных изменений в сфере информатизации всех отраслей, когда отчисления за использование произведений будут переводиться авторам или иным правообладателям в единых финансовых правилах. Практика решения вопросов использования произведений организациями по управлению правами на коллективной основе может создать условия для определения круга ресурсов, управление которыми лежит исключительно в сфере прав отдельно взятой библиотеки или библиотечных объединений. Одна из трудностей текущего момента состоит в том, что на коллективной основе допускается управление правами авторов только в отношении возмездных договоров23, а детская библиотека, вероятнее всего, ещё длительное время будет заключать договоры на безвозмездной основе и без ограничения территории распространения. Это обстоятельство может быть не таким трудным, если услуги в детской библиотеке будут включать в себя сервисы корпораций, где предусмотрены организационно-технические и финансовые механизмы взаиморасчетов. Для пользователей эти сервисы по-прежнему остаются бесплатными, но в бюджетах библиотек будет предусмотрен положительный или отрицательный баланс отчислений за использование произведений, охраняемых авторским правом.
Для детских библиотек, где большая часть пользователей — школьники, необходимо гармонизировать правовые подходы к использованию электронных материалов в образовательной сфере и в пространстве библиотечного обслуживания. Буквальный, формальный подход к обслуживанию пользователей в учреждениях разной отраслевой принадлежности приводит сейчас к парадоксу: из детской библиотеки принести домой сборник на DVD нельзя, а получить его в школе как приложение к курсу обучения можно.
Спектр услуг, предоставляемых детской библиотекой в локальном и удалённом доступе, отражает подход библиотечных специалистов к использованию своих фондов, программно-технического оборудования, мощности каналов связи и кадровых ресурсов.
Последовательное внедрение новых видов обслуживания на правовой основе и отказ от технологий, которые ведут к разовым или системным нарушениям, можно рассматривать как новый этап модернизации библиотечной деятельности и средство определения значимости ресурсов, которыми национальная система библиотек располагает в настоящее время.

1 Региональный сайт детских библиотек [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — СПб.: Ленинградская областная детская библиотека, cop. 1999–2009. — Режим доступа: http://deti.spb.ru/
2 Радий Погодин [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — СПб.: Ленинградская областная детская библиотека, cop. –. — Режим доступа: http://www.pogodin.lodb.ru/index.php?id=1
3 Наш книжный круг [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — СПб.: Ленинградская областная детская библиотека, cop. –. — Режим доступа: http://www.ringbook.lodb.ru/
4 Закон РФ от 09.07.1993 №5351-1 «Об автор­ском праве и смежных правах» утратил силу 01.01.2008.
5 Стрелкова Е. В. Детский рисунок в структуре библиотечного сайта / Е. В. Стрелкова, А. А. Викулин // Информация для всех: культура и технологии информационного общества: материалы конференции / Центр ПИК, Государственная Третьяковская галерея. — (EVA-2002, Москва). — М., 2002. — С. 11.
6 Внутри дома будущего // TheVista.Ru [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — [б.м.], cop. 2003–2009. — Режим доступа: http://www.thevista.ru/ page.php?id=11308.
7 Статья 1274 Гражданского кодекса РФ «Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях».
8 Программа «Камертон» по поддержке и развитию медиафондов публичных и школьных библиотек компании «Кордис & Медиа» // Сordis Мedia [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — [б.м.], cop. 2006– . — Режим доступа: http://www.cordismedia.ru/biblio
9 Проект по созданию информационно-образовательных медиацентров для детей и юношества на базе детских и детско-юношеских публичных библиотек России, разработанный Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества и финансированный РАО ЕС России, позволил открыть такие центры в 2007 году в Ивановской области и Ставропольском крае Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества. Режим доступа: http://www.mcbs.ru/mediacenters.htm
10 Добрусина С. А. Обеспечение сохранности документов в век цифровых технологий // Національна бібліотека України імені В. І. Вернадського [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Киев, cop. 1997–2008. — Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/Portal/Soc_Gum/Bib_Visnyk/2008-3/02.pdf.
11 «Производители документов в целях последующего распределения электронных изданий между библиотечно-информационными организациями доставляют в Научно-технический центр «Информрегистр» пять обязательных экземпляров электронных изданий, за исключением электронных изданий для слепых и слабовидящих, программ для электронных вычислительных машин и баз данных, аудиовизуальных и патентных документов, официальных документов, стандартов на электронных носителях» — Федеральный закон РФ от 29.12.1994 №77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», ст. 13, п. 2.
12 «Производители документов доставляют в Президентскую библиотеку имени Б. Н. Ельцина один обязательный экземпляр электронных изданий» — Федеральный закон РФ от 29.12.1994 №77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», ст. 13, п. 3.
13 «Национальными библиотеками Российской Федерации являются Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина, Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека» — Федеральный закон от 29.12.1994 №78-ФЗ «О библиотечном деле», ст. 18, п. 1.
14 О рецензировании учебных изданий, используемых в образовательном процессе образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 января 2007 года №10 // Бюллетень Министерства образования и науки Российской Федерации. — 2007. — №3. — С. 17–29.
15 Программа XIV конференции Российской библиотечной ассоциации «Библиотеки России в обществе знаний: динамика интеграции» // Российская библиотечная ассоциация [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — [СПб.], cop. 2005– . — Режим доступа: http://www.rba.ru/conference/vologda/ programm.doc
16 ГОСТ 7.83-2001 Электронные издания. Основные виды и выходные сведения.
17 Статья 1275 Гражданского кодекса РФ «Свободное использование произведения путём репродуцирования».
18 Государственная регистрация баз и банков данных осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.02.1996 № 226.
19 «Изготовителю базы данных, создание которой (включая обработку или представление соответствующих материалов) требует существенных финансовых, материальных, организационных или иных затрат, принадлежит исключительное право извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом…» — 4-я часть Гражданского кодекса РФ, ст. 1334, п. 1.
20 Информация о Safer Internet Day, который отмечается в первый вторник февраля // www.deti.spb.ru/catalog/infofree/
21 Качественное образование. Приоритетный национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.rost.ru/projects/education/education_main.shtml
22 «Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением)» — 4-я часть Гражданского кодекса РФ, ст. 1229, п. 1.
23 «Авторы, исполнители, изготовители фонограмм и иные обладатели авторских и смежных прав в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено или когда

Тема номера

№ 5 (359)'20
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы