Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 10 (100)'09 - Чтение: новые стратегии
Российские центры книги и чтения:

Анна Сергеевна Степанова, старший научный сотрудник Центра чтения Российской национальной библиотеки, Санкт-Петербург


Центры книги и чтения созданы при библиотеках во многих регионах России. Они накопили достаточный опыт работы с населением — от масштабных акций до камерных мероприятий. Каким будет вектор их дальнейшего развития?


Рентры книги и чтения в России существуют с 2002 г. Накоплен большой опыт по организации и проведению различных мероприятий по продвижению чтения среди населения. Всё больше библиотек, не только регионального, но и местного уровня организуют специальные структуры или выделяют направления деятельности по приобщению людей к книге. Деятельность старейших российских Центров книги и чтения (Тверского, Красноярского, Мурманского, Архангельского, Владимирского, Орловского) показала, насколько разнообразной и разносторонней может быть работа в данном направлении. Уже можно выделить наиболее эффективные формы и методы работы. Каковы же основные направления работы российских региональных Центров чтения на современном этапе?
Чтобы выяснить этот вопрос, летом 2007 г. Центр чтения Российской национальной библиотеки обратился в региональные библиотеки Российской Федерации с просьбой заполнить анкету. При проведении анкетирования мы планировали получить информацию не только из библиотек, при которых существуют Центры книги и чтения, но и составить общую картину работы по продвижению чтения в регионах России. В итоге нами были получены и обработаны 22 анкеты из региональных Центров чтения и 8 из библиотек, при которых Центры не созданы, но которые осуществляют деятельность в поддержку чтения.
Кроме того, текущая информация о деятельности Центров представлена на веб-сайтах библиотек, при которых функционируют Центры книги и чтения, а также в профессиональной периодической печати.

Организационно-правовые формы и направления деятельности Центров
Большинство Центров книги и чтения существуют на правах групп и секторов при том или ином отделе. Некоторые и вовсе заявлены как вид деятельности библиотеки, которым занимаются рабочие группы, состоящие из сотрудников разных отделов. Так, в 2008 г. в Брянске возник виртуальный Центр чтения «Читающая Брянщина», но информации об ответственных за его деятельность лицах на его веб-странице до сих пор нет. Сами специалисты отмечают, что отсутствие специализированного структурного подразделения негативно отражается на деятельности по продвижению чтения, так как сотрудники вынуждены заниматься и другой работой в рамках отдела или библиотеки.
Отдел, в структуре которого функционирует Центр, оказывает непосредственное влияние на специфику его деятельности. В основном, Центры книги и чтения существуют при отделах обслуживания, реже — при методических отделах. Деятельность Центров осущест-вляется и в структуре других подразделений, среди которых: Отдел внешнего обслуживания (Чебоксары), Отдел координации деятельности библиотек области (Псков), Отдел по связям с общественностью (Владимир), Отдел филологической литературы и литературы народов России (Ижевск), Отдел выставочной и культурно-просветительской работы (Пенза), Отдел литературы по искусству (Красноярск — при этом Красноярский Центр зарегистрирован и как общественная организация), Отдел по гуманитарным наукам (Ставрополь).
Сами Центры книги и чтения выделяют в своей работе следующие приоритеты. Наиболее важным направлением, с их точки зрения, является организация и проведение широкомасштабных акций. Значимыми для них являются также комплексная работа по продвижению чтения, методическая, проектная деятельность, внедрение новых технологий. Отмечаются и такие важные направления, как исследовательская деятельность, повышение квалификации, социальное партнёрство. Таким образом, специалисты Центра ставят во главу угла комплексную работу, в рамках которой осуществляются мероприятия различной тематики. Однако тематические направления также были выделены: литературное краеведение, семейное чтение, продвижение культуры русского языка и др.
На приоритетные направления деятельности Центров оказывает влияние тот отдел, в структуре которого он находится. Так, Центры чтения, действующие на базе научно-методических отделов (Липецкий, Мурманский, Орловский, Тверской), считают своими приоритетами: методическую работу в целом, исследовательскую деятельность, повышение квалификации. Удмуртский Республиканский Центр чтения, работающий в структуре отдела филологической литературы и литературы народов России, в качестве своих приоритетных направлений видит продвижение культуры русского языка и продвижение литературы региона. Привить обществу языковую культуру стремится и Пензенский Региональный центр поддержки русского языка и чтения.

Мероприятия для населения
Среди мероприятий, получивших наибольший общественный резонанс, специалисты Центров также назвали преимущественно масштабные акции, проекты, фестивали, включающие в себя цикл отдельных мероприятий определённой тематики и требующие большой организаторской работы.
В ряде регионов 2007 г. был объявлен Годом чтения (Республика Карелия, Челябинская область). Эта инициатива местных властей была подхвачена Центрами, для которых Год чтения стал широкомасштабным проектом. В некоторых регионах Год чтения прошёл раньше, как, например, в Республике Бурятия (2006). В рамках проекта «Читающая Бурятия» при непосредственном участии Байкальского Центра чтения прошло более 400 мероприятий: литературно-театральный марафон «Книга в пути», акция для семей с новорожденными детьми, телепередачи, трамвай поэзии, различные конкурсы и литературные вечера для читателей, и т. д. В результате проведения Года чтения удалось объединить партнёрские усилия различных организаций. Как следствие, в Национальной библиотеке значительно улучшилась материально-техническая база, а финансирование комплектования муниципальных библиотек увеличилось почти в три раза.
В 2007 г. в Курской области прошёл Год библиотек, также включавшем комплекс разнообразных мероприятий, среди которых открытие регионального Центра чтения, исследование «Чтение в жизни курян». В течение года органы областной и муниципальной власти изыскали дополнительные средства на комплектование и компьютеризацию библиотек.
Практика показывает, что спросом у населения пользуются и отдельные мероприятия, традиционные для работы библиотеки: встречи с писателями, представителями издательств, книжной торговли и периодических изданий, презентации книг, литературные вечера к юбилеям писателей, книжные выставки.
По тематике проводимые мероприятия условно можно классифицировать следующим образом. Подавляющее большинство из них можно обозначить как информирование о новых книгах. Это вполне объяснимо: современному читателю нужна не столько реклама чтения как такового, сколько профессиональная помощь в выборе литературы для чтения, ориентиры в огромном книжном потоке. Форм мероприятий такого рода множество. Сюда относятся и традиционные презентации книги и встречи с авторами, обзоры, книжные выставки новых поступлений и новинок художественной литературы, и широкомасштабные акции. Условно можно выделить три направления деятельности:
1. Краеведческое. В рамках этого направления осуществляется реклама книг местных авторов. Зачастую этой теме посвящены масштабные проекты. В ряде регионов традиционными стали фестивали и ярмарки региональной книги: фестиваль «Издано на Алтае», книжная ярмарка «Владимир-200…», «Неделя тверской книги».
2. Информирование о литературных событиях в других регионах. В практику Центров книги и чтения входят мероприятия, посвящённые книжным новинкам. Так, в Архангельске проходила выставка-ярмарка «Дни петербургской книги». Проект Центра чтения Российской национальной библиотеки «Единое книжное пространство России» реализуется с 2005 г., предполагает презентации в стенах РНБ книг, ставшим событием в своём регионе. Проект нацелен на знакомство петербуржцев с литературной жизнью России, а также на содействие писателям и издателям в продвижении своих книг на уровне страны. В рамках данного проекта при участии Архангельского Центра чтения состоялась презентация книги В. Толкачёва «Закон капкана» (2005) и фотолетописи Антониево-Сийского монастыря «Слава Богу за всё», составленной настоятелем монастыря архимандритом Трифоном (Плотниковым) (2009). Кроме того, читателям Российской национальной библиотеки был представлен целый ряд книг, выпущенных иркутским издателем Геннадием Сапроновым, а также сборники стихов Галины Киселевой — поэтессы из посёлка Шилово Рязанской области.
3. Информирование об основных событиях в литературной жизни в России и мире. Помимо традиционных библиотечных мероприятий, распространённость получают также теле- и радиопередачи, рассказывающие о новых книгах (Белгород, Ижевск, Ростов-на-Дону, Элиста).
Большинство российских Центров книги и чтения осуществляют также проекты и проводят отдельные мероприятия, направленные на продвижение чтения в целом. Основная цель таких мероприятий — заинтересовать население книгой как таковой, показать привлекательность и нужность процесса чтения. В первую очередь сюда относятся комплексные мероприятия в рамках Года чтения. К направлению продвижения чтения в целом можно отнести фотоконкурсы различного уровня, посвящённые чтению (так, Архангельский Центр книги участвовал в международном конкурсе «Мы и книга», Ростовский и Тверской Центры проводили областные фотоконкурсы); конкурсы лучших читателей; Праздники книги и чтения.

Профессиональные мероприятия
Большое внимание Центры уделяют проведению мероприятий для библиотекарей. Среди них также можно выделить два направления: 1) по обмену опытом; 2) обучающего характера. К первому направлению можно отнести, прежде всего, ежегодный фестиваль региональных программ по чтению «Осень в Михайловском», организуемый Псковской областной универсальной научной библиотекой. В последние годы ряд Центров (Владимирский, Липецкий, Орловский) проводят межрегиональные конференции по проблемам чтения. Второе направление представлено в основном семинарами для библиотекарей региона, посвящёнными различным аспектам работы с книгой. Такие мероприятия осуществляет, например, Липецкий региональный методический Центр чтения, Сахалинский Центр чтения для юношества, Центр чтения Национальной библиотеки Удмуртской Республики, Центр чтения Национальной библиотеки Республики Хакасия.
Традиционными для библиотек и в частности Центров книги и чтения являются мероприятия, приуроченные к юбилеям писателей. В основном они представлены книжными выставками, литературными и литературно-музыкальными вечерами. Однако при участии Центра чтения в Ростове-на-Дону был подготовлен цикл телепередач к юбилейным датам писателей.
Год 2005 был годом юбилея Победы в Великой Отечественной войне. Центры книги и чтения не прошли мимо этого события, подготовив выставки и литературные вечера, в том числе с привлечением организаций ветеранов войны (например, в Курске).
Год 2007 был объявлен в России Годом русского языка. Специализирующийся на этой тематике Центр в Пензе провёл целый цикл мероприятий в поддержку русского языка, самое крупное из которых – Первая областная акция «Год русского языка». В масштабах региона осуществлялся и Фестиваль русского языка, организованный Байкальским Центром чтения. С 2007 г. работает проект Ставропольского Центра – постоянно действующий семинар, посвящённый речевой коммуникации.
Отдельная тема — проекты по продвижению чтения среди детей и проекты в поддержку семейного чтения. Как правило, это комплексные проекты, включающие программы и конкурсы для читателей-детей. Ведётся также работа с молодыми родителями. Акция «Расти с книгой, малыш!» прошла во Владимире и Улан-Удэ. Проекты в поддержку семейного чтения представлены конкурсами на самую читающую семью. Особенную актуальность это направление приобрело в 2008 г., объявленном Годом семьи.
Значимым для региональных центров книги и чтения является участие в проектах Некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека»: «Детское читательское жюри» и «Литературная карта».
Некоторые мероприятия Центров направлены на привлечение общественности к библиотеке. Например, сюда относится презентация книжных выставок к Общероссийскому дню библиотек, осуществленная Центром чтения Национальной библиотеки Республики Хакасия. При участии Центров проходят также акции дарения книг библиотекам региона.
Специалисты из Центров чтения практически не называли в качестве значимых мероприятий исследования по чтению, однако о них надо сказать несколько слов. Региональные центры книги и чтения проводят разноплановую исследовательскую деятельность в области чтения. Среди них выделяются масштабные исследования, охватывающие регион: «Читающее Оренбуржье», «Чтение в жизни курян», «Книга чтение, библиотека в Вашей жизни» (Республика Хакасия», «Что читает Чувашия?», «Феномен читающего человека» (Орёл). Исследования по чтению проводят и библиотеки, не имеющие Центров книги и чтения: в Иваново, Казани, Новосибирске, Петрозаводске.

Проектная деятельность
Что касается проектов, осуществляемых Центрами книги и чтения в настоящее время, можно заметить, что здесь также наблюдается тенденция к масштабным, комплексным мероприятиям: проектам, программам, фестивалям, акциям, конкурсам, клубам и постоянно действующим семинарам, Году чтения. Отмечались и такие проекты, как исследование, научно-практическая конференция, цикл радиопередач, создание веб-сайта, литературной карты.
Масштабные мероприятия требуют развития социального партнёрства. Опрос показал, что Центры книги и чтения успешно привлекают различные организации к реализации того или иного проекта. Особенно отрадно, что среди партнёров Центров зачастую указываются региональные и муниципальные власти. Таким образом, проблема чтения ими осознаётся. Традиционными партнёрами Центров являются библиотеки региона страны, средние и высшие учебные заведения, творческие союзы (писателей, художников, литературные объединения и др.). Развивается взаимодействие библиотек со СМИ. В качестве постоянного партнёра отмечался Некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека», с которым целый ряд Центров ведёт тесное сотрудничество на протяжении нескольких лет. В зависимости от тематики проекта в его реализации участвуют различные общественные организации (Совет ветеранов, культурно-национальные объединения и т. д.). В некоторых случаях удаётся привлечь коммерческие организации, которые оказывают спонсорскую помощь.
Большинство из реализуемых Центрами проектов направлены на население в целом. Довольно часто в качестве целевой аудитории проекта определяются молодёжь и дети. Проекты по привлечению к чтению подрастающего поколения также могут быть направлены на педагогов и родителей, например, лекторий «Родительский университет», организованный Ставропольским Центром чтения. Некоторые проекты призваны привлечь также специалистов различных отраслей и людей, интересующихся заявленной тематикой: краеведов, коллекционеров, любителей истории и т. д. Другие проекты, напротив, направлены на расширение читательской аудитории. В качестве целевых групп в данном случае обозначаются нечитающее население, пользователи Интернет и др. (Республиканский конкурс библиотечных проектов «Большое чтение» — Ижевск; книжные фестивали «Открытый мир библиотек», Пенза; Литературный караван «Между Волгой и Сурой», Чебоксары.)

Перспективы и проблемы
Перспективы своего развития Центры видят следующим образом:
• продолжение осуществляемой деятельности;
• поиск новых возможностей и консолидация усилий.
Рейтинг приоритетов выглядит следующим образом: исследовательская деятельность, координация Центров чтения, развитие веб-сайта Центра, проектная деятельность, расширение аудитории влияния, создание региональной программы по чтению, создание самостоятельного структурного подразделения «Центр чтения», внедрение новых технологий и новых форм работы, повышение квалификации библиотекарей, создание общественного совета, широкомасштабные акции.
Дальнейшие пути развития во многом обусловлены необходимостью решения проблем, встающих перед Центрами книги и чтения. Выделяются следующие проблемы:
• материальные трудности;
• привлечение партнёров;
• нехватка кадров;
• отсутствие государственной поддержки;
• отсутствие отдельного структурного подразделения «Центр чтения»;
• повышение квалификации;
• недостаточная координация библиотек России;
• недостаточная информация о деятельности других Центров чтения;
• отсутствие принятой национальной программы и региональных программ в поддержку чтения.
Сотрудники Центров отмечают, что нуждаются в любой методической помощи. Наиболее значимыми для них направлениями методической поддержки являются следующие: информация об опыте российских Центров чтения, повышение квалификации, создание информационно-методических материалов, информация о зарубежном опыте по продвижению чтения, участие в профессиональных мероприятиях.
Несколько слов следует сказать о том, где представлена информация о деятельности российских Центров чтения.
1. Собственные издания, посвящённые направлению продвижения чтения, а также статьи в местной периодической печати. Минус заключается в малотиражности подобных изданий, как следствие, за пределами региона они практически не распространяются.
2. Публикации в центральной библиотечной печати (преимущественно журналы практической направленности: «Библиотека», «Библиополе», «Библиотечное Дело»).
3. Сайты или страницы на сайтах библиотек. Некоторые Центры, особенно созданные недавно, представляют лишь отрывочные сведения о своей деятельности на сайтах библиотек. Старейшие Центры книги и чтения: Мурманский, Архангельский, Псковский, Алтайский и др. представляют информацию о своих проектах на других сайтах, в числе которых и профильные ресурсы («Роскультура», портал «Чтение–ХХI век», сайты Некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека, Русской ассоциации чтения), и различные информационные сайты регионов.
Анализируя итоги уже проделанной работы и планы на будущее, можно выделить следующие тенденции в работе российских Центров книги и чтения:
1. Приоритетной деятельностью является осуществление комплексных программ и проектов, широкомасштабных акций.
2. Текущие программы и проекты Центров книги и чтения ставят задачу расширения аудитории влияния и направлены на поиск возможностей привлечения к книге нечитающего населения.
3. Усилия Центров книги и чтения направлены на консолидацию деятельности всех структур, заинтересованных в поддержке чтения: координацию региональных центров, развитию социального партнёрства.

С автором можно связаться:
consult@nlr.ru

Тема номера

№ 5 (455)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы