Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 10 (100)'09 - Чтение: новые стратегии
Уроки жизни
Инесса Николаевна Тимофеева, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Научно-методического отдела РНБ, Санкт-Петербург

В жизни, как известно, бывает всякое — и хорошее, и плохое. Мы, к сожалению, не в силах оградить детей от сложности бытия, но можем и должны
научить их жить среди людей по законам благородства и создать у них внутренний иммунитет и активную сопротивля­емость злу.


В наши дни растить детей труднее, чем прежде, потому что раньше нация жила в ауре высокой культуры, а теперь широко распространена антикультура, основной пафос которой — воинствующий антигуманизм. Для детей особенно опасно соединение «культа пустоты» с «культом жестокости», когда на телеэкранах с утра до ночи унижают, мучают и убивают Человека.
Но возникает резонный вопрос: почему же в одном и том же обществе, в одной и той же атмосфере дети растут такими разными? Одни вырастают людьми глубоко порядочными, другие — негодяями и преступниками, третьи же, сломленные жизнью, совершают самоубийство (увы, детский суицид — страшная реальность нашего времени). Ясно, что однозначного ответа на этот вопрос нет. Причин много, скажу лишь о главной: отсутствие иммунитета к мерзостям жизни, стойкого отвращения ко злу может погубить ребёнка, отнять у него и семью, и Родину, и смысл бытия. Об этом с потрясающей силой рассказала в своём письме в «Российскую газету» (6–12 ноября 2008 г.) одна женщина, которая не может достучаться до сердца своей четырнадцатилетней дочери Лики.
Шесть девочек, в том числе и Лика, фанатки рок-группы, жестоко избили подругу, которой досталась пустая пластиковая бутылка из под воды, брошенная их кумиром в толпу поклонниц. Своё «геройство» они засняли на камеру мобильного телефона и разместили видеозапись в Интернете.
Кроме того, мать Лики узнала, что девочка считает жизнь без любимого солиста бессмысленной и вынашивает мысль о суициде. Все попытки вытащить дочь из этого состояния оказались безрезультатными; та полна высокомерия и презрения к людям, не способна к внутреннему развитию. Преисполненная чувством превосходства над окружающими, она заявила матери: «Меня бесят тупая школа, отстой вокруг. Чем жить так, как живёшь ты, тупое жвачное животное, лучше не жить вовсе».
Лика никого не любит, и даже на похороны бабушки идти отказалась, так как у неё был билет на концерт, который должен был состояться в тот же день. К матери, которая из-за неё поседела, постарела, она беспощадна. Письмо проникнуто отчаянием, чувством безысходности, и заканчивается на трагической ноте: «Иногда мне кажется, что я всю жизнь растила свою дочку, а какая-то неведомая злая сила похитила её у меня».
Публикация эта раскрывает психологию современного трудного подростка и позволяет увидеть пробелы в его воспитании. «Злая сила» — это системный кризис духовности, кризис подрастающего поколения России. Коммерциализация культуры создала предпосылки для распространения в обществе антигуманизма и бездуховности. Вот почему сегодня так возросла роль библиотек, в частности детских. Они работают с самым мощным инструментом формирования внутреннего мира человека — книгой, которая как ничто иное активизирует интеллектуальный и эмоциональный потенциал личности. Главная миссия библиотек — формирование внутреннего мира своих читателей по законам гуманизма и с учётом национальных традиций. Не стоит принижать свои силы и возможности: в обществе нет другого института, который располагал бы более мощным потенциалом для решения этой задачи, чем библиотеки, обладающие огромными книжными фондами, разветвлённой сетью библиотек, а главное — армией библиотекарей, рассматривающих свою работу как служение народу.
Как же достичь желаемой цели? Как вырастить детей добрыми и духовно богатыми? Все знают, что главное в воспитании — пример родителей, но не все учитывают, что не меньшее значение имеют беседы с детьми и книги, обогащающие детский ум и сердце. Великий Сухомлинский говорил, что в педагогике самое главное и самое трудное — воспитание словом.
Как библиотекарь и бабушка поделюсь своим опытом воспитания внучки Насти.
С маленькой Настей мы с самого начала разговаривали о вещах важных и значительных. В наших беседах не было места пустым забавам и бессодержательной болтовне. Мы говорили о любви к родителям, благодарности за их заботу, о внимании к ближним, о домашних животных. Я читала Насте стихи, рассказы, познавательные книжки, в которых говорилось обо всём этом. Большим подспорьем в этом мне стал фонд детской библиотеки им. И. А. Крылова, старейшей библиотеки нашего города. В младенчестве Настя, как и все дети, любила слово, проявляла живой интерес к его звучанию и смыслу. Используя эту особенность, присущую данному возрастному периоду, я постоянно играла с ней «в слова», а главное — читала ей. Сначала это были фольклорные песенки-потешки, потом — произведении Пушкина, Лермонтова, Тютчева и других поэтов.
Сознательно и целенаправленно формируя внутренний мир Насти, я в то же время очень берегла её душевные силы, а потому никогда не предлагала ей книг случайных, необязательных. В нашем доме были только книги, необходимые для души, для воспитания тонкого художественного вкуса, развития познавательных способностей. Вот почему основой Настиного чтения стала классика, отечественная и зарубежная, лучшие книги современных писателей.
Фотографии, запечатлевшие эпизоды из Настиного детства, свидетельствуют о том, что она росла в атмосфере любви, познавая с помощью лучших произведений литературы и искусства Добро и Красоту, научаясь любви к людям. В Настином воспитании нам удалось не всё, но мы научили девочку главному — уважительному, прямо-таки любовному отношению к людям. Настя любящая и заботливая дочь, внучка, надёжный товарищ и верный друг, о чём свидетельствуют её одноклассники. Весёлая и общительная, она любит детей, ей нравится возиться с малышами. Формированию этих качеств способствовала детская поэзия — стихи А. Барто, Е.Благинина, В. Берество, Б. Заходер, С. Маршака, С. Михалков, И. Токмакова и других поэтов. Развивая ум и сердце, обогащая язык, эти стихи вооружают ребёнка средствами для самопознания, самовыражения, помогают овладеть культурой общения.
Настин отец, талантливый и успешный предприниматель, трагически погиб, когда его дочери было всего 5 лет, но он навсегда остался в её сердце. Это и её святыня, и её боль, которая порой выплёскивается в неуверенности, в незащищённости, в комплексах… На отцовском предприятии Настя впервые увидела гармонию трудовых отношений. Она ощущала вокруг отца уважительную и добрую ауру, согревающую всё вокруг. В скорбные дни мы читали с внучкой «Мою первую священную историю» П. Воздвиженского. «Теперь мой папа на звезде», — сказала Настя. С тех пор она часто поднимала головку к небу, и такое нежное у неё становилось лицо.
Смерть любимого отца помогла пережить Насте её педагог Ирина Юрьевна Науменко. Она ввела её в мир музыки, научила по-настоящему работать: уже в подготовительном классе, когда Насте было всего 6 лет, они играли в четыре руки «Оду к радости» Бетховена. Прошло два года с тех пор, как Настя закончила детскую музыкальную школу, но каждый день, уже по собственному желанию, она садится за инструмент и играет произведения Чайковского, Шопена, Рахманинова, Прокофьева и других великих композиторов.
Первая Настина учительница Нина Александровна была страстной театралкой. Она регулярно водила своих учеников в детские театры на спектакли по мотивам русских сказок, произведений Пушкина, Ершова, Н. Носова… Нина Александровна, к сожалению, уже скончалась, но ей удалось воспитать порядочных людей и активных граждан; когда Настя попала в беду, весь класс встал на её защиту.
Большое место в Настином сердце занимает Родина. Для неё очень многое значат родной язык, русские песни и сказки, родная природа. Внучка с раннего детства любила слушать мои рассказы о Родине, о её городах и селах, о лесах и реках, о людях, живущих в нашей стране. Впечатления из жизни перемежались и обогащались впечатлениями из книг. Как радует ребёнка лес, речка, полянка — и как согреют его сердце дивные сказки о природе Бианки, Дмитриева, Сладкова!.. Настя с огромным уважением относится к своим соотечественникам — как современникам, так и тем, кто созидал и берёг нашу страну задолго до нас. С каким трепетом маленькая Настя рассматривала дедушкины боевые ордена, слушала мои рассказы о блокадном Ленинграде, а позднее читала о тех, кому все мы обязаны жизнью («Четвёртая высота» Е. Ильиной, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Молодая гвардия» А. Фадеева)! День защитника Отечества и День Победы — самые почитаемые и задушевные праздники в нашей семье. Однажды Настя спросила: «Почему учителя в школе не рассказывают нам о детях-героях? Почему мы их забыли? Разве это справедливо?» Тот, кто равнодушен к своей Родине, не благодарит её, тот не скажет спасибо и родителям, полагая, что ему и так все и всем обязаны.
У Насти есть приятель Миша. Его родители очень огорчаются, что в школе сыну не рассказывают о Великой Отечественной войне, её героях, сражениях полководцах, и сами восполняют этот пробел. Отец побуждает сына заучивать стихи Пушкина, Лермонтова, Исаковского. Мальчик с воодушевлением читает их нам с Настей.
Миша очень любит животных и мечтает стать, как его папа, ветеринаром. С самого раннего детства я учила внучку уважать мальчика: ведь самые трудные работы, и под водой, и на земле, и в небе, выполняют именно мужчины, именно они защищают Родину, а значит, нас. Как выразительна фотография, на которой они вдвоём сидят на берегу озера: маленький мужчина и девочка под его защитой. Видно, что у этого паренька хороший отец, и он следует модели настоящего мужского поведения. «Дядя Володя», как называет Настя соратника и продолжателя бизнеса своего отца, объездил много стран, изучая своё дело, но отдыхает только в России, а праздники любит проводить на природе.
Вот Насте уже 14 лет. Воспитанная на классике отечественной и мировой литературы, она отличается тонкостью восприятия жизни, что проявляется, прежде всего, в осторожном, деликатном отношении к людям, воспитанности, умении вести себя в разных обстоятельствах. Конечно, этому способствовали благоприятная атмосфера в доме, пример родителей, но без помощи произведений Пушкина, Андерсена, Лермонтова, Толстого и других гениев литературы таких результатов достичь трудно.
Вместе с тем отмечу серьёзный пробел читательского развития Насти — это недостаточная начитанность, малая читательская эрудиция (много времени у неё отнимает Интернет), однако я надеюсь, что по мере взросления этот недостаток будет преодолён. Ведь сама Настя воспринимает литературу как учебник жизни. Чтение для неё — труд души. Про «Гарри Поттера» сказала: «Бабушка, это не литература, но когда нечего делать — почитать занятно». А вот как она рассказала мне о своей работе над сочинением на тему «Кто лучше: Молчалин или Чацкий?»: «Сначала я думала, что лучше Молчалин, потому что его любит Софья, но потом пять раз прочитала Грибоедова и поняла: Софья ошиблась, Чацкий — лучше!». На мой вопрос, чем же лучше, Настя ответила: «Своими словами мне не сказать, лучше я тебе прочитаю его монолог». И прочла. На память!
К 14 годам у Насти сформировался богатый внутренний мир, что, увы, не спасло её от тяжёлых ошибок в жизни, но помогло преодолеть их и подняться на новый уровень нравственного развития.
В подростковом возрасте, как известно, у ребёнка на первый план выходят друзья, товарищи. И Настя в 13–14 лет увлеклась «тусовками». Тяга подростка к общению со сверстниками естественна, но вскоре мы ощутили вредное влияние новой компании: пустота, грубость нравов, вульгарность вкусов. Противостоять авторитету сверстников не удалось: девочка стала хуже учиться, отдалилась от дома. Дело кончилось трагически. «Лучшая» подруга организовала групповое избиение Насти, в результате чего она с сотрясением мозга попала в нейрохирургическое отделение детской больницы. Но сильнее всего Настю потрясло предательство. «На тусовках, — сказала она, — бьют без причины. Причину придумывают потом». С точки зрения взрослого человека причина очевидна: так пытаются самоутвердиться тупые и завистливые люди.
Пережитое потрясение не озлобило Настю. Она осталась отзывчивой, доброжелательной девочкой. Помогли ей в этом две вещи: с одной стороны, духовная наполненность и доброе отношение к людям, а с другой, — моральная поддержка товарищей по школе, прежде всего, одноклассников. Более того, в своём нравственном развитии девочка поднялась на новую ступень: стала больше ценить хорошее к себе отношение, тогда как раньше в силу детского эгоцентризма воспринимала его порой как само собой разумеющееся. А ещё обострилось чувство ответственности. Мне не хотелось рассказывать о нашем горе, но Настя настояла: «Напиши, бабушка. Пусть все дети узнают, как опасно ходить на тусовки: могут, например, насильно посадить на “наркоту”».
Как приохотить ребёнка к чтению? Как использовать детскую литературу для развития его интеллекта, воспитания чувства прекрасного и привития важнейших духовно-нравственных норм? Как с помощью книг развивать у ребёнка интерес и способности к познанию? Ответы на эти вопросы я постаралась дать в своей книге «Что и как читать Вашему ребёнку от года до десяти» (СПб., 2000). В ней также приводится рекомендательный список художественной и научно-познавательной литературы, сформированный в течение 150 лет лучшими умами отечественной педагогики. Сохранение традиционного чтения — это воспитание детей на золотом фонде детской литературы, отечественной и зарубежной, сохранение духовного единства поколений и целостности народа.
Круг чтения определяет содержание духовной жизни детей, однако сам по себе ещё недостаточен для их воспитания. Как известно, ребёнок далеко не всегда может самостоятельно усвоить произведение, а помощь ему — дело сложное и тонкое: чтобы педагогика не убила поэзию (а следовательно, и силу воздействия), необходимо руководить чтением, направлять мысли и чувства ребёнка, но одновременно создавать иллюзию полной свободы и самостоятельности. Для этого в помощь родителям и учителям разработана специальная методика.
Приведём пример. Сказка П. Ершова «Конёк-горбунок», восторженно встреченная А. С. Пушкиным, относится к тем базовым произведениям, которые формируют духовный мир нации. В ней представлены идеалы русского народа, его ментальность и сформировавшаяся на протяжении веков философия жизни, не говоря уже о прекрасном языке, которым она написана. Увы, большинство современных ребят этого не видят, для них сказка скучна, неинтересна. И это не удивительно, ведь с «Коньком-горбунком» знакомятся в 3-м классе, когда «стиховой» период в речевом развитии детей уже закончился, и они не в силах увидеть поэзию слов, непривычных для слуха и сознания. Эту сказку необходимо узнать и полюбить в дошкольном возрасте, когда каждый ребёнок — гениальный лингвист. Настя, слушая «Конька-горбунка» в дошкольном возрасте, быстро привыкла к её звучанию, складу, непривычным словам и выражениям, запоминала отдельные строки. Чтение сказки сопровождалось обсуждением отдельных отрывков; я задавала Насте вопросы, которые должны были помочь ей усвоить нравственное содержание сказки. Например: «За что Иванушка уважал себя?» Это помогало Насте увидеть разницу между чувством собственного достоинства и себялюбием, эгоизмом. Она увидела, что Иванушка был добрым, но умел постоять за себя, дать отпор обидчикам. В этом отношении показательно его отношение к братьям и царю. В отличие от царедворцев-подхалимов, он честно служил царю, но не раболепствовал перед ним, держался независимо и смело.
Заканчивая разговор о сказке, скажем о главном — о Любви. Через всю сказку проходит взволнованный любовный диалог:
«”Что, Иванушка, невесел?
Что головушку повесил?
Не утайся предо мною,
Всё скажи, что за душою,
Я помочь тебе готов.
Аль, мой милый, нездоров?
Аль, попался к лиходею?”
Пал Иван коньку на шею,
Обнимал и целовал….»
Всё страшнее становятся причуды царя, и всё горячее слова любви:
«…И скорее сам я сгину,
Чем тебя, Иван, покину…»*


Тема номера

№ 5 (455)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы