Похоже, что сегодня взрослые «играют в куклы» даже больше, чем дети. Куклами украшают интерьеры, их коллекционируют. Выходит множество специальных журналов и книг. В Интернете образовались особые сообщества, скажем, любителей Барби или Братц.
Проходят фестивали кукольных театров. Созданы музеи. Проводятся выставки.
А дети продолжают просто с ними играть.
Кукольные империи
Недавно весь мир, если можно так выразиться, отметил пятидесятилетие самой знаменитой куклы мира — Барби. Когда в 1959 году были проданы первые 300 тысяч экземпляров 30-сантиметровой куклы, её создательница Рут Хандлер, скорее всего, не подозревала, насколько шумный успех ждёт её детище. В общей же сложности в мире уже продано более миллиарда различных Барби.
С особым размахом полувековой юбилей самой культовой куклы современности отпраздновали в Соединенных Штатах Америки. Несмотря на солидный возраст, Барби остаётся неоспоримым эталоном гламурной красоты. В честь куклы, неправдоподобная стройность и формы которой столько лет вызывают споры, прошли парады, шоу и тематические вечеринки. В Малибу специально по случаю юбилея был построен не игрушечный, а настоящий «дом мечты» Барби — там «отрывались» голливудские звёзды. В магазинах к празднику появились розовые маечки в стиле Барби с цифрой «50» и косметические наборы с любимой ею нежной гаммой макияжа.
Девятое марта считается днём рождения игрушечной красотки, поскольку именно в этот день в 1959 году компания Mattel выпустила первую куклу. Тогда, полвека назад, Барби появилась на прилавках США на шпильках в чёрно-белом полосатом купальнике и солнцезащитных очках. Позже знаменитая кукла успела сменить сотни костюмов и профессий: от стюардессы и астронавта до сотрудницы McDonald’s.
Сейчас Барби в полосатом купальнике из первой коллекции стоит несколько десятков тысяч долларов.
У нас Барби появилась сначала нелегально и стоила кучу денег. Потом, с развалом СССР, началась мода на Барби, и все девочки страны стали мечтать об этой американке.
И вот восемь лет назад у знаменитой красотки появилась соперница. Тогда и представить никто не мог , что куколка Братц подвинет Барби на пьедестале.
Bratz (производное от английского слова brat – сленговое обозначение строптивого, озорного ребёнка) – это куклы, похожие на девчонок и мальчишек с экранов телевизоров и компьютеров, из журналов и комиксов, с модных подиумов.
Они сразу шокировали привыкших к классическим куклам профессионалов. «Эти?! С большими головами?! Да никто их покупать не будет!» — сказали они. И ошиблись.
В первый праздничный сезон куколки занимали ведущую позицию по продажам. За один только декабрь на розничных продажах было выручено приблизительно $8,5 миллионов. Уже в феврале 2002 года на выставке игрушек в Нью-Йорке куклы Bratz получили самую престижную награду Америки – «Peoples Choice of the Year» (выбор народа).
Итак, что же превратило Bratz в бренд, каким он является сейчас?
Гениальная идея продукта – girls with a passion for fashion (девчонки со страстью к моде) — делает его по-настоящему революционным в мире кукол и в игрушечном бизнесе. Целевая аудитория кукол Bratz – это возрастной сегмент девочек от 8 до 13 лет, которые уже перестают играть в классические куклы и пупсы, а приоткрывают дверь в мир юности с её страстью к моде, тусовкам и вечеринкам.
Кукольные музеи
Первым музеем кукол в России стало собрание Н. Д. Батрама. В начале прошлого века он заведовал художественной частью Кустарного музея в Москве. При этом музее им была создана мастерская по производству игрушек. Здесь по его эскизам с отменным умением и искусством делали кукол с фарфоровыми головками, наряженных в народные костюмы разных губерний России и в одежду по образцам XVI—XVII вв.
Мысль о создании Музея игрушки целиком овладела Бартрамом после 1910 г. Он вынашивал проект музея, разрабатывал его во всех деталях. И в 1918 г. в Москве открылся Музей игрушки. Первая экспозиция разместилась в четырёх комнатах его квартиры (Смоленский бульвар, д. 8). Там были следующие разделы: народная игрушка, игрушки кукольного театра, обучающие игры, занимательные книги.
В 1924 г. музею выделили один из красивейших особняков Москвы — усадьбу Хрущёвых-Селезнёвых на Пречистенке (ныне там размещается Государственный музей А. С. Пушкина). Превосходная коллекция, занимательная экспозиция, новаторские приёмы работы с детьми (экспозицию дозволялось трогать руками) — всё это послужило причиной неслыханной популярности бартрамовского музея. По посещаемости он уступал разве что Третьяковской галерее. Во главе этого удивительно живого и привлекательного музея Н. Д. Бартрам оставался до самой смерти.
1931 году музей был перевезён в подмосковный город Загорск. Он стал целым комплексом — Домом детской культуры, где не только хранят и собирают куклы, игрушки, настольные игры, книги, газеты, детские рисунки, но где есть и мастерская по изготовлению и ремонту игрушек и даже свой кукольный театр.
В основу музея была положена частная коллекция Бартрама, а также огромное количество потешных, декоративных, механических и игровых кукол из национализированных во время Октябрьской революции особняков, частных собраний и музеев, в том числе из Оружейной палаты Кремля и Эрмитажа.
Самым известным сегодня является, пожалуй, Музей Уникальных Кукол в Москве, на Покровке, открытый талантливой театральной художницей Юлией Вишневской. Она собрала, фантастическую по размерам и качеству, коллекцию и смогла открыть кукольный музей. Сейчас в нём выставлено около 250 из более чем 2500 экспонатов её коллекции. Он сразу стал достопримечательностью и одним из центров культурной жизни столицы, подарив людям возможность увидеть и оценить кукол, являющихся подлинными произведениями искусства.
Очень популярен и «Кукольный дом» на Варварке. «Кукольный дом» — это не совсем обычный музей. Его уникальная коллекция, создававшаяся в течение многих лет, — это не просто дорогие антикварные куклы или редкие экспонаты. Коллекция «Кукольного дома» — это прежде всего куклы и их кукольные судьбы, которые тесно связаны с судьбами людей, начиная с раннего детства. Поэтому в нём особенно уютно, просто и легко. «Кукольный дом» — единственный музей, который экспонирует кукол не в строгих стеклянных витринах, а в уникальных кукольных интерьерах, кукольных домиках. Парадоксально, но в музее царит совершенно не музейная атмосфера. Тихая сказочная музыка, таинственный свет волшебного фонаря, поблёскивание бисерной люстры, шуршание роскошной мантии Короля Кукольного Королевства и тысячи добрых и бесхитростных кукольных глаз вокруг — всё это сложно назвать просто музеем. Скорее, это милый и гостеприимный, жизнерадостный и беззащитный «Кукольный дом» — уникальная частичка огромного Кукольного мира.
В Петербурге Музей кукол открылся десять лет назад. Сейчас это единственный музей в городе, наиболее полно рассказывающий об истории куклы от архаической до современной. Здесь есть залы интерьерной куклы, сказки, русской фольклорной куклы, традиционных обрядов и праздников. Есть залы «Театр и маскарад» и «Лесное царство», а также демонстрационные мастерские по изготовлению сувенирной куклы, которые открывают посетителям мир кукол.
Важную часть экспозиции музея составляют куклы, текстильные коллажи, маски, выполненные студентами постановочного факультета Академии театрального искусства. Каждая витрина уподобляется театральной сцене, на которую выходят кукольные персонажи, что создаёт эффект своеобразного погружения зрителя в волшебную кукольную атмосферу.
Музей не игрушечный, но детям там нравится.
Кукольный театр
Что и говорить, Театр кукол, созданный Сергеем Владимировичем Образцовым, стал московским брендом наряду с Большим театром, Третьяковской галереей и музеями Кремля.
За десятки лет Государственный академический Центральный театр кукол превратился в самый крупный мировой кукольный центр, с двумя зданиями на Садовом кольце столицы, двумя сценами, самой полной и единственной в России библиотекой, где собрана вся известная литература о куклах, и крупнейшим в мире Музеем театральных кукол.
Московский театр детской книги (театр кукол) «Волшебная лампа» был создан в 1989 году на базе Всесоюзного общества книголюбов. Театр открылся спектаклем «Приключения Буратино». «Волшебная лампа» создавалась как продолжение дела Московского театра детской книги, открытого в Москве в 1929 году по инициативе М. Горького для популяризации детской литературы. «Волшебная лампа» знакомит детей с лучшими произведениями отечественной и зарубежной литературы. Создатель театра В. Штейн говорил: «Мы хотим, чтобы дети, которые читают, узнали что-то новое, укрепили бы своё замечательное желание читать книжки, а те, кто не читает, хотя бы задумались».
Артисты «Волшебной лампы» выезжают со спектаклями в детские дома, дома ребёнка, школы-интернаты для детей-сирот, детские больницы и медицинские центры. В 2003 году руководителям «Волшебной лампы» — В. Штейну, М. Грибановой, В. Плотникову — за работу для детей и юношества была присуждена Государственная премия. В 1997 году на базе театра был создан Центр творческой реабилитации детей с ограниченными возможностями.
А вот петербургский театр «Кукольный формат» ставит, например, «Преступление и наказание», а Томский театр кукол и актёра «Скоморох» — спектакль о крёстном пути «The Beatles».
Кукольный журнал
Любители кукол, которые довольствовались прежде импортными журналами, получили возможность читать отечественные. Три из них – «Мир кукол», «Кукольный мастер» и «Коллекция N» — не уступают зарубежным аналогам. Их цель — популяризация кукольного искусства через рассказ о том лучшем, что было создано отечественными и зарубежными художниками-кукольниками в таком виде искусства, как художественная авторская кукла. В журнале «Мир кукол», к примеру, можно прочитать статьи, знакомящие читателей с творчеством мировых кукольных знаменитостей и отдельными направлениями кукольного искусства, такими как «baby doll», «fashion doll», «fantasy». В своих специальных фотопроектах редакция журнала собирает работы совершенно различных авторов, выполненные в самых разных техниках, но объединенных одной темой, одной идеей. В результате читателям предоставляется возможность увидеть уникальную в своём роде выставку кукол, по большей части находящихся в частных коллекциях по всему миру.
На страницах журнала «Коллекция N» лучшие коллекционеры, художники и искусствоведы рассказывают о том, как создают и коллекционируют декоративные авторские куклы, какими они бывают. Это красочное издание выпускается на двух языках — русском и английском — и распространяется не только в России, но и за рубежом.
Кукольная библиотека
Да, есть и такая. Она была создана в 1937 году усилиями А. Я. Федотова, основателя Музея кукол при театре С. Образцова, актёром и режиссёром, автором книг по технике театра кукол.
Сегодня это — крупнейшее в России собрание книг, посвящённых куклам. В библиотеку вошли книжные собрания С. Образцова, Н. Бартрама, Н. Бархаша, И. Жаровцевой и многих других деятелей кукольного искусства. Здесь собраны старинные и современные издания о куклах на русском и практически на всех европейских языках, а также на узбекском, китайском, корейском, японском, фарси и других. Это богатейшее собрание бережно хранится и приумножается.
Находится библиотека в здании театра имени С. В. Образцова. Общий фонд — 11 тысяч единиц, из них 8 тысяч — книги на русском и иностранных языках по театру кукол, русскому и зарубежному театру, истории костюма, изобразительному и декоративно-прикладному искусству, этнографии, фольклору и т. д. Три тысячи единиц — журналы, в том числе, по театру кукол.
Основной фонд составляют книги по истории и теории театра кукол на русском и иностранных языках в количестве 3800 единиц. В русскоязычном разделе книги таких мастеров театра кукол, как С. В. Образцов, А. Я. Федотов, Е. В. Сперанский, Н. Я. Симонович-Ефимова и др., книги о ГАЦТК имени С. В. Образцова, других театрах; пособия по технологии изготовления театральных кукол.
В иностранном разделе представлены книги об истории, видах театра кукол, музеях кукол. Среди авторов много весьма известных: B. Baird «The Art of the Puppet», C. Beaumont «Puppets and Puppetry», M. von Boehn «Puppen« и «Puppenspiele», P. McPharlin «The Puppet Theatre in America», книги М. Синьорелли, М. Якоба, П. Фрэзера, Я. Басселла и др.
Среди книг этого раздела есть издания XIX века — Ch. Magnin «Histoire des marionnettes en Europe» (1852), E. Maindron «Marionnettes et Guignols» (1900), H. S. Rehm «Das Buch der Marionetten» (1905).
В журнальном фонде основную часть составляют издания по театру кукол на русском и иностранных языках.
Большая и интересная коллекция собрана по истории костюма, истории искусств, фольклору и детской литературе.
Кукольная школа толерантности
Известно, что ребёнок через игру постигает мир и учится в нём жить. Этот непростой путь познания полон неожиданностей и открытий. Иногда маленький человек сталкивается с тем, что он не может принять из-за непохожести на то, к чему он привык. Западные психологи предлагают использовать куклы для объяснения малышам, например, «почему у девочки одна ножка?» или «почему мальчик ничего не видит?». Куклы помогают растолковать им суть вещей в мире, где, увы, царят не только добро и счастье.
Это очень краткое путешествие по Планете по имени Кукла. И оно продолжается.
Подготовила Татьяна Филиппова