Татьяна Александровна Сысоева, методист Центра народных ремёсел «Берегиня», г. Каргополь
Сегодня игрушки приходят в наш дом с витрин детских магазинов, их «рождение» скрыто от наших глаз. В старину куклы изготавливали своими руками, и процесс этот во многом напоминает таинство.
Недавно в нашу Каргопольскую библиотеку поступила книга под названием «Кукольный календарь» (Каргополь, 2006 г.). В ней обобщён материал об обрядовых куклах, собранный мною за десять лет работы в Центре народных ремёсел «Берегиня». Материал выстроен в соответствии с системой русского праздничного народного календаря, предлагается примерный тематический план работы по нему, даются советы по проведению занятий с детьми или семейными парами (например, мама и дочка). Половину книги занимают технологические карты, где схематично изображено, как изготовить ту или иную куклу.
Каждый приходит к кукле по-своему. Меня привлекло разнообразие конструкций кукол, способов их изготовления, связанные с куклами легенды. И здесь мало что сравнится с обрядовой куклой. Именно с ней мы работаем в нашем центре. Одной из причин такого выбора стало открытие в библиотеке «Семейного абонемента»; его главные участники — 5–7-летние дети, у них огромное желание творить, но отсутствуют навыки работы с иголкой и ниткой. Что ж, и не надо! Обрядовую куклу делали без использования колющих и режущих инструментов: ткань и нитки аккуратно рвали, сложенную определённым образом ткань обматывали нитями и закрепляли всю конструкцию узелками. Рассказ об обрядовом значении куклы, связанных с нею легендах и верованиях дети воспринимали, как сказку.
Например зольная кукла. Она делалась невестой перед свадьбой и уходом в дом жениха. Изготовляли её из лоскутков, оставшихся после кроя одежды для родни — маминого сарафана и отцовской рубахи. В голову её закладывали золу. Зола символизирует семейный очаг, по «зольникам» судили о богатстве семьи. После свадьбы кукла становилась молодой жене близкой подружкой, с ней можно было поделиться всеми горестями и радостями новой жизни. Отец, встретив дочь на ярмарке, мог судить по весу куклы о том, как живётся «родной кровинушки» в доме мужа (от слёз зола тяжелеет). Кукла эта обязательно отражала образ Матери, поэтому её делали с большой грудью и с двумя деточками. До рождения первого ребёнка зольная кукла всегда была рядом с молодой женой.
Раньше человек ощущал себя частью Природы; человек современный, наоборот, старается отделиться от неё, поэтому ему сложно понять многие моменты обрядового календаря. Дети не понимают, например, почему украшение праздника — Масленицу в ярком наряде — нужно сжигать. Часто и родители не знают, зачем это делается, не могут объяснить значение этого действия, и ребёнок теряется, начинает плакать. Одной из задач программы является приближение ребёнка к природе. Мы работаем с природными материалами (глина, мочало, зола), изготовление куклы предваряется рассказом о народных праздниках, обрядах, который воспринимается детьми как «сказка-приложение». При таком подходе дети легко запоминают технологию изготовления куклы, усваивают её символическое значение, в них просыпается интерес к рождающейся в их руках игрушке.
Занятия проходят в форме семейной мастерской «каргопольские узелки». Ведь именно в семье учились рукодельничать наши бабушки. В ходе таких совместных занятий взрослых и детей закладываются основы того, что ребёнок завтра сможет сделать без нас. Кукла — посредник между миром детства и миром взрослых. Интересно наблюдать на занятиях, как ребёнок порой быстрее и точнее, чем взрослый, выполняет все нужные действия и даже помогает маме или дедушке.
Обрядовые куклы просты в исполнении, даже 6-летний ребёнок сможет сделать их за одно занятие. Начинать лучше с изготовления куклы родного края, которая близка и понятна, при этом следует привлекать краеведческий материал. Это способствует возрождению и сохранению традиций, которые мы рискуем утратить. Так, мы расписываем глиняные игрушки, печём «тонкие пироги», каргопольские «тетёрки», делаем рождественское украшение из соломы «Бобочка», обсуждаем праздники, устраиваем чаепития. В конце каждого занятия проводятся «Хваленки», где обсуждают каждую сделанную куклу. Только что изготовленных кукол собирают в «хоровод» в центре стола. (Примечательно, что люди из больших городов, где высока плотность населения, делают кукольный круг очень маленьким: куклы жмутся друг к другу.) В конце года можно устроить выставку работ, которая одновременно послужит хорошей рекламой центра. В дальнейшем можно проводить занятия по изготовлению сшивных кукол, изучать народный костюм, разные виды женских ремёсел: ткачество поясков, лоскутное шитьё, кружевоплетение и т. д.
За почти десять лет работы методистом при Центре народных ремесел «Берегиня» я провела множество мастер-классов по изготовлению кукол с самой разной аудиторией: к нам приходили профессионалы, и любители, клубные работники и туристы, школьники и дошколята, воспитатели и учителя труда, мамы и бабушки. Вот отзывы студентов московского текстильного института:
«В процессе изготовления кукла оживает, приобретает характер. Чувствуешь, что не просто делаешь игрушку, а совершаешь таинство»;
«С виду эти игрушки казались мне сложными в изготовлении; оказалось, это не так»; «я почувствовал общность со старинной русской культурой»; «ощущаешь себя ребёнком — в лучшем смысле этого слова»; «Я ощущала нежность, когда делала эту куклу. У меня было чувство ответственности перед куклой за то, какая она выйдет, какой ей быть».
«Тайна куклы останется навсегда неразгаданной до конца, каждому человеку она даёт свою индивидуальную информацию. В ней всё отшлифовано, ничего наносного. Это концентрированная народная мудрость», — считает мастер из Архангельска Ирина Кольцова, и я с ней полностью согласна.
С автором можно связаться:
bereginy@atnet.ru