Альбина Самиуловна Крымская, кандидат педагогических наук, менеджер по логистике
ООО «Вектум Транс Менеджмент Групп», Санкт-Петербург
Одним из признаков широкого распространения концепции управления знаниями в России в начале XXI в. следует считать проведение конференций, посвящённых данной теме.
Десятая часть опубликованных в нашей стране материалов по управлению знаниями — это статьи из сборников конференций. Конференции — это один из способов быстрого распространения новой идеи и научных результатов. Именно здесь можно услышать об опыте внедрения технологий управления знаниями в той или иной организации. Несмотря на рост числа публикаций почти половину изданных на сегодняшний день монографических изданий и сборников статей по проблеме управления знаниями составляют переводы работ зарубежных авторов.
В России конференции по управлению знаниями стали проводиться с 2000 г. Это «Управление знаниями в корпоративных информационных системах» (М., 2000), «Технологии управления корпоративными знаниями и электронный документооборот» (М., 2001)1, «Управление информацией и знаниями в научно-исследовательской деятельности» (М., 2002)2, «Системы управления знаниями в образовании» (СПб., 2002) и др. В 2002 г. в Москве прошла практическая конференция «Управление знаниями в России», целями которой были демонстрация потенциальных возможностей, успешных проектов и разнообразных подходов к КМ (Knowledge Management — сокр. KM, «управление знаниями») на примере реальных компаний и их успешного опыта.3
Крупным ежегодным мероприятием стала конференция, проводимая Международной академией открытого образования, Российской ассоциацией искусственного интеллекта и Московским государственным университетом экономики, статистики и информатики «Реинжиниринг бизнес-процессов на основе современных информационных технологий. Системы управления знаниями». Нам известны выходные данные лишь трёх изданий, опубликованных в 2002, 2005 и 2006 гг.4 К сожалению, даже они отсутствуют в фондах РНБ и РГБ.
В 2002 г. в Москве под руководством бывшей сотрудницы компании «Ernst&Young» в России М. К. Мариничевой был создан «Клуб по управлению знаниями», одно из направлений которого — проведение семинаров и конференций по КМ. Первая конференция была организована в Санкт-Петербурге в июле 2002 г. совместно с компанией «Балт-Аудит-Эксперт».5 До августа 2008 г. деятельность Клуба была представлена по адресу www.kmclub.ru, в настоящее время, к сожалению, сайт не доступен.
В Санкт-Петербурге с 2002 г. под руководством доктора педагогических наук, профессора Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (СПбГУКИ) Г. Ф. Гордукаловой в рамках постоянно действующего семинара «Информационно-аналитическая деятельность» НПО «Прогресс» для предприятий России ведётся секция «Управление знаниями на предприятии».
Заслуживает внимания сборник материалов научной конференции «Интеллектуальный капитал организации — ключ к развитию и росту экономики».6 Здесь помещены статьи, посвящённые экономике знаний, управлению знаниями, роли интеллектуального капитала в обществе и в организации. Среди авторов — Т. М. Орлова, Б. З. Мильнер, А. Л. Гапоненко, которые сегодня могут считаться основными отечественными исследователями темы управления знаниями.
В 2007 г. в Москве прошёл Всероссийский форум «KM Russia-2007: Управление знаниями в компании». С 2008 г. в Московском гуманитарном университете ежемесячно проходит семинар «Управление знаниями в условиях инновационной экономики».7
Основной поток материалов о системах управления знаниями проходит через сборники конференций и научных трудов, посвящённых проблемам информации, интеллектуальным системам и технологиям. Среди авторов, занимающихся этим аспектом управления знаниями, можно назвать А. Ф. Тузовского, Ю. Ф. Тельнова, С. В. Козлова, С. В. Чирикова, В. З. Ямпольского, Т. А. Гаврилову.8 На сегодняшний день единственной монографией, которая наиболее полно рассматривает системы управления знаниями, является книга новосибирских учёных А. Ф. Тузовского, С. В. Чирикова и В. З. Ямпольского.9
Технологии управления знаниями нашли большее применение в сфере бизнеса. Это объясняет, почему большинство публикаций по управлению знаниями рассматривают внедрение проектов управления знаниями в коммерческом секторе. Через публикации нами выявлено 100 коммерческих компаний, внедривших политику управления знаниями в свою деятельность, либо разрабатывающих такие проекты. Среди отечественных компаний следует назвать «Ярославский шинный завод»10, «Торс» (продажа автомобильных дисков и шин)11, «Балтимор», ФГУП «Адмиралтейские верфи»12 и др. С точки зрения применения технологий управления знаниями в организации представляют интерес монографические исследования
А. В. Вебера, А. Д. Данилова и С. И. Шифрина «Knowledge-технологии в консалтинге и управлении предприятием» (2003), В. Б. Котаева «Управление внутренним трансфером знаний сотрудников в инновационном процессе промышленных предприятий: отечественный и международный опыт» (СПб., 2007).
Теоретические вопросы управления знаниями разрабатываются в работах
З. Н. Варламовой, К. О. Гуриной, Е. В. Попова, М. В. Власова.13 Анализируя библиографические описания этих публикаций можно сделать вывод, что одним из центров изучения управления знаниями является Институт экономики Уральского отделения РАН. К центрам изучения управления знаниями можно отнести Государственный университет управления, Высшую школу менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, МЭСИ, а также такие города, как Екатеринбург, Новосибирск, Самара, Саратов, Томск.
Из крупных зарубежных трудов к настоящему времени переведены на русский язык книги Т. Стюарта «Богатство от ума» (1998), П. Сенге «Пятая дисциплина» (1999), Э. Брукинг «Интеллектуальный капитал» (2001), энциклопедия «Информационные технологии в бизнесе» (2002), монографии У. Буковича «Управление знаниями: Руководство к действию» (2002) и И. Нонаки и Х. Такеучи «Компания — создатель знания» (2003), К. Арджирис «Организационное научение» (М., 2004), Л. Эдвинссона «Корпоративная долгота: навигация в экономике, основанной на знаниях» (2005), Дж. Пфеффера и Р. Саттон «От знаний к делу: как успешные компании трансформируют знания в действия» (М., 2007).
В 2006 г. в издательстве «Альпина Бизнес Букс» вышел сборник «Управление знаниями» в серии «Классика Harvard Business Review», в котором специалисты в области управленческой науки анализируют различные аспекты организационного научения, позволяющего эффективно создавать и применять знание в компаниях. Среди авторов специалисты в области управления знаниями — П. Друкер, И. Нонака, К. Аргирис и др. Второй сборник, который вышел в «Альпина Бизнес Букс», — «Как превратить знания в стоимость: решения от IBM Institute for Business Value» (М., 2006). Эта книга подготовлена под редакцией основоположников управления знаниями Э. Лессера и Л. Прусака. В ней освещаются такие темы как: социальный капитал, анализ социальных сетей, сообщество практиков, знания и стратегические альянсы, сторителлинг (storytelling) и предлагается ответ на вопрос: что нужно делать, чтобы эффективно управлять знаниями?
Поскольку знание — ключевой ресурс в любой организации, будь она коммерческой или государственной, то проблема управления знаниями — общая для всех организаций. Тем не менее, вопрос управления знаниями в государственном секторе обсуждается крайне редко. Нам удалось выявить лишь 15 публикаций на русском языке, посвященных управлению знаниями в государственном управлении. Большая часть этих работ вышла в реферативном бюллетене «Управление знаниями», подготовленном Российской академий государственной службы (М., 2003). Они освещают опыт управления знаниями в структурах государственной власти зарубежных стран (государства Европейского Союза, США). Например, в статье Б. Заркота анализируется опыт Министерства Обороны США по созданию системы отладки технологий по защите информации, которая основана на принципах политики КМ, а Г. Эрмиша — роль управления знаниями для раскрытия потенциала работников.14 Интерес представляет размещённая в этом бюллетене работа Н. Сварц «Управление знаниями выходит из младенческого возраста».15 В ней автор, проанализировав точки зрения ведущих экспертов по КМ (К. Фраппаоло, М. Кениг, Л. Понци, Т. Стюарт), приходит к выводу, что компании нуждаются в управлении знаниями и что индустрия КМ продолжает активно развиваться.
1 Прохоров А. Технологии управления знаниями и документооборот // КомпьютерПресс. — 2002. — №1. — С. 172–173.
2 Российская экономическая академия им. Г. В. Пле-ханова [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.rea.ru/index1.htm.
3 Крюкова Е. Что даёт управление знаниями // Служба кадров. — 2002. — №11. — С. 88–92.
4 Реинжиниринг бизнес-процессов на основе современных информационных технологий. Системы упр. знаниями: 6-я науч.-практ. конф., Москва, 19–20 марта 2002 г.: сб. науч. тр. — Т. 1. — М.: [б. и.], 2002. — 418 с.; Реинжиниринг бизнес-процессов на основе современных информационных технологий. Системы упр. знаниями: РБП-СУЗ-2005: междунар. науч.-практ. конф., Москва, 9–10 июня 2005 г.: сб. науч. тр. — М.: [б. и.], 2005. — 450 с.; Реинжиниринг бизнес-процессов на основе современных информационных технологий. Системы упр. знаниями: РБП-СУЗ-2006: 9-я Рос. науч.-практ. конф., Москва, 26–27 апр. 2006 г.: сб. науч. тр. — М.: [б. и.], 2006. — 500 с.
5 Сайт аудиторско-экспертной компании «Балт-Аудит-Эксперт». — Режим доступа: http://www.bae.ru.
6 Интеллектуальный капитал: состояние, проблемы, перспективы: сб. материалов науч. конф. «Интеллектуальный капитал организации — ключ к развитию и росту экономики» / сост. и науч. ред. Т. М. Орлова; под ред. В. Л. Макарова. — М., 2004.
7 http://www.zpu-journal.ru/articles/detail.php?ID =338; http://www.mosgu.ru/press-tsentr/news_science/ detail.php?ID=12870&phrase_id=755903
8 Тузовский А. Ф. Построение модели знаний организации с использованием системы онтологий / А. Ф. Тузовский, С. В. Козлов // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: тр. междунар. конф. «Диалог-2006», Бекасово, 31 мая – 4 июня 2006 г. — М., 2006. — С. 508–512. — Библиогр.: с. 512 (6 назв.); Тузовский А. Ф. Работа с онтологиями в системе управления знаниями организации / А. Ф. Тузовский, С. В. Козлов // 2-я междунар. конф. по когнитивной науке «CogSci-2006»: сб. тез. и докл., С.-Петербург, 9–13 июня 2006 г. — СПб., 2006. — Т. 2 — C. 581–583; Тузовский А. Ф. Структура системы управления знаниями / А. Ф. Ту-зовский, И. А. Васильев // Информационные и системные технологии в индустрии, образовании и науке: тр. междунар. симп., посв. 50-летию КарГТУ, Караганда, 24–25 сент. 2003 г. — Караганда, 2003. — С. 286–288; Тельнов Ю. Ф. Инструментальное средство конфигурирования бизнес-процессов с использованием методов управления знаниями / Ю. Ф. Тельнов, А. В. Лапа, В. А. Казаков // Науч. сессия МИФИ-2004: сб. науч. тр. — М., 2004. — Т. 3: Интеллектуальные системы и технологии. — С. 39–40; Тельнов Ю. Ф. Решение интеллектуальных задач с использованием системы управления знаниями // Науч. сессия МИФИ-2003: сб. науч. тр. — М., 2003. — Т. 3: Интеллектуальные системы и технологии. — С. 30–31; Гаврилова Т. А. От инженерии знаний к управлению знаниями / Т. А. Гаврилова, А. М. Яшин // Высокие интеллектуальные технологии и качество образования и науки: материалы 11-й Междунар. науч.-метод. конф., 27–28 февр. 2004 г. / Междунар. акад. наук высш. шк.; СПбГТУ и др. — СПб., 2004. — С. 68–76. — Библиогр.: с. 76; Гаврилова Т. А. Использование онтологий в системах управления знаниями // Искусственный интеллект в XXI веке: тр. Междунар. конгр., Дивноморское, 3–8 сент. 2001 г. — М., 2001. — Т. 1. — С. 21–32.
9 Тузовский А. Ф. Системы управления знаниями: методы и технологии / А. Ф. Тузовский, С. В. Чириков, В. З. Ямпольский; под общ. ред. В.З. Ямпольского; Ин-т «Кибернет. Центр» ТПУ, Отд. проблем информатизации ТНЦ СО РАН. — Томск: Изд-во науч.-техн. лит., 2005. — 258 с.
10 Соловьёв Е. Управляешь знаниями — управляешь миром // Методы менеджмента качества. — 2006. — №4. — С. 20–24; №5. — С. 34–38.
11 Рачков А. Стратегия компании в действии [Мнение эксперта] // Там же. — С. 17.
12 Вебер А. В. Система корпоративных знаний: грядут большие перемены / А. В. Вебер, В. Н. Тихонов, С. И. Шифрин // Служба кадров. — 2002. — №6. — С. 65–69.
13 Варламова З. Н. Концептуальная модель управления знаниями в организации: препр. — Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2007. — 67 с.; Варламова З. Н. Теоретико-методологические основы управления знаниями в организации: препр.; Рос. Акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экономики. — Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2006. — 65 с.; Гурина К. О. Введение в теорию управления знаниями: препр. / К. О. Гурина, Е. В. Попов, М. В. Власов. — Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2006. — 80 с.
14 Заркот Б. Перспективы управления знаниями // Управление знаниями: концептуальные подходы / РАГС. — М., 2003. — С. 172–178. — (Гос. служба за рубежом: реф. бюл.; №4 (50)); Эрмиш, Г. Повышение квалификации административных работников и управление знаниями // Там же. — С. 147–156.
15 Там же. – С. 37–44.
С автором можно связаться:
cnbl98@hotmail.com
Окончание в №10