Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 06 (96)'09 - Библиотека высшей школы
Потенциал развития

Татьяна Васильевна Ляшенко, кандидат педагогических наук, доцент, директор Центра автоматизированных технологий «Ростехноком» СПбГУКИ

Простота использования и доступность для читателя и библиотекаря таковы главные достоинства подсистемы автоматизированной библиотечно-информационной
системы «Академия+».

В Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств 17 марта 2009 г., в рамках пятой Международной конференции по информационным технологиям, библиотека университета представила ОРАС-версию своего электронного каталога. Это событие имеет большое значение не только для университета, но и для профессионального сообщества в целом.
Во-первых, потому что в последние десятилетия СПбГУКИ является бесспорным лидером в подготовке кадров для библиотечного, музейного дела, для социально-культурной сферы в целом. Тысячи, десятки тысяч выпускников университета трудятся на ниве культуры во всех уголках России. Во-вторых, университет представлял не просто современный распределённый каталог, а собственную разработку — подсистему автоматизированной библиотечно-информационной системы «Академия+».
АБИС «Академия+» создана специалистами университета по заказу крупнейших библиотек Санкт-Петербурга. С 1994 года она успешно эксплуатируется в библиотеке самого университета и в десятках других библиотек. Среди них: Ленинградская областная универсальная научная библиотека, центральные районные библиотеки Тихвинского, Киришского, Гатчинского, Лодейнопольского районов и многие другие. В-третьих, представленный ОРАС — лишь начало, преддверие больших планов и большой работы специалистов университета по созданию новых программно-технических решений по автоматизации библиотечных технологий.
Последняя версия автоматизированной библиотечно-информационной системы «Академия+» обладает программно-техническими характеристиками, позволяющими отнести её к самым современным АБИС:
• масштабируемая клиент-серверная архитектура;
• независимость от программно-аппаратной платформы (любая аппаратная платформа: IBM PC, SUN и др.; любая операционная система: Windows, UNIX, Linux);
• независимость от СУБД (любая реляционная СУБД: ORACLE, MS SQL Server, My SQL, PostgresSQL и др.);
• поддержка стандартного международного протокола Z39.50;
• поддержка RUSMARC и RUSMARC/ Authorities на уровне внутреннего формата представления данных, что исключает дополнительные конвертации;
• работа системы в Internet и Intranet без ограничения количества пользователей;
• поддержка UNICODE и штрих-кодирования на программном уровне.
Помимо этого «Академия+» обладает ещё рядом особенностей и отличительных свойств. Прошедшая пятая по счету конференция «Информационные технологии в профессиональном образовании, библиотечно-информационной и научной деятельности», как и предыдущие, посвящена светлой памяти профессора Валентины Альфредовны Минкиной. Валентина Альфредовна стояла у истоков создания системы, это её идеи воплощены и реализованы в АБИС «Академия+». Суть подходов В. А. Минкиной к созданию автоматизированных библиотечных технологий заключается в том, что любая АБИС должна служить информационному управлению библиотекой и, следовательно, формировать пути её стратегического развития. Такую систему американские специалисты определяют как Integrated Online Library System, то есть комплексная многофункциональная система, использующая общую базу данных, имеющая требуемое библиотеке количество функциональных подсистем, обеспечивающих доступ к БД в режиме реального времени. Только такие системы, умеющие «смотреть» в будущее, способные к наращиванию новых функций и задач, «говорящие» с библиотекарями на их профессиональном языке и использующие принятый во всем мире стандарт обмена данными MARC, способствуют обучению профессии и расширению её диапазона путём использования стандартизированной библиотечной технологии. Такой подход требует включения в группу разработчиков профессиональных библиотекарей, причём не только специалистов по комплектованию, каталогизации, обслуживанию, но и библиотечных менеджеров, методистов, а также практикующих исследователей библиотечных систем.
При создании представленной подсистемы ОРАС подходы, предложенные В. А. Минкиной, не остались забытыми: конечный продукт должен отличаться простотой использования, являться диалоговой, обучающей системой, быть понятным и доступным для главных участников взаимодействия — читателя и библиотекаря. Поэтому директор библиотеки университета Екатерина Степановна Бондаренко, заведующая отделом автоматизации Татьяна Ароновна Ройтман, сотрудники библиотеки выступали не как заказчики, а как постановщики задач реализации подсистемы электронного каталога. Набор и последовательность поисковых элементов, режимы поиска и доступа к данным, система помощи и поддержки пользователя, все проектно-технологические решения рождались в ходе совместной работы библиотекарей и программистов.
Ведущие программисты Центра автоматизированных технологий университета Алексей Иванович Зверев, Александр Фёдорович Лепехин и другие работают с сотрудниками библиотеки в течение всего периода создания АБИС в режиме командного взаимодействия и поддержки. Полноправными членами команды являются менеджеры проекта: Марина Кий, Александр Парень, Ирина Рогозина. Установка системы, внедрение, обучение персонала, да и генерация новых идей — вот их профессиональные компетенции. Представляемый ОРАС имеет ещё одну особенность: его создание — пример библиотечного IT-аутсорсинга. В разработке принимал участие ведущий специалист ИСЭ Сибирского отделения Российской Академии наук Олег Сергеевич Колобов. Он фактически член команды разработчиков, а сетевое взаимодействие участников группы — повседневные рабочие будни.
Итак, универсальный ОРАС действует. А это, ни много, ни мало, открытый доступ к 114 тысячам библиографических записей, каждая из которых снабжена набором предметных рубрик и других индексов. При этом авторитетный файл предметных рубрик библиотеки — по-своему уникальный продукт. Он создан под руководством известного специалиста Риммы Фёдоровны Грининой и охватывает широкий тематический спектр гуманитарного и социально-экономического направлений: культура, искусство, экономика. Ядром электронного каталога являются библиографические описания всех документов, поступивших в библиотеку за последние 15 лет. Но несомненный интерес представляет сегмент, состоящий из аналитической росписи статей всех Трудов университета, начиная с 1956 г. Только что сотрудники библиотеки завершили работу над ретроспективной каталогизацией старопечатных изданий с 1713 по 1830 гг. База данных также содержит библиографические записи на все диссертации, защищённые в вузе с 1950 г. по настоящее время. Ссылки на университетский ОРАС имеются на официальных сайтах университета (www.spbguki.ru) и АБИС «Академия+» (www.academy-plus.ru).
Что же дальше? Как будет развиваться система? Конечно, и сама АБИС, и её наиновейшая подсистема ОРАС уже используются, и будут использоваться дальше в учебном процессе библиотечно-информационного факультета. Безусловно, это служит важнейшим стимулом в постоянном совершенствовании АБИС. И то обстоятельство, что «Академия+» является обучающей технологией для будущих библиотекарей-профессионалов, заставляет разработчиков держать руку на пульсе. А сама система? Уже сегодня «Академия+» может служить аппаратно-программной средой для создания любых библиотечных объединений: корпораций, консорциумов и т. п. В корпорацию могут и должны быть объединены все филиалы библиотеки СПбГУКИ; вполне возможно создание консорциума библиотек Ленинградской области.
При этом следует понимать, что внедрение и эксплуатация презентуемого распределённого каталога в практику работы любых библиотек означает переход всей их деятельности по формированию и использованию электронных информационных ресурсов на качественно новый — корпоративный — уровень:
• вовлечение в процесс создания и работы распределённого каталога всё новых участников взаимодействия вне зависимости от их технической оснащенности (программно-техническая реализация осуществляется территориальным и/или корпоративным провайдерским центром, например, на базе СПбГУКИ);
• создание каталога участников и организация доступа к нему на основе протокола Z39.50;
• повышение ценностных свойств распределённого каталога и, соответственно, повышение качества обслуживания пользователей;
• появление новых сервисов для читателей и библиотекарей — корпоративная каталогизация, электронная доставка документов, электронная библиотека.
Дальнейшее стратегическое направление развития АБИС «Академия+» предполагает, по мнению её создателей, именно с необходимостью разработки ещё одной подсистемы, фактически самостоятельной системы — электронной библиотеки (ЭБ). Известно, что в общем случае под ЭБ понимается база данных полнотекстовых документов, объединённых единой идеологией структурирования и доступа. Несмотря на то, что пока не выработана государственная политика по формированию стратегии и идеологии построения единого электронного документного пространства страны, отсутствует система научно-методического руководства и сопровождения работ по созданию ЭБ, многие организации-разработчики страны приступили к определению общих подходов и консолидированных решений по формированию электронных библиотек и коллекций.
Хочется надеяться, что на очередном профессиональном библиотечном форуме (в марте 2010 г.) университет представит свою версию электронной библиотеки. А сейчас коллективу разработчиков, программистам и библиотекарям предстоит трудная, интересная творческая работа. Ведь создание ЭБ в рамках корпоративной деятельности требует детальных системных исследований, предваряющих сам процесс формирования электронных ресурсов. Значительные экономические и интеллектуальные затраты на оцифровку, распознавание, хранение, и организацию доступа к полнотекстовым документам диктуют необходимость решения следующих основополагающих задач:
• разработка профиля комплектования фонда электронных полнотекстовых документов (типо-видовая структура; тематика; временной охват; источники комплектования и т. д.);
• легитимизация деятельности по созданию фонда электронных полнотекстовых документов (определение статуса и правомочности создания; место в структуре создающей организации и в консорциуме в целом; механизмы взаимодействия с правообладателем документа и т. д.);
• определение наиболее эффективной методики сканирования, распознавания и сохранения полнотекстовых документов с учётом специфики рукописных и старопечатных изданий;
• выбор форматов хранения данных и метаданных; разработка методики идентификации и учёта электронных документов и коллекций;
• выбор программного обеспечения для создания, хранения и организации доступа к электронным коллекциям, каждая из которых рассматривается как часть распределённого ресурса консорциума.
Но приоритетным направлением для авторского коллектива, как и всегда, является необходимость сделать конечный продукт — на этот раз электронную библиотеку — удобным и эффективным инструментом для тех, ради кого всё это и затевается.

С автором можно связаться:
ltv56@mail.ru

Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы