Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 06 (96)'09 - Библиотека высшей школы
Какая книга нужна вузовской библиотеке?

От качества учебной литературы, издающейся в стране и попадающей в вузовские
библиотеки, напрямую зависит качество обучения.

Экстраординарный профессор, надворный советник Николай Лобачевский был назначен в особый комитет 14 декабря 1819 г. «для проверки приведения в должное устройство и порядок университетской библиотеки». А уже в 1821 г. Лобачевский выдвинул важнейший принцип комплектования библиотеки, без осуществления которого невозможно развитие научной мысли: необходимость своевременного приобретения новейших сочинений и, прежде всего, важнейших научных изданий. Требования Лобачевского к комплектованию библиотеки «новейшими сочинениями», наиболее фундаментальными научными работами и книгами, приносящими «пользу для преподавания наук», актуальны для любой вузовской библиотеки и сейчас. На этом можно было бы закончить рассуждение о том, какая книга нужна вузовской библиотеке, но… есть несколько ремарок.

Количество и качество
В последние годы, по данным Управления учебного книгоиздания, преодолевается спад в издании учебников и учебных пособий для высших учебных заведений. Причиной его явилось прекращение бюджетного финансирования приобретения учебной литературы для библиотек. Сейчас учебники выпускаются более чем 200 издательствами, а их среднегодовой тираж превышает 10 млн экземпляров. Особенно много учебной литературы издаётся в области экономики, права, социально-гуманитарных дисциплин, информатики и медицины.
Тем не менее, сегодня уровень и масштабы учебного книгоиздания не в полной мере отвечают потребностям системы профессионального образования. Потребности студентов и преподавателей вузов в получении  информации в настоящее время значительно возросли и  издающие организации не в состоянии полностью удовлетворить их. Изменения, происходящие в науке, технике и развитии общечеловеческой мысли также влияют на репертуар комплектования. В настоящее время мы являемся свидетелями важных изменений в различных научных дисциплинах, и в числе этих изменений — увеличение количества межотраслевых тем. Становится всё очевиднее, что многие учебные издания не отражают взаимосвязи научных дисциплин, особенно когда исследования проводятся на стыке наук. Наиболее ярко иллюстрируют процесс взаимопроникновения такие науки, как биология, психология, лингвистика, медицина, информатика, философия и многие другие.
Одним из распространённых заблуждений работников библиотек является представление о том, что библиотечный фонд ценен своей «универсальностью», когда в нём есть «всё про всё». На деле такая мнимая универсальность фонда оборачивается поверхностностью, с которой представлены различные отрасли знания. В сущности, ни одна библиотека — даже национальная — не может удовлетворить все информационные потребности, имеющиеся у читателей, и потому вынуждена ограничивать свои документальные ресурсы рамками определённого профиля, ибо невозможно собрать в одном фонде все изданные документы. Тем более актуально это сегодня, когда материальные и финансовые ресурсы библиотеки очень жёстко диктуют режим экономии.
Фонд учебной литературы в вузовских библиотеках за последние десять лет уменьшился на 10%, так как разрушена система комплектования фондов через коллекторы, большинство из которых просто исчезли. А ведь, как видим, количество студентов за этот период значительно выросло. Нередко студенты вновь созданных негосударственных вузов, не имеющих собственных библиотек, «пасутся» в читальных залах вузов государственных, которые сами не обеспечены литературой в полной мере. Положение усугубляется ещё и тем, что библиотеки, кафедры, преподаватели вузов оказались лишёнными регулярной информации о рекомендуемой для использования в учебном процессе литературе (85% учебных книг печатается в Москве). Произошло это как в силу того, что большинство издательств прекратило по соображениям финансовой экономии публикацию и распространение своих тематических планов, так и в силу принятой специфики государственных образовательных стандартов, не содержащих, как известно, данных о целесообразной для использования учебной литературе.
В стране сейчас насчитывается огромное количество издающих организаций. На книжном рынке сложилась такая ситуация, когда государство не в силах проследить за качеством издаваемой учебно-педагогической литературы. Поэтому появляются так называемые «пиратские» издания, появляются книги, которые не соответствуют ни одной из утверждённых образовательных программ. Естественно, что такие издания не в лучшую сторону влияют на качество обучения, снижают уровень получаемого образования. С другой стороны, есть возможность выбрать то издание, которое лучше всего поможет освоить тот или иной предмет.
Издать учебник или учебное пособие сейчас несложно. Гораздо сложнее создать их качественными, так как при написании учебника к нему предъявляются определённые обязательные требования:
• учебник должен в полном объёме соответствовать утверждённой программе той или иной учебной дисциплины;
• все знания, изложенные в учебнике, должны быть существенными и представлять основы наук;
• учебник должен содействовать воспитанию и развитию мировоззрения учащихся; должен содержать предметно-методические механизмы, способствующие практическому применению получаемых знаний;
• сведения, изложенные в учебнике, должны быть адаптированы для учащихся соответствующего уровня и возраста.
И вот здесь необходимо отметить, что далеко не все современные издания, по мнению и специалистов, то есть преподавателей, и учащихся, соответствуют даже части требований, предъявляемых нормативными документами к учебному изданию. Вузовский учебник — это настолько наболевшая тема, что порой не знаешь, как к ней подступиться. Существует три уровня проблемы: авторство, издание учебной литературы и её доступность.
У учебной литературы свой читатель — интеллектуал, исследователь. И диапазон интересов — весь спектр наук, порой ещё только формирующихся. Но идёт становление научной школы, нового научного направления, нужны специалисты, и поэтому очень часто учебники пишутся авторскими коллективами, которые практически совпадают с коллективами научными. Это, пожалуй, качественное отличие вузовского учебника от другой литературы. Но как мало таких качественных изданий!

Обманчивость спроса
Опыт последних лет не подтвердил распространённое ранее предположение о том, что рыночные механизмы сами собой отрегулируют удовлетворение спроса на учебные книги со стороны учреждений профессионального образования, их преподавателей и студентов. Сложившаяся в стране хрупкая, нестабильно работающая книготорговая сеть пока не способна согласовать интересы издателей и покупателей учебной литературы. Она не столько содействует продвижению малотиражных, с сезонным спросом учебников и учебных пособий к покупателям, сколько затрудняет его, навязывает учебной литературе те же принципы ценообразования и распространения, что и в торговле печатной продукцией массового спроса.
Никто в современном библиотечном пространстве не отрицает рыночного подхода, свободной конкуренции между издательствами и  не выступает против госзаказа на издание той или иной учебной литературы. Единственное, против чего уже сегодня необходимо предостеречь издателей учебной книги, так это от увлечения спросом и предложением на образовательные услуги и, соответственно, обеспечением их требующейся литературой.
Наша практика уже показывает, что порой спрос подаёт фальшивые сигналы, служит выражением мифологических, а не действительных потребностей. Из 70 миллионов занятого населения у нас 3,5 миллиона бухгалтеров, ещё несколько сотен тысяч экономистов, менеджеров, финансистов. Следовательно, наши издательства отдают предпочтения подготовке учебников по этим дисциплинам.
Но стратегия издания учебной литературы не может и не должна строиться на мифах, не может и не должна ориентироваться только на «образовательные услуги» и обслуживание их книгой. Она должна задавать ту траекторию развития человеческого потенциала, которая необходима обществу, обеспечивает его восходящее развитие.
Реформирование издательств и развитие конкуренции между ними привели к тому, что издательский портфель заказов стал коммерческой тайной. Рекламировать свою продукцию они начинают лишь на этапе её выхода из печати. Исключение составляют «Высшая школа», «Финансы и статистика» и некоторые другие издательства, распространяющие тематические планы своих изданий, что позволяет вести планомерную работу с предварительными заказами.
Кроме того, издательства и книготорговые организации стремятся работать с коммерчески выгодными изданиями, выходящими большими тиражами. А распространением малотиражных научных изданий вынуждены заниматься непосредственно научные учреждения или сами авторы. И, как правило, вузовские библиотеки сегодня работают с большим количеством партнёров: издателей, книготорговцев и авторов.
Заметно усложнилось ретроспективное комплектование фондов (резкое сокращение букинистической торговли, особенно научными изданиями, выпуск тиражей книг строго по количеству заявок, полный выкуп тиражей спонсорами изданий, ослабление работы с депозитарными и обменными фондами непосредственно в библиотеках), хотя его значение для библиотек не уменьшилось. Если библиотека не успевает приобрести издание в момент выхода из печати, то она рискует вообще никогда не увидеть его в своих фондах.
Современное коммерческое книгоиздание, ориентированное на получение прибыли, в значительной степени зависит от тиража изданий. При незначительных тиражах (100–500 экземплярах) и средней толщине книги (350–500 страниц) затраты на изготовление книги очень высокие, что приводит к высокой стоимости книги и, соответственно, к низким объёмам продаж. Для издательств такие тиражи являются нерентабельными. С другой стороны, для различных библиотек (в первую очередь вузовских) именно такие тиражи являются в большинстве случаев достаточными, позволяющими обеспечить учебный процесс. И именно сейчас, в процессе реформирования системы высшего образования, постоянных изменений в учебном процессе, внедрения информационных технологий чрезвычайно важно быстрое адекватное реагирование комплектования библиотечного фонда на изменения внешней макросреды. Кроме того, необходимо оптимальное распределение финансовых ресурсов библиотеки.
Таким образом, существует очевидное противоречие между интересами издательств и потребностями библиотек.
Это противоречие привело и приводит к тому, что значительное количество учебной и методической литературы вымывается из фондов библиотек за счёт естественной убыли (потери, ветхость и пр.), а пополнение фондов не происходит. Снижается обеспеченность литературой учащихся, снижается качество образования. На данный момент не видно традиционных методов улучшения сложившейся ситуации. Она со временем будет только усугубляться.

Проект «КОРСАР»
Для решения этой проблемы в 2008 году был создан новый проект АРБИКОН «Сводный издательский план учебной и методической литературы» (краткое название — КОРСАР). В рамках проекта реализуется:
• изучение потребности в переиздании учебной и методической литературы среди организаций — членов проекта;
• обобщение заявок и формирование сводного плана издания учебной и методической литературы;
• заключение авторских договоров на переиздание учебной и методической литературы;
• издание по согласованному плану учебной и методической литературы, имеющей общий спрос;
• поставка изданной литературы участникам проекта по льготным ценам.
Обобщение данных, формирование «Сводного издательского плана учебной и методической литературы», работа с авторскими правами, издание и распространение литературы возлагается на издательство «БХВ-Петербург» (член АРБИКОН).
Рабочим инструментом реализации проекта служит информационная система КОРСАР и аппаратно-программный комплекс АРБИКОН. В феврале 2008 года на портале АРБИКОН были опубликованы страницы, посвящённые проекту, а также открыта онлайновая регистрация для участия в проекте.
Условия участия в данном проекте отличаются от других проектов АРБИКОН. В этом проекте отсутствует система заключения договоров между АРБИКОН и участниками проекта. Регистрация участника в системе КОРСАР позволяет библиотеке стать участницей проекта. После регистрации администратор системы высылает вам пароль доступа, который позволяет формировать свои заявки, просматривать их и т. д. Все эти сервисы действуют и сейчас, хотя практика показала, что отдельные библиотеки готовы участвовать в проекте, но регистрироваться, проверять состояние своего заказа, т. е. взаимодействовать с системой, — не готовы. Ну что ж, в этом случае взаимодействие с системой готовы взять на себя сотрудники издательства БХВ, участники рабочей группы проекта. Важно, чтобы библиотека заявила о себе и о своих информационных потребностях в той или иной учебной литературе.
Финансирование проекта на первом этапе  осуществляется за счёт средств издательства «БХВ-Петербург». Участвовать в проекте могут организации, не являющиеся членами АРБИКОН.
В рамках проекта КОРСАР были подготовлены и изданы первые два тома 24-го издания книги В. И. Смирнова «Курс высшей математики». Фундаментальный учебник по высшей математике, выдержавший множество изданий, отличается, с одной стороны, систематичностью и строгостью изложения, а с другой — простым языком, подробными пояснениями и многочисленными примерами, иллюстрирующими теорию. Более полувека используется в различных учебных заведениях в качестве основного учебника, высоко ценится математиками, переведён на многие языки мира.
Членам АРБИКОНА и участникам проекта КОРСАР предоставляется 30%-ная скидка на приобретение книг.
Согласно ст. 55, ч. 2, п. 19 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ (редакция от 08.11.2007) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2008) стало возможным заключение договоров на поставку книжной продукции напрямую с издательством, без объявления открытого конкурса, аукциона или запроса котировок, если издательство является обладателем исключительных прав на использование таких изданий.
Хочется думать, что совместная работа в проекте КОРСАР создаст новые информационные возможности и принесёт практическую пользу всем библиотекам, заинтересованным в эффективно организованном доукомплектовании своих фондов необходимой учебной литературой.

С автором можно связаться:
ligoon@ya.ru

Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы