Людмила Константиновна Блюдова, директор ЛОГУК «Ленинградская областная универсальная научная библиотека»
Какие шаги помогут библиотекам КДУ успешно осуществлять свою деятельность и не остаться на обочине?
Можно обозначить три основных механизма реализации библиотечной политики: правовое регулирование с помощью законодательной и нормативно-правовой базы; целевое финансирование инициатив, проектов, программ; участие в формировании профессиональной идеологии, включающей общие цели её развития.
Проводимые в стране реформы стали серьёзным испытанием для существования и функционирования библиотек сельских поселениях. Их развитие и состояние ресурсов оказались в прямой зависимости не только от экономического развития территорий, но и от того, как представители местной администрации и руководители культурно-досуговых учреждений понимают роль библиотек.
Дальнейшая деятельность библиотек поселений будет зависеть от осознания необходимости выстраивать свою деятельность и решать вопросы жизнеобеспечения и библиотечного обслуживания с депутатами и местной властью. К сожалению, руководители культурно-досуговых учреждений далеко не всегда отстаивают интересы библиотеки, а сами библиотекари не всегда настойчивы в отстаивании своих позиций. Зачастую администрации поселений больше заинтересованы в выдвижении своих библиотек, а библиотеки, входящие в культурно-досуговые учреждения, оказываются в тени.
Важный инструмент библиотечной политики и повышения общественной значимости библиотек — личное представление власти о библиотеке. Главный аргумент в выстраивании взаимоотношений с властными структурами на уровне партнёрских, деловых — незаменимость библиотек в решении важных социальных задач территории. Показателем такой незаменимости служит участие библиотек в социальных проектах, программах развития территории, разработка собственно библиотечных проектов и программ. Повышению значимости библиотек способствуют областные конкурсы.
Развитие библиотек должно подкрепляться их включённостью в долгосрочные и среднесрочные программы в области культуры, образования, информатизации. В ряду будущих проектов, способных укрепить позиции библиотек в обществе: создание центров доступа к общественно-значимой информации на базе сельских библиотек (программа Комитета по печати и телекоммуникациям); создание центров правовой информации на базе библиотек сельских поселений (региональная целевая программа Комитета по правопорядку и безопасности «Повышение правовой культуры населения Ленинградской области на 2009 — 2010 гг.»).
В качестве посредника между населением и органами местного самоуправления библиотека сельского поселения занимается информированием общества о деятельности органов власти, отслеживает общественное мнение, анализирует общественные реакции на действия органов власти, устанавливает и расширяет контакты с гражданами и организациями. Приоритетное значение в библиотеках сельских поселений имеет обеспечение доступа к местным информационным ресурсам, формирование информационной культуры граждан, содействие ликвидации в обществе информационного неравенства. Библиотека является общедоступным центром правовой, деловой, социальной информации, предоставлет соответствующие материалы и поддержку гражданам, уделет особое внимание информации, отражающей жизнь местного сообщества, сбору неопубликованных документов местных органов власти.
Библиотечная политика — это не только законодательная база, но ещё и управленческая и кадровая политика. Структурная перестройка деятельности требует разработки соответствующих регламентирующих документов.
Анкетирование, проведённое в библиотеках, входящих в состав КДУ, показало, что очень часто библиотеки не прописаны в Уставе культурно-досугового учреждения, Положение о библиотеке отсутствует в половине случаев. Библиотеки не знают своей сметы, 70% опрошенных библиотек не принимает участие в формировании расходных обязательств с учётом средств необходимых на комплектование фондов.
Последовательно за муниципальными нормативными актами должна развиваться внутрибиблиотечная документация. Среди внутрибиблиотечных документов особое значение имеет Договор об обслуживании, заключаемый с каждым физическим лицом, пользующимся библиотекой, то есть устанавливающий взаимные обязательства библиотеки и пользователя.
Международный опыт показывает, что автономные муниципальные библиотеки бесперспективны и неэкономичны. Во всех развитых странах они образуют крупные объединения, в которых централизованны процессы: комплектования и каталогизации фондов, справочно-библиографического обслуживания, методической помощи и повышения квалификации работников. Кадровый ресурс не позволяет производить все виды библиотечных услуг в поселении, выполнять все технологические процессы самостоятельно. В каждом поселении, где в состав КДУ вошли несколько библиотек, должна быть выделена опорная библиотека, объединяющая и координирующая деятельность всех общедоступных библиотек соответствующего поселения. Между тем, на данный момент более чем 67% библиотек культурно-досуговых учреждений не имеют в своих поселениях опорных библиотек.
Современная политика формирования фонда ориентирует библиотеку на стратегию доступа ко всей имеющейся информации, а не только к её собственным ресурсам. Обеспечивается это с помощью таких каналов межбиблиотечного взаимодействия, как ВСО, МБА, с помощью Интернета. В то же время следует отметить, что около 30% опрошенных библиотек не поддерживают постоянной связи с межпоселенческими библиотеками и ощущают себя в профессиональной изоляции, а пользователи этих библиотек оказываются отрезанными от информационного ресурса территории.
Основным средством модернизации библиотечного обслуживания является информатизация. Именно информатизация способна объединить библиотеки в единое информационное пространство, заставить их отказаться от самоизоляции. Осуществить это возможно за счёт создания единой компьютерной сети, перехода на корпоративные электронные каталоги и развития системы обмена информацией между библиотеками с помощью глобальных сетей.
Руководители библиотек, входящих в КДУ, и местные власти должны осознать, что эти библиотеки не должны копировать то, что делают крупные библиотеки. Внедрение современных информационных технологий требует привлечения высококвалифицированных кадров (программистов, техников по обслуживанию сетей), которых на селе нет. Вряд ли библиотека поселения может сформировать адекватную рациональную стратегию развития своей информатизации, организовать правильное вложение имеющихся скудных средств самостоятельно. Подготовку высококачественных библиографических записей, создание значительных полнотекстовых коллекций, систем накопления и сохранности электронных ресурсов, систем распределённого доступа способны обеспечить только достаточно крупные библиотеки, имеющие необходимые средства и кадры. В сельских библиотеках может быть обеспечен пользовательский доступ к системе, установленной в межпоселенческой библиотеке — центральной библиотеке территории (муниципального района).
Очень важно создать условия, поддерживающие профессиональное сообщество, укрепить межпоселенческие библиотеки как ресурсные, координационные и методические центры для библиотек поселений. В задачи этих библиотек входит проецирование всего опыта и знаний на уровень сельских библиотек, заключение партнёрских соглашений о сотрудничестве и совместной деятельности с КДУ для поддержания единого культурного пространства.
Только при взаимопонимании всех участников процесса библиотечное дело в области будет развиваться, только так можно сохранить и преумножить библиотечные ресурсы и обеспечить достойный уровень библиотечно-информационного обслуживания населения.
С автором можно связаться:
info@reglib.spb.ru