Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 22 (112)'09 - Университетская библиотека
С берегов Волги до Тихого океана

Елена Васильевна Бондаренко, заведующая  отделом организационно-методической работы Приморской краевой детской библиотеки, г. Владивосток

Всероссийская летняя библиотечная школа «Лидер» со своими задачами справляется — множит лидеров на необъятных просторах России, и профессиональные идеи, полученные в Нижнем Новгороде, успешно реализуются в Приморье.


Поездка в Москву или другие города западных регионов России с целью повышения своей квалификации для специалистов дальневосточных библиотек — редкое счастье. Причины очевидны: далеко, дорого и тяжело физически. Тем не менее сотрудники библиотеки только за последние годы смогли побывать на различных встречах в Санкт-Петербурге, Орле, Белгороде, Липецке, Перми, Иркутске и Нижнем Новгороде. На сей раз представителю Приморской краевой детской библиотеки Светлане Геннадьевне Астапчик посчастливилось побывать на занятиях Всероссийской летней библиотечной школы «Лидер–2008», проводимой Нижегородской государственной областной детской библиотекой. Когда Светлана Геннадьевна рассказывала коллективу библиотеки о своей поездке в старинный город Нижний Новгород, по пушкинским местам и о своих впечатлениях, мы ей все ей немножко завидовали.
Нельзя сказать, что тема школы «Лидер–2008» — «Толерантность. Классическая и современная художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у детей» — была бы для нас чем-то совсем уж новым. Мы знакомились с публикациями по этой теме в профессиональных периодических изданиях, в фонде библиотеки имеются методические пособия, созданные коллегами Хабаровского Центра детского чтения ДВГНБ и Сахалинской ОДБ, а вот в рамках краевого семинара обсуждения этого вопроса не было.
Понимание важности разговора с детскими библиотекарями муниципальных библиотек края пришло чуть позже, когда на методическом совете мы стали определять тему и программу очередной встречи с коллегами в апреле 2009 года. Долго думали, спорили, готовились — и вот наш семинар «Библиотечное обслуживание детей: инновации и приоритеты деятельности» уже позади.
Программа семинара в своей основе носила информационный характер. Погружение в тему началось с электронной презентации «Толерантность — гуманное отношение к миру», на создание которого нас вдохновили нижегородцы. На презентации был сделан обстоятельный комментарий к Декларации принципов толерантности. Специалисты библиотеки знакомили участников с ресурсами и опытом, использование которых позволит организовать работу не формально, а с учётом запросов и потребностей всех пользователей библиотек на современном уровне. Учитель-методист Приморского института переподготовки и повышения квалификации работников образования в своей лекции рассказала, как библиотека, сотрудничая с учителями истории, может участвовать в формировании толерантного сознания школьников. Организаторов интересовало: как библиотекари-практики воспринимают и реагируют на проявление интолерантности в обществе, что пытаются делать в условиях библиотеки для распространения идей толерантности? С этой целью в конце дня организовали обмен мнениями «На пути к пониманию: возможности библиотек».
Определённое внимание на семинаре было уделено эффективным технологиям работы с художественными текстами. Формирование критического мышления через чтение и письмо с помощью педагогической технологии РКМЧП может быть неразрывно связано с распространением идей толерантности. В этом участники семинара смогли убедиться на тренинге, организованном преподавателем кафедры литературы ПИППКРО. Пять групп детских библиотекарей читали и обсуждали рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления» с использованием пяти различных стратегий: «Ромашка Блума», «Шесть шляп мышления» и других.
Читаю объяснение значения слова «толерантность» на 25 лепестках ромашки, оставленные участниками, и представляю сосредоточенные лица своих коллег. Какие же мы все разные! Кто-то написал только одно слово «терпимость». Кто-то вспомнил Книгу книг и выразил свои мысли так: «Толерантность — это Любовь! Все грани и оттенки любви. В Библии сказано: любовь долго терпит, не осуждает, милосердствует, всё прощает, понимает и так далее. И зачем нам это иностранное слово “толерантность”?»
«Толерантность — это терпимость к чужому (культуре, традициям…) не от снисхождения, а от осознания, что ты сам тоже для кого-то чужой и острая нетерпимость, неприязнь — дурно, невоспитанно. Нетерпимость происходит от ограниченности мышления. Воспитание толерантности особенно важно в период глобализации». Эта запись заставила меня вспомнить недавний случай из жизни Владивостока, к сожалению, снискавшего себе славу криминального города. Неизвестные напали на квартиру китайских предпринимателей, один из которых умер от полученных ран. Несколько дней спустя силовики штурмовали квартиру, в которой засели якобы те самые вооружённые бандиты. Перестрелка происходила в субботний день в спальном районе города. Были эвакуированы жильцы жилых домов, 300 учащихся и учителей близлежащей школы. В результате бандиты были убиты, от пожара и взрывов пострадали квартиры целого подъезда пятиэтажного дома.
В газетах не сообщалось, но городская молва донесла, что бандиты были лицами кавказской национальности. Кто скажет, что этот случай никак не относится к тому делу, которым мы занимаемся, я готова поспорить: если мы не будем целенаправленно заниматься формированием толерантного сознания, то череда подобных примеров умножится многократно. Согласна с коллегой: где «ограниченность мышления», там срабатывает принцип «сила есть — ума не надо».
На следующем лепестке — стихи в стиле японской поэзии:
Понимая терпеливо
мир стремительно летящий,
снисхожденьем прорастаем,
к мудрой жизни устремляясь…
Эти строки вполне могла написать Татьяна Егоровна Клочкова, библиограф по детской литературе ЦДБ из далёкого приморского посёлка, ответственный секретарь Кавалеровского филиала общества «Россия-Япония». Её выступление покорило всех участников семинара. Преклоняюсь перед коллегой за её широкую эрудицию и большую просветительскую работу, которую она ведёт. Когда я спросила, почему её интересует именно страноведение, она ответила с присущей ей эмоциональностью и… патриотизмом: «У нас в Приморье скоро будет проходить форум АТЭС (азиатско-тихоокеанский экономический саммит) и я хочу, чтобы дети и взрослые больше знали о странах-участницах, уважительно относились к их истории и культуре, воспринимали всё лучшее и брали пример».
«Толерантность — это когда мы делимся своими знаниями, опытом с другими людьми». Неожиданное, но тоже, на мой взгляд, верное высказывание. Щедрый дар, который сделали коллеги Нижнего Новгорода приморским библиотекарям, — яркое тому подтверждение. Особое спасибо им за электронный диск «Толерантность — культура диалога». Представляю, сколько труда и умения пришлось вложить специалистам, чтобы создать такой замечательный электронный документ. Прекрасна и удобна форма передачи и распространения интересного опыта работы, но ещё более порадовало его содержание. Творческие наработки нижегородцев для нас, дальневосточников, — пример профессионализма и мастерства. С согласия его создателей он был презентован на нашем семинаре, растиражирован и вложен в папку организационных материалов. Нам представляется, что использование продукта интеллектуальной деятельности коллег с соблюдением их авторских прав — добрый пример корпоративности в духе Кодекса профессиональной этики библиотекарей России.
Коллеги из Нижегородской ГОДБ вдохновили нас на проведение семинара, вскоре после этого специалистов Приморской краевой детской библиотеки пригласили провести подобный семинар для преподавателей и учащихся Владивостокской православной гимназии и их родителей. Это большая честь и ответственность, но с Божьей помощью мы справимся.
Без мнения о семинаре тех, ради кого он задумывался и проводился, информация будет не полной. С целью получения обратной связи с участниками использовали лист экспресс-опроса. Вот некоторые из этих отзывов: «понравилось всё!»; «разработаем специальную программу по формированию толерантного сознания читателей-детей»; «узнала о произведениях, тексты которых можно использовать и в работе по формированию толерантности», «после семинара чаще буду заглядывать на сайты в Интернете, посвящённые теме толерантности»; «собираюсь углубить работу по интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество здоровых сверстников».
Радостно оттого, что такое благое дело ширится и прирастает.

С автором можно связаться:
metod pkdb@mail.primorye.ru


Тема номера

№ 8 (482)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы