Надежда Борисовна Васильева, Председатель Карельского представительства Союза российских писателей, член международного Совета Литературного Центра стран Баренц-региона, эксперт по вопросам культуры Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Карелия», г. Петрозаводск
Чем необычен спектакль, который представили зрителям карельских деревень участники проекта «О чём болит душа…»? Тем, что он — для сельских жителей? Тем, что пьеса — о них? Или тем, что после того как опущен занавес, слышны
голоса самих зрителей?
Пурга испуганно бьётся в лобовое стекло микроавтобуса. Поскрипывают компактно уложенные декорации. Участники проекта «О чём болит душа…» устало дремлют под протяжный вой мотора. Как и в старые добрые времена, наша выездная бригада не предъявляет высоких требований к бытовым условиям. Иногда для того чтобы показать спектакль в одном из отдалённых уголков республики, расстояние в 1100 километров покрываем за одни сутки, без ночлега. После семи часов езды по зимней дороге спешно устанавливаем декорации, готовим реквизит, показываем спектакль, проводим творческую встречу, записываем на диктофон отзывы зрителей, их раздумья на вопросы наболевшие, созвучные поднятым в спектакле. Ведь тема острая — о судьбах жителей вымирающих российских деревень, деревень, которые ежегодно исчезают с карты большой страны тысячами. Так что поговорить есть о чём.
Сам спектакль — это только надводная, видимая часть проекта. Не менее важной частью его является живой, заинтересованный разговор со зрителями. И разговор этот перед началом спектакля начинает Валентина Петровна Лапичкова, руководитель проекта, исполнительный директор Библиотечной Ассоциации Республики Карелия, заместитель директора Национальной библиотеки. Она в проекте — главное лицо. Все вопросы по транспорту, графику выездов, договорённости с сельскими домами культуры, клубами, библиотеками, составление смет и прочие бумажные формальности решает она. И тут нам с руководителем повезло. Все возникающие проблемы решались очень чётко, оперативно, без лишних слов и эмоций, спокойно, доброжелательно, деликатно.
Зрители слушают её внимательно. Ещё бы! В наше-то время — и бесплатный спектакль! И что же это за проект с таким необычным названием «О чём болит душа…»?
А душа болит у всех участников проекта: у руководителя проекта, автора пьесы, режиссёра, актёров, у всех тех, кто поддерживает проект финансово и морально, кто проникается идеей и горячо откликается на поставленные пьесой вопросы. Идея эта уже давно витала в воздухе. Нужно было только (!) найти и объединить заинтересованных, деятельных людей, чьи взгляды устремлены в одном направлении, подготовить документальную основу, продумать все детали, составить смету проекта, что и сделала Библиотечная Ассоциация Республики Карелия. Министерство культуры и по связям с общественностью РК оценили идею, поверили в проект, профинансировали сначала три экспериментальных показа: в Петрозаводске, Пряже и Олонце. Результаты превзошли все ожидания. После успешной премьеры в Малом зале Национального театра при поддержке главы Республики Карелия были выделены средства на бесплатный показ спектакля «Етишкина жизнь!..» и творческие встречи автора со зрителями по всей республике. Не могу сказать за всю Россию, но для Карелии эта акция — случай беспрецедентный.
Важен и сам факт поддержки местной драматургии. В Карелии, как и в каждом регионе, много талантливых драматургов, которым сегодня нужна такая помощь. Ни для кого не секрет, что в периферийных театрах сегодня не увидишь постановок местных авторов. Вместо них — либо зарубежная драматургия (причём, не всегда самая лучшая), либо классика (иногда в кошмарном модернизированном исполнении). Если же современная пьеса, то непременно «раскрученного» столичного автора. Что касается сельской тематики, она вообще оттеснена на театральные задворки. На пёстром книжном рынке деревенская тема тоже не частый гость. Хотя, честно говоря, не стоило бы относить пьесу «Етишкина жизнь!…» к чисто деревенской тематике. В ней говорится о ценностях общечеловеческих (семейные взаимоотношениях, взаимоотношения жителей одного поселения), поднимаются вопросах веры, затрагиваются аспекты философские, духовные, социальные... Повесть и пьеса написаны на документальном материале. В них изображена одна из псковских деревень. Проект чётко показал: не важно, в каком уголке России происходит действие, не важно, чем занимаются жители, разводят ли овец, ловят рыбу, выращивают овощи, — проблемы у всех одни и те же. Конечно, социальные, экономические и политические факторы играют в нашей жизни большую роль, но многое в судьбе каждого из нас зависит и от силы нашего духа, состояния души, богатства внутреннего мира, и от уровня духовности нашего общества в целом.
Нельзя не признать, что при реализации этого проекта вся тяжесть творческого груза легла на плечи режиссёра Леонида Владимирова, который исполняет и главную роль — Петьки Портного. По откликам зрителей, Л. М. Владимиров, заслуженный артист Литвы, заслуженный деятель искусств Карелии и России, настолько вжился в образ Петьки Портного, что казалось, вышел на сцену из зрительного зала, и с первого слова влюбил в себя всех от мала до велика. Он был своим, родным, ему верили, за него переживали. Однажды от зрителей прозвучал такой вопрос: почему образ главного героя повести Петьки Портнова несколько отличается от сценического образа. Что на это можно ответить? Каждый режиссёр, каждый актёр добавляет в произведение нечто своё. Да что говорить о пьесе, если даже саму повесть одни читатели воспринимают, как комедию, другие — как трагедию.
Теперь об энтузиазме актёров. Почти два месяца они работали над спектаклем самозабвенно и совершенно бескорыстно, без уверенности, что проект будет профинансирован. Актёры (Леонид Владимиров, Николай Королёв, Ирина Васильева, Раиса Хабарова, Ольга Лукашова) настолько прониклись материалом, что после просмотра спектакля в зрительном зале равнодушных не оставалось.
Всем миром?..
Конечно, во время творческих встреч, которые проводились после спектакля, начинать разговор со зрителями было не просто. Во-первых, отвыкли люди от живого общения. Давно уж никто не спрашивал их мнения. А тем, кому по должности положено, нелегко было отойти от привычки говорить казёнными, заранее заготовленными фразами. После спектакля, на фоне всеобщего откровения, таковые были неуместны. На смену горячим откликам шли серьёзные раздумья по поводу семейной драмы главного героя пьесы. Начинаясь с обсуждения жизненной ситуации героев пьесы, разговор незаметно перетекал в русло обсуждения местных проблем. Люди сетовали, что им давно опостыли шоу, игры, мыльные сериалы, — всё то, чем пичкает их сегодняшнее телевидение. Говорили, что фильмы о селе, которые идут по телевидению, тоже не всегда отражают реальную ситуацию в российской деревне. Очень часто это пародия на сельских жителей и их проблемы. Почти в каждой аудитории с теплом вспоминали радиопередачу «Театр у микрофона». Люди могли слушать радиопостановку, спокойно занимаясь домашними делами, затем обсуждать её в кругу семьи. В сегодняшней ситуации, когда так упал интерес к чтению и книгам, возрождение этой программы — дело очень нужное. С большой тревогой отмечали тот факт, что сегодняшние дети разучились воспринимать художественное слово без звуковых, световых и прочих театральных эффектов. Они настолько привыкли к частым и громким рекламным паузам, что уже не могут оставаться сосредоточенными на фильме, каким бы интересным он ни был, хотя бы в течение часа.
Сетовали сельские жители и на свою разобщённость. Даже близкие соседи годами могут не заходить друг к другу без особой нужды. А ведь раньше в каждой деревне бытовало общественное мнение, которого так не хватает сегодня. «Вот и варимся все, как Петька Портной, в собственном соку! До чего насмотримся эти мыльные оперы — думать разучимся!», — с болью и горечью выкрикнула из зала не старая ещё женщина после просмотра спектакля. Как она права! О каком развитии местного самоуправления может идти речь в такой обстановке? Какие инициативы могут выдвигать люди с такой гражданской позицией, какую мы имеем сегодня?! А ведь многое в нашей жизни зависит от нас самих. «Все чего-то ждут! — с горечью высказал после спектакля глава Шуйского муниципального поселения Ю. Н. Трошин. — А чего ждут и от кого — непонятно. Только надо ли ждать? Может, лучше сообща всё делать!»
Его тут же поддержал односельчанин, молодой водитель Роман Остальцов: «Мы все сидим по домам и ничего не делаем для того, чтобы наша жизнь стала лучше, а только плачемся. Кто-то гонится за достатком, кто-то спивается. И никакой сельской общины у нас в действительности нет. Чтобы возродить деревню, нужно в первую очередь возродить нашу культуру. Мы ведь не собираемся нигде!..»
Та же тема звучала и в выступлении С. В. Логиновой, главы Суоярвского муниципального района и Вешкельского сельского поселения:
«…Мы все закрылись в своих домах, — взволнованно говорила она. — Но закрыли мы не только дома, но и свои души. Да, мы стали лучше жить. У нас появились компьютеры, видеомагнитофоны, стиральные машины, легковые автомобили, но мы потеряли самое главное — живое общение. А ведь оно и есть самое ценное в нашей жизни. И, может быть, поэтому наши дети стали отходить от нас. Они одни на дискотеках. А раньше на танцы приходили и взрослые. Дети не хулиганили, взрослые показывали пример поведения. Дети сейчас смотрят, что попало. И в семье не обсуждаются ни книги, ни спектакли, ни концерты».
Сеять сегодня
Как отбросить инертность и пессимизм? Как объединиться и возродить канувшие в прошлое добрые традиции? Чувствовалось, что в глубине души каждого давно тихо тлело как раз то, что и являлось главной целью проекта. Нужен был только приток свежего воздуха, чтобы это пламя разгорелось. Как без этого возродиться местному самоуправлению, на которое мы так полагаемся сегодня, оглядываясь на опыт соседних стран? А ведь всё это было и у нас в России. Так и вспомнишь старую поговорку: дурное дело — не хитрое, ломать — не строить. И всё же чувствовалось, что созрела в народе решимость и понимание того, что многое в нашей жизни зависит от нас самих. Если мы не хотим думать о себе, так неужели не дрогнет душа за будущее наших детей и внуков?! Неужели позволим топить их будущее в мыльной пене надуманных сериалов, не имеющих ничего общего с реальной жизнью? Неужели позволим «зомбировать» себя и своих детей чуждыми нам «ужастиками», парализующими волю, энергию, дух?! Настало время подать свой голос и громко заявить о том, какие фильмы смотреть, какие книги читать, какие песни слушать нашим детям. Народная мудрость гласит: свято место пусто не бывает. Не будем развивать вкусы нашей молодёжи, не заложим зерна духовности — пожнём урожай бурьяна и всякой сорной травы.
Тут уместно рассказать о реакции молодёжи на спектакль. Участники проекта почти не сомневались: старшему поколению спектакль понравится. Это их жизнь, их проблемы. Но услышать столь взволнованные отклики от школьников, признаться, не ожидали.
В посёлке Муезерский (Муезерский район) попросила передать ей микрофон семнадцатилетняя девушка: «В этой пьесе, хоть и мало действующих лиц, но незримо присутствует образ Бога. Не знаю, заметили ли это остальные…». Такое откровение дорогого стоит!
А вот ещё молодые голоса:
Виталина Винокурова, ученица 11-го класса Куркиёкской школы (Лахденпохский район):
«Всё, что происходило на сцене, мы часто наблюдаем в нашей жизни. Эта тема должна жить в литературе, искусстве. Многие люди живут в городе, но это не значит, что в мире преобладает городское население. Деревня всё равно останется тем маленьким миром, который цепляет за душу!».
Мария Трудникова, ученица 11-го класса Куркиёкской школы:
«Пьеса поднимает очень наболевшие, характерные для деревни проблемы. Причина разногласий в семье — это недоверие друг к другу, непонимание между членами семьи. Каждый слышит только себя, жалеет только себя. В пьесе дети уходят из дома из-за деспотизма отца. Такие произведения очень нужны. Нельзя закрывать глаза на жизнь. Пусть это тяжело, не всегда приятно, но это поможет нам самим не повторять таких ошибок».
Отклики школьников радовали ещё и потому, что сегодняшние старшеклассники — завтрашние законодатели. И если удалось достучаться до них, значит, дело наше не совсем безнадёжное. Здоровые зерна дадут добрый урожай.
Время смеяться и время плакать
Во время одного из спектаклей (а было это в субботу) вдруг донёсся чей-то шёпот из зала: «Какая тяжёлая вещь! В банно-винный день хотелось бы чего-нибудь повеселее, полегче». Но никто не поддержал реплики. Посмотрели на говорящего с осуждением и промолчали. Однако реплика эта крепко засела у нас в голове. И после очередного спектакля, на который собралось около пятисот человек, в ходе оживлённого обсуждения аудитории был предложен вопрос: «А надо ли ставить такие вещи, если они вызывают столько переживаний? Может быть, действительно, лучше поднимать настроение чем-то лёгким, весёлым?» А в ответ: «Да уж хватит, насмеялись! Дальше катиться некуда! А слёзы наши — очищающие. Ими душа лечится. Спасибо, что вспомнили про нас, про нашу жизнь! Плачем оттого, что наконец хоть кто-то услышал и о наших проблемах!».
Проблемы были услышаны и Ассоциацией «Совет муниципальных образований Республики Карелия», её исполнительным директором А. Д. Юрьевым. Идею проекта «О чём болит душа…» он поддержал сразу, оказывал организационную помощь в его реализации. Многие представители местной власти по достоинству оценили важность проекта и первыми задавали тон искреннему и открытому разговору. Там же, где этого не происходило (а такое тоже бывало), на помощь спешили работники культуры, библиотекари, учителя, воспитатели и другие, неравнодушные к проблемам своей семьи, своего села, своей страны, люди. А таких в глубинке немало!
Посёлок Хелюля (Сортавальский район), Т. П. Гуревич, библиотекарь:
«Мы рады приветствовать такую программу. Последнее время обращают очень мало внимания на культуру в сёлах. Но сегодня уже чувствуются некоторые изменения в лучшую сторону. Когда мы получили такую информацию, что к нам едет театр, сначала не могли в это поверить. Мы ведь этим не избалованы».
Посёлок Хелюля, К. В. Романова, пенсионерка:
«Посмотрев спектакль, вспомнила старые добрые времена, когда в нашу деревню приезжали артисты. Как мы ждали таких моментов, как радовались! Главная проблема вымирающих деревень — люди не умеют найти себе дела! После коллективизации сильные хозяева были уничтожены. И это аукается нам по сей день. Научить нашу молодёжь работать на земле сегодня очень сложно. Родители и дети живут сегодня отдельной жизнью. Да и наши “питейные” традиции очень тревожат».
Город Костомукша, Т. П. Иваницкая, заведующая отделом краеведческой литературы Центральной библиотеки.
«У нас при библиотеке есть клуб для ветеранов “Родник”, в котором мы возродили традицию громких чтений. С большим удовольствием наши бабушки слушали чтение повести “Етишкина жизнь!…” Нужно было видеть их глаза! Они говорят, что в повести изображена их жизнь, их судьба. Мы полностью разделяем главную мысль автора, которая проходит через всю повесть: многое в нашей жизни зависит от нас. В первую очередь нам нужно освободиться от скверны в душе. Навести порядок в своей деревне. Не нужно искать, кто виноват. Это бесполезно. Нужно действовать и начинать с малого!»
Заведующая Куркиёкской сельской библиотекой Т. И. Харитонова: «Посмотрела пьесу, и у меня такое впечатление, что это всё происходило в моей деревне, на моей улице. Хотелось прямо из зала выкрикнуть: “У нас всё то же самое!”»
Учитель литературы Лоухской средней школы Т. Н. Зайкова:
«В пьесе поднимается важная проблема взаимосвязи поколений. Причиной распада семьи героя стало то, что слишком много внимания уделялось материальному, достатку, и очень мало — духовному общению. Герой очень одинок. Друзей в деревне у него нет. Они с женой много работали, старались для детей, для внуков. Но кому это оказалось в итоге нужно? Везде должны быть крепкие корни, а корни наши — в духовности. И в финале главный герой обратился за помощью к Богу».
После завершения первой ступени проекта в адрес Министерства культуры и по связям с общественностью РК, в адрес Библиотечной Ассоциации Республики Карелия и даже в адрес главы Республики стали приходить благодарственные письма. Это послужило толчком для финансирования дальнейшей деятельности проекта. Но теперь в разговоре мы старались сделать акцент на проблемах семьи, ведь год 2008 был объявлен Годом Семьи. На наши вопросы отвечали люди разного возраста, с разным жизненным опытом. Почему распалась, казалось бы, такая прочная семья главного героя пьесы «Етишкина жизнь!..»? В чём причина семейного конфликта? Почему ушли от отца дети? Что является связующим звеном семейных взаимоотношений? И вообще, на чём держится семья?
Вот некоторые ответы:
Посёлок Муезерский (Муезерский район), Людмила Янушкина, инженер:
«Спектакль произвёл на меня такое сильное впечатление, что в конце мне уже было не сдержать слёз. Всё настолько знакомо! Смотришь на героев и невольно влюбляешься в них, каждому хочется помочь! И охватывает отчаянье от собственного бессилия. Никто из них не задумывается над смыслом жизни. И с этим лозунгом — “Курица не птица, а баба не человек!” — бороться очень сложно. Мне хочется привести в пример моих родителей, которые прожили сорок два года душа в душу. Папа ушёл из жизни на пять лет раньше мамы. Она с трудом прожила эти годы без него. Это было похоже на то, как если бы целое яблоко разрезали на две части. Одну половинку закопали в землю, а другая сохла без неё. Ушли родители из жизни, осиротел и родительский дом, родная деревня. Родители были для нас центром Вселенной».
Посёлок Муезерский, Н. Н. Котова, воспитатель детского сада:
«Я считаю, что важно уважать выбор мужа, выбор своих детей, не навязывать своего мнения. Мы с мужем прожили вместе уже более двадцати лет. И он всё время повторяет, что любит меня. В этом спектакле я словно увидела родителей моего мужа: семья была большая, но счастья не было, деспотизм исходил от свёкра. Многое о семейной жизни я узнала от бабушки. Она была у меня очень мудрая. Всегда учила меня: “Спать отдельно от мужа не ложись. Ссору и склоки не заводи. Сор из дому не выноси. И за чашкой чая вместе с мужем решайте все проблемы”. Я считаю, что дочке мать должна быть старшей подругой, отец сыну – старшим другом. И тогда в семье будет лад, и тогда наши дети не уйдут от нас».
Мужчин на спектакль приходило меньше, чем женщин. И микрофон они брали в руки реже. И всё же мужские голоса тоже звучали. И надо сказать, звучали достаточно уверенно и твёрдо.
Суоярвский район, А. Г. Судьин, педагог-психолог Вешкельского детского дома: «Эта пьеса — вещь глубоко психологичная. Главный герой не слышит окружающих. Пётр уходит в активную деятельность, всё делает для семьи, но при этом не слышит даже самых близких ему людей».
Лоухи. Зайцев, юрист: «Одни говорят, что в семье главное — достаток, другие считают, что главное в семье — уважение, а я бы сказал, что главное в семье — любовь. Это фундамент семейных отношений. Всё остальное приложится. Главный герой, к сожалению, понял это лишь в конце жизни, когда потерял всех членов семьи».
А вот мнение о семье самой младшей из выступающих зрительниц, десятилетней Кубельските Елизаветы: «Будем хранить свою семью, держаться за неё! Не будем о семье говорить ничего плохого. Будем всегда свою семью похвалять!».
Ну что на это скажешь? Устами ребёнка глаголет Истина! А вот мнение зрительницы зрелого возраста из деревни Пяльма (Пудожский район), пенсионерки К. П. Даниловой: «Мне 83 года. В семье главное, чтобы дети уважали своих родителей. Семья держится на стариках. Старики объединяют семью».
Звучали и раздумья философского плана:
«Внутренний мир каждого человека очень индивидуален. Когда мы насаждаем что-то своё, то наталкиваемся на неприятие. Надо принимать человека таким, какой он есть, не навязывать ему своих взглядов. У каждого человека своя судьба. Надо принимать ту линию судьбы детей, которая начертана свыше. Если ты родил ребёнка, это не значит, что он твоя собственность. Надо детей принимать и любить такими, какие они есть». (Наталья Нефёдова, монтёр связи, г. Костомукша).
«Чтобы изменить что-то в своей жизни, мы, в первую очередь должны изменить себя, свою душу. Пока мы не изменим себя, не изменится наша жизнь. Мы забываем и нарушаем самые главные заповеди Божьи. Пётр начинает понимать это к концу своей жизни. Оставшись один, он становится на колени перед образом Богородицы, каясь во всех своих грехах. Пока мы не научимся любить друг друга, наша жизнь не станет лучше. Прямо взываю ко всем: делайте больше добра, придите на помощь тем, кому сегодня плохо!» (А. С. Пенькова, пенсионерка, п. Эссойла).
«На селе люди мыслят другими категориями, — считает Н. И. Талых, учитель русского языка и литературы посёлка Хелюля Сортавальского района. — В деревне отношения строятся на силе хозяйственности, на власти хозяина. Как он сказал, так и должно быть. И эта семейная тирания и разобщила всех героев пьесы. Пётр перегнул палку. И когда он теряет свою власть, тогда и душа его меняется. Он становится ближе к пониманию того, что такое любовь, милосердие».
Зарисовки с натуры
Небольшой посёлок. Не успели переступить порог сельского клуба, как почувствовали соблазнительный запах свежей ухи. И горячие калитки на столе, и рыба жареная, и конфеты к чаю. Работники Дома культуры не без гордости шепчут: «Сам глава поселения рыбу ловил! Не частые вы у нас гости! Доброе дело делаете!».
Но не везде всё шло так гладко. Не буду называть мест и фамилий, не в том суть. Районный Дом культуры. Штат работников — пятьдесят человек. Но видели мельком всего двоих. Одна сотрудница открыла двери для разгрузки декораций, другой подсунул в руки какую-то бумагу по технике безопасности — на подпись. Дескать, теперь вы проинструктированы, если вам что-то на голову упадёт, мы ответственности не несём. Удивлённо пожимаем плечами. Показали уже около сорока спектаклей, но с таким столкнулись впервые. Долго было не уехать из-за того, что не могли закрыть чёрный ход, через который вносили на сцену декорации. Минут сорок искали куда-то залетевший крюк. Оставить двери Дома культуры открытыми позволить себе не могли. «Хозяйка» этого заведения культуры на глаза так и не показалась. Бог ей судья. Перед глазами — полный зал зрителей, которые после спектакля аплодировали актёрам стоя. А вот ещё один из ряда вон выходящий случай. За постановку бесплатного для жителей районного городка спектакля директор грозилась назначить арендную плату за использование помещения и электроэнергии Дома культуры. К счастью, таких эпизодов за сорок наших выездов было всего два. Значит, дела наши не так уж и плохи.
Конечно, давно назрела необходимость национальных проектов в сфере культуры. Но пока эта идея вызревает «наверху», что-то можем сделать и сами. Не сидеть же, сложа руки, и ждать у моря погоды. Любое финансирование можно на ветер пустить, если отнестись к этому без должной ответственности. Есть желание работать, менять жизнь к лучшему — найдутся и средства. И добрых примеров тому во время гастролей видели немало.
К примеру, старенькое здание местного клуба. Здесь во всём чувствуется забота его хозяев. Стены оббиты «вагонкой» и украшены деревянными полотнами с росписью местных умельцев. Пол на сцене пахнет свежей доской, сколочен ровненько. Любо-дорого смотреть. В комнатке, где предложили раздеться, тепло, пахнет, как в столярной мастерской. На полках выставлены работы мастеров прикладного искусства: резные изделия, вышивка, ткачество. Видно, что стараются люди, создают уют. Ждали, пекли блины к чаю. И варенье домашнее на столе. Потому и разговор вяжется. Не в роскоши дело, а в радушии. Руку и душу настоящего хозяина чувствуешь сразу.
Как и во всякой живой работе, при реализации проекта «О чём болит душа…» были и свои непредвиденные моменты. Пьеса рассчитана на взрослых, а также старшеклассников, которые изучают повесть «Етишкина жизнь!..» по программе внеклассного чтения. Но на спектакль приходили родители с малыми детьми, подростки среднего школьного возраста. И с этим ничего нельзя было поделать. Детей просто не с кем было оставить. На спектакль шли всей семьёй, вместе с бабушками и дедушками. Но были и другие аргументы: «Наш ребёнок никогда не видел живых артистов, и мы хотим, чтобы он посмотрел настоящий спектакль вместе с нами». Что на это возразишь?
Были и курьёзные случаи. В одном из населённых пунктов на сцену вышла огромная лохматая собака без ошейника, которую никакими приманками выдворить не удавалось. Главному герою пришлось включать её в игру. За кулисами актёры скормили Шарику (как его тут же окрестили) все съестные запасы, чтобы он не мешал спектаклю в кульминационные моменты, но к концу спектакля пёс всё-таки снова объявился на сцене. Правда, на восторженные аплодисменты зрителей не купился и вместе с актёрами на поклон выйти отказался.
Голоса из зала
Жизнь доказала, что подобные проекты способны объединить людей для решения проблем насущных, разбудить инициативу и раскрыть, присущий россиянам, запас духовных сил. Тот голод на культурные события, на живое, искреннее общение, который выявился во время творческих встреч, трогал до слёз. И если мы хотим, чтобы гражданская инициатива на местах произрастала снизу, необходимо единение людей в совместном благом устремлении. И люди к этому готовы. А что может объединить крепче, чем идея общего блага? Доказательством тому — многочисленные отклики, записанные после спектаклей на магнитофонную плёнку.
Город Медвежьегорск, Г. И. Волченкова, педагог дополнительного образования:
«Сейчас, когда телевидение засорено всякими страшными вещами, наши дети не имеют возможности приобщаться к настоящей культуре. Особенно в деревнях, сёлах, посёлках, где сегодня дома культуры просто закрываются или используются не по назначению. Впечатления от спектакля, каждый из нас сохранит надолго. Как страшно становится от осознания, что мы никому не нужны!».
Посёлок Шуя, С. М. Новожилова, методист Прионежской ЦБС:
«Я смотрю этот спектакль второй раз. То, что мы в нём увидели, близко каждому. Он одинаково интересен и молодым, и старым. В зале царило полное взаимопонимание между актёрским составом и зрителями. Это говорит о том, что мы увидели и услышали то, чего нам сегодня так не хватает! Нас потчуют низкопробной литературой, нам показывают фильмы, которые не могут затронуть нашу душу. Или насилуют рекламой вещей, которые нам недоступны. А тут, на сцене, мы увидели нашу жизнь такой, какая она есть!».
Посёлок Шуя, Л. С. Житникова, пенсионерка:
«Смотришь этот спектакль — душа плачет! До чего мы дожили?! Мы были молодыми, успешными. Мы имели образование. Мы жили в деревне, и нам это нравилось. Что произошло? По чьей вине? Всё сейчас скатывается в какую-то пропасть. И об этом все молчат! А ведь уже давно кричать нужно! И вы заметили, как сидели дети? Как они внимательно слушали! А наши дети рано всё понимают».
Посёлок Хелюля (Сортавальский район), Е. Л. Кузнецова, пенсионерка:
«Очень хорошо, что в этом проекте вы обращаетесь к душе человека. Почему развалилась семья? Потому что веры было недостаточно. Герой даже помолиться как надо не смог. Низкий уровень нашей духовности — вот причина наших бед. А духовность приобретается в вере».
Город Лахденпохья, Г. В. Краснянская, повар:
«Сегодня мы очень жестокие. Не хватает любви друг к другу, терпимости. Надо больше разговаривать друг с другом, общаться».
Посёлок Сосновец (Беломорский район), В. Н. Мещерякова, заведующая детским садом:
«Такие встречи надо возрождать! Живое слово воздействует на человека сильнее, чем телевизор. Особенно это востребовано в небольших посёлках, таких, как наш. Деревенскую тематику нужно поднимать!».
Посёлок Ледмозерский (Муезерский район), Т. И. Катричко, учитель математики:
«У нас, жителей посёлков и деревень, такое ощущение, что мы всеми позабыты-позаброшены. Когда узнали, что к нам приезжают актёры со спектаклем, появилась в душе хоть какая-то надежда. Знаете, мы ведь готовы и деньги заплатить, чтобы посмотреть хорошую вещь. Если бы приезжали к нам деятели культуры, то люди бы оставались в деревнях. Трудно, очень трудно мы живём. И такая вот моральная поддержка нам просто необходима!».
Очень бы хотелось, чтобы голос этих простых людей был наконец-то услышан! Услышан всеми: теми, кто разрабатывает и утверждает новые законы, кто выстраивает политику страны, нашими депутатами на всех уровнях власти; услышан теми, у кого ещё жива душа кому не безразлично будущее своих земляков, своих соотечественников.
Исчезают за окнами микроавтобуса ветхие дома карельских деревень, заметает февральская вьюга свежий след автомобильных колёс, но не гаснет в душе свет искреннего общения, свет надежды на добрые перемены.
P. S. Творческий коллектив стал лауреатом Государственной премии Республики Карелия в области культуры, искусства и литературы. Восьмого июня 2008 г., в День Республики, на сцене Национального театра (г. Петрозаводск) участникам проекта «О чём болит душа…» были торжественно вручёны почётные дипломы и нагрудные знаки лауреатов.
(На фото на этой странице— руководитель проекта, исполнительный директор библиотечной ассоциации Республики Карелия, заместитель директора Национальной библиотеки Валентина Петровна Лапичкова, благодарит Главу Республики С. Л. Катанандова за финансовую поддержку проекта, а Совет по культуре при Главе Республики Карелия — за высокую оценку деятельности творческого коллектива).
С автором можно связаться:
vassiljeva@onego.ru