Петровские Ассамблеи в современном Лефортово Часть культурного пространства района
Нина Ивановна Козленкова, заведующая краеведческой библиотекой-филиалом №125 ГУК ЦБС «Лефортово» Юго-восточного административного округа Москвы
Стоит ли овчинка выделки? Вопрос не риторический. Порой даже среди коллег можно услышать мнение, что в громадном городе с его богатыми культурно-досуговыми возможностями — театрами, клубами, музеями — заниматься массовидной работой в маленькой библиотеке нет смысла. Тем не менее, презентации книжных новинок и вернисажи современных художников, вечера, концерты и даже балы настолько прочно вписались в жизнь нашей библиотеки, что, по отзывам местных жителей, стали важной частью культурного пространства района.
Двадцать лет назад
Библиотеку на территории бывшей Немецкой слободы (это на юго-востоке Москвы, в Лефортово) окружает удивительная историко-культурная среда — своего рода летопись отечественной науки, техники, зодчества, литературы, музыки. Лефортово — это заповедник редчайших исторических и архитектурных памятников, та самая «старая Москва», которой остается всё меньше. Не случайно приоритетным направлением работы библиотеки на протяжении последних десятилетий является краеведение, и это видно невооруженным глазом: в витринах окон помещены медальоны с изображением исторических персонажей Немецкой слободы: Петра I, Франца Лефорта, Федора Головина, Анны Монс, Александра Меньшикова, и, конечно же, Александра Пушкина — поэт родился в Немецкой слободе.
В читальном зале посетителей встречают портреты в овальных рамах — Петра I и Франца Лефорта. В центре зала — панно с изображением исторических памятников Лефортово, а также выставка в стеклянных витринах, посвящённая истории района. В многочисленных альбомах, папках, на стендах, в картотеках, на дисках и сайте ЦБС «Лефортово» представлены собранные по крупицам сведения о районе. Нашему Историко-краеведческому клубу в 2006 г. исполнилось 20 лет.
Мы сознательно начинаем разговор о массовидных формах работы с определения её содержательных приоритетов. Формирование внешнего облика библиотеки, её дизайн, формат диалога с публикой — в идеале всё это должно позиционировать библиотеку как открытый институт, ориентированный на удовлетворение и развитие культурно-информационных ожиданий населения.
В том, что любовь местного населения к родному Лефортово не показная, можно было убедиться двадцать лет назад, когда люди ночами дежурили около знаменитого парка, разбитого ещё при Петре I, чтобы уберечь его от уничтожения в ходе строительства третьего транспортного кольца. Библиотека в то время стала своеобразным центром этого движения. Именно тогда на волне общественного подъёма в ней и был создан историко-краеведческий клуб, а библиотека получила статус краеведческой.
Непродуманный план строительства власти отвергли — парк был спасён. Клуб же стал основой просветительской, научно-познавательной, досуговой деятельности людей всех возрастов, особенно молодёжи. Рядом с библиотекой находятся знаменитые ВУЗы столицы: энергетический (МЭИ) и Бауманский (МГТУ им. Баумана). Здесь работают видные исследователи, изучающие историю района и его знаменитых учреждений: среди последних назовём военные академии, госпиталь им. Н. Бурденко и др. Естественно, что студенты, готовящиеся к факультативным занятиям по истории Лефортова, воспринимают библиотеку как родной дом, где всегда помогут найти материал и куда всегда можно забежать за интересной книжкой или журналом; послушать выступления писателей, музыкантов, певцов, чтецов.
Праздничные Ассамблеи
Каждую третью субботу месяца проходят традиционные заседания клуба «Лефортово», куда приглашаются краеведы, архитекторы, писатели, журналисты, художники. Завсегдатай библиотеки — знаменитый московский краевед В. Б. Муравьёв, автор книг «Тверской бульвар» и «Улочки, шкатулочки, московские дворы». Громадный интерес вызвала презентация видеофильма «Тверской бульвар» режиссёра А. Ю. Любицкого. Текст озвучивал один из последних представителей замечательной «старой» школы чтецов, получивший благословение самого В. И. Качалова, Валерий Токарев, увы, недавно ушедший от нас. Народный артист России на протяжении многих лет оставался преданным другом библиотеки.
Как правило, у наших мероприятий постоянная аудитория. Большая её часть — читатели, хотя случается, что приезжают гости из разных концов Москвы: друзья и члены семей читателей, бывшие жители Лефортова, переехавшие в другие районы столицы, члены общества «Старая Москва», участницы творческого общественного объединения-клуба «Москвички», среди которых известные актрисы, художницы, композиторы, поэты.
Библиотека тщательно составляет программу выступлений. Например, это могут быть музыканты ансамбля «Мадригал», на концерты которых не так-то просто попасть, или солисты музыкальных театров Москвы, выступления известных исполнителей романсов. К тому же в библиотеке всё демократично — она с улыбкой встречает каждого, независимо от его возраста, профессии и толщины кошелька.
Самыми желанными и интересными наша публика называет праздничные Ассамблеи, которые библиотека проводит на протяжении последних лет. Мы как бы реанимировали традиции, установленные Петром I ещё в 1718 г. Эти Ассамблеи — разновидность балов. Они призваны воссоздавать атмосферу петровских времён, поэтому требуют от сотрудников больших усилий, знаний, выдумки и фантазии. Последняя праздничная Ассамблея прошла в мае 2006 г. и была посвящена 350-летию сподвижника Петра I Франца Лефорта. Завершал праздничную Ассамблею маленький фейерверк. Всем присутствующим были подарены значки с изображением Франца Лефорта. Некоторые Ассамблеи заканчиваются угощениями, изготовленными по старинным рецептам петровских времён.
Творческая свобода личности
В подготовке наших мероприятий нам охотно помогают местные власти, и что особенно важно — наши партнёры и волонтёры. Так, занимаясь историей Немецкой слободы, нам удалось наладить контакт с Немецким культурным центром им. Гёте. Совместно с ними в наших стенах были проведены литературно-музыкальные вечера. Не раз исполнялись произведения русских и немецких композиторов, литературные композиции бессмертных творений И. В. Гёте, Г. Гейне, Б. Пастернака и др. на русском и немецком языках.
Другой наш бескорыстный партнёр — уже упомянутый клуб «Москвички». Благодаря одной из его участниц — актрисе театра и кино Марины Лобышевой — в мае 2000 г. состоялось открытие литературно-музыкального салона «Марина», цель которого приобщить людей к непреходящим духовным ценностям через синтез литературы и живописи, книги и музыки, слова и театрального действия. Это также форма межличностного общения. В рамках салона проходят бенефисы артистов, выступления писателей, поэтов, художников, музыкантов, вечера молодых талантов из числа читателей. В читальном зале регулярно проходят выставки работ художников и фотохудожников, флористов.
Гости салона могут блеснуть своими дарованиями — музицировать, декламировать стихи, петь и т. д. То есть мы стараемся создавать все условия для творческого самовыражения личности. И в этом мы видим один из важнейших социальных эффектов массовидных форм. В эпоху тотального прагматизма, коммерциализации искусства талантливому человеку труднее, чем когда-либо, добиться признания. Библиотека помогает ему сделать первый шаг в этом направлении.
По своему духу, содержательному наполнению, художественно-эстетическому стилю наш салон противостоит засилью масс-культуры. Это всегда высокая игра, поэтизация бытового поведения, дистанцирование от будней, создание театрализованного праздника.
Логика саморазвития салона привела к ещё одной непривычной форме работы. С помощью и при участии членов клуба «Москвички» в прошлом году библиотека открыла литературный музей замечательного поэта Владимира Соколова (1928–1997). Его вдова, литературовед М. Е. Роговская-Соколова любезно предоставила экспонаты, связанные с жизнью и творчеством поэта. В день его памяти и в день рождения библиотека регулярно проводит «Соколовские чтения», которые собирают писателей, поэтов, художников, музыкантов.
Именно благодаря так называемым массовидным формам, ориентированным на различные группы посетителей, библиотека меняется и развивается, не поступаясь традиционной любовью к Книге и к Читателю.