Информационно-психологическая безопасность читателей* Создание модели деятельности публичной библиотеки
Ольга Леонидовна Чурашева, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры библиотековедения и теории чтения Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств
Многие аспекты проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности нашли свое отражение в ряде нормативно-правовых актов государственного и международного значения. Среди них — Окинавская хартия глобального информационного общества, Декларация Совета Европы о средствах массовой информации и правах человека, «Информационное общество: вызов Европе. Политическая декларация», Конституция РФ, федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», Доктрина информационной безопасности РФ и т. д. Из документов, непосредственно относящихся к деятельности библиотек, — «ЮНЕСКО и информационное общество для всех», Манифест ЮНЕСКО об Интернете, «Публичный доступ и свобода выражения в организациях и учреждениях культуры: руководящие материалы для европейской культурной политики», Манифест ИФЛА о публичной библиотеке и др.
Библиотеки все чаще сталкиваются с факторами, которые препятствуют реализации интересов читателей и затрудняют их существование в современной информационной сфере. Эти факторы можно рассматривать как угрозу информационно-психологической безопасности читателя. В их числе:
• отсутствие (недостаток) необходимой информации;
• нарушение прав человека в области доступа к информации;
• информация сомнительного характера, т. е. возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, провозглашающая расовое, национальное, религиозное или языковое превосходство, пропагандирующая культ жестокости и насилия, агрессивная информация;
• недостоверная информация;
• перенасыщение информацией;
• хаотичность информации.
Чтобы оградить читателя от этих угроз, необходимо разработать обеспечение информационно-психологической безопасности читателей. Под «обеспечением информационно-психологической безопасности читателей» здесь подразумевается система мер, адекватная угрозам, возникающим в ходе взаимодействия читателя с информационной сферой. Эта система мер реализуется публичной библиотекой, чтобы предотвратить и нейтрализовать угрозы и тем самым защитить интересы читателей при их взаимодействии с информационной сферой.
Информационно-психологическую безопасность нельзя приравнивать к цензуре, так как ограничение на доступ к информации (разумеется, за исключением информации, доступ к которой ограничен законодательно) является ущемлением интересов личности в информационной сфере и противоречит российскому и международному праву.
В настоящее время российские библиотековеды только начинают разрабатывать вопросы поиска направлений и средств обеспечения информационно-психологической безопасности читателей. Публикации на эту тему рассматривают информационно-психологическую безопасность в контексте развития библиотек в информационном обществе, формирования информационной культуры, библиотерапевтической деятельности. В зарубежных публикациях акцент делается на перенасыщение читателей библиотек информацией и негативными психологическими эффектами данного явления и на развитие информационной грамотности читателей, высокий уровень которой позволяет эффективно противостоять вызовам современной информационной сферы. Большинство отечественных и зарубежных публикаций носит, в основном, теоретический характер, но пора обратиться к практической стороне вопроса.
С помощью анкетирования мы провели небольшое исследование на предмет того, как читатели и библиотекари понимают сущность проблемы и то, какими средствами ее можно было бы решить. В анкетировании участвовали читатели и библиотекари двух ЦБС Санкт-Петербурга (ЦБС Кировского и Курортного районов). Вот наиболее значимые выводы.
1. Читатели и библиотекари понимают термин «информационно-психологическая безопасность» многоаспектно. В структуре их представлений отражены такие его составляющие как: отсутствие угроз информационно-психологической безопасности (недостоверной, неполной, призывающей к насилию информации и т. д.), психологический комфорт при взаимодействии личности с информационной сферой, активность личности по защите от угроз информационно-психологической безопасности (умение самостоятельно найти, оценить, отобрать информацию, т. е. высокий уровень информационной культуры личности), защита информационных прав личности и т. д.
2. Наибольшую опасность для читателей представляют: информация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, провозглашающая расовое, национальное, религиозное или языковое превосходство, агрессивная информация; отсутствие (недостаток) необходимой информации, нарушение прав человека в области доступа к информации; недостоверная информация.
3. Проблема перенасыщения информацией не рассматривается читателями как актуальная несмотря на то, что ряд специалистов (в том числе и в области библиотековедения) отводят ей ведущее место среди других проблем информационного общества.
4. Приоритетными направлениями обеспечения информационно-психологической безопасности читателей являются следующие: обеспечение свободного и беспрепятственного доступа личности к информации; совершенствование информационной культуры читателей и библиотекарей; аналитико-синтетическая переработка электронных сетевых документов (создание справочных пособий по интернет-ресурсам, обзоров интернет-ресурсов); информирование читателей об угрозах их информационно-психологической безопасности, о направлениях защиты от них и возможностях библиотеки в решении данной проблемы.
5. Решить проблему можно путем переподготовки библиотечных кадров, что требует разработки соответствующих программ.
На основе синтеза результатов теоретического и практического исследования была сконструирована следующая модель деятельности публичной библиотеки по обеспечению информационно-психологической безопасности читателей.
В рамках реализации первого этапа указанной модели были проведены практические занятия по проблеме обеспечения информационно-психологической безопасности для сотрудников публичных библиотек. В них принимали участие библиотекари ЦБС Курортного района (Санкт-Петербург), специалисты различных отделов библиотек, заведующие структурными подразделениями и рядовые сотрудники. В конце каждого практического занятия библиотекари заполняли карты обратной связи. Полученный материал и был проанализирован.
Целью занятий было подготовить библиотекарей к решению проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности читателей. Среди направлений подготовки библиотечных кадров, нашедших отражение в модели, апробированы два.
1. Информирование библиотекарей о различных аспектах проблемы информационно-психологической безопасности (о терминологии, угрозах информационно-психологической безопасности, направлениях защиты от них).
2. Совершенствование информационной культуры библиотекарей.
Практические занятия для библиотекарей разработаны на основе занятий, применяемых в настоящее время различными специалистами в рамках программ по совершенствованию информационной культуры личности. Для библиотекарей проведены следующие практические занятия.
1. «Информационно-психологическая безопасность читателей: знакомство с проблемой». Занятие направлено на освоение терминологии в области информационно-психологической безопасности. Основой для разработки этого практического занятия послужила методика проведения практического занятия для активизации профессиональной лексики, успешно используемая в курсе «Профессиональное чтение библиотекаря-библиографа» на библиотечно-информационном факультете СПбГУКИ.
2. «Активное слушание». Занятие предполагало овладение библиотекарями приемами активного слушания, позволяющими успешно обрабатывать аудиоинформацию (фиксировать основную мысль сообщения, уточнять информацию и т. д.), избегать непреднамеренного искажения информации и существенных информационных потерь. Таким образом, занятие предполагало совершенствование культуры переработки аудиоинформации как части информационной культуры библиотекарей. Параллельно осуществлялось информирование библиотекарей о таком аспекте проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности читателей, как взаимосвязь информационной культуры читателя с состоянием его информационно-психологической безопасности. Практическое занятие разработано на основе методики «Активное слушание», используемой в различных психологических практикумах.
3. «Смысловое свертывание текста по проблеме информационно-психологической безопасности». Занятия были нацелены на понимание и запоминание содержания текстов с параллельным освоением проблематики информационно-психологической безопасности. Разработаны на основе практикума для освоения смыслового свертывания текста, разработанного В. А. Бородиной и используемого в курсе «Профессиональное чтение библиотекаря-библиографа» на библиотечно-информационном факультете СПбГУКИ, а также на основе методики, предложенной Н. Сметанниковой для совершенствования навыков переработки текстовой информации.
Проанализировав карты обратной связи, можно было сделать следующие выводы:
• требуется создание самостоятельного практикума для библиотекарей по проблеме обеспечения информационно-психологической безопасности читателей;
• следует, в первую очередь, уделить внимание обучению библиотекарей аналитико-синтетической переработке электронной сетевой информации, а также обработке графической информации (схем, таблиц и т.д.);
• необходимо проводить дискуссии по самым различным аспектам обеспечения информационно-психологической безопасности читателей в ходе конференций, круглых столов и т. д.
Стоит отметить, что рассматриваемая проблема — широкое поле для теоретических и, в особенности, практических исследований. Наиболее разумно, с моей точки зрения, изучать возможности использования различных технологий формирования информационной культуры как средств обеспечения информационно-психологической безопасности читателей публичных библиотек.
* Статья написана на материале диссертационного исследования, проведенного автором в 2001–2005 гг.