Ада Ароновна Колганова, директор Российской государственной библиотеки по искусству, Москва
Российская государственная библиотека по искусству имеет статус федерального учреждения культуры, организация со штатом в 178 человек, по типу — специальная библиотека, по отраслевому назначению — искусствоведческая, по расположению — одна из центральных в столице. На организацию системы ее безопасности влияет все. Однако сильнее всего — «архитектурный фактор». Библиотека занимает здание, относящееся по статусу к памятникам архитектуры. Это — старинная усадьба Н. Е. Мясоедова, построенная по проекту великого М. Ф. Казакова в 1793 году. История дома тесно переплетена с историей русского театра. Разумеется, не предназначенное, но приспособленное за многие десятилетия к библиотечным нуждам здание представляет собой сложный объект с точки зрения обеспечения безопасности.
Однако ситуация осложняется соседством под одной крышей с таким далеким от сферы культуры учреждением, как санитарно-эпидемиологическая станция центрального района Москвы (ЦАО). А если учесть, что СЭС постоянно посещают множество людей, что ее руководство сдает помещения в субаренду, не занимается ремонтом, не нанимает охрану, то становится очевидно, как сложно гарантировать безопасность помещений РГБИ. Даже если сама библиотека будет уделять безопасности большое внимание.
Для справки: серьезное внимание проблемам безопасности в РГБИ стало уделяться лишь с 2001 г. А до той поры даже не действовала пропускная система, более того — служебные пропуски сотрудников не обновлялись с советских времен. Ключевого хозяйства в общепринятом смысле не существовало; чердаки не закрывались. Система пожарной сигнализации монтировалась без проектной и разрешительной документации, не была принята службой пожарной охраны и никем не обслуживалась.
По результатам проверки библиотеки комиссией Минкультуры России, зафиксировавшей все эти недостатки, весной 2001 г. был утвержден состав руководства РГБИ.
Новое руководство библиотеки начало с того, что стало разрабатывать общую концепцию безопасности в прямом сотрудничестве с Центром безопасности культурных ценностей Российской Федерации (далее — Центр безопасности). Одним из первых действенных шагов на пути реализации основных положений концепции стало создание в РГБИ службы безопасности.
Отнюдь не считая свою работу эталонной, мы все же полагаем, что множество новых решений (даже при отсутствии стартового опыта), реализация и постоянное обновление нашей концепции может представлять определенный интерес для тех библиотек, где служба безопасности только создается.
Остановимся на основных моментах. Нам необходимо было создать пакет документации, которая не только фиксировала бы требования соблюдения правил, но и нормировала техническую систему обеспечения безопасности. И важнейшим фактором обновления этой стороны библиотечной жизни является психологический. Сложнее всего оказалось изменить поведенческие модели в коллективе, не привыкшем жить в соответствии со строгими требованиями. Чтобы «запустить механизм» соблюдения режима безопасности, были созданы программы ближнего и долгосрочного действия и проведен ряд мероприятий.
На первом этапе главным было реорганизовать замково-ключевое хозяйство, регламентировать пропускной режим, ужесточить требования к охране. Необходимо было создать полную топографическую схему расположения всех рабочих, читательских помещений и коридоров здания, а также Перечень дислокации подразделений библиотеки по помещениям. Впервые были учтены все двери, проведена их сквозная нумерация и составлена ведомость кодов.
Замково-ключевое хозяйство
Для наведения порядка на этом важном участке организационной деятельности были исключены из оборота все старые ключи, вместе с теми, что были на руках в подразделениях РГБИ, и заказаны два полных комплекта ключей от всех помещений и дверей: основной и запасной. При этом часть ключей пришлось заказывать дополнительно.
Ключи от каждого комплекта были снабжены бирками с номерами дверей, различающимися по цвету в зависимости от принадлежности к комплекту. Ключи основного комплекта были разделены на два подкомплекта — служебные и технические (подвалы, чердаки, запасные выходы и т. п.). Каждый подкомплект был размещен в отдельном навесном шкафу с замком и пронумерованными крючками для навески ключей. В подобном шкафу висят все ключи запасного комплекта.
Чтобы четко регламентировать порядок пользования ключей, была составлена сводная ведомость сотрудников на получение и сдачу ключей от соответствующих служебных помещений и отдельный (ограниченный) список — на выдачу технических ключей. Согласно этой ведомости, получать и сдавать ключи на вахту могут только сотрудники, список которых согласован с руководителем соответствующего подразделения; технические ключи выдаются только руководству администрации и определенным сотрудникам отдела хранения. Каждый день отдельные помещения опечатываются, и для этого заказаны специальные пломбиры.
Шкафы основного комплекта ключей находятся у рабочего места охраны, а шкаф с запасными опечатан печатью начальника службы безопасности и находится в служебном помещении охраны.
Выданные в течение рабочего дня ключи хранятся внутри служебных помещений; уборщицы получают и сдают ключи по отдельному списку, и им запрещено передавать ключи сотрудникам подразделений, где производится уборка.
Ключи от запасного комплекта выдаются только в особых случаях по распоряжению директора библиотеки или начальника службы безопасности, а в экстренных случаях, когда нет возможности получить разрешение от руководства, сотрудник охраны принимает решение самостоятельно.
Инженерные службы заменили навесные замки на усиленные, отремонтировали кодовые замки и заменили их коды.
Для сотрудников библиотеки службой безопасности совместно с администрацией была разработана подробная инструкция, устанавливающая раздельный порядок выдачи ключей основного и запасного комплектов. Согласно инструкции, ключи основного комплекта выдаются и принимаются под роспись по вышеуказанной ведомости, а в специальном журнале фиксируются фамилия сотрудника, дата и время.
Пропускной режим
Чтобы усилить надежность пропускной системы, все входящие в здание люди были условно классифицированы на три группы: сотрудники, читатели и посетители из сторонних организаций и служб. Сотрудникам выдали новые пропуска и запретили вход с большими сумками. Срок действия пропусков продлевается и отслеживается кадровой службой.
Для читателей принято другое решение. Им запрещен вход с любыми сумками, а в случае необходимости в гардеробе им выдаются прозрачные пластиковые пакеты. Мы знаем, что выдавать такие пакеты за счет библиотеки многих руководителей останавливают экономические соображения. Но опыт показывает, что это необходимо для контроля. Если в гардеробе читателю выдают такой пакет, это компенсирует его нежелание подчиняться библиотечным правилам.
Закрепить эффективность этих мероприятий позволили обновленные инструкции, регламентирующие порядок вноса и выноса печатных изданий, новые виды пропусков, в том числе для выноса разного рода ценностей. Среди таких ценностей — техника, фотоаппараты, диктофоны, аудио• и видеокассеты. Они выносятся по специальному пропуску, подписанному руководителем библиотеки либо его заместителем.
На посту охраны ведется вахтенный журнал, где фиксируются все нештатные ситуации, регистрируются посетители, указывается время включения и отключения систем сигнализации, фиксируются все случаи вскрытия шкафа с запасными ключами и подобные экстренные случаи. Периодически начальник службы безопасности сверяет накопленные пропуска со списком изданий, которые должны быть возвращены в библиотеку.
Отдельного внимания требуют рабочие и другие представители обслуживающих организаций, в первую очередь, ремонтно-строительных, ибо они, как правило, не знакомы с системой контроля и особых требований. Этих людей непросто приучить к библиотечному пропускному режиму, определенные запреты даются им особенно сложно. Им не просто трудно освоить все предписания работы в библиотечном здании, но и выдержать их до конца ремонтного периода.
Необходимо подчеркнуть, что для коллектива такие жесткие регламентации поначалу бывают и непривычны, и нежелательны. Люди привыкли проходить свободно, полагая, что их как давних сотрудников «и так все знают». Другая сложность заключается в привыкании друг к другу сотрудников и охранников. Работа в этом направлении требует времени и очень серьезного психологического подхода. Однажды установленных правил недостаточно, их выполнение должно контролироваться постоянно.
Дирекция нашей библиотеки регулярно проводит оперативные совещания и целевые заседания (помимо специальных плановых заседаний дирекции, посвященных вопросам безопасности), на которых обобщает состояние дел за каждый конкретный период, особенное внимание уделяя при этом соблюдению пропускного режима.
Техническая защищенность
Следующим этапом в реализации мероприятий концепции безопасности стало обеспечение технической защищенности. От администрации потребовалось перераспределение финансовых средств, и делалось это настойчиво, ибо задачи безопасности были приоритетными. Совместно с администрацией служба безопасности усилила техническую защиту, а также организовала охранную и пожарную безопасность. Заметим, что задача эта была осложнена архитектурой старинного здания, не позволяющей отделить читательскую зону от зоны хранения, а также — лимитом предусмотренных бюджетным финансированием денежных средств.
Полностью была переоборудована входная зона, впервые оборудованы места для охраны, пульты наблюдения, видеозаписи и другие необходимые точки.
Приведем некоторые примеры. Во многих помещениях были отремонтированы или заменены оконные рамы и двери. В месте возможной эвакуации сотрудников на крышу прилегающего флигеля установлены распашные решетки на окнах. Все иные виды решеток удалены.
За сутки в библиотеке бывает не менее трех обходов: проверяется закрытое состояние дверей: до начала рабочего дня обход проводит начальник службы безопасности, после завершения рабочего дня — ответственный дежурный из числа сотрудников библиотеки, в остальное время — сотрудник вневедомственной охраны.
В настоящее время в библиотеке разработана новая инструкция по порядку сдачи помещения ответственным дежурным сотруднику вневедомственной охраны, которая предусматривает обход библиотеки с проверкой на предмет, все ли двери отделов закрыты, выключен ли свет и отключена ли вода. Все это фиксируется в журнале выдачи и сдачи ключей.
Пожарная безопасность
Для повышения пожарной безопасности приняты следующие меры. Перезаряжены имевшиеся огнетушители и закуплены новые. А огнетушителями у нас оснащены все служебные помещения и коридоры. Схемы размещения огнетушителей разработаны по всему зданию, при этом особое внимание уделено отделу хранения, где многочисленные трехъярусные стеллажи образуют узкие лабиринтные ходы, из которых должен быть обеспечен быстрый доступ к ближайшему огнетушителю. Разработаны и вывешены схемы эвакуационных путей с указанием мест установки огнетушителей и телефонов. Все запасные выходы оборудованы запасными ключами в опечатанных пеналах, которые находятся около дверей выходов. Проведена замена деревянных лестниц в фондохранилище на металлические. По рекомендации Центра, поверхность нестандартных деревянных стеллажей для хранения крупноформатных изданий была обработана огнеупорным материалом «Огракс-В-СК». Для всех сотрудников библиотеки мы провели индивидуально-групповой инструктаж по правилам соблюдения режима охранной и пожарной безопасности, провели в несколько приемов тренировочную эвакуацию сотрудников производственных подразделений через запасной выход с имитацией отсутствия освещения и фиксацией времени эвакуации. Во всех отделах ликвидированы кипятильники и старые электрочайники. Там, где по условиям работы это допустимо, теперь есть новые электрочайники с автоматическим отключением.
В настоящее время библиотека оснащена автоматическими системами охранной и пожарной сигнализации. Техническое задание, которое предусматривало определенный тип и количество применяемого оборудования, калькуляцию и схему установки, как и рабочая документация систем, прошли согласование с Центром безопасности и Государственной противопожарной службой.
С учетом того, что коридоры не имеют естественного освещения, на случай отключения электричества все отделы библиотеки снабжены фонариками, и в обязанность заведующих отделами входит своевременно заменять батарейки.
Все системы сигнализации и наблюдения обеспечены техническим сопровождением, которое по отдельному договору осуществляет специализирующаяся на этом фирма.
Системы обеспечивают контроль всех помещений библиотеки, включая чердаки и подвалы. Они снабжены датчиками тревожной охранной и пожарной сигнализации с выходом на пост охраны. Пожарная система включена постоянно, а охранная включается и выключается в соответствии с режимом работы библиотеки.
Специалисты фирмы-разработчика провели обучение сотрудников охраны правилам эксплуатации внедренных систем охранной и пожарной сигнализации. Для сотрудников охраны была разработана инструкция по использованию обеих систем, оговаривающая порядок их включения и выключения в зависимости от режима работы библиотеки и других обстоятельств. Инструктажи по ознакомлению с системами проводились и с руководящим составом библиотеки.
Для повышения уровня безопасности была смонтирована система теленаблюдения, контролирующая с улицы и изнутри вход в библиотеку, главный коридор, два читальных и выставочный залы. В дальнейшем система наблюдения была распространена и на другие помещения. В каждом зале установили мониторы, которые включены в течение всего дня. На посту охраны видеозапись ведется непрерывно. Кассеты с записями наблюдений хранятся год. Начальник службы безопасности выборочно просматривает их.
Специфика работы службы безопасности предполагает ежедневное и неукоснительное выполнение всех, порою рутинных, дел: записи в журналах, обходы, проверку всех дверей, опечатывание и т. п. И работа эта должна носить постоянный, а не авральный характер, чтобы развивать начатое.
Опыт показывает, что целесообразно сохранять все ранее заполненные журналы и папки с пропускными документами, служебными записками, разовыми разрешениями и т. п., поскольку в дальнейшем при необходимости можно получить информацию, кто и когда был в библиотеке, кому и от каких помещений выдавались ключи и т. д.
Прежде чем заключать договор с подрядчиками, его надо очень внимательно читать, вносить свои поправки. Потому что зачастую истинное содержание в договоре умело замаскировано или сформулировано слишком общо. В настоящее время в связи с активным совершенствованием систем охранной и пожарной сигнализации возникает необходимость финансирования работ по техническому обслуживанию и сопровождению в эксплуатации этих систем, что соизмеримо с первоначальными затратами на их проектирование и монтаж.
О человеческом факторе
Работа службы безопасности ведется по утвержденному директором библиотеки Положению о службе безопасности РГБИ, которое разработано на основе Письма Минкультуры России от 16.02.95 № 01-32/16-25 и Приказа Минкультуры России от 01.12.95 №810.
Еще раз подчеркнем роль этико-психологических моментов и человеческого фактора.
В нашей библиотеке выработан такой подход, при котором постоянно подчеркивается важность выполнения любых предписаний. Особое внимание мы обращаем на то, чтобы в коллективе сложилась традиция соблюдения правил, чтобы выработанный в библиотеке стиль служебного поведения поддерживали и новые сотрудники, особенно молодые.
Главное в работе службы безопасности — это умение наладить контакт с персоналом. На начальном этапе мы столкнулись с некой настороженностью сотрудников, недопониманием задач, которые ставит служба безопасности, и необходимости соблюдать режим.
Контроль не всегда воспринимается адекватно, но он необходим. Благодаря ему к людям постепенно приходит понимание серьезности проблемы, появляются навыки самостоятельного поведения в сложной ситуации, умение реагировать на экстремальные обстоятельства. У людей вырабатывается ощущение определенной готовности к соблюдению правил и действиям в нештатных ситуациях.
Когда коллектив понимает суть работы службы безопасности и ее пользу для библиотеки, выказывает осознанную готовность придерживаться заданных правил — это и есть то главное, что должно сопровождать структуры безопасности в библиотеке — учреждении сугубо гуманитарном.
В начальный период важно, с одной стороны, постоянно объяснять сотрудникам, среди которых преобладают женщины, что служба призвана помогать, а не мешать им работать; с другой — неотступно контролировать соблюдение персоналом установленного порядка и не бояться тактично указывать на допущенные нарушения (даже мелкие).
Соглашение с соседями
Я рассказала здесь в основном о начальном этапе становления системы безопасности в библиотеке. Дальше наши усилия мы направили на обновление и расширение систем наблюдения и реагирования, на проведение учебных тревог и просветительских занятий, на установление системы против несанкционированного выноса и на маркирование изданий.
Особого внимания требует постоянная профилактика против вандализма и актов терроризма. Руководство проводит профилактические работы, не дожидаясь распоряжений вышестоящих органов и городской кампании. Чрезвычайно полезными мы считаем лекции специалистов Центра безопасности. Например, на 2007 г. запланирован цикл занятий для персонала.
Для того, чтобы хоть как-то уравновесить ситуацию совместного существования под одной крышей с СЭС, наша администрация предложила руководству санэпидстанции заключить соглашение о совместной эксплуатации здания, касающееся всего, начиная от распределения ремонтных работ и до совместного использования инженерных коммуникаций. При этом именно библиотека обращает внимание соседей на необходимость и сложность соблюдения правил безопасности, на обязательность противопожарных мероприятий и профилактику непредвиденных происшествий.
За последнее время задачи все усложнялись, и администрация РГБИ многократно убеждалась в том, что только неусыпное внимание к реализации тех или иных задач службы безопасности по-настоящему способно обеспечить безопасность учреждения.