Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 1 (49)'07 - Библиотечное пространство
Раздвигая границы Медиатека — шаг в новое информационное пространство

Весьма примечательно, что технические решения, применяемые при строительстве библиотек, часто значительно опережают свое время благодаря тому, что ресурсы прошлого в полном объеме закладываются в новые проекты.
Архитектурный заказ на объекты, в которых концентрируются новейшие достижения в области информации, — характерное проявление развивающегося общества. Под влиянием прогресса многие библиотеки, продолжительное время остававшиеся основными центрами образовательной активности людей, сегодня остро нуждаются в функциональной реорганизации.
В зарубежной практике библиотеки очень быстро превращаются в новейшие мультимедийные центры, которые часто называют медиатеками.

Функционализм
Современные архитектурные и дизайнерские решения все более ориентированы на гибкое чередование различных видов культурно-познавательной деятельности в структуре одного объекта. При этом само понятие «библиотека» интерпретируется как интеллектуальное пространство. Теперь библиотечное пространство все чаще представляет собой не систему изолированных помещений, а перетекающие одна в другую функциональные зоны, сочетающие образование и развлечения.
Например, стремление финских архитекторов к оптимизации информационного пространства диктует лаконичность и простоту объемов и форм. При этом каждое их дизайнерское решение наполнено исключительно функциональным смыслом. Удобный и свободный доступ ко всему массиву информации и простота работы с любыми носителями достигается за счет продуманной компоновки оборудования, учитывающей основные траектории передвижения читателей по зданию.
Широкое использование стеклянных перегородок позволяет сделать интерьеры зрительно легкими, воздушными. Своеобразный дизайн спецоборудования, мебели, оригинальные цветовые решения, находки в организации освещения создают индивидуальный образ библиотеки, его неповторимую атмосферу.
Так же важна гармония внутреннего и внешнего пространств библиотеки. Один из наиболее ярких примеров такой гармонии — пространственное решение читального зала в городской библиотеке финского города Лахти. В его основу положен весьма важный для интеллектуального пространства принцип смены зрительных впечатлений от восприятия интерьера и ближайшего окружения здания. Здесь зона для чтения комфортно расположилась вдоль волнообразной стеклянной стены, за которой — каскад декоративных растений.
Подобный прием наделен вполне определенным психологическим смыслом и помогает хотя бы частично избавить читателя от умственной и психологической нагрузки. Весьма любопытно, что задействуется и ландшафт. Чтобы связь с ним не терялась, приходится, в частности, делать стеклянными стены. Когда такой открытый интерьер наполняется мебелью из светлого дерева и соответствующим освещением, создается неповторимое ощущение легкости и открытости, интерьер становится «живым» информационным пространством, опровергающим стереотипные представления о библиотеках как скучных и однообразных помещениях.
Последние два десятилетия во Франции наблюдается настоящий бум в строительстве медиатек. Здания в Ниме (проект Нормана Фостера) и Лионе (проект Доминика Перро) — настоящее торжество стиля «хай-тек». В этом ряду несколько особняком стоит Орлеанская медиатека, расположенная на бульваре Rocheplatte / площадь Gambetta и знаменующая новый этап в развитии «образной» архитектуры (архитекторы Пьер дю Бесе и Доминик Лион).
Пятиэтажное здание медиатеки расположено в центре города к востоку от вокзала. Оно выходит фасадом на широкий бульвар, разграничивающий историческое ядро города с его плотной сетью старинных улиц от современного города, в основном застроенный довольно безликими зданиями. В таком контексте проект дю Бессе и Лиона призван был «облагородить» место, сыграв роль архитектурной доминанты, фиксирующей пересечение градостроительных осей и переключающей внимание с невыразительного окружения на себя.
Снаружи здание «упаковано» в волнистую оболочку из складок–солнцерезов, артикулированную несколькими стеклянными врезками-эркерами, которые уравновешивают композицию фасадов и «обрамляют» изнутри наиболее выигрышные городские виды. Центром композиции главного фасада служит выдающееся вперед остекление главного читального зала.
Цельность объема обманчива: в плане здания представляет сложное сочленение различных групп помещений. Авторам пришлось решать сложные пространственные задачи. Например, вписать в один объем две аудитории, несколько разделенных по возрастным группам и тематике читальных залов, зал аудиовизуальной информации, офисы, кафе и другие помещения, а также продумать схему передвижения посетителей внутри здания.
Внутренние пространства медиатеки оживляет игра красок и текстур, причем каждое помещение имеет неповторимое цветовое решение и облицовку. Все это вкупе с грамотной меблировкой, изысканным дизайном интерьеров и точно просчитанным освещением создает комфортную атмосферу.
Своеобразная «визитная карточка» архитекторов — их тесное сотрудничество с художниками. В проектировании Орлеанской медиатеки активное участие принимал В. Бюржен, который был приглашен не просто как оформитель, а как полноценный соавтор произведения архитектуры.
Медиатеку в Венисье (Лион) спроектировал в 2002 году Доминик Перро. Как и в прославившей его Национальной библиотеке в Париже, фасад медиатеки кажется сплошь отражающей поверхностью. Но если в Париже Перро использовал стекло, то здесь неожиданный декоративный эффект дают акустические панели из алюминия.

Василий Бабуров

Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы