Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 1 (49)'07 - Библиотечное пространство
Имидж ничто?! Новый облик детских библиотек Севастополя

Светлана Анатольевна Капранова, заслуженный работник культуры Украины, член Союза славянских журналистов, директор Централизованной библиотечной системы для детей, г. Севастополь, Украина

Библиотека — важнейшая часть социальной инфраструктуры государства, поэтому совершенно естественно, что она меняется вместе с обществом. Вслед за общественными преобразованиями меняются ее социальные функции.
В обществе имеет место следующий алгоритм: меняется библиотека > измененная библиотека определяет развитие информатизации > информатизация качественно изменяет общество. Согласно этой схеме живут и детские библиотеки Севастополя.

Библиотечное пространство как социально значимое
Наращивание библиотечных информационных технологий, новых услуг и новых возможностей для пользователей заставило детские библиотеки Севастополя рассматривать существующее библиотечное пространство как социально значимое. Мы остро почувствовали необходимость кардинального изменения работы с читателями.
С этой целью уже не первый год на основе маркетинговой концепции определяется стратегия дальнейшего развития детских библиотек города, разрабатываются и реализуются конкретные программы и проекты. Центральная детская библиотека им. А. П. Гайдара, ведущая библиотека ЦБС, выполняя ряд проектов и программ («ЦБС: вариант развития», «ЦДБ — контуры преобразования», «Комплектование», «Компьютеризация ЦБС», «Музей в детской библиотеке», «Вода для жизни» и др.), постоянно находится в поиске новых решений, целенаправленно формирует библиотечное пространство для более эффективного обслуживания читателей/пользователей, внедряя инновационные модели во многих областях деятельности.
Сфера библиотечного пространства наших библиотек обогащается за счет ряда новых, не характерных для библиотек видов деятельности, например, создания в библиотеках музеев (в нашей ЦБС их уже три: музей детской книги, писателя Г. А. Черкашина и детских книг Е. Белоусова), приобретения предметов искусства (в ЦДБ им. А. Гайдара вот уже 16 лет работает выставка-продажа картин севастопольских художников, во всех детских библиотеках представлены полотна художников города).
Выставка-продажа картин — результат фандрейзинговой программы — работает на престиж библиотеки, способствует восприятию библиотеки как открытого культурного пространства. В выставочном зале есть пресс-досье («Севастопольская палитра»), для читателей проводятся экскурсии и беседы о творчестве севастопольских художников, проходят персональные выставки.
Вместе с программой «ЦДБ: контуры преобразования» мы разработали свою модель развития ЦДБ, модель взаимодействия всех групп библиотечных специалистов с социальными партнерами, с реальными и потенциальными пользователями и представителями органов власти. Реализация этого проекта меняет социальный облик детской библиотеки как составляющей культурной политики города.
Современные библиотеки действуют в условиях индивидуализации потребностей, инноватики и риска, и старые подходы уже не позволяют решать новые проблемы. Мы готовили себя к новым условиям, чтобы делать свои библиотеки современными.
Инновация — это новый способ думать и делать. Новый взгляд рождается тогда, когда человек имеет возможность получать новую информацию и новые знания, который знает, что ему нужно, особенно при принятии решений в управлении.
Мы начали думать и делать по-иному с 1998 г., после того, как приняли участие в немецком семинаре «Менеджмент в библиотеках» в Киеве и в «Украинско–шведском семинаре» в ГБУ для детей. Тогда-то и началась наша работа над созданием нового облика библиотеки для детей: мы занялись решением таких проблем, как адаптация к изменениям, стратегическое планирование и управление персоналом, преобразование библиотечного пространства.
Очень важно проводить мозговой штурм, учить руководителей структурных подразделений стремлению к поиску, обоснованию и принятию управленческих решений, учить предприимчивости, уверенности и настойчивости в решении проблем библиотечного развития. За эти годы мы провели серию семинаров, круглых столов, мастер-классов, два конкурса имидж-проектов для руководителей и сотрудников разных категорий. Новшеством стали презентации новых подразделений — отделов ЦДБ и нестандартных филиалов. Свою структуру, свое лицо имеет бльшинство из них. Наши библиотеки постепенно становятся пространством доступной информации и знаний, комфорта и удобства.
В филиале №7 открыт музей писателя Г. А. Черкашина, коллектив работает по целевой комплексной программе «Детская библиотека — центр духовного наследия писателя Геннадия Черкашина» совместно с Фондом истории и культуры им. Г. А. Черкашина. В филиале №16, библиотеке-клубе, есть сектор творческого развития читателей; на первом этаже — музей детских книг писателя Евгения Белоусова (190 кв. м.), здесь — «Кабинет писателя», «Зал исторической миниатюры», зал «История Украины в книгах писателя Е. Белоусова», галерея рисунков читателей по произведениям писателя. Филиал №10 — библиотека-театр с настоящей сценой, софитами и необыкновенным занавесом.
Прежде чем решиться на какое-нибудь новшество, мы ищем информацию в Интернете, в профессиональных изданиях, изучаем опыт коллег и находим свое решение. Мы выписываем, приобретаем, привозим из командировок много профессиональных новинок.
Успеху способствует социальное пратнерство. Особенно плодотворным наше сотрудничество стало с отделом по делам молодежи и спорта и службой по делам несовершеннолетних, которые выступают соорганизаторами многих библиотечных мероприятий, а также финансируют их.
В основе развития детских библиотек лежит принцип взаимодействия. В центре нашей схемы три модуля: «Организационно-управленческий», «Технологический» (ведущая роль — у отдела автоматизации, или новых информационных технологий) и «Обслуживания». Над ними — модуль «Сотрудники», который «отвечает» за решение конкретных задач: гармонизацию интересов сотрудников, формирование у них заинтересованности в делах администрации и библиотеки в целом, за формирование чувства сопричастности и личной ответственности, понимание необходимости формировать вокруг библиотеки круг партнеров — организаций, решающих сходные задачи и заинтересованных в ее успешной деятельности, способных поддерживать библиотеку и лоббировать ее интересы. Затем следуют модули «Социальные партнеры. Филиалы» и «Читатели. Пользователи. Реальные и потенциальные». Маленькие кружки на схеме — это фокус-группы, творческие коллективы, создаваемые на период решения поставленной задачи. Раньше в их состав входили только сотрудники ЦБС, теперь это также объекты внешней среды — социальные партнеры. Благодаря внебиблиотечным контактам сфера действия библиотеки расширяется.
Ключевым фактором, определяющим развитие и статус наших библиотек в условиях социальных перемен, всегда было тесное взаимодейтсвие библиотечных коллективов ЦБС между собой и с коллективами других библиотек, а также с организациями, государственными и профсоюзными, с различными социальными группами, с известными личностями. Работаем в основном  в рамках договоров. Эти контакты играют большую роль в создании имиджа наших библиотек как прогрессивных.

Виртуальная реальность
Развитие библиотеки определяется внедрением компьютерных технологий в основные библиотечные процессы. В нашей ЦБС на сегодня 56 компьютеров, 17 принтеров, 5 сканеров, 2 цифровых фотоаппарата, web-камера, мультимедиапроектор. Современные информационные технологии используются с нарастающей интенсивностью уже не только в ЦДБ, но и в девяти филиалах, обеспечивая возможность нашему читателю работать с любым регионом мира. Для удобства читателей библиотекари повседневно сочетают традиционные и электронные виды информационно-библиографического обслуживания. В ЦБС для детей есть несколько интернет-ценров. В ЦДБ: интернет-центр «Уникум» (секции «Начинающий пользователь», «Компьютерная графика», «Internet-сервис», «Web-дизайн»), Центр детской интернет-журналистики «Контакт», интернет-центр программы IATP/IREX. В филиале №14, в «Библиотеке Дружбы народов», интернет-центр создан на грант Посольства США (проект «LEAP-II», 8 компьтеров). В других филиалах — 1–3 компьютера. Таким образом, библиотечно-информационная деятельность протекает в режиме традиционного и виртуального общения в библиотечно-коммуникационном пространстве. Читатели, находясь в библиотеках, получают информацию по Интернету; удаленные пользователи посредством Интернета обеспечиваются доступом к электронным фондам библиотек. Создавая привлекательный образ библиотеки, мы руководствуемся девизом: «Видимая библиотека, необходимая всем группам населения». Уделяем много внимания информационной среде, рекомендательно-библиографической деятельности, поскольку именно рекомендательная библиография является посредником в диалоге «информация-читатель». Информационно–библиотечным центром нашей ЦДБ изданы рекомендательные списки «Школа выживания для подростков», серии «Севастополь в Великой Отечественной войне», «…в Крымской войне», «…район на карте Севастополя» и др., а также литературные памятки, буклеты, закладки, газеты «Клуб Тинейджеров плюс Библиотека», «Гайдария юбилейная», «Библиопартнер». К 70-летию Г. А. Черкашина библиотека издала серьезный труд — биобиблиографический указатель «Геннадий Александрович Черкашин: Писатель. Публицист. Общественный деятель. Ученый. (1936–1996)». Издательская деятельнось идет на пользу имиджу библиотеки, т. к. «визуализирует» нашу профессиональную деятельнось в библиотечном пространстве.
Что за современная библиотека без электронного каталога? Мы создаем электронный каталог с 2003 г., в нем уже около 70 тыс. записей, в сентябре того же года он был представлен в Интернете. То, что наши читатели могут пользоваться ресурсами интранет и глобальной сети Интернет, совершенно изменило представление о библиотеке.
В общественной жизни Севастополя активную роль играют национально-культурные общества, их уже 33. И одно из основных направлений работы в детских библиотеках — воспитание толерантного сознания у читателей согласно проекта «Детская библиотека — территория толерантности». В «Библиотеке Дружбы народов» создан свой сайт «Дружба без границ», где размещены материалы национально-культурных обществ города, web-страница АНКОС (Ассоциации национально-культурных обществ Севастополя).
Помимо традиционных отделов («Мир детства», «Мир подростков», «Инновационная и методическая работа», «Информационно–библиографический», «Организация фондов и каталогов», с сектором фандрейзинга) профессиональный интерес у гостей всегда вызывают отделы «Искусство», «Маркетинг», «Новые информационные технологии» с сектором Медиатека, «Организаторы детского чтения», «Реклама книги и творческое развитие детей», «Редкие книги. Музей детской книги. Музей детских библиотек города», Информационно-ресурсный центр «Лингва» и Центр «Окно в Америку» для будущих лидеров, которые находятся в структуре отдела организаторов детского чтения.

По цветам
Администрация ЦБС делает все, чтобы квалификация библиотечного коллектива была на должном уровне. Инновационный подход применяется во всей структуре профессионального обучения. Школа библиотечного менеджмента «Путь к успеху» старается внедрять новые формы образования, в том числе по направлениям: «Реклама и PR в библиотеке», «Формирование нового имиджа Библиотеки». Дважды за пять лет проводился конкурс имидж-проектов, нацеленных на формирование современного библиотечного пространства. Наиболее удачные и перспективные наработки презентуются  на «Удачах года». На одной из таких презентаций был представлен доклад «Библиотека как среда всестороннего развития современного ребенка», в нем речь шла о том, как организовать познавательно-развлекательное, доступное пониманию ребенка библиотечное пространство. Для самых маленьких — это предметно-игровая среда (мягкие игрушки, книжки-игрушки, поделки из природных материалов); для ребят постарше — цветные карандаши, раскраски, пластилин, конструктор; для школьников — настольные и компьютерные игры. В логотипе  собраны все цвета радуги, они же используются и в оформлении читательских зон. Справочно-библиографической зоне для дошкольников и школьников присвоен зеленый цвет, краеведческой — синий и белый (символизирующие белокаменный Севастополь на синем морском берегу), об Украине — желто-голубой (цвета государственного флага), для родителей — красный цвет (привлекающий внимание). В отделе «Мир подростка» мы убрали часть стены и соединили аркой помещения двух абонементов для читателей среднего и старшего возраста. В читальном зале выделили две зоны: печатных изданий и зону медиаресурсов.

Пространство, именуемое «общественность»
Особое внимание мы уделяем пиару, развитию связей с общественностью, маркетинговым исследованиям, словом, делаем все, чтобы администрация вышестоящих и финансовых органов, депутатский корпус имели полное представление о деятельности детских библиотек. Проводим различные акции, благодаря которым в сознании общественности закрепляется положительный имидж библиотек, возрастает и укрепляется их престиж.
Так, в ЦДБ прошла фотовыставка «Север Юг Запад Восток», организованная совместно с Торгово-промышленной палатой и Британским Советом. Постоянно сотрудничаем со СМИ города, Украины, России. Ежегодно — это более 100 публикаций в газетах и журналах, более 40 телерепортажей, около 30 выступлений на радио. Мы активно развиваем международное партнерство, что позволяет нам входить во всемирное библиотечное пространство. Наша главная точка входа в информационно-библиотечное пространство ЦБС — это сайт: www.childlib.iuf.net
На сайте можно найти информацию о ЦБС для детей; о ЦДБ им. А. П. Гайдара; о партнерах библиотеки; новости ЦБС; книги on-line (произведения севастопольских авторов); электронный каталог; электронные издания ЦБС: виртуальную версию журнала «ЮнГа» (юные гайдаровцы), газет «Библиопартнер», «Клуб Тинейджеров плюс Библиотека»; календарь памятных дат Севастополя; Кроме того, созданы сайты «Библиотеки Дружбы народов» (www.friendlib.iuf.net), виртуальная образовательная библиотека «Education ODCH» для библиотекарей, преподавателей и других специалистов, связанных с проблемами детства и детского чтения (www.odch.iatp.org.ua), по просьбе ветеранов создан сайт «Крейсер «Кутузов» (www.krkutuzov.org.ru), о ЦДБ (www.gaidar.iayp.org.ua), о Черкашине (www.cherkashin.iatp.org.ua), экологический портал «ЭкоЛогия. ЭкоТаврика. ЭкоЛогика» (www.ecotavrika.iatp.org.ua) — здесь есть рубрики «Библиотека» (книги севастопольских авторов о дельфинах и других животных), «Творчество», «Интеллект», «Эконабат», «Экотуризм».
У нас — море планов. Мы хотим реконструировать здание и расширить площадь ЦДБ, заменить мебель во всех детских библиотеках, создать открытое внутрибиблиотечное пространство с разновозрастными читательскими зонами вместо изолированных помещений, включить все библиотеки-филиалы в работу по целевым программам и проектам (модернизации, социальным, культурным).
Несмотря на море проблем (финансовых, кадровых, отсутствие соответсвующих помещений), мы считаем, что мы — коллектив успешных людей, которые продолжают задаваться вопросом: «Что еще мы можем изменить?» и делают свое дело.

Тема номера

№ 8 (482)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы