Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 4 (40)'06 - АВТОРСКОЕ ПРАВО
Мода проходит. Стиль — никогда!

Библиографический указатель посвящён развитию моды и стиля с конца ХIХ до начала ХХI вв. и составлен в виде биобиблиографического справочника персоналий модельеров и дизайнеров костюма. Биографические справки на модельеров расположены в транскрипции русского алфавита. В биографическую справку входят: дата и место рождения модельера, написание фамилии и имени на языке страны, в которой он живёт и работает, этапы его жизни и творчества, иллюстративные материалы. Библиографические списки литературы заканчивают каждую статью и составлены в обратнохронологическом порядке.

Зайцев Вячеслав Михайлович (2 марта 1938 г.) — знаменитый российский модельер, художник, поэт. Перечислять его заслуги можно долго, поэтому остановимся лишь на некоторых: президент Московского Дома моды, член Союза художников РФ, заслуженный деятель искусств РФ, Лауреат Государственной премии, кавалер Ордена за «Заслуги перед Отечеством», лауреат Премии Президента России в области литературы и искусства по разделу «Дизайн», профессор, руководитель профессиональной школы моделирования одежды «Лаборатория моды», почетный гражданин городов Парижа и Иванова. Первопроходец в советской моде, он первым заговорил о красоте как образе жизни, совершив прорыв в мир западной моды, создал свой Дом Моды и первый Театр Моды в нашей стране.
Родился и вырос Вячеслав Михайлович в Иваново, в семье рабочих. Еще будучи ребенком увлекся рисунком. И это привело его в 1952 году в Ивановский химико-технологический техникум на факультет прикладного искусства, который в 1956 году он окончил с отличием по специальности «художник текстильного рисунка».

Париж болен телогрейками
В техникуме будущий художник постигал азы живописи и графики. Рисовать приходилось много, «до изнеможения». «Я брал пластику у живописцев Древней Руси, у Феофана Грека и Андрея Рублева. У японских графиков — линию, четкую, лаконичную и в этой лаконичности многозначительную. Великие итальянцы дали мне чувство цвета. За три года я скопировал почти все миниатюры персидских художников, которые смог найти в наших музеях», — вспоминает модельер. В 1962 году он с отличием окончил Московский текстильный институт по специальности «художник-модельер».
После распределения Зайцев работал художественным руководителем на небольшой швейной фабрике Мособлсовнархоза в подмосковном городе Бабушкине. Простора для творчества здесь было немного. Предприятие специализировалось на выпуске рабочей одежды, и задачи перед модельером стояли вполне конкретные. Но эта работа не убила в нем энтузиазм, а лишь пробудила фантазию. Первая коллекция Зайцева была яркой и функциональной — цветные телогрейки и юбки из пестрых павловских шалей. И хотя эту коллекцию не выпустили «в тираж», фоторепортаж о ней опубликовало несколько зарубежных изданий.
В 1963 году в журнале «Пари Матч» появилась первая публикация о творчестве художника под названием «Он диктует моду в Москве», в которой была дана высокая оценка его исканиям.

В пылу эмоций
В марте 1965-го Зайцев был принят на работу художественным руководителем экспериментально-технического цеха Общесоюзного дома моделей одежды (ОДМО) на Кузнецком Мосту в Москве. Первые его модели были «безумно экстравагантны, перегружены деталями и абсолютно неносимы. Я буквально задыхался от огромного количества наплывающих на меня эмоций», — вспоминает Вячеслав Михайлович. Понимание истины, провозглашенной некогда О. Уайльдом, — простота «есть последнее убежище полного сложностей человека» — пришло к художнику позднее.
В апреле того же года произошло знаменательное для Зайцева событие: он познакомился в Москве с Пьером Карденом, Марком Боаном («Кристиан Диор») и Ги Лярошем. Знаменитые французские модельеры с интересом отнеслись к своему русскому коллеге, о творчестве которого читали в «Пари Матч». Пьер Карден сказал тогда знаменательную фразу: «Иметь свой стиль — это огромное мужество в этом многообразном мире моды». Это высказывание Кардена стало для Зайцева ориентиром на всю жизнь.
Как художнику Вячеславу многое дало общение с природой, русский фольклор и русское искусство. Если поначалу западные журналисты называли его «Красным Диором» или «московским Сен-Лораном», то после появления первых моделей в русском стиле о нем стали писать как о модельере, нашедшем свой путь. «Наша древняя культура и удивительная гармония, соответствующая русскому духу, помогли мне освободиться от влияния французских модельеров», — пишет в своей книге Вячеслав Михайлович. В 1967 году в Москве прошел Международный фестиваль мод, который оказал огромное влияние на дальнейшее развитие всего советского моделирования. Коллекция Зайцева была встречена очень тепло, а за платье «Россия» он получил Гран-при. После чего целый ряд европейских и американских фирм предложили модельеру создавать для них коллекции. Это была первая большая победа!
В 1969-м Зайцев начал работать художником театрального костюма и сценографом, а также в кино. «Я делал в Театре сатиры “Женитьбу Фигаро”, в “Современнике” — “Вишневый сад” и “Анфису”. Работал во МХАТе со старейшей русской актрисой Марией Бабановой над спектаклем “Все кончено”. В кино довелось встретиться с Любовью Орловой, которая была совершенно исключительным человеком — благородным и добрым. Мы работали с ней в картине “Скворец и лира”. Это был ее последний фильм. С Клавдией Ивановной Шульженко довелось работать над ее юбилейным концертом в Колонном зале. С Эдитой Пьехой работали в течение восьми лет…», — вспоминает Зайцев.
"Мои приключения — это мои платья"
Работа художника — это постоянный поиск. «Мои самые увлекательные, самые страстные приключения — это мои платья. Я ими одержим. Они меня занимают, они мне никогда не дают покоя. Это мой ад и мой рай, мученье и радость моей жизни», — писал Зайцев. В 1972 году он назначен заместителем художественного руководителя ОДМО, а в 1973-м награжден медалью «За трудовую доблесть». После оглушительного показа 1978 года в Доме кино модельер мучительно размышляет о дальнейшем развитии. Наступил период переоценки ценностей. «Я ушел тогда из Дома моды, работал в ателье индпошива, а спустя три года при содействии министра Дуденкова смог организовать свой собственный Дом моды», — вспоминает Вячеслав Михайлович. В 1979 году Зайцев начинает преподавать на кафедре моделирования одежды факультета прикладного искусства Московского технологического института (ныне Академия сферы быта и услуг). В 2001-м он избран членом-корреспондентом Российской Академии художеств, а в 2002-м ему присвоена степень Доктора искусств.
В 1988 году сама мадам Карвен пригласила Зайцева в Париж для показа коллекции «Русские сезоны в Париже». Показ прошел с триумфом. Сам Жак Ширак присудил модельеру Золотую медаль. Быть названным Человеком Года в мире моды, стать Почетным гражданином Парижа — русский художник был удостоен такой чести впервые. На фестивале «Лучшие 5 модельеров мира», проходившем в Японии, Вячеслав Зайцев стал победителем. В 1992 году издательство «Новости» выпустило на английском языке книгу о Зайцеве «Ностальгия по красоте», а издательство «Имидж» — книгу его графики и стихов «Я всем обязан провиденью». В том же году фирма L’Oreal запустила в производство первые духи русского модельера — «Маруся» (Maroussia), а затем — и новую линию проекта Зайцева «Маруся» — кремы, лосьоны, дезодоранты, мыло. Это название имеет двойной смысл: духи Вячеслав Михайлович назвал в честь своей мамы Марии Ивановны, с французского Maroussia переводится как «моя Россия».
Театр Моды, созданный в начале 1980-х, стал естественным продолжением Дома Моды Slava Zaitsev. «Я не реализовал себя как актер и режиссер, хотя мечтал. И вот теперь претворяю артистические наклонности в своем Театре моды в жизнь, и все мои модели — это тоже актеры. Порой они не так профессиональны, как настоящие артисты. Но зато они азартны, они хотят быть актерами», — говорит в интервью маэстро. Основное направление его творчества как художника-модельера — это постоянные поиски гармонии содержания и формы, желание доказать, что человек способен не только созидать красоту, но и являть ее собою миру.
В течение всей своей творческой деятельности Вячеслав Зайцев раскрывается как неординарная, многогранная личность. В 40 лет у него открылся дар писать стихи.
Природа щедро наделила
Меня любовью к красоте.
Я переполнен...
Кто ж поможет
Сосуд прекрасный осушить?
Его б наполнил тотчас я, чтоб жажду красоты
Мог утолить один, другой и третий...
И хватит всем.
Его живопись и графика хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве, в музее Прадо в Мадриде, в Галерее современного искусства в Варшаве, а также в многочисленных частных коллекциях. В его московской студии есть постоянно действующая и периодически обновляемая выставка «Экзерсис». Здесь собраны работы последних лет, выполненные масляной постелью. Все, что им создается, сначала выставляется здесь, а затем расходится по музеям, коллекциям и выставкам.
Сейчас Славе Зайцеву 68, а он полон творческих сил и замыслов: «Я еще не полностью реализовался как художник-живописец, как художник, расписывающий фрески, как скульптор, как человек, который может делать мебель, посуду, лампы, заниматься интерьером…» Где же он берет силы, в чем черпает вдохновение? Ответ можно найти в его стихах и многочисленных интервью: «Моя память не отягощена плохими воспоминаниями. Я помню только светлое, доброе. Я живу мечтой, цветами, чистотой. В этом я вижу смысл жизни, — говорит художник. — Мой принцип — гореть по жизни, а не тлеть. В вечном горении я вижу смысл бытия. Когда горишь ярко, тепло получают очень многие… Я человек очень счастливый, потому что мне удалось проникнуть в тайны искусства Гармонии и Совершенства, — говорит модельер, — и я все 40 лет стараюсь приобщиться к этой гармонии, познать непостижимую женскую и мужскую натуру. Вся моя жизнь — это любовь к окружающему миру и людям, живущим в нем».
Зайцев Егор Вячеславович (1960) — художник-модельер, заместитель генерального директора ОАО «Московский Дом Моды Славы Зайцева», сын Вячеслава Михайловича Зайцева. У него с отцом много общего. Как и отец, Егор с отличием окончил Московский текстильный институт, как и отец, пишет стихи. Но у него свое видение мира и себя в профессии. С моделями Егора знакомы в Европе, Америке, Японии, Австралии, Индии. Его приглашали работать в свои Дома такие мэтры моды, как Пьер Карден и Тьерри Мюглер. Вячеслав Михайлович считает Егора «личностью, безусловно, одаренной и в творческом плане вполне самостоятельной. С одной стороны, Егору намного легче, потому что он свободен, потому что имеет возможность видеть мир. С другой стороны, ему намного труднее искать собственный путь в искусстве, потому что он находится под мощным прессингом имиджа Зайцева-старшего. Каждую его работу вольно или невольно рассматривают через призму моего творчества».
Егор проработал в Доме Моды Вячеслава Зайцева более 20 лет. Сейчас занимается выпуском дизайнерской одежды под собственной маркой Yegor. В последние годы его привлекают сюрреалистичные и графические образы, которые воплощают не просто фантазии, а философское осмысление жизни. Егор считает, что «мода — это игра настроения, возникающая от общения с людьми, от слушания музыки. Это что-то, что живет с тобой и вне тебя и может возникнуть в любой момент. Должна быть бесконечная загадка».

Шевелев И. Соблазн от кутюр: Слава Зайцев перелистал страницы моды // Российская газета. — 2006. — 6 марта. — С. 6: ил.
Слава Кардена // Vogue. — 2005. — № 9. — С. 192: ил.
В гостях у Славы Зайцева // Юный художник. — 2005. — № 5. — С. 18—21: цв. ил.
Конкурс модельеров // Ателье. — 2005. — № 2. — С. 6.
Без паузы // Экран и сцена. — 2004. — № 9. — С. 2.
Остроущенко А. Неделя Моды в Москве // Мода. Имидж. Престиж. — 2004. — № 6. — С. 3—13: цв. ил.
Выбор Президента // Культура. — 2004. — № 8. — С. 1
Президент Путин поддержал критику // Коммерсант. — 2004. — 24 февр. — С. 8: ил.
Зайцев Вячеслав // Караван историй. — 2003. — № 9. — С. 229: цв. ил.
Завидный Дом // Дом актера. — 2003. — № 81. — С. 2—3: ил.
Зайцев В. М. // Балдано И. Ц. Мода ХХ века: Энциклопедия. — М., 2002. — С. 133—134: ил.
Вячеслав Зайцев // Мода и стиль: Энциклопедия. — М., 2002. — С. 290—294: цв. ил.
Первый // L'Officiel. — 2002. — № 35. — С. 178—183: цв. ил.
Медали Российской Академии художеств // Культура. — 2002. — № 18—19. — С. 7.
«Нашествие» по случаю юбилея // Gala. — 2002. — № 4. — С. 132—135: ил.
Сорокко Т. Вечная слава // Vogue. — 2002. — № 3. — С. 226—230: цв. ил.
Ман Д. Гран па от Зайцева // Линия: Прил. к журналу «Балет». — 2001. — Март. — С. 12.
Крылова М. Все в тюле и панбархате // Независимая газета. — 2001. — № 2. — С. 7: ил.
Зайцев В. М. // Театральная жизнь. — 2000. — № 3. — С. 44—49: ил.
Зайцев В.: «Я создал свою религию — религию красоты» // Макаров П. Персоны: Звездное досье. — М., 1999. — С. 128, 134—141: ил.
«Творить добро и щедро им делиться» // Модестов В. С. Богиня танца и поэт. — М., 1999. — С. 40—54.
Зайцев В. Технический прогресс не приносит счастья, зато дает комфорт // Общая газета. — 1999. — № 46. — С. 8.
Климин А. Второго Зайцева не будет: К 60-летию В. Зайцева // Огонек. — 1998. — № 9. — С. 58—60: ил.
Иронические мемуары // Горин Г. Прощай, конферансье! — М., 1997. — С. 429—452.
Орлова Н. Русская мода: сын за отца не отвечает // Коммерсант-Daily. — 1997. — № 163. — С. 6: ил.
Великанова Л. Зайцев Слава: «О себе скажу скромно — талант всегда одинок...» // Литературная газета. — 1997. — № 21. — С. 14: ил. Колесова Н. Как молоды мы будем // Российские вести. — 1997. — № 45. — С. 4.
Галущенко Л. Вячеслав Зайцев: «Вкус молчалив, кричит безвкусица» // Культура. — 1997. — 8 марта. — С. 16.
Федонина С. Зайцев В.: «В выборе украшений имеет значение все» // Ювелир. — 1997. — Весна—лето. — С. 21—25: ил.
Мищевская Г. «Соблазн»: роскошь простоты // Труд. — 1996. — № 212. — С. 20.
Указ Президента РФ: О присуждении Государственных премий РФ в области литературы и искусства 1995 г. // Российская газета. — 1996. — № 104. — С. 3.
Игнатова Е. Зайцев соблазняет и грустит // Огонек. — 1996. — № 4. — С. 80—81: ил.
Иванова Ю. Это моя жизнь // Невское время. — 1996. — № 1. — С. 4.
Попова Н. Маруся в жизни Славы Зайцева // Российские вести. — 1996. — № 148. — С. 4.
Вячеславу Зайцеву: Эпиграмма // Гафт В. Стихи и эпиграммы. — Вильнюс, 1995. — С. 129.
Слава Зайцев: «В основе моего отношения к людям — нежность» // Труд. — 1995. — № 213.— С. 5: ил.
Виркунен Т. Тот самый Слава Зайцев // Аргументы и факты. — 1995. — № 30. — С. 3.
Часы для Славы // Арт фонарь. — 1995. — № 14—15. — С. 10: ил.
Гончаренко Е. Ананасов в шампанском становится все больше // Столица. — 1995. — № 11. — С. 16.
Зайцев В. М., Зайцев Е. В.: О жизни, о моде и немного о себе // Мир женщины. — 1995. — № 9. — С. 46—48: ил.
Колесова Н. Вячеслав Зайцев: «Моя энергия — свыше» // Разгуляй: Зрелища и увеселения. — 1995. — № 3. — С. 50.
Орлова Н. Егор Зайцев показал неагрессивную классику // Коммерсант-Daily. — 1994. — № 74. — С. 14: ил.
Понизовский А. Зайцев В.: «Модно одетых людей я боюсь» // Домовой. — 1994. — № 6. — С. 71—75: ил.
Мордюкова Н. Этюды о друзьях // Труд. — 1993. — № 246. — С. 11.
Орлова Н. Триумф агрессии в московском Доме моды // Коммерсант—Daily. — 1993. — № 229. — С. 13: ил.
Зайцев В. Я всем обязан Провиденью: Рисунки, картины, стихи. — М., 1992. — 86 с.: ил.
Заварский Л. Зайцев Егор // Огонек. — 1989. — № 43. — 4-я с. обл.: ил.
Зайцев Егор: Лица // Новое время. — 1989. — № 21. — С. 45: ил.
Овчарова В. Вячеслав Зайцев // Божур. — 1989. — № 2.— С. 54—55: цв. ил.
Борисов А. Пароль Егора Зайцева // Советская женщина. — 1989. — № 1. — С. 38—39: ил.
Зайцев В. Н. Этот многоликий мир моды. — М., 1982. — 80 с.
Егор Зайцев: «Может быть, взрослею...» // Аврора. — 1982. — № 4. — С. 120—126: ил.
Зайцев В. Такая изменчивая мода. — М., 1980. — 206 с.: ил.
Подготовила Светлана Ермишко

Тема номера

№ 5 (455)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы