Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 4 (40)'06 - АВТОРСКОЕ ПРАВО
Обеспечение всеобщей оступности информации в библиотеках
Александр Александрович Викулин, старший научный сотрудник НИОБ РНБ, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербург

Елена Ивановна Борисова, старший научный сотрудник РНБ, кандидат педагогических наук. Санкт-Петербург


Закон "О библиотечном деле" является основой формирующегося информационного общества.


В условиях формирования информационного общества право гражданина пользоваться информацией, находящейся в государственных информационных ресурсах, относится к естественному праву гражданина и тесно связанно с другими политическими правами человека.
Россия, как и большинство стран мира, признавая доступность информации важнейшей ценностью современной цивилизации, закрепляет эту норму законодательно.
Основным законом, в котором провозглашается право человека на доступ к информации, является Конституция РФ, ст. 29, п. 4 которой гласит: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом». А во втором пункте ст. 44 сказано: «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям». Право гражданина РФ на правовую информацию — отдельный аспект.
В соответствии со ст. 24 Конституции РФ, органы государственной власти и местного самоуправления и их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В XXI веке библиотека становится одним из тех социальных институтов, который способствует реализации права человека на свободное получение информации. Библиотеки призваны обеспечивать всеобщую доступность информации, собираемой и хранимой в фондах, что закрепляет ст. 7, п. 4 ФЗ
«О библиотечном деле»: «Пользователь имеет право бесплатно получать любой документ во временное пользование из библиотечных фондов».
ФЗ «О библиотечном деле» провозглашает государственный протекционизм в деле создания условий для всеобщего доступа к информации и культурным ценностям. Закон
«О библиотечном деле» является основой формирующегося информационного общества. При этом в основе процесса его формирования лежит законодательно обеспеченное право на «свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность». Примечательно структурное соответствие Закона «О библиотечном деле» Конституции России. В обоих документах вторая глава посвящена правам граждан (ср.: «права граждан в области библиотечного дела» — «права и свободы человека и гражданина»). Права граждан гарантируются как в сфере библиотечного обслуживания, так и в сфере организации деятельности библиотек.
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.04.95,
№ 24-Ф также подтверждает право человека на доступ к государственным информационным ресурсам. В ст. 10 «Информационные ресурсы по категориям доступа» п. 1 сказано: «Государственные информационные ресурсы РФ являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа»). Кроме того, специальная норма обязывает власть делать информацию открытой и доступной. Пункт 3 гласит: «Запрещено относить к информации с ограниченным доступом документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне».
Важнейшим положением Закона РФ «Об информации, информатизации и защите информации» (так же, как и Закона РФ «О библиотечном деле» и ряда других) является положение об обеспечении одного из существенных конституционных прав граждан — свободы доступа к информации, которая во всем мире признается открытой и которая не представляет государственной или коммерческой тайны. Это относится, прежде всего, к информации, находящейся в государственных информационных ресурсах, которые являются достоянием нации. Они признаются открытыми и общедоступными. Становится доступной информация о законодательных и других нормативных актах, о чрезвычайных ситуациях, о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также экологическая, демографическая информация и т. д., которую властные структуры обязаны предоставлять бесплатно. Бесплатность государственных информационных ресурсов обеспечивает право на информацию социально незащищенных слоев населения, содействуя получению ими образования, и тем самым — смягчению социальных противоречий. Непосредственно о доступности информации говорится в гл. 3 «Пользование информационными ресурсами»: в ст. 12 «Реализация права на доступ к информации из информационных ресурсов», ст. 13 «Гарантии предоставления информации» и в ст. 14 «Доступ граждан к информации». Анализ законодательной основы показывает, что в Российском государстве созданы правовые предпосылки для обеспечения права граждан на свободный доступ к информации. Однако наряду с провозглашением всеобщей доступности информации необходимо предусмотреть меры ответственности за ее использование и, соответственно, способы защиты от недобросовестного пользователя.
В этом смысле библиотека как посредник между государством и пользователем, обеспечивающий свободное предоставление информации из государственных ресурсов, оказывается абсолютно незащищенной от недобросовестного пользователя.
В организации библиотеками всеобщей доступности к государственным информационным ресурсам скрыта определенная опасность для общества. Неправомерное использование такой информации может представлять угрозу для общества. В соответствии с ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» и ст. 21 «Защита информации», «защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику» (в нашем случае — Государству). Однако вышеназванная норма является декларативной. К сожалению, библиотека не имеет механизма, с помощью которого возможно было бы предотвратить незаконное, противоречащее интересам РФ использование полученной законным путем из библиотеки информации. В связи с этим необходимо расширить статью ФЗ «О библиотечном деле» «Ответственность пользователей» и ввести норму, в соответствии с которой пользователь должен быть предупрежден о личной ответственности за использование информации, полученной в библиотеке, в антигосударственных целях и дать письменное обязательство.
Другой, не менее важной проблемой, является использование информации, полученной пользователем из государственных информационных ресурсов в библиотеках, в коммерческих целях. Государство затрачивает огромные средства на приобретение различных документов, которые, в свою очередь, попадая в руки пользователя, тиражируются и продаются. В связи с такой практикой (особенно это касается патентов, стандартов и другой технической документации) необходимы меры уголовной ответственности за незаконное получение прибыли от торговли государственной интеллектуальной собственностью.
Миссия библиотеки по обеспечению всеобщего свободного доступа к знаниям и информации находится в определенном противоречии с основной идеей авторского права, заключающейся в необходимости защиты исключительного права авторов на использование результатов своей творческой деятельности.
Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», защищая права авторов, сужает рамки свободного пользования информацией. Ст. 8 «Произведения, не являющиеся объектами авторского права» определяет общедоступные виды информации:
• официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;
• государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);
• произведения народного творчества;
• сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.
Границы свободного доступа к информации, защищенной авторскими правами, очерчены в
ст. 19—21 вышеназванного закона.
Законом допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения предоставление во временное безвозмездное пользование библиотеками экземпляров произведений, введенных в гражданский оборот законным путем (ст. 19 п. 2.).
Данное право свободного использования произведения, введенное в последней редакции Закона от 20 июля 2004, устраняет существовавшее долгое время противоречие между Законом «Об авторском праве и смежных правах» и Законом «О библиотечном деле».
В различных изданиях, подготавливаемых библиотеками (аннотированных списках и обзорах литературы, рекомендательных библиографических указателях, сценариях, памятках) большое распространение получил такой случай свободного использования произведений или отрывков из него, как цитирование, включение отрывков, фрагментов из произведений других авторов. Для работников библиотек, занимающихся подготовкой и составлением таких изданий, особое значение имеет положение ст. 19 Закона, касающееся цитирования.
Цитирование, т. е. включение в произведение закавыченных отрывков из других произведений, допускается без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения (ст. 19, п. 1). Цитирование разрешается как в оригинале, так и в переводе. Но допускается оно лишь в научных, исследовательских, политических и информационных целях.
Цитата может быть взята лишь из обнародованного произведения. Объем цитаты определяется целью цитирования, т. е. цитата не должна быть неопределенно большой.
Законодательство допускает использование произведения или отрывка из него в качестве иллюстративного материала. Законодательство делает акцент на учебном характере произведений, использующих иллюстративные материалы. Их вид не имеет значения. Это могут быть печатные и электронные издания, радио- и телепередачи, аудио- и видеозаписи (ст. 19, п. 2).
При составлении библиографических обзоров по определенным проблемам, темам, направлениям, в которых наряду с авторским текстом приводятся цитаты из произведений или отрывки из них, библиотечные работники могут опираться на положения Закона, касающиеся свободного использования произведений или отрывков из них в обзорах печати.
В соответствии со ст. 19 п. 1 Закона, обзор печати — это составное произведение, включающее отрывки из других произведений. Если эти отрывки взяты из газетных или журнальных статей и имена их авторов, а также источники заимствования указаны в обзоре, то их использование может осуществляться свободно. Возможен и перевод этих отрывков на тот язык, на котором составлен обзор.
Если обзор печати, кроме указанных отрывков из произведений других лиц, включает оригинальный авторский текст, то такой случай свободного использования материала считается цитированием. Но если обзор печати состоит из одних отрывков, то это уже не цитирование, а воспроизведение.
Многие российские библиотеки широко используют в своей практике ксерокопирование произведений и их фрагментов как по запросам своих читателей, так и для собственных нужд. В связи с этим особое значение приобретают положения, сформулированные в ст. 20 п. 2 Закона. В соответствии с ними допускается свободное репродуцирование, осуществляемое библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях.
У библиотек также есть льготное право безвозмездного использования произведений печати путем репродуцирования для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров, а также для предоставления аналогичных материалов другим библиотекам.
Объектами репродуцирования могут быть:
• отдельные статьи и иные малообъемные произведения, опубликованные в сборниках, газетах, журналах и других периодических изданиях;
• короткие отрывки из опубликованных письменных произведений (в том числе с иллюстрациями).
В первом случае объектом репродуцирования может быть произведение целиком, а во втором — лишь часть произведения. В каждом отдельном случае репродуцирование осуществляется в единичном экземпляре.
Раздел III Закона «Смежные права» позволяет библиотекам полномасштабно использовать фонды аудиовизуальных (кино- фото-, фоно-, аудио-, видео- и др.) носителей информации, легализовать деятельность фонотек, видеотек и медиатек в структуре библиотечно-информационных учреждений. Так, допускается без согласия исполнителя и производителя фонограммы и без выплаты вознаграждения использовать исполнение, постановки, передачи в эфир, передачи по кабелю и их записей, воспроизведение фонограмм в учебных и исследовательских целях, цитирование в форме небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю в информационных целях (ст. 42).
Таким образом, Закон об авторском праве в части, касающейся использования информации в традиционной форме, предоставляет библиотекам достаточно большие возможности по обеспечению доступности информации. К сожалению, последние изменения, внесенные в Закон, касающиеся использования произведений, существующих в цифровом виде, окажут весьма негативное влияние на возможности библиотек обеспечивать доступ к информации в электронной среде. Потому что, в соответствии с этими изменениями, экземпляры произведений, существующие в цифровом виде, в том числе экземпляры произведений, предоставляемые в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек при условии, что сделать с них коппию нельзя
(ст. 19. п. 2.). 
В заключение необходимо отметить, что абсолютизация авторского права приведет к тому, что принцип всеобщего бесплатного доступа к знаниям как важнейший принцип демократического общества будет нарушен. Поэтому одной из глобальных задач общества в современных условиях является выработка правовых и экономических механизмов, которые обеспечили бы равновесие между беспрепятственным доступом к информации и соблюдением прав ее создателей.
Тема номера

№ 23 (329)'18
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы