Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 2 (26)'05 - МОДЕЛЬЕРЫ XX ВЕКА
Мода проходит. Стиль — никогда!
Понятие мода (от лат. modus — мера, образ, способ, правило, норма) отражает особенности объединения существующего разнообразия одежд в костюм. Великие кутюрье и топ-модели, создающие Мир высокой моды,
сегодня диктуют не только стиль одежды, стиль жизни
и поведения, но во многом
и образ мыслей наших современников.

Гре Мадам, Аликс (1903—1993) — французский кутюрье. Ее настоящее имя Жермен Эмили Кребс. Она родилась в Париже и мечтала стать скульптором, но стала знаменитым модельером, создававшим изысканнейшие платья. Свою деятельность Аликс начинала в Модном Доме «Премэ». В 1931 г. она открыла салон, который специализировался на спортивных моделях. Вместе с компаньонкой Жермен Бартон они создают салон «Аликс Бартон», в котором успешно сотрудничают с 1934 г.
Мадам Гре завоевала свое место среди великих модельеров благодаря своему искусству закройщицы. Она кроила без выкроек, имея под руками только ткань, что делало ее модели неповторимыми. Аликс никогда не употребляла плечиков и зажимов, а только следила как ложится ткань. Она хотела добиться, чтобы ткань сочетала свойства драпа и муслина, и придумала новую ткань — джерси из шелка. Эту великую идею претворил в жизнь Родье, создав в 1935-м ткань для Аликс. В этом же году модельер выпустила свое знаменитое свободное манто без швов, скроенное из специально заказанной очень широкой ткани. Модели «Аликс» становятся очень известными, а в 1939 году получают приз за лучшую коллекцию высокой моды на Универсальной выставке в Париже.
Но началась Вторая Мировая война, и в 1940 году салон «Аликс» был закрыт. Жермен Кребс осталась без работы и бежала из оккупированного Парижа на юг Франции вместе с мужем и дочерью. Оставшись без средств к существованию, она приняла мужественное решение возвратиться в Париж и начать там новое дело. Дом моделей она назвала «Мадам Гре», позаимствовав псевдоним у своего мужа, русского художника Сергея Черевкова, который подписывал свои картины «Гре». В 1942-м Аликс открывает ателье, но просуществовало оно недолго, до 1943 года. Мадам Гре не желала сотрудничать с оккупантами и вела себя вызывающе по отношению к ним.
В июле 1941-го оккупационные власти ввели во Франции нормирование продовольствия и карточки на ткань и одежду. В апреле 1942-го для сокращения расходов материалов при производстве одежды были приняты следующие меры: ограничены длина юбок и ширина брюк, запрещены лишние детали (отвороты на брюках и др.) Из конфискованных на французских фабриках материалов оккупанты заставляли мастеров выполнять немецкие военные заказы. Особенно плохо дела обстояли с обувью, так как все запасы кожи были конфискованы для военных нужд. Обувь для гражданского населения изготовляли из старых автомобильных покрышек, веревок, резины, целлофана и других непригодных материалов. Многие мастерские освоили в это время изготовление традиционной крестьянской французской обуви — деревянных сабо. Модницы носили обувь на деревянной или пробковой подошве.
В этот период всеобщей экономии материалов мода становится формой протеста оккупантам. Модельеры стараются использовать для платьев как можно больше ткани, чтобы меньше досталось немцам. Мадам Гре принимала активное участие в этом движении: отказывалась обслуживать любовниц немецких офицеров, на показе мод для немцев продемонстрировала платья только трех цветов — синего, красного и белого — национальных цветов Франции. Дом «Мадам Гре» был закрыт властями за превышение лимита ткани. Она вывесила большой трехцветный флаг Франции на здании Дома моды, и его закрыли окончательно, а Аликс пришлось бежать в Пиренеи, чтобы избежать ареста. В Париж она вернулась только в 1945-м, после освобождения Франции, и Дом «Мадам Гре» был снова открыт. В 1947 г. модельер была награждена орденом Почетного легиона.
Яркая индивидуальность и бескомпромиссность снискали ей славу мастера классического стиля. Любимыми тканями модельера были джерси, шерсть и шелк. Она драпировала их и лепила из них, подобно скульптору, превращая свои модели в подобие древнегреческих статуй. Мадам Гре, как и Мадлен Вионне, создавала модели методом наколки, драпируя ткань прямо на манекенщице. Эти элегантные великолепные платья являлись скорее произведениями искусства, чем одеждой. Мадам Гре была не только творцом, но и руководила в течение 20 лет (1972—1992) Синдикатом высокой моды.
Гре Аликс // История моды с ХIII по ХХ: Коллекция Института костюма Киото. — М., 2003. — С. 480—481: ил.
Аликс Гре // Ермилова Д. Ю. История домов моды. — М., 2003. — С. 259—260: ил.
Мадам Гре // Нанн Д. История костюма 1200—2000. — М., 2003. — С. 289
Мадам Гре // Балдано И. Ц. Мода ХХ века: Энциклопедия. — М., 2002. — С. 105: ил.
Аликс Гре // Нерсесов Я. Н. Мода. — М., 2002. — С. 159—161: ил.
Аликс Гре // Зелинг Ш. Мода. Век модельеров: 1900—1999. — М., 2000. — С. 160—161: ил.
Gres // The fashion book. — London, 1998. — С 198: ил.
Аликс (Мадам Гре) // Горбачева Л. М. Костюм ХХ века: от Поля Пуаре до Эммануэля Унгаро. — М.: Изд-во ГИТИС, 1996. — С. 70—71: ил.
Мадам Гре // Латур А. Волшебники моды от Розы Бертен до Кристиана Диора / Пер. с франц. — С. 184—185.

Грюо Рене (Ренато де Дзавальи Риччарделли Каминате, род. в 1909 г.) — самый знаменитый в мире художник-иллюстратор, график моды. Родился он в Италии, в Римини, и мечтал стать архитектором. Но господин Случай распорядился по-своему. В 14 лет юноша был вынужден искать работу и показал свои рисунки редактору крупного итальянского еженедельника, который посоветовал Рене заняться графикой моды. В 1924 г. художник приезжает в Париж и занимается иллюстрацией моды, взяв в качестве псевдонима фамилию своей матери-француженки. Первый эскиз Грюо был опубликован в 1929-м. Журнал L’Officiel одним из первых напечатал эскизы талантливого юноши, после чего его рисунки регулярно начали публиковать итальянские, французские и немецкие журналы мод.
Отныне жизнь и творчество Грюо была нерасторжимо связана с жизнью и творчеством известных кутюрье, многие из которых стали его друзьями. Много и плодотворно Рене работал со знаменитым кутюрье Баленсиагой. Грюо называл его обожаемым другом, «самым великим, очаровательным, красивым и таинственным, как испанский собор». Его друзьями были и другие известные модельеры: Бальмен, Живанши, Ив Сен-Лоран, Кастилло. Но самыми близкими среди них стали Кристиан Диор и Жак Фат, еще до того как приобрели мировую славу.
Послевоенные годы во Франции были временем всеобщего восторга и энтузиазма. Трое друзей — Диор, Фат и Грюо — живут в одном квартале и с одинаковым пылом увлекаются творчеством и светской жизнью, посещая салоны самых элегантных женщин Парижа. «Разве дело в развлечениях? — скажет позже Грюо. — Эти празднества были для меня постоянным источником вдохновения». Трое талантливых друзей быстро оказываются на виду и не только как представители новой «золотой молодежи», но и как профессионалы, возродившие и перестроившие «От кутюр», открывшие новые таланты и имена. Грюо увлеченно работал не только для домов моды, но и для театра: афиши, эскизы костюмов для балетов известного Ролана Пети, Мулен Руж, Лидо.
Стиль Грюо складывался в жестких условиях, которые предъявляет художнику рекламная графика: строгость, простота, образное решение. Его дебютом в рекламе стал «запуск» первых духов Диора. В истории моды остался образ духов «Диорама» — на переднем плане находился маленький стул в стиле Людовика ХVI, любимый стиль Диора. На стул небрежно брошены пара перчаток и шаль из тюля. Элегантность моды 1950-х, увековеченная в работах художника, покоряет и восхищает. Совершенство композиции, гибкость линии, прекрасный рисунок, раз и навсегда отобранный выбор цветов (белый, красный, черный, золотисто-желтый, иногда зеленый — и все!) являются отличительными признаками графики Грюо. В своих эскизах художник сумел передать шик и очарование моды, незавершенность и загадочность образов.
В 1960-е, когда Европу охватило движение хиппи, отвергавших элегантность, художник, движимый «священным негодованием», покидает Париж и много работает в Италии с модельером Валентино. В 1970—1980-е годы стиль Грюо вновь на пике славы. Он плодотворно работает для знаменитых домов моды: «Диор», «Бьяджотти», «Тарлацци», ювелирных и парфюмерных фирм. Художник активно сотрудничает с американским издательством «Серкл оф файн Арт Корпорейшнл», с журналами Vogue, L’Officiel, L’Album du Figaro, Marie Claire, International Textiles.
Этот удивительный художник посвятил всю свою жизнь женщинам и их красоте. Свои рисунки он подписывал мазком кисти в виде «G».

Gruo Rene // International Textiles. — 2004. — № 1.
Рене Грюо // История моды с ХIII по ХХ: Коллекция Института костюма Киото. — Koln, 2003. — С. 534—535: ил.
Грюо Рене // Ермилова Д. Ю. История домов моды. — М., 2003. — С. 260: ил.
Gruo Rene // McDowell C. Fashion today. — London, 2000. — С. 13, 163—165: ил.
Дудихова М. Мода и мастер кисти // Odivani. — 1990/91. — Зима. — С. 78—79: ил.
Тер-Маркарян Т. Грюо — график моды // Журнал мод. — 1990. — № 5. — С. 50—51: цв. ил.
Брожова Я. Двести лет журнала мод // Odivani. — 1990. — № 3. — С. 103: ил.
Тема номера

№ 9 (291)'17
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы