Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
http://mckom.ru металлопрокат купить в городе нижний новгород.
Архив журналов - № 2 (26)'05 - ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ
Хранитель и исследователь
Тамара Закировна Сквирская, зав. Отделом рукописей Научной музыкальной библиотеки СПб гос. консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, кандидат искусствоведения

Флорентина Викторовна Панченко,
н. с. Отдела рукописей БАН, н. с. Отдела рукописей Научной музыкальной библиотеки СПб гос. консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, кандидат искусствоведения


Первая заведующая рукописным отделом библиотеки СПб Консерватории разрабатывала методику описания нотных рукописей и заложила основы его развивающихся направлений.

тарые научные библиотеки Петербурга, собиравшиеся не одно столетие, хранят в своих фондах истинные богатства, относящиеся к культурному наследию человечества, в том числе уникальные материалы — рукописи оригинальных сочинений выдающихся деятелей науки и культуры. Бесценные сокровища музыкальной культуры хранятся в библиотеке Санкт-Петербургской Консерватории.
Первое в России профессиональное музыкальное учебное заведение — Санкт-Петербургская Консерватория была основана Русским музыкальным обществом в 1862 г. В первоначальный период существования консерватории в библиотеку передавали свои личные библиотеки основатель консерватории Антон Григорьевич Рубинштейн, директор Михаил Павлович Азанчевский, инспектор консерватории Григорий Александрович Демидов, Михаил Юрьевич Виельгорский и многие другие. Важно отметить, что передаваемые консерватории материалы предполагали не только их практическое применение в обучении исполнительскому искусству, но представляли собой исторический и научный интерес: достаточно упомянуть архив парижского библиотекаря и музыковеда Готфрида-Энгельберта Андерса.
О том, как хранился, обрабатывался и учитывался поступающий в библиотеку материал в первые десятилетия существования консерватории, практически ничего не известно. Вплоть до 1930-х гг. рукописи композиторов и другие архивные материалы не были выделены в отдельный фонд и не имели своего хранителя. «Разработка рукописных фондов, начавшаяся лишь в послереволюционное время, велась эпизодически; система обработки и хранения материалов, принятая в то время <...>, привела к разобщению отдельных фондов. Вследствие этого в настоящее время очень трудно установить как точную историю приобретения этих фондов, так и содержание их», а «отсутствие надлежащего интереса и заботы в течение ряда лет приводили к тому, что часть материалов распылялась в других отделах библиотеки, часть переходила в посторонние руки и учреждения». Так описывает состояние вверенного ей на хранение фонда первый руководитель Отдела рукописей библиотеки консерватории Анастасия Сергеевна Ляпунова.
Анастасия Сергеевна принадлежала к известному роду Ляпуновых, который во второй половине XIX—XX вв. подарил России выдающихся ученых, врачей и музыкантов. Ее прадед Михаил Васильевич Ляпунов был астрономом, дяди — академиками: Александр Михайлович Ляпунов — математик, механик и Борис Михайлович — филолог. Брат Анастасии Сергеевны — Юрий Сергеевич был историком античности, ученым секретарем Эрмитажа, сестра Ксения — сотрудница Эрмитажа, двоюродный брат Алексей Андреевич Ляпунов — математик, член-корреспондент Академии наук. Ляпуновы состояли в родстве с физиологом Иваном Михайловичем Сеченовым, с профессором медицины Филатовым и академиками Дмитрием Петровичем и Владимиром Петровичем Филатовым, академиком Петром Леонидовичем Капицей, и др.
Анастасия Сергеевна Ляпунова (1903—1973) родилась в Петербурге в семье единственного музыканта в роду Ляпуновых — композитора Сергея Михайловича. Мать Анастасии Сергеевны — Евгения Платоновна Ляпунова (урожденная Демидова) доводилась внучкой известному писателю, лексикографу, этнографу, составителю Толкового словаря живого великорусского языка В. И. Далю. В молодости она училась в Московской консерватории по классу вокала и делала большие успехи. Музыкальные данные, доставшиеся от родителей, музыкальная атмосфера, царившая в семье, определили выбор Анастасии Сергеевны: в 16 лет она поступает в Санкт-Петербургскую консерваторию, с которой связана значительная часть ее жизни. Здесь преподавал ее отец, он был профессором консерватории с 1910 по 1923 г., вел класс рояля, классы практического сочинения, контрапункта и фуги.
А. С. Ляпунова получила прекрасное образование, закончив два отделения и аспирантуру консерватории, защитив кандидатскую диссертацию. Однако годы учебы в консерватории были для Анастасии Сергеевны долгими и трудными, полными переживаний за судьбы близких ей людей, за собственную профессиональную судьбу. Этот период пришелся на самые тяжелые послереволюционные годы, когда был нарушен привычный уклад жизни, погибали на войне родные, в стране царили разруха, голод и страх.
В консерватории А. С. Ляпунова обучалась игре на рояле в классе у своего отца Сергея Михайловича. 1922 г. для семьи Ляпуновых стал роковым. С февраля по июль длилось уголовное дело против С. М. Ляпунова по оказанию сопротивления властям при закрытии церкви консерватории, ктитором которой он был. В итоге Сергей Михайлович был осужден (условно) по «Петроградскому делу церковников», а через год выехал за границу, где скоропостижно скончался осенью 1924 г.1 Переживания Анастасии Сергеевны весной 1922 г. за отца были усугублены собственными проблемами: она переиграла руки и вынуждена была на время прекратить занятия. Этот кризис не прошел бесследно для начинающей пианистки. С отъездом Сергея Михайловича за границу Анастасия Сергеевна лишилась не только отца, но и педагога. Окончание Анастасией Сергеевной фортепианного отделения было также осложнено: ее новый педагог З. О. Шандаровская, бывшая ученица отца, в 1927 г. была внезапно уволена, и А. С. Ляпуновой пришлось ехать в Москву в качестве делегата от класса с ходатайством о восстановлении Шандаровской на службе, которое было удовлетворено.2
Закончив консерваторию по классу рояля, Анастасия Сергеевна, тем не менее, не прекращает свое обучение. Уже весной 1927 г. она становится студенткой научно-музыкального отделения, причем с согласия Б. В. Асафьева ее зачисляют сразу на 2-й курс.3
Уже в годы учебы Ляпунова проявляла склонность к работе с источниками. Этому, безусловно, способствовали занятия с Б. В. Асафьевым, а также целый ряд музыкально-гуманитарных дисциплин, преподававшихся в консерватории, таких, как история музыкальной культуры, источниковедение, русская семейография, энциклопедия и др. В студенческие годы Анастасия Сергеевна начинает исследовательскую работу в архивах: она посещает Нижний Новгород (1929) для поиска в библиотеках и музеях материалов, связанных с М. А. Балакиревым.4
Впервые сведения о работе Анастасии Сергеевны в Библиотеке Ленинградской государственной консерватории появляются в документах 1925 г. В декларациях для определения платности или бесплатности учения, заполняемых ежегодно, подробно фиксировалось социальное происхождение, состав семьи, образование, а также формы участия в общественных организациях вуза. В такую декларацию 1925 г. Ляпунова включает работу в Красном Уголке и в Библиотеке ЛГК на общественных началах.5
С рукописями консерватории Анастасия Сергеевна начала работать в 1936 г. В эти же годы здесь работала и ее сестра Ольга, о чем свидетельствуют документы и подписанные ими каталожные карточки. Постоянная работа А. С. Ляпуновой в библиотеке консерватории началась, согласно документам архива, в 1937 году, а в ноябре 1938 года был официально создан Отдел рукописей как самостоятельное подразделение библиотеки, и Анастасия Сергеевна стала первой заведующей рукописным отделом.
Высокая ответственность Анастасии Сергеевны как хранителя и исследователя рукописей, ее серьезный интерес к архивным материалам, как к их исследованию, так и к черновой работе по их описанию, — имеет глубокие основания в ее воспитании и образовании. В семье С. М. Ляпунова хранился архив его наставника и друга М. А. Балакирева, перешедший к Ляпунову по завещанию Балакирева. Часть этого архива еще при жизни С. М. Ляпунова поступила в государственное хранилище Публичной Библиотеки, но значительную его часть передала в ГПБ сама Анастасия Сергеевна.
В консерватории Анастасия Сергеевна училась у выдающегося ученого Б. В. Асафьева, в деятельности которого большое место занимала работа с источниками. Асафьев был сотрудником Центральной Музыкальной Библиотеки и многие годы заведовал этим крупнейшим хранилищем, о работе в котором писал: «Работаю над систематизацией и описанием рукописей драгоценнейшего архива этой библиотеки (рукописи и редкие книги, издания русских опер и иностранных <...>) и над историей источников...».6 В числе необходимых публикаций Асафьев называл «материалы библиографического характера и в первую очередь составление списков, содержащих описание изданного и неизданного наследия русских композиторов…».7
Б. В. Асафьев делился со своей ученицей — заведующей Отдела рукописей Ляпуновой своим опытом не только исследователя рукописей, но и библиотекаря. Он принимал участие в составлении планов научной и издательской деятельности ОР консерватории. Вероятно, в тесном контакте разрабатывался сохранившийся в документации Отдела рукописей проект публикации «серии источников по русскому музыкальному прошлому», среди которых материалы ОР консерватории: письма о Глинке, письма Серова, письма Кюи к Балакиреву, материалы из Беляевского архива и др., а также библиографические описания рукописей Бородина, Мусоргского, Даргомыжского, Глинки, Глазунова, Чайковского, Бетховена, Моцарта. За недолгий срок работы в ОР консерватории — около 2-х лет — Анастасия Сергеевна успела провести огромную работу и заложила основы всех направлений деятельности работы отдела, которые развиваются сейчас.
В делах ОР сохранились планы и отчеты о работе отдела, написанные Ляпуновой в 1939 и 1940 гг. В плане на 1939 г. значатся: каталогизация и инвентаризация музыкальных рукописей, работа с читателями, приобретение новых материалов, а также: «составление научного описания музыкальных рукописей М. А. Балакирева на основании уже собранных материалов: библиография и комментарий», «подготовка к изданию писем А. Н. Серова (из архива В. И. Сафонова)». Балакирев — тема, сопровождавшая А. С. Ляпунову всю жизнь; богатый материал по ней предоставлял исследовательнице ОР консерватории.
Сохранилась составленная в первые годы существования ОР машинописная «Инструкция по описанию музыкальных рукописей РО Библиотеки Л.Г.К.». Анастасия Сергеевна Ляпунова и в дальнейшем углубленно и неустанно разрабатывала методику научного описания нотных рукописей и на основе своего огромного практического опыта составила и опубликовала в 1963 г. «Инструкцию по каталогизации нотных рукописей»,8 которая до сих пор служит ценным научно-методическим пособием.
В 1940 г. Анастасия Сергеевна написала статью «Музыкальный архив Ленинградской консерватории»,9 в которой впервые была дана общая характеристика собрания ОР консерватории, перечислены наиболее ценные и интересные рукописи, в том числе Моцарта, Бетховена, русских композиторов-классиков, даны сведения об истории поступления рукописей в консерваторию. Характеризуя крюковые певческие рукописи XVI—XVIII вв., Ляпунова ссылается на отзыв об этих рукописях М. В. Бражникова — единственного в те годы специалиста по русским средневековым музыкальным рукописям.
Летом 1940 г. А. С. Ляпунова перешла работать в ОР ГПБ, сменив на должности хранителя музыкальных рукописей умершего Андрея Николаевича Римского-Корсакова, сына известного композитора, внесшего большой вклад в сохранение и изучение рукописного наследия русской музыкальной культуры. В ГПБ Анастасия Сергеевна продолжала хранить, описывать и изучать рукописи русских композиторов,10 имея уже серьезный опыт, приобретенный в консерватории, связь с которой она не прерывала.
В 1946 г. в консерватории Анастасия Сергеевна защитила кандидатскую диссертацию «Тематические указатели произведений Балакирева». Официальный оппонент Семен Львович Гинзбург в своем выступлении прямо указал на новизну и неординарность работы: «В зарубежной литературе имеются классические указатели, указатель Кехеля. В отношении же русской музыки таких библиографических указателей не было, а если и были, то это были дилетантские работы <...> Работа Ляпуновой является первой для нашего музыкознания <...> Эта работа подчинена основной задаче — по мере возможности в специфической форме раскрыть творческие методы, творческий облик и художественное наследие Балакирева. Описано и проверено огромное количество рукописей (около 400). Благодаря этому удалось по-настоящему понять место каждой этой рукописи в творческом пути Балакирева. Диссертантка дала солидный труд, который по примерному подсчету, обнимает около 20 печ. листов. Точность работы несомненна, причем она превышает тот обычный уровень искусствоведческой работы, с которым привыкли встречаться».11
В последующие годы в ОР консерватории Анастасия Сергеевна приходила уже в качестве читателя для работы с материалами: при подготовке к изданиям трехтомного Каталога произведений Балакирева,12 двухтомной Переписки Балакирева со Стасовым.13
Все исследовательские работы Ляпуновой связаны с русской музыкальной классикой. Каталоги, статьи, публикации писем выдающихся русских композиторов — все издания, подготовленные Ляпуновой, — это образцовые, своего рода эталонные издания, характеризующиеся академизмом, фундаментальностью, высокой научной достоверностью.
Научная жизнь Анастасии Сергеевны явила собой воплощение слов ее учителя Б. В. Асафьева, высказанных еще в 1918 г.: «Долг каждого причастного русской музыке деятеля изыскивать все возможности к тому, чтобы искать, собирать, классифицировать и находить пути и средства к изданию <...> материалов, касающихся былого нашей музыки».14

1 Подробнее об этом см.: Миллер В. Р. «Сочинено во время заседания ревтрибунала» (С. М. Ляпунов «Богородице Дево, радуися») // Рукописные памятники: Из истории музыкальной культуры. — СПб., 1999. — В. 5. — С. 130—138.
2 ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 2. Д. 1943. Л. 10.
3 ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 2. Д. 1943. Л. 15.
4 ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 2. Д. 1943. Л. 16. (Заявка А. С. Ляпуновой в президиум музыковедческого отделения от 6 июня 1929 г.)
5 ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 2. Д. 1943. Л. 7 об.
6 Цит. по: Вайдман П. Е. Творческий архив Чайковского. — М., 1988. — С. 11.
7 Асафьев Б. В. Наш долг // Прошлое русской музыки: материалы и исследования. — I: П. И. Чайковский. — Пб., 1920 (на обл.: Пг., 1918). — С. 13.
8 Инструкция А. С. Ляпуновой была переиздана, см.: Сборник инструкций по описанию рукописных материалов фондов личного происхождения XVIII—XX веков. — Л., 1979. — С. 141—181.
9 ОР РНБ. Ф. 1141. Ед. хр. 145.
10 Работа А. С. Ляпуновой в ОР ГПБ подробно освещена в статье Н. В. Рамазановой (Рамазанова Н. В. А. С. Ляпунова — хранитель и исследователь музыкальных рукописей // Петербургский музыкальный архив: Сб. ст. и мат-в. — СПб., 1999. — В. 3. — С. 6—15.)
11 ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 4. Д. 485 (Стенографический отчет заседания Ученого совета о защите диссертации).
12 Творческое наследие М. А. Балакирева: Каталог произведений. — Л., 1960. — Вып. 1—3.
13 Переписка М. А. Балакирева и Н. А. Римского-Корсакова // Римский-Корсаков Н. А. ПСС: Литературные произведения и переписка. — М., 1963. — Т. 5.
14 Асафьев Б. В. Наш долг. — С. 13.
Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы