|
Библиотечная политика России
Владимир Фирсов, член Программного комитета совещания
30 ноября — 2 декабря 2004 г. в Российской государственной библиотеке (Москва) прошло Ежегодное Всероссийское совещание руководителей федеральных и региональных библиотек «Библиотечная политика России: стратегия, проекты, партнеры».
Организаторы Ежегодного совещания — Министерство культуры и массовых коммуникаций (МКиМК) РФ, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека, Некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека». Характерная черта совещания — состав участников (руководители). Другая особенность — Министерство культуры и массовых коммуникаций является его основным организатором, причем не титульным, а реальным — определяющим основное содержание совещания, круг докладчиков и принятые решения.
Именно на этих совещаниях определяются приоритеты государственной библиотечной политики на ближайший год (см. «Библиотечное Дело» № 10 (22), с. 12). Многие помнят, что впервые они были сформулированы на совещании 1996 года, проводившемся в Омске. С тех пор они ежегодно уточнялись, получали дальнейшее развитие.
В этот раз на совещании присутствовало свыше 340 человек из 72 регионов России: руководители федеральных библиотек, центральных библиотек субъектов РФ, ряда муниципальных библиотек, представители газет, издательств, коммерческих фирм. Особенностью встречи этого года стал, в частности, тот факт, что его основной организатор — Министерство культуры РФ — недавно претерпело серьезные организационные изменения. Теперь вопросы библиотечного дела в стране регулируются МКиМК РФ и Федеральным агентством по культуре и кинематографии РФ.
Вновь созданное министерство решает стратегическую задачу формирования новой концепции культурной политики в стране. Безусловно, этот вопрос не безразличен руководителям крупнейших библиотек России. Именно поэтому в качестве основного на совещании был поставлен доклад «Государственная культурная политика РФ 2006—2010 гг.». Он готовился большим количеством специалистов, ведущих экспертов отрасли и был представлен начальником Отдела архивов МКиМК РФ Е. И. Кузьминым.
Произошедшая реорганизация управления потребовала принципиально нового видения ориентиров культурной политики, механизмов ее реализации. Одна из причин этого — не только утвердившаяся в последние годы недооценка социальной значимости культуры, но и новое институциональное наполнение этого понятия. В рамках одного ведомства ныне взаимосвязаны не только собственно учреждения культуры, но и огромный книгоиздательский сектор, средства массовой коммуникации, архивы. В сферу культурного регулирования ныне вошла (должна войти) значительная коммерческая составляющая. Всякая реорганизация имеет и отрицательные последствия. Так, оправданное недоумение директоров вызвало отсутствие специализированного подразделения во вновь созданном министерстве, занимающегося вопросами библиотек.
В программу совещания вошли доклады руководителей и ведущих специалистов МКиМК и Федерального агентства по культуре и кинематографии: Т. Л. Маниловой, Л. А. Дубровиной, М. Н. Усачева, Л. И. Душкиной. Выступали руководители федеральных библиотек России, ведущие специалисты, возглавляющие крупнейшие координационные корпоративные проекты. Генеральный директор РНБ В. Н. Зайцев представил доклад «Информатизация как инструмент развития гражданского общества». Генеральный директор РГБ В. В. Федоров — «Культурная и информационная политика государств: взгляд из библиотеки». «Взгляд со стороны» озвучил главный редактор «Литературной газеты» Ю. М. Поляков в докладе «Ожидания общества и российские библиотеки».
На заключительном заседании был представлен Проект Итогового документа совещания, в котором были выделены ключевые направления развития библиотечного дела в стране. Документ, однако, принят не был. Выступившие участники совещания отметили, что в нем недостаточно четко сформулирована позиция библиотек относительно отрицательных последствий, обусловленных принятием ФЗ № 122 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» и ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые были сформированы без учета специфики сферы культуры. В соответствии с ФЗ № 122, в частности были отменены ключевые положения ФЗ «О библиотечном деле» без каких-либо консультаций с руководителями библиотечного дела страны.
Правовые нормы этих законов имеют принципиальное значение для развития культуры, особенно в муниципальных образованиях, где зарождаются и сохраняются истоки национальной культуры и сосредоточена подавляющая часть массовых учреждений культуры, в том числе и публичных библиотек. Участники совещания обратились с просьбой к МКиМК безотлагательно разработать и внести в Правительство РФ соответствующие дополнения и уточнения в эти законодательные акты.
Проект Итогового документа представлен на сайте РГБ (http://sovdir.rsl.ru) для широкого обсуждения и последующей доработки.
|
|