|
Дети и бизнес
Юрий Павлович Алифанов,
Заслуженный работник культуры РФ, Оренбургская областная детская библиотека, Дом творчества детей и молодежи г. Оренбурга
Дидактические, семейно-экономические игры для дошкольников и школьников младшего и среднего возраста развивают интуицию, расширяют кругозор и учат размышлять.
Мое призвание — заниматься и играть с детьми. Создавать свои игры начал лет 20 назад и уже более 10 лет веду клуб авторских интеллектуальных игр — в основном в свободное от работы время. Задачу свою вижу в развитии у детей интуиции, расширении кругозора познания, научить детей сопоставлять, размышлять, понимать, что из чего, переходя от простых игр к более сложным.
Предлагаю текст с ошибками. Ребята выдвигают свои предположения. У кого больше правильных ответов — у того более развитый интеллект. Интеллект проверяется и в выборе игры. Одни дети играют в приключенческие и спортивные игры, где думать не надо. Другие предпочитают серьезные игры, особенно массовые (отвечать на вопросы).
Дети к игре относятся по-разному. Один — «Я больше играть не буду, хочу остаться победителем». Настоящий, упорный игрок не боится поражений, он настойчиво играет в одну, вторую, третью игру пока не добивается победы. А как приятно чувствовать себя победителем! Ведь он получает право первого хода в следующей игре — дети это хорошо знают и напоминают тому, кто вроде бы забыл это правило.
В группе «Малышок» есть два брата-близнеца Ильюша и Ваня. Играть они любят, активны, но самое любопытное — если сегодня выиграл Ваня первую партию, он выигрывает еще и еще, очередь Ильюши выигрывать только в следующий раз, и тогда уже Ване не выиграть ни одной партии. А дошкольник Никита каждый раз с удовольствием начинал играть и уже через 5 минут бросал. Со временем стал настойчивее играть, даже если проигрывал предыдущую партию. Это яркий пример воздействия игр на сознание, интеллект, усидчивость.
Азарт игры вызывает у детей стремление сочинить свою игру, показать дома, сыграть с родителями, принести для одобрения мне. Вадим Каспаков и Сергей Дунаенко, ученики 3-го класса школы радости, наперегонки сочиняли свои игры и доказывали, что их игры лучше моих. Наивные дети считают, что их первые опусы могут быть стоящими. Но бывают и исключения. Дошкольник из группы «Малышок» центра раннего развития предложил свою игру на шахматной доске. Я сразу почувствовал оригинальность, дома обдумал, описал ее, только тогда поняли и его родители.
При всей группе вручил автору игры Артуру Абдрашитову патент на изобретение. Проверку временем игра прошла очень успешно. Возникла мысль организовать с детьми конструкторскую лабораторию, где каждый ребенок может сказать, чтобы он изменил или добавил в той или другой игре. Коллективное творчество еще больше поможет развитию интуиции, творческой жилке и благотворно скажется на учебе.
Время диктует свои правила, и я, педагог-историк и библиотечный работник, почувствовал острую необходимость придумать для детей новые экономические игры.
Первую игру назвал «Семейная». И первый опыт вызвал у ребятишек бурю восторгов. Рассчитывал на малышей, а в нее стали с удовольствием играть не только младшие школьники, но и подростки.
Игра состоит из четырех секторов: дом, учеба, работа, банк. Из каждого сектора есть переходы в три других сектора. Но переход из одного сектора в другой надо заработать — в соответствующем квадрате указано:
+ банк
— работа
или
+ учеба
— работа
и если ребенок выкинет четное число на кубике, он переходит в банк или на учебу, если нечетное — то на работу. Ребенок попадает в банк — ему засчитывается победа в экономической игре. Игрок, которому повезло закончить школу с медалью, институт с красным дипломом, поступить в престижное военное училище получает победу в семейной игре.
Игра построена просто, доходчиво, но необходимо везение, как в жизни. Один школьник трижды играл и ни разу не смог выйти из сектора дом, а два других за считанные минуты побывали в банке по 5—6 раз.
В процессе игры многие ребята могут получить победы. Игра заканчивается, когда кто-то из игроков дойдет до условленного места.
Следующая игра более сложная: «Семейный бизнес». Игроки по очереди получают право на работу, получают зарплату и кладут в банк, или получают акции предприятия и кладут в другой банк — Банк ценных бумаг. В процессе игры деньги в банке увеличиваются, а акции в БЦБ есть возможность продать или лучше, если игрок получает доход с акций, а акции остаются целые.
Игроки, которые уже «разбогатели», могут вложить свои деньги в Земельный банк, а кому повезет — могут взять земельную аренду, заплатив в Земельный банк 10% от своей суммы, что вкладывает в земельную аренду. В летнем лагере в этой игре больше всех повезло Лере Медведевой, которая вложила в земельный банк крупную сумму.
Игра «Бизнес сегодня». Помимо вышеизложенных данных появляется Ипотечный банк, куда состоятельные игроки вкладывают свои деньги и получают квартиры. Те, кто обладает более крупной суммой, вступают в жилищно-строительный кооператив и сразу получают квартиры. В летнем лагере в этой игре отличились Леша Краснов, Лера Медведева, Паша Попов и Лев Плихун.
Перед началом игры все игроки, кто сколько хочет, вкладывают в ставку-прогноз свой выигрыш в прошлой игре или берут в банке под %. Кто выиграл, тот все деньги забирает и может вложить, куда захочет. Все «деньги», безусловно, только на бумаге, то, что игроки зарабатывают в процессе игры. Игра пользуется громадным успехом у малышей и, особенно, у подростков.
В игре «Бизнес сегодня-2» появляется биржа труда. На ней фиксируется каждый игрок, с помощью кубика выясняется его образование. Все предприятия разделены на четыре вида: гуманитарные, технические, торговые, искусство. Биржа труда направляет игрока на работу, где он также зарабатывает деньги и акции, попадает на биржу акций и может крепко, до 300%, выиграть или прогореть. В этой игре больше всего повезло Саше Миллер (летний лагерь). Есть и другие настольные и массовые игры по экономике.
Среди массовых игр наибольшим успехом пользуется «Акция». Даже дошкольники просят всегда сыграть в эту игру. Играют 5—8 детей. Предлагается 4—5 тем по 3 вопроса, к примеру: история, экономика, танцы, звери, спорт. Каждый игрок ставит 300% на одну тему и 200% на другую или, если всего 4 темы, то выбирает две темы по 200%.
Задаются 12—15 вопросов, и подсчитывается, на какую тему сколько ответили. Если, к примеру, танцы набрали больше всего баллов, то они получают 200—300%. И кто лучше ответил по этой теме, тот выиграл.
Тема «Экономика» имеет большой успех у детей, и в моем арсенале идет наравне с историческими, краеведческими, общеобразовательными играми.
На очереди — правовая тема. Появилась необходимость создавать новые игры о праве, о законах, об истории права.
|
|