Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 1 (25)'05 - ИНФОРМАЦИЯ И ЗНАНИЕ
Информационная культура личности
Наталья Збаровская, старший преподаватель кафедры социологии и психологии чтения Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, кандидат педагогических наук

Специалисты, занимающиеся проблемами информации (А. А. Братко, А. Н. Кочергин), полагают, что оптимальный уровень информационной культуры должен предусматривать: организацию наиболее рационального обмена информацией, создание необходимых и достаточных условий для всех этапов работы с информацией, приобщение в равной степени всех людей к ценностям мировой культуры, оперативное обеспечение необходимыми сведениями и знаниями всех пользователей информационно-библиотечных ресурсов.


Специалисты, занимающиеся проблемами информации (А. А. Братко, А. Н. Кочергин), полагают, что оптимальный уровень информационной культуры должен предусматривать: организацию наиболее рационального обмена информацией, создание необходимых и достаточных условий для всех этапов работы с информацией, приобщение в равной степени всех людей к ценностям мировой культуры, оперативное обеспечение необходимыми сведениями и знаниями всех пользователей информационно-библиотечных ресурсов.
В личностном плане это предполагает осознание мотивов обращения к информации, владение умениями и навыками поиска и восприятия информации, способность к информационному общению.
Информационная культура, с точки зрения ряда специалистов, может быть охарактеризована следующим образом. Информационно грамотный человек умеет учиться, то есть понимает, как организовано знание, где и как найти информацию, может научить других пользоваться ею.
Существует по меньшей мере еще четыре определения информационной культуры личности (ИКЛ), однако все они сходятся в одном — она тесно связана с культурой интеллектуального труда (Н. И. Гендина).
ИКЛ проявляется: в умении осмысливать и формулировать свои информационные запросы; в готовности и умении оперировать различными источниками информации, осуществлять их сознательный выбор; в свободной навигации в информационном потоке; в знании и самостоятельном использовании на практике алгоритмов работы с информацией; в способности создавать, хранить и распространять информацию; использовать ее в разнообразных познавательных и жизненно-практических ситуациях.14
Формирование информационной культуры пользователей и библиотекарей посредством информационно-образовательной среды библиотеки предполагает, что индивид не просто осваивает информационные средства и технологии (обучается пользоваться ими для решения текущих задач), но и овладевает ими (использует их для получения личностно и социально перспективных решений).6
По мнению специалистов, ИКЛ и культура чтения соотносятся, как часть и целое, как общее и особенное, единичное.1, 3, 14
Обладая всеми признаками целого, культура чтения является носителем специфических признаков, характерных для него. Так, культура чтения включает в себя восприятие, понимание текста и получение из него необходимой информации. Для нее характерны осознанный выбор тематики чтения, его систематичность и последовательность, умение применять разнообразные приемы чтения, взаимодействовать со справочно-библиографическим аппаратом, ориентироваться в нескольких источниках информации с целью оптимального выбора и восприятия прочитанного.
В структуре ИКЛ можно выделить следующие компоненты: когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоциональный и действенно-практический.14
Когнитивный компонент ИКЛ включает качественные и количественные характеристики информированности на уровне «значений» и «личностных смыслов». То есть предполагает освоение пользователями информации на уровне основных положений, на уровне осмысления и творческой переработки (согласно теории познавательных стилей Дж. Ройса).
Таким образом, благодаря когнитивному компоненту информационной культуры личность получает возможность восприятия основных идей, заключенных в том или ином источнике информации, их дальнейшего использования; анализа полученной информации, сравнения ее с ранее полученной; собственных выводов.
Аксиологическая составляющая ИКЛ характеризуется умениями оценивать и контролировать собственную читательскую деятельность, формулировать и аргументировать оценку различной информации; а также убеждениями, организующими и направляющими познавательную и практическую деятельность личности.2
Данный компонент информационной культуры определяет оценочное отношение, интерес, побуждения к овладению информацией и поисковыми умениями, стремлением использовать возможности различных источников информации в различных видах деятельности.
Эмоциональный компонент отражает пристрастное восприятие информации, ее носителя и пользователя.
Действенно-практический компонент проявляется в поиске и актуализации информации в деятельности и переносе ее в новые ситуации, определяет систему конкретно-практических умений и навыков использования источников информации.13
Система формирования ИКЛ посредством информационно-образовательной среды библиотеки представляет собой непрерывный процесс. Он сочетает когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоциональный и действенно-практический компоненты, а также совокупность взаимодействующих принципов, способствующих ее формированию социально-педагогических условий, формы и методы взаимодействия субъектов и объектов процесса библиотечного обслуживания, гуманистический характер отношений между участниками библиотечного взаимодействия.
Как показывает анализ литературы, в настоящее время библиотекари большее внимание уделяют формированию и развитию эмоционального и действенно-практического компонента.1, 10, 11, 12
Проблема гармоничного развития всех компонентов ИКЛ может быть решена на основе диагностирования уровня ее развития.
Необходимые условия, обеспечивающие эффективность развития ИКЛ в условиях информационно-образовательной среды библиотеки:
• ориентация библиотекарей и пользователей на ценности информационной культуры и обмен этими ценностями в процессе библиотечного обслуживания;
• комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоционально-волевую и деятельностную сферу личности;
• единство формирования информационных знаний, умений, навыков, убеждений, личностных смыслов, ценностных ориентаций в сфере создания информационных ресурсов и выполнения информационной деятельности.14
При одном из подходов, развиваемых специалистами (зарубежными экспертами), в процессе освоения ресурсов школьной библиотеки и развития у школьника информационной грамотности он последовательно осваивает ее компоненты, решая следующие задачи:
• Что я должен сделать? (формулировка и анализ потребности);
• Куда мне обратиться? (выявление и оценка вероятностных источников);
• Как получить информацию? (поиск и обнаружение конкретных ресурсов);
• Какие ресурсы использовать? (изучение, выбор или отказ от конкретных ресурсов);
• Каким образом использовать ресурсы? (критический анализ ресурсов);
• Что следует записать? (фиксация и сортировка информации);
• Получил ли я нужную информацию? (интерпретация, анализ, синтез и оценка);
• Как ее представить? (представление, коммуникация);
• Каков результат? (оценка).8
Параметры эффективной диагностики уровня развития ИКЛ:
• Когнитивный компонент:
1. Эрудиция;
2. Начитанность.
• Аксиологический компонент:
1. Интуиция;
2. Критичность мышления;
3. Гибкость и открытость к восприятию новой информации;
4. Ответственность в работе с информацией.
• Эмоциональный компонент:
1. Воображение;
2. Сопереживание;
3. Ассоциативное мышление.
• Действенно-практический компонент:
1. Библиотечно-библиографическая грамотность;
2. Компьютерная грамотность;
3. Владение приемами развития памяти;
4. Умение использовать информацию;
5. Умение организовать имеющуюся информацию;
6. Умение сочетать традиционные и электронные источники информации для получения новой информации;
7. Коммуникативная компетентность.
Уровни реализации данных параметров:
• Не реализуется или реализуется в полной мере;
• Реализуется осознанно, но с низкой эффективностью;
• Реализуется осознанно, достаточно умело, эффективно;
• Реализуется в высшей степени эффективно, постоянно совершенствуется.
Как показывает мини-исследование, проведенное нами среди студентов СПбГУКИ, молодые люди склонны придавать большее значение чисто практическим умениям и навыкам в области ИКЛ. То есть на самом деле студенты обладают высокой информационной грамотностью или информационной компетентностью, однако говорить о высокой информационной культуре в данном случае неправомерно. Необходимо обратить внимание на развитие таких качеств личности, как критическое и ассоциативное мышление, интуицию, так как эти качества влияют на отбор информации и развитие кругозора будущих специалистов.
На наш взгляд, для развития ИКЛ наиболее эффективны:
• дифференцированная методика развития ИКЛ, основанная на знании уровня сформированности каждого компонента информационной культуры;
• взаимосвязь читательской и практической деятельности для формирования умений работать с книгой и другими источниками информации;
• использование комплекса средств информации (книги и других печатных изданий, компьютера, телевидения и видео, мультимедиа) для дальнейшего развития ИКЛ;
• интеграция медиаобразования в гуманитарные и естественно научные дисциплины.14
Таким образом, формирование умений и навыков работы с информацией, включение их в ценностную систему личности требует индивидуального подхода к каждому потребителю информации, связи обучения с конкретными информационными проблемами индивида.

1 Гендина Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учеб.-метод. пособие/ Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова. — М.: Изд-во «Школьная библиотека», 2002. — 288 с. — («Профессиональная библиотечка школьного библиотекаря»).
2 Збаровская Н. В. Деловая игра как способ составления профессиограммы / Збаровская Н. В. // Библиотека. — 2000. — № 8. — С. 50—52.
3 Збаровская Н. В. Формирование культуры чтения в общедоступных библиотеках: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Н. В. Збаровская. — СПб., 1998. — 16 с.
4 Збаровский В. С., Збаровская Н. В., Чепуренко Г. П. Технология развивающего обучения: Учеб. Пособие / В. С. Збаровский, Н. В. Збаровская, Г. П. Чепуренко. — СПб., 2000. — 182 с.
5 Жабко Е. Д. Информационное обучение читателей научных библиотек в процессах справочного обслуживания // Проблемы национальных библиотек и региональных центров / Рос. нац. б-ка. — СПб., 1993. — Вып. 2. — С. 134—163.
6 Концевой М. П. Информатизация гуманитарного образования: аксиологический подход / Концевой М. П. // Информационные технологии и гуманитарное образование: Материалы конференции. — http://www.audioforium.ru/aud/conf
7 Короткова Т. А. Активизация библиотечно-библиографической деятельности детской библиотеки в помощь учебному процессу: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Короткова Т. А. — М., 1979. — 16 с.
8 Кэрролл Ф. Л. Руководство для школьных библиотек: Школьные библиотеки. – М.: Рудомино, 1997. — С. 33—64.
9 Петрова Л. И. Пропаганда библиотечно-библиографических знаний в библиотеках: состояние, проблемы, перспективы развития // Проблемы оптимизации функционирования библиотечных систем: Сб. науч. тр. Вып. 6. Проблемы оценки библиотечной деятельности и совершенствования обслуживания читателей / Рос. нац. б-ка. — Л., 1985. — С. 42—58.
10 Самохина Е. О. Развитие литературно-творческих способностей читателя — младшего школьника: Учеб. пособие. — М.: МГУКИ, 2001. — 37 с.
11 Тихомирова И. И. Чтение детей — эмоциональный тренинг: Метод. пособие / НГОДБ. — Н. Новгород, 1998. — 57 с.
12 Тихомирова И. И. Школа творческого чтения: Метод. пособие. — М.: ВЦХТ, 2003. — 160 с.
13 Харчевникова Е. Л. Воспитание информационной культуры как педагогическая проблема / Харчевникова Е. Л. // Актуальные проблемы педагогики. — Вып. 2. — Владимир: ВГПУ, 1998. — С. 15—20.
14 Харчевникова Е. Л. Педагогические условия использования книги как средства формирования информационной культуры ребенка: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. п. н. / Харчевникова Е. Л. — Владимир, 1999. — 16 с.
Тема номера

№ 8 (482)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы