Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 9 (21)'04 - ПРАВО
Круглый стол
Ведущая круглого стола — Ольга Феоктистовна Бойкова, зав. сектором библиотечного права НИО библиотековедения Российской государственной библиотеки, кандидат педагогических наук

Развитие электронных библиотек и библиографическая продукция библиотек в электронном виде тесно связаны с проблемами авторского права. В современном российском законодательстве заложена правовая основа охраны деятельности библиотек и их интеллектуальной собственности, в частности защита авторских прав. Прежде всего, назовем федеральные законы РФ «О библиотечном деле» (1994) и «Об информации, информатизации и защите информации» (1995), в которых предусмотрено развитие баз данных и электронных ресурсов, в том числе и в библиотеках. В федеральном законе РФ «Об информации, информатизации и защите информации» библиотека определена как крупнейшая информационная система.
Авторские права на продукцию библиотек в электронном виде охраняются законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» (1993). Эти интеллектуальные продукты приравнены к произведениям литературы, а базы и банки данных, электронные картотеки и электронные каталоги, являющиеся библиографическими базами данных, — сборникам. Специфику авторского права на электронную продукцию библиотек и взаимоотношения их собственников и пользователей устанавливает специальный закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (1992). В нем предусмотрен правовой механизм, направленный на защиту этих ресурсов, который, в частности, предусматривает государственный учет и регистрацию, стандартизацию и сертификацию баз и банков данных в Роспатенте. Это необходимо для того, чтобы официально оповестить, какие электронные ресурсы имеет библиотека. Закон также позволяет (это очень важно и ценно для деятельности библиотек) вносить дополнения и изменения, а также модифицировать (в том числе и приобретенные на законных основаниях) базы данных и программное обеспечение.
Основная проблема, которую нам предстоит обсудить: не решена задача предоставления текстовой информации в электронных сетях в названных законодательных актах — несмотря на то, что Конституция РФ гарантирует права граждан на свободный доступ к информации: искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, в том числе хранимую в библиотеках.
В последнее время в России активизируются общества, коллективные держатели авторских прав: Российское авторское общество, Российское общество по цифровым сетям и мультимедиа, Российское общество по охране авторских прав на аудиовизуальные материалы. Они созданы для того, чтобы охранять права авторов. Эти общества поднимают вопрос о том, чтобы библиотеки выплачивали некие суммы в качестве небольшого ежегодного взноса за использование документов (их копирование, предоставление читателям) и, тем самым, дать возможность авторам и правообладателям получать какие-то средства за их использование. Прошло несколько встреч с представителями этих обществ и библиотек, но положительных результатов пока нет, поскольку не был представлен механизм реализации этих предложений.
Подготовлен и внесен на рассмотрение в Государственную Думу законопроект «Об изменениях и дополнениях к закону Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», но эта работа была приостановлена. Этот законопроект имеет огромное значение для развития деятельности современных российских библиотек — как национальных и областных, публичных городских и сельских, так и университетских, особенно в связи с возникающими противоречиями, связанными с предоставлением библиотекам возможности создания новых информационных продуктов и воспроизведения документов в электронных сетях в процессе обслуживания пользователей.
Чтобы защитить библиотеку и способствовать дальнейшему развитию ее электронных ресурсов, необходимо совершенствовать локальные нормативные акты. Это правила пользования библиотекой, положение об использовании электронной информационной сети, порядок пользования электронным читальным залом и другие локальные нормативные акты библиотек, регламентирующие возможность и условия работы пользователей с электронными ресурсами, поскольку имеют юридическую силу в системе российского законодательства. Именно в локальных нормативных актах прописываются все права и обязанности библиотеки и пользователя (читателя). Кроме того, читатель также извещается о том, каким образом могут быть использованы электронные ресурсы. Так, в 2002 г. один из пользователей предъявил иск Центральной городской библиотеке г. Перми на неудовлетворительное обслуживание. Ознакомившись с локальными нормативными актами (учредительными документами, правилами пользования библиотекой, положением о пользовании электронным читальным залом и др.), на основе которых библиотека осуществляла свою деятельность, Пермский городской суд признал правомерность действий библиотеки и отклонил иск пользователя.

Джеральд Л. Петерсон, заведующий специальными коллекциями библиотеки и архивовед университета, Библиотека Рода, Университет Северной Айовы, Седар Фоллс, Айова, США:
Наша университетская библиотека всегда поступала в соответствии с американским законом об авторских правах. Последние несколько лет именно электронные ресурсы заставили нас всерьез задуматься о ситуации с авторскими правами. С одной стороны, в США есть управление, которое руководит тремя государственными университетами в штате Айова и следит за тем, чтобы исполнялась буква закона. В нем есть представители как библиотек, так и факультетов, кафедр этих университетов. Одно из достижений этой административно-управленческой комиссии — она добилась частичного сохранения авторских прав за преподавателями и профессорами университетов. То есть, если кто-то из преподавателей и исследователей — авторы статей или монографий, то библиотеки убеждают их сохранить хотя бы некоторую часть прав на их произведения, нежели передать все права какому-либо издательству. Закона такого, естественно, нет. Университеты не могут заставить своих преподавателей не продавать авторские права издательским домам. Они могут только убеждать и пытаться на добровольных началах уговорить своих преподавателей оставлять хотя бы часть своих авторских прав. Но наряду с такими мерами, университет также пытается развернуть просветительскую и образовательную деятельность среди своих сотрудников в области авторских прав, потому что, как выясняется, многие исследователи и преподаватели не очень разбираются в тонкостях авторских прав.
В дополнение в университете Северной Айовы существует комитет по авторским правам, который состоит их четырех человек, трое из которых в данный момент являются библиотекарями. Это для университета очень важно, так как означает, что к мнению библиотекарей очень прислушиваются. Задачи комитета — просветительская и образовательная деятельность среди преподавателей и исследователей университета в области авторских прав. Комитет создал интернет-страничку, на которой есть множество ссылок на государственные и международные интернет-страницы, содержащие информацию о международных авторских правах. Комитет также предлагает консультации заинтересованным преподавателям и исследователям. С другой стороны, комитет не может диктовать им какие-то решения и настаивать на определенных вариантах, потому что в его состав включены не юристы, а специалисты в области библиотечного дела. Довольно серьезный вопрос для данного комитета: надо ли следить за тем, чтобы все исследователи и все преподаватели университета подчинялись закону об авторских правах. В частности, если кто-то из преподавателей университета нарушает какую-либо статью об авторских правах, должны ли представители этого комитета буквально как полицейские выслеживать этого человека, должны ли они его передавать в руки закона или сами придумывать ему какое-то наказание? Ответ на этот вопрос пока не найден.
Перечислю некоторые сферы деятельности библиотеки, в которых играет важную роль закон об авторских правах, в частности, его статьи, касающиеся электронных документов и материалов. Это, так называемый стол зарезервированных материалов, на котором преподаватели оставляют свои заявки, хранят какие-то источники, какие-то ресурсы, которые студент может потребовать и использовать внутри библиотеки в течение краткого ограниченного периода времени для подготовки к занятиям. В соответствии с одним из положений закона об авторских правах университет может разрешить отдельным преподавателям положить какие-либо материалы для использования студентами на один семестр. По истечении этого срока, если материалы, скажем, нужны в следующем семестре, преподаватель должен обратиться в соответствующие инстанции — будь то издательские дома или авторы — чтобы попросить разрешение на пролонгацию этого срока и договариваться (в соответствии с буквой закона), чтобы студенты могли продолжить использование этих материалов.
В соответствии с другим положением закона об авторских правах, когда библиотека университета пользуется межбиблиотечным абонементом, то можно пять раз запросить из другого университета, из другой библиотеки источник одного и того же наименования. Соответственно, если за год библиотека исчерпала этот лимит, но, по-прежнему, нужен этот конкретный журнал, альманах, научное издание, то библиотека обязана на него подписаться и хранить его в своем фонде.
Что касается видео- и аудиоматериалов, доступ к которым может быть предоставлен через интернет, то библиотека может оставить в режиме резерва для пользования студентам. Библиотека, приобретая видеоматериалы, пытается приобрести право на их публичное воспроизведение. Это значит, можно воспроизводить какие-то отрывки или видеофильмы через интернет или оставлять их в резерве для пользования читателей.
В отношении коммерческих электронных баз данных библиотека пытается предусмотреть возможные спорные ситуации и решить проблемы двумя способами. Во-первых, старается составлять такие соглашения, контракты, лицензии, которые удобны и обеспечивают широкие возможности для читателей. Университет также старается добиться того, чтобы ограничить доступ к этим электронным коммерческим ресурсам только для читателей университета Северной Айовы: сотрудников, преподавателей и студентов.
Что касается оцифровки текстов, то пока библиотека не столкнулась с какими-либо проблемами в этой области, потому что все оцифрованные тексты, документы — будь то университетская газета или какие-то фотографии или др. — это те источники, на которые у библиотеки есть авторские права. Конечно, всем приходилось сталкиваться с какими-то проблемами и может быть даже с нарушениями авторских прав, но нельзя сказать, что для библиотеки Университета Северной Айовы это серьезная проблема. Понятно, что американское законодательство будет совершенствоваться, но ясно и то, что очень быстро эти проблемы не будут решены. Постоянно будут возникать какие-то трудности, связанные с законодательством в области авторских прав.
Светлана Александровна Морозова, заведующая отделом электронных публикаций и информационных ресурсов ФБ РГПУ им. А. И. Герцена:
Скажите, пожалуйста, если произведение, выполненное в рамках служебного задания и оплаченное соответственно университетом, опубликовано издательством университета, есть ли у издательства основания отказать библиотеке того же университета в передаче ей этих произведений в электронном виде. Кому принадлежат авторские права в данном случае?
О. Ф. Бойкова: В соответствии со ст. 14 закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» служебными считаются произведения, созданные автором в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя. В соответствии с этой статьей, если работа выполнялась сотрудником по заданию того или иного учреждения, в том числе и университета, и если сотрудник (преподаватель) связан с этой организацией трудовыми соглашениями, то она вправе решать, что делать с этим произведением: издать его, выставить в интернет. В данном случае университет принял решение опубликовать произведение в издательстве.
Здесь надо четко представлять, какие права есть у издательства, какие — у автора. Эти отношения регулируются трудовым договором автора с университетом и авторским договором автора с издательством. В трудовом договоре может быть предусмотрена обязанность работодателя (университета) выплачивать вознаграждение за использование им служебного произведения, условия использования произведения, в том числе передача его в библиотеку, право указывать свое наименование, либо требовать такого указания при любом другом использовании произведения. Автор (преподаватель университета) имеет личные неимущественные права. В любом случае, как бы не был заключен договор между автором и издательством, у автора остаются личные неимущественные права, т. е. право на имя, право на использование произведения по своему усмотрению.
Автор может напечатать монографию в издательстве, а главы из нее опубликовать в каких-либо журналах. У издательства могут быть только право на переиздание произведения. В данном случае, вне зависимости от того, на каких условиях был заключен трудовой или авторский договор (их может и не быть), библиотеке необходимо обращаться к автору и просить у него разрешение, заключать с ним договор. Если автор дает разрешение библиотеке на использование своего произведения в интернете или локальной сети, то на основе письменного разрешения автора она может это сделать. Немаловажная роль в регулировании этих правоотношений принадлежит администрации учебной библиотеки совместно с проректором по научной работе университета, которому она подчиняется, ведет переговоры с автором и заключает такой договор, который удобен и библиотеке и автору.
Диссертации, которые также являются служебными произведениями, выполненными по заданию кафедры авторами-сотрудниками университета, передаются в библиотеку на основе положений, утвержденных Высшей Аттестационной Комиссией.
Алексей Васильевич Воронцов, доктор филосовских наук, профессор, директор ФБ РГПУ им. А. И. Герцена:
А если издательство и типография — университетские?
О. Ф. Бойкова: Такие издательства или типографии, как правило, являются либо подразделением университета, либо юридическим лицом и действуют на основе авторского договора, заключенного с автором произведения. Автору-сотруднику университета принадлежат личные неимущественные права. Они не могут быть никому переданы, даже если автор согласен на это. В законе есть положение о том, что библиотека имеет право свободно использовать произведение: выдавать его для пользования читателям, отражать сведения о нем в каталогах, электронных каталогах, кроме текста, который может включаться в состав электронных библиотек только в соответствии с условиями, обозначенными в договоре. В данном случае не библиотека заключает договор с автором, а университет, в структуре которого она находится, поскольку не является юридическим лицом.
Сергей Дмитриевич Каракозов, доктор педагогических наук, профессор, проректор по информатизации Барнаульского государственного педагогического института:
А почему не сделать так, как это делается в технических вузах, например, заявки на патенты, на изобретения? Ведь, в принципе то же самое. Авторские права, опубликованные в какой-то статье, или авторские права, которые получают при изобретении. Там есть налаженная система: Федеральный институт интеллектуальной собственности, Роспатент.
О. Ф. Бойкова: В настоящее время в нашей стране действует Патентный закон Российской Федерации (1992), который охраняет имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с признанием авторства и охраной изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, путем установления режима их использования, морального и материального поощрения и защиты прав их авторов и патентообладателей. Закон «Об авторском праве и смежных правах» охраняет личные имущественные права и личные неимущественные права авторов на произведения науки, литературы и искусства. В соответствии с этим законом «автор» — это физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.
Натела Нодарьевна Кузнецова, заместитель директора ФБ РГПУ им. А. И. Герцена:
Законы есть. И пока в них не внесены изменения и поправки, библиотеки обязаны их соблюдать, обнаруживая те обстоятельства, которые позволяют подчиняться этому закону. И здесь ничего сложного нет, т. е. при заключении договора между автором и издательством (в нашем случае — университетом) в нем записывается, что если произведение автора издается, то его электронная версия и печатный аналог передаются в библиотеку университета и автор произведения против этого не возражает. В договор могут быть внесены позиции, что разрешается предоставление электронной копии, ксерокопирование или распространение через интернет, или только по локальной сети, или архивное хранение. В договоре автор отмечает те позиции, с которыми он соглашается, и ставит свою подпись под этим документом. Далее работает механизм передачи.
Естественно, огромную роль играют локальные нормативные акты, принятые в университетской библиотеке. Необходимо разработать порядок принятия и использования этих материалов, как печатных, так и электронных, а издательству — порядок их передачи. Проекты таких совместных документов разрабатываются в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. В университете делается попытка разработать единые документы, регулирующие взаимоотношения между структурными подразделениями: издательством, научно-исследовательской частью и библиотекой. Все документы, кроме локальных библиотечных актов, например, положение о порядке использования или положение о порядке хранения документов и др., подписываются ректором или первым проректором (руководителем университета). Только после этого библиотека имеет право на действия, которые оговариваются в договоре.
Николай Романович Скалон, доктор филологических наук, профессор, директор Информационно-библиотечного центра, Тюменского государственного унитерситета:
Простите, но такой договор не охраняет права авторов, фактически, в нем прописаны условия взаимодействия структурных подразделений университета и материальные выгоды, полученные от реализации продукции.
Н. Н. Кузнецова: Библиотека университета не занимается реализацией книг и никакой прибыли от их продажи не получает. И если подходить к библиотеке с меркой, сколько она за это получила, то эта мерка не видна. Библиотека получает только экземпляры печатных книг. В договоре мы прописываем только те позиции, которые касаются функций библиотеки, имея ввиду закон об авторском праве и не более. Если библиотека нарушает авторские права, то к ней могут быть предъявлены претензии, за которые придется отвечать.
О. Ф. Бойкова: Разрешите дополнить. Данный договор касается только печатных изданий, выпускаемых университетским издательством. Каждый договор индивидуален. Тем не менее закон требует того, чтобы в каждом авторском договоре были прописаны следующие основные позиции: способы использования произведения, срок и территория, на которые распространяется право, размер и порядок выплаты авторского вознаграждения. Остальные позиции договора автор, издательство и библиотека оговаривают в соответствии с теми требованиями, которые будут охраняться, с учетом индивидуальных требований автора. Кроме того, вы, наверное, обратили внимание на то обстоятельство, что на обороте титульного листа или на титульном листе некоторых книг сейчас делаются пометки, что все авторские права принадлежат автору; копирование и предоставление в электронной сети запрещается. Это значит, что все права на эту книгу защищены, и библиотека имеет право только выдавать эту книгу читателю для просмотра.
Вопрос: Как проконтролировать, что читатель может скопировать книгу полностью?
Н. Н. Кузнецова: Где он скопирует?
— На ксероксе, в любом удобном для него месте.
Н. Н. Кузнецова: Библиотека действует в соответствии с законом, а то, что читатель сделал за стенами библиотеки, за это она не несет никакой ответственности.
Реплика: Мне кажется, что библиотеке не надо брать на себя не свойственные ей функции. Библиотека — это учреждение, которое предназначено для общественного использования фондов. Если фонд, какой он теперь не есть — печатный или электронный, значит, все, что с ним делается, должно быть легитимно. И это не забота библиотеки, каким образом используются книги, полученные читателями в библиотеке.
О. Ф. Бойкова: Полностью с вами согласна. Более того, на международной конференции LIBCOM-2004 в Звенигороде сотрудники библиотеки Екатеринбургского государственного технического университета обратились со следующим вопросом. В двух институтах города защищались диссертации на аналогичные темы. Один из авторов диссертации обратился в библиотеку института, где хранилась диссертация другого автора, с просьбой ознакомиться с ней, но библиотекари не выдали диссертацию. Основная причина отказа — библиотека пыталась защитить интересы автора — сотрудника своего института. Правильно ли они поступили в данном случае, не уверена.
Вопрос: Согласно правилам работы с диссертациями, разработанным в РГБ, вузовским библиотекам разрешено выдавать диссертации в период их защиты, а после защиты только с разрешения ректора института. Это положение пока не отменено. Если библиотека поступила вопреки этому положению, значит, она не права. Если в соответствии с ним — то права. Однако следует заметить, что отношения между авторами диссертаций должны выясняться на другом уровне. На каком уровне необходимо получать эти разрешения: ректората, научной части или деканата? Каким образом любой студент может ознакомиться с диссертацией?
Н. Н. Кузнецова: С диссертацией может ознакомиться любой читатель библиотеки — преподаватель, аспирант, студент — по специально оформленному разрешению.
О. Ф. Бойкова: На юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета в факультетском уставе есть положение, что студенты, уличенные в плагиате, могут быть исключены из университета. В научной библиотеке факультета создан рукописный фонд диссертаций и дипломных работ, которые выдаются всем читателям для просмотра только в специальном читальном зале. Библиотекари строго следят за тем, чтобы эти материалы использовались по назначению. Если обнаруживается, что из них вырваны листы или совершены какие-то другие незаконные действия, то читатели серьезно наказываются. Ксеропирование также не разрешается.
Научную ценность и практическую значимость диссертации или дипломной работы определяют не библиотекари, а члены ученого совета или комиссии по защите дипломных работ. Задача библиотекаря — выдать читателю диссертацию или дипломную работу и принять ее в целости и сохранности, но ни в коем случае не регламентировать интеллектуальный труд студента или преподавателя.
Виктор Алексеевич Пантелеев, директор ФБ Нижегородского государственного университета:
На каких условиях могут быть включены тексты диссертаций или других печатных работ в сеть интернет: обязательно заключать с автором договор или необходимо только получить его согласие?
О. Ф. Бойкова: В принципе необходимо и желательно заключить договор или получить письменное разрешение от автора. Конечно, многие преподаватели стремятся передавать в библиотеку университета свои печатные труды. Но когда тексты авторских работ предоставляются в интернете, необходимо заключить письменный договор с автором и тем самым обезопасить себя от всего того, что может в дальнейшем произойти с текстом этого произведения. Именно эти моменты целесообразно оговорить в договоре.
Лариса Витальевна Бобрицкая, заместитель директора НБ Барнаульского государственного педагогического университета:
Можно и нужно ли предусматривать в договоре действия библиотеки на случай плагиата какой-либо работы?
О. Ф. Бойкова: В этом нет необходимости, поскольку библиотека действует в соответствии с условиями договора и не отвечает за действия третьих лиц.
Реплика: Вузовские библиотеки, как правило, способствуют осуществлению учебного и научного процесса. В одном из номеров журнала «Социус» был опубликован следующий факт. Социолог Курского педагогического университета приводит данные, что используют студенты при подготовке курсовых и дипломных работ. Около 60 % курсовых работ скачивается из интернета. Это совершенно откровенный плагиат. Далее, даются задания, которые вообще-то не требуют от студента особых усилий. В электронных версиях в разных вариантах это в принципе все есть. Базовая проблема для университетов и вузов — это плагиат. Это первый тезис.
Второй тезис звучит очень просто, но это очень важно. Электронная библиотека, традиционная библиотека, каким образом сочетать для студента уровень задания, который требовал бы от него работать в этих двух вариантах? И последний тезис. Чтобы здесь ни говорилось об авторских правах, студенты, не скажу, что все, но многие, оказываются в эмпирической реальности и паразитируют на этом.
С. Д. Каракозов: Разрешите еще немного дополнить. Среди аспирантов ходит такой анекдот. Всего три фразы: списал у одного — это плагиат, списал у двух — это компиляция, списал у всех — это диссертация. Так вот, диссертации, что кандидатские, что докторские, в основной своей массе — это набор незаконченных идей. Статьи, книги, учебники, учебные пособия и т. п. — пусть они защищаются авторским правом. Но именно диссертации должны защищаться на уровне патента, потому что в кандидатской диссертации одна, максимум две защищенные идеи, а в докторской — максимум три защищенные идеи. Остальные — на уровне постановочных задач, которые требуют дальнейшей доработки и защиты.
Реплика: При правильной постановки требований к научной работе никакая компиляция, никакое дублирование невозможно. Значит, такова научная работа в данном вузе.
О. Ф. Бойкова: Уважаемые коллеги! Научная, культурная, общественная и практическая значимость диссертационной работы определяется ученым советом университета. Что касается скачивания студентами текстов курсовых и дипломных работ, то преподаватель обязан знать все, что находится в интернете по своей тематике и никогда не давать студентам тех тем, которые там есть, либо так формулировать задания, чтобы студенты вынуждены были серьезно работать.
С. А. Морозова: Мы немного ушли в сторону от наших проблем. Давайте вернемся к проблемам библиотек и к тем, кто практически делает электронную библиотеку. Возможно ли в настоящее время сканирование книги 1925 года издания?
О. Ф. Бойкова: В соответствии с Законом «Об авторском праве и смежных правах» произведения автора охраняются в течение всей его жизни и 50 лет после его смерти. Если этот срок истек, то библиотека имеет право копировать или сканировать книгу, хранящуюся в ее фонде, особенно, если данная книга является библиографической редкостью. Но у библиотеки могут возникнуть и проблемы, например, на некоторые произведения М. Булгакова — «Собачье сердце» и другие, которые были впервые опубликованы официально только в 1990-е, несмотря на то, что автор умер более чем 70 лет назад, срок охраны авторского права не истек. Следует также отметить, что в соответствии со ст. 19 Закона библиотека имеет право сделать страховую копию книги в целях сохранности фонда.

Материалы круглого стола «Электронные библиотеки и библиографическая продукция библиотек в электронном виде: проблемы авторского права» (Санкт-Петербург, Международная научно-практическая конференция «Университетские библиотеки: прошлое, настоящее и будущее»).
Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы