Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 9 (21)'04 - КНИГОЧЕЙ
Терпкое ощущение бытия
Евгения Семеновна Чернина, научный сотрудник Федерального центра консервации библиотечных фондов (ФЦКБФ) при РНБ, кандидат технических наук,

Михаил Матвеевич Чернин, инженер-технолог

Воскресным августовским днем к нам домой на Пражскую пришел Саша Гиневский и принес в подарок сразу две книги — одна его,
только что вышедшая, — «Акварели», другая — годичной давности — нашего общего знакомого Кости Кузьминского.
И того, и другого автора мы знаем уже почти половину века, с дней нашей молодости. Вначале они не были связаны друг с другом, потом познакомились и стали друзьями. Недаром на обложке книги Кузьминского просматривается фотография, где они рядом.
Но — по порядку.

О Саше
Александр Михайлович Гиневский многим известен как детский писатель и поэт. Его прозаические книжки, выходившие из печати в 1977—1991 гг., хорошо знакомы детям. Главные достоинства его произведений — исключительная искренность, душевность, единение с миром природы, с которым связаны их герои, как дети, так и взрослые. Те и другие постоянно находятся в контакте друг с другом, их отношения проникнуты исключительным теплом, добротой и взаимопониманием. Взрослых читателей бесхитростные детские рассказы переносят в далекий, но не забытый большинством из них мир, полный мечтаний и открытий.
Нам довелось присутствовать на встрече Саши с читателями в одной из школ Петербурга. Дети (кажется, это был второй или третий класс), выйдя к доске, с упоением разыгрывали рассказ Гиневского «Однажды у молочной бочки». Сюжет прост: очередь за молоком, мальчик (любимый герой Сашиных рассказов — Вовка) размышляет на разные темы — например, что будет, если дома на кухне кроме водопроводных кранов появится еще один, из которого течет молоко. Очередь движется медленно. Перед Вовкой стоит девочка с зонтиком, завязывается знакомство. Грубоватый, снисходительный тон мальчика скрывает проснувшийся интерес к новой знакомой…
Каждый из «актеров» произносит из рассказа всего несколько фраз, а иногда и одну, но все с головой уходят в игру. Увлечены и довольны «представлением» сидящие за партами зрители. Доволен и сам автор — мужественный и сильный человек, участвовавший в геологических экспедициях, тушивший лесные пожары, познавший нелегкий труд монтажника-наладчика… В военное время ребенком он оказался в детском доме, не отсюда ли пронзительное стремление многократно возвращаться в детство, но уже в иное — без постоянного ощущения голода и неустроенности? Автор, в жизни которого было немало лишений и трудностей, почти во всех своих произведениях полон оптимизма.
Рассказ про молочную бочку вошел в книгу «Акварели», как и еще несколько уже знакомых читателям рассказов. Даже простое перечисление их названий много говорит об авторе, так и видится любовь к героям, легкий совсем не обидный для ребят юмор: «Если быстро спать», «Мы завтра должны заболеть», «Дела поросячьи», «Лентяйское сочинение», «Императорская собака».
Сашины стихи для детей — короткие, четкие, веселые иногда печатались в журналах, а в книгу вошли впервые. Предваряя авторский текст, писатель Валерий Попов, отмечает: «Читая их, <…> ощущаешь в себе лучшие свои качества, оставшиеся с детства: непосредственность, свободу, любовь к игре».
В книгу также включены «взрослые» стихи и рассказ, отражающие значительный диапазон творческого дарования автора. Их отличает необыкновенный лиризм, одухотворенность, «терпкое ощущение бытия», глубина и неподдельная любовь к нашей природе и к городу. В частности, рассказ «Мостки, пролетка и Нева», написанный Сашей в молодости, можно отнести к лучшим отечественным рассказам о Петербурге (тогда — Ленинграде), изданным в послевоенные годы.
Остается только пожалеть о том, что взрослые произведения Гиневского публикуются впервые и до сих пор оставались неизвестны широкому кругу читателей…

ККК
Константин Константинович Кузьминский — великолепный поэт и переводчик, имеющий многочисленных учеников, исключительно талантливый человек, прекрасный собеседник, блестяще знающий литературу и живопись, в молодости друживший с Бродским и до сих пор — со многими другими деятелями культуры и искусства. В Петербурге на Конногвардейском бульваре жил до июля 1975 года, здесь собирался его круг, устраивались неофициальные выставки, подготавливались материалы «самиздата». Много писал, его ранние стихи, в том числе любовная лирика, сродни поэзии Серебряного века…
Костя Кузьминский… Не верится, что прошло столько лет! Кажется, еще совсем недавно его в нашем городе знали все. Если не были знакомы, то хотя бы видели: либо на улице, либо в кафе на углу Невского и Владимирского — в знаменитом «Сайгоне». Видели одного из самых главных в Питере хиппи — с огромными голубыми глазами, лохматой гривой волос, с бородой, ниспадающей на голое тело, которое выглядывало из нараспашку открытой кожаной куртки и несло на себе цепь с крестом… «Забияка» с вечной склонностью к эпатажу, презирающий установленные властями правила — живущий по своим. Уехав навсегда в Америку, не потерялся и помог не потеряться многим другим: составленная им совместно с Григорием Ковалевым и вышедшая в США пятитомная (9 книг) «Антология новейшей русской поэзии у Голубой Лагуны» включает в себя произведения огромного числа поэтов авангарда. Это своего рода подвиг верности поэзии современников — друзей, знакомых и незнакомых поэтов, в значительной степени тех, чьи имена до указанной публикации были мало кому известны…
Так или иначе, о ККК доходят до нас сведения. Он ведет обширную переписку, и круг адресатов постоянно расширяется. Некоторые не только пишут, но и приезжают к нему в гости. Недавно его посетил Саша Гиневский, вернулся с массой впечатлений и с многочисленными фотографиями.
В 2003 г. в издательстве «Петербург — XXI век» вышла книга К. К. Кузьминского «Не столько о поэтике, сколько — об этике: Книга писем». Она содержит 42 письма Кости к А. Л. Майзель, являющейся совместно с С. П. Ловчановским ее составителем. Книга начинается рассказом Майзель о Кузьминском и истории ее знакомства с ним. А завершается — отнюдь не сорок вторым письмом, а необычным «горячим» послесловием, написанным Ловчановским, а еще о ККК здесь говорят Михайлов, Гиневский, Эрль. Казалось бы, письма личные и четко указан адресат — но адресатами с удовольствием становимся мы все, читатели этой книги. Ведь, как очень верно отмечает Ловчановский, текст воспринимается как повесть, где «…что ни письмо, то главка, то глава». И фотографии… И стихи…

Гиневский А. М. Акварели: стихи и проза. — СПб.: «Петербург — XXI век». — 2004. — 160 с.
Кузьминский К. К. Не столько о поэтике, сколько — об этике: Книга писем. — СПб.: «Петербург — XXI век». — 2003. — 400 с. илл.
Фото А. Г. Михайлова
Тема номера

№ 4 (454)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы